СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этническая культура донбасса «нет милому сердцу дороже, чем край мой родной»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Познание наших корней»

Собирая и обрабатывая исторические материалы об особенностях народов живущих на Донбассе мы выяснили, что основным богатством края является уголь. Именно уголь, который вплоть до середины ХХ века именовался «хлебом промышленности», радикально изменил наш край, превратив его в один из важнейших промышленных центров.

Выжженные солнцем и иссушенные восточными ветрами-суховеями ковыльные и полынные травы, оголённые участки лишённой влаги и потрескавшейся земли – таков был в недалёком прошлом пейзаж донецкого края. Для многих народов донецкие степи были лишь местом пастбищного животноводства. Донецкие степи стояли на пути переселений народов. Неудивительно, что через степи прошли скифы, сарматы¸ гунны, готы, аланы, хазары, печенеги и половцы.

 

Просмотр содержимого документа
«Этническая культура донбасса «нет милому сердцу дороже, чем край мой родной»»

Актуальность проекта:

Именно сегодня, как никогда, на первом месте стоит развитие и консолидация нашего общества, развитие чувства патриотизма, укрепление духовного единства, гордости за наш регион – Донбасс. Донбасс является «сильным» регионом. Это означает не только экономическую мощь, но и высокий уровень духовной культуры населения региона. Многовековая историческая связь, взаимное сотрудничество народов, населяющих территорию Донбасса, являются основой взаимопонимания и доброжелательства в современных условиях.

В развитии Донецкой Народной Республике одной из главных задач есть возрождение культурно-исторических традиций. В данных условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных ценностей культуры Донбасса, так как его будущее зависит от молодого поколения.

Цель проекта:

Целью данной работы стало исследование народных обычаев, верований и обрядовой практики населения Донбасса. Формирование этнической культуры, социальной активности, высокого патриотического сознания. Воспитание толерантности, уважения к народным обычаям, традициям и культурным ценностям многонационального народа Донбасса.

Задачи проекта:

  1. Поддерживать народные традиции, способствующие укреплению духовного единства.

  2. Активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся.

  3. Развитие коммуникативных навыков.

  4. Усиление роли школы в воспитании подрастающего поколения, в формировании установленного, принятого порядка поведения.

Участники проекта:

Руководитель проекта: Шевкунова Н. Л., учитель начальных классов.

Участники проекта: обучающиеся школы и их родители, учителя школы.

Описание проекта:

Проект представляет собой интегрированный комплекс исследовательских, поисковых, творческих видов деятельности школы и обучающихся.

Он направлен на формирование высокой этической культуры, на поддержание народных традиций, способствующих укреплению духовного единства.

Реализация проекта осуществлялась по следующим направлениям:

Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, культивирование высокой этнической культуры, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.

Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Донбасса, его судьбы; изучение истории Донбасса, понимание менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов, населяющих его территорию, изучение истории региона. (Приложение 1)

Деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к поставленной проблеме, стремление к активному проявлению трудовых качеств в интересах успешного выполнения поставленных задач.

Все эти направления взаимосвязаны между собой, объеденены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными основами, принципами, формами и методами этнического воспитания в школе.

Юные краеведы, занимаясь исследованием духовной культуры Донбасса, собрали сценарии народных праздников (в которых приняли участие) (Приложение 2), рисунки и сделанные своими руками писанки и крашанки, (Приложение 3). оформили творческие работы «Моя семья» (Приложение4)

Рабочий план реализации проекта

Содержание работы

Сроки

Ответственный


Подготовительный этап



1

Разработка проекта

2013

Шевкунова Н.Л.

2

Составление плана работы

2013

Шевкунова Н. Л.

3

Создание творческой группы

2013

Шевкунова Н. Л.


Практический этап



4

Сбор и обработка исторических материалов об особенностях народностей на Донбассе

2013-2014

Творческая группа обучающихся, Шевкунова Н. Л.

5

Сбор и обработка семейных и этнических особенностей празднования народных праздников на Донбассе

2014-2015

Творческая группа обучающихся начальных классов

6

Оформление электронной презентации «Народные обычаи населения Донбасса»

2016

Шевкунова Н. Л., творческая группа обучающихся начальных классов

7

Проведение классных часов по этнической толерантности

2016

Учителя школы

8

Оформление творческих работ «Моя семья»

2015

Обучающиеся начальных классов


Подведение итогов



9

Выставка работ « Красавица крашанка»

2014

Шевкунова Н. Л.

10

Участие в колядовании

2014

Шевкунова Н.Л., творческая группа обучающихся начальных классов

11

Выставка творческих работ «Моя семья»

2016

Шевкунова Н.Л., творческая группа обучающихся начальных классов


Прогнозируемые результаты и реализация проекта:

Собранные нами материалы, созданная на их основе электронная презентация, разработанные классные часы, фотографии могут быть использованы педагогами на уроках окружающего мира в начальных классах и на классных часах.

Мы думаем, что проделанная нами работа углубит знания школьников, а главное – покажет и расскажет о этнических особенностях, обычаях, народных праздниках многонационального Донбасса.

Рассчитываем, что данная работа поможет лучше узнать особенности народностей Донбасса и послужит стимулом к изучению своей семьи, истории происхождения родов.

Результативность :

В процессе работы обучающиеся научились правильно оформлять проекты. Приобрели навыки самостоятельного поиска необходимой информации пользуясь разными источниками, практического применения собственных знаний и умений.

Благодаря участию в проекте у обучающихся развился интерес к истории своей семьи, своего народа и своего края.

Приобретённые знания и опыт станут полезными в дальнейшей деятельности обучающихся.

Дети вместе с родителями активно принимают участие во всех мероприятиях, которые направлены на взаимодействие семьи и школы.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СНЕЖНОЕ

СНЕЖНЯНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 5




РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

«ДОНБАСС – МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»



ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДОНБАССА

«НЕТ МИЛОМУ СЕРДЦУ ДОРОЖЕ, ЧЕМ КРАЙ МОЙ РОДНОЙ»


Руководитель:

Учитель начальных классов

первой категории

Шевкунова Н. Л.

Участники:

Обучающиеся начальных классов





город Снежное, 2015

Приложение 1

«Познание наших корней»

Собирая и обрабатывая исторические материалы об особенностях народов живущих на Донбассе мы выяснили, что основным богатством края является уголь. Именно уголь, который вплоть до середины ХХ века именовался «хлебом промышленности», радикально изменил наш край, превратив его в один из важнейших промышленных центров.

Выжженные солнцем и иссушенные восточными ветрами-суховеями ковыльные и полынные травы, оголённые участки лишённой влаги и потрескавшейся земли – таков был в недалёком прошлом пейзаж донецкого края. Для многих народов донецкие степи были лишь местом пастбищного животноводства. Донецкие степи стояли на пути переселений народов. Неудивительно, что через степи прошли скифы, сарматы¸ гунны, готы, аланы, хазары, печенеги и половцы.

С VІІІ века в крае начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От них остались названия реки Северский Донец. В 1223 году произошла первая битва русских князей с монголами на территории нынешней Донецкой области. С этого времени и вплоть до эпохи ХVІІ века хозяевами края были татары. По мере упадка Золотой Орды татарские города исчезли и степи вновь приняли первобытный пустынный вид.

Во второй половине ХVІІ века началась масштабная миграция малороссов на восток. Северная часть нынешнего Донбасса стала в те времена частью Слобожанщины. Здесь вперемешку селились донские и запорожские казаки, беглые крестьяне из Левобережной Украины и Южной России. В 1668 в Маяках, например, жили 100 русских московских «людей» и 37 «черкасс» украинцев. В казачьих поселениях вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Изюмские и донские казаки стали варить соль не только в Славянске, но и на Бахмутке. Помимо соли, казаки прекрасно знали о каменном угле. Кроме того, казаки научились добывать свинцовые руды.

В царстве Елизаветы Петровны большие размеры приняло переселение южных славян. С 1752 года в край стали прибывать сербские переселенцы. Они основали ряд военно-земледельческих поселений составивших Славяносербию.

Число сербов среди поселенцев было не велико, к 1762 году всё население Славяносербии составляло 10076 человек (2627 молдован, 378 сербов, остальное население состояло из болгар, великороссов – старообрядцев, малороссов и поляков). Эта пёстрая и разноязычная масса ассимилировалась с коренным малорусским населением и приняла его язык и внешний облик.

Систематическое заселение края иноземцами продолжалось. Уже в 1778 году на южном берегу поселились выведенные из Крыма греки численностью 31 тысяча человек, осевшие на территории от реки Берды до реки Кальмиуса. Центром греческих поселений стал город Мариуполь.

В 1788 году стали селиться немцы-колонисты.

Мнение о том, что Донбасс представляет собой «этнотерриториальную общность», для которой характерна «коалиция украинцев и русских» и соответствующий ей «культурный синтез», к настоящему времени является глубоким заблуждением. Во второй половине ХХ века на Донбассе происходили интенсивные процессы этногенеза, обусловленные последней «волной» урбанизации и развития массовых коммуникаций. В результате здесь сформировался новый этнос, в современных исследованиях определяемый термином новороссы. Новороссы, составляющие 90 % населения Донбасса, в подавляющем большинстве являются людьми, имеющими предков из нескольких «старых» этносов и уже по этому не могут быть отнесены ни к одному из них. Никаких реальных социокультурных различий, например, между потомками украинцев и русских на Донбассе, уже как минимум во втором поколении говорящих на одном языке и усвоивших одни и те же ментальные и поведенческие модели жизни практически не существует.

Этнические украинцы и великороссы, сохранившие свои языковые, ментальные и поведенческие особенности в настоящее время здесь не превышают численно представителей других «национальных меньшинств» (кавказских народов, греков, евреев, цыган, татар, белорусов, немцев, болгар и других).

Донбасс - полностью многоязычный регион. Благодаря влиянию стабилизирующего русского этнического компонента в Донбассе, где проживают более ста национальностей, никогда не было серьёзных этнических конфликтов.





















Приложение 2

«Коляд, коляд, колядница»

Колядовать принято на Рождество. В этом колоритном обряде хитро переплелись традиции язычества и христианства. Колядуют шумной, многочисленной компанией ряженых, с Вифлиемской звездой, вертепом, масками, костюмами и конечно колядками.

Для того чтобы колядовать мы приложили немало старания:

- Собрали весёлую компанию желающих колядовать.

- Выбрали «михоношу» - того, кто носил мешок для даров.

- Сделали Звезду.

- Разучили тексты колядок.

- Приготовили костюмы.





А в Ерусалиме рано зазвонили –

Радуйся, ой, радуйся, земле!

Развесёлый Божий Сын,

Божий …народился.

Мы к тебе, хозяин, с добрыми вестями –

Радуйся, ой, радуйся, земле!

Развесёлый Божий Сын,

Божий …народился.

Пресвятая Дева сына породила –

Радуйся, ой, радуйся, земле!

Развесёлый Божий Сын,

Божий …народился.

А к тебе хозяин, три праздничка в гости

Радуйся, ой, радуйся, земле!

Развесёлый Божий Сын,

Божий …народился.

А что первый праздник – Святое рождество,

Радуйся, ой, радуйся, земле!

Развесёлый Божий Сын,

Божий …народился.

А что другой праздник – Святое Крещенье,

Радуйся, ой, радуйся, земле!

Развесёлый Божий Сын,

Божий …народился.

А что третий праздник – Василий Великий,

Радуйся, ой, радуйся, земле!

Развесёлый Божий Сын,

Божий …народился.


Коляд. Коляд, колядушек –

Хорош с медком оладушек!

А без меду – не таков,

Дайте, тётя, пирогов!

*******

Вам звоночками позвоним

С пожеланьем и поклоном.

Мы пришли колядовать,

С Рождеством вас поздравлять!

Добрый вечер добрым людям!

Пусть весёлым праздник будет.

С Рождеством вас поздравляем.

Счастья, радости желаем!

Щедрый вечер, добрый вечер!

Добрым людям на здоровье!














Приложения














Приложение 3

«Дорого яичко к Христову дню»


На писанке краски играют,

Всеми цветами розцветают.



Небом пасхальным

Голуби летали,

Перьям радужным

Солнце расписали.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!