СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнофутуристы. Современные художники Республики Коми проект.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество этнофутуристов Мякишева и Лисовского еще не стало историей. Это наши современники.

Просмотр содержимого документа
«Этнофутуристы. Современные художники Республики Коми проект.»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ПЕЧОРА».

МОУ «СОШ» п. КАДЖЕРОМ









ЭТНОФУТУРИСТЫ.

СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ



ПРОЕКТ.





Исполнитель: Гончар А.,

ученица 8 класса.

Руководитель: Лалаева Л. А.,

преп. МХК.















Каджером, 2014

Содержание.





Введение………………………………………………………3

1. Паспорт проекта…………………………………………….4

2. Этнофутуристы. Современные художники

Республики Коми.…………………………………………...5

2.1. Юрий Лисовский…………………………………………6

22. Павел Микушев…………………………………………..17

Заключение……………………………………………...…….25

Литература..…………………………………………………...26

ВВЕДЕНИЕ.

Несколько лет назад, на одной из первых научных конференций в нашей школе была представлена исследовательская работа «Художественные предпочтения старшеклассников». Исследователь сделал вывод: мы не знаем, не интересуемся, не ценим в должной степени искусство и культуру собственного края, а зачастую скептически реагируем на то, чем должны гордиться! Тогда был задуман проект, который должен был познакомить с интересными, талантливыми современными художниками республики.

Было создано несколько презентаций цикла «Наш современник. Искусство Республики Коми». Презентация, посвященная Татьяне Васильевой, открывает цикл работ о наших земляках и современниках,

которые своим творчеством поднимают культуру и искусство республики на новый уровень. Следующая работа была посвящена Аркадию Мошеву.

Моя работа – продолжение этого направления. Цель –создание небольшой презентации для уроков искусства, которая изменит равнодушие на интерес к искусству родного края.

Многие ребята считают, что все самое интересное и передовое происходит только в столичных городах, но и в наших краях есть художники, чье творчество покоряет сегодня мир.

Для достижения этой цели необходимо было собрать материал и изучить уровень современного состояния художественной культуры республики Коми.

В работе использовались следующие методы:

- поиск источников информации;

- сбор и обработка данных;

- консультации;

- работа с мультимедиа.

Созданную презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры при изучении искусства нашей республики.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

«НАШ СОВРЕМЕННИК. ИСКУССТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ».

Название: Этнофутуристы. Современные художники Республики Коми.

Руководитель – Лалаева Любовь Авенировна.

Учебный предмет – Искусство.

Сопутствующие предметы: ИСКУССТВО, ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ.

Рассчитан на возраст 13-17 лет.

Состав проектной группы: Гончар Анастасия.

Тип проекта: информационно-исследовательский, долгосрочный, региональный.

Практическая цель проекта: использование на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, внеклассных мероприятиях.

Педагогические цели:

- активизация познавательной деятельности;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- воспитание патриотизма и толерантности.

Задачи проекта: формировать умения:

- обосновать выбор персоналий, отбор и анализ информации (иллюстраций, фото), вычленение главного, способность к обобщению;

- владение компьютерной грамотностью.

Результатом работы станет цикл презентаций, посвященный современному искусству нашей республики. В процессе работы участники проекта изучают современное состояние художественной культуры края, для чего используют различные источники информации: книги, периодические издания, телепередачи и видеозаписи, ИНТЕРНЕТ.



Необходимое оборудование:

Компьютер, медиапроектор, экран.

Этнофутуристы. Современные художники Республики Коми.



Мы знаем футуриста Маяковского, в старших классах будем изучать творчество кубофутуристов Крученых и Бурляка, эгофутуриста Северянина.

Творчество этнофутуристов Мякишева и Лисовского еще не стало историей. Это наши современники.

ЭТНОФУТУРИЗМ (греч. ethnos – народ, племя; лат. futurum – будущее) – художественно-стилевое течение, дек­ларирующее приверженность к родному языку, глубинной (архетипической) культурной традиции, её образам и символам, возникло на основе обращения к южноэстонской этнокультурной и языковой традиции (народности сету и выру). В 1990-х гг. распространился среди поволжских и пермских финно-угров. В течении Э. участвуют литераторы, художники, музыканты, фольклор. коллективы, приверженцы этнических религий, культурологи и т.д. Иногда Э. определяется как диалог народ. культуры с художествен. практикой постмодернизма. Целью Э. является, с одной стороны, сохранение и развитие родного языка и национал. традиций, с другой – выход в мировое культурно-информа­ционное пространство.

















ЮРИЙ ЛИСОВСКИЙ.

    Родился в 1964 году в г. Шепетовка (Украина).
В 1990 году окончил художественное отделение Сыктывкарского училища искусств.

Направление этнофутуризм является для Юрия Лисовского не столько желанием осязать «забытые тени предков», сколько с личностным самоутверждением, поле для которого было выбрано не случайно. Советская эпоха произвольно перемешивала население шестой части земного шара. В этих условиях уроженец Украины, южанин, вполне мог обрести новую родину на Севере. Загадочная и малоизвестная мифология северного края заворожила молодого художника, стремившегося к поиску собственного стиля, стала основой его работ.

В отличие от многих советских мигрантов, равнодушных к прошлому тех мест, куда забросила их судьба, Лисовский пытается обрести органическую связь с новой почвой, пустив корни в толщу её культурного слоя. Одновременное существование в культурных традициях Юга и Севера, Запада и Востока, побуждает художника смотреть на каждую из них отстраненно. Постоянное движение смысла между разными системами визуальных стереотипов порождает внутренний динамизм произведений Юрия Лисовского.



Важным направлением деятельности Юрия Лисовского стала работа главным художником журнала «Арт», который выходит в Республике Коми с 1997 года и выгодно выделяется среди подобных изданий России оригинальным оформлением. «Арт» отличен своей формой и от аскетических толстых журналов, практически лишенных художественного облика, и от современных гламурных изданий, манящих неприхотливого потребителя яркими цветами и соблазнительными округлостями. Основой изображения на обложке журнала стал образ лабиринта, меняющегося, но сохраняющего верность принципам своего построения. Вначале плоскостной, лабиринт приобрел затем стереометрический вид, сохраняя значимость модели современной культуры, сложной и многообразной. В зависимости от содержания очередного номера журнала узор основы прорастает поверхностными изображениями, создающими каждый раз новую композицию. Внутри журнал оформлен графическими заставками, основу которых образуют работы самого Юрия.
В работах Юрия Лисовского нашла отражение и древняя история финно-угорских народов. Но однозначного ответа, что же выражено на конкретном полотне, наверное, не может дать даже сам художник. Каждый из зрителей тоже по-своему объясняет смысл его ассоциативных картин «Сон птицы», «Родовое дерево», «Рыба желаний», «Царь-гриб»... Стоит заметить, что сегодня этнофутуризм, в жанре которого работает сыктывкарский мастер, во всем мире переживает подъем и расцвет. Очень популярны вернисажи этнофутуристов и в финно-угорских регионах.

 

Талантливый человек талантлив во всем. Это подтверждает и разнообразное творчество Юрия Лисовского. Художник является автором пяти официально зарегистрированных на международном уровне изобретений, причем сделанных в разных областях. Кто-то на открытии сравнил мастера с человеком эпохи Возрождения. Правда, виновник торжества все высокие эпитеты, прозвучавшие в этот день в его адрес, воспринимал со смущенной улыбкой. Зато с удовольствием объяснял, откуда взялось такое интригующее название выставки. «Так сошлось, что и я, и мой сын родились 11 числа. Под одиннадцатым номером значится и наш регион – Республика Коми. Единица в художественном представлении – это копье. А две единицы – два копья. Копья, как известно, направлены вверх, к небу. Вот и я пытаюсь, образно говоря, достучаться до небес».

Юрий Лисовский представляет не такой уж редкий сегодня тип художника, избравшего для творческого воплощения чужую культуру. Современный мир характеризуется прозрачностью социокультурных границ, проникновение через которые творческой личности стало одним из самых плодотворных направлений развития художественного процесса. Поэтому приход Юрия в этнофутуристическое движение связан, вероятно, не столько с желанием осязать «забытые тени предков», сколько с личностным самоутверждением, поле для которого было выбрано в общем-то случайно. Советская эпоха произвольно перемешивала население шестой части земного шара. В этих условиях уроженец Украины, южанин, вполне мог обрести новую родину на Севере, постигнуть вечные законы универсума в образах коми культуры. Ветер перестройки, будоражащий и вдохновляющий, застиг Юрия в момент обретения художественного самосознания. Загадочная и малоизвестная мифология северного края заворожила молодого художника, стремившегося к поиску собственного стиля, стала основой его работ. В отличие от большинства советских мигрантов, равнодушных к прошлому тех мест, куда забросила их судьба, Лисовский пытается обрести органическую связь с новой почвой, пустив корни в толщу ее культурного слоя.
В то же время, Юрий становится человеком многих культур, полем личностного диалога Юга и Севера, Запада и Востока. Будучи принят и там, и там, он в каждом из людских сообществ оказывается чужаком, обретая в результате иносоциальное, транскультурное бытие, сама природа которого побуждает художника к постоянным перемещениям из одного состояние в другое. Одновременное существование в разных культурных традициях побуждает художника смотреть на каждую из них отстраненно. Постоянное движение смысла между разными системами визуальных стереотипов порождает внутренний динамизм произведений Юрия.
Одна из серий его графических работ так и называется: «Переход». По существу — это индивидуально пережитая космогония, воплощенная в традиционных образах северного мира. Не случайно здесь подробно разработана тема возникновения семьи как порождения частично преодоленных различий между полами и культурно освоенной водной стихии. Влекущая мужчину и женщину, таинственность иного начала становится символом процесса миросозидания и мирообретения. Река становится здесь границей, идущие по берегам которой люди из разных миров стремятся к соединению с другим и продолжению себя. Озеро становится оформлением вселенной, в центре которой лежит бесконечно беременная Рыба, а по краям юноши и девушки ведут свой нескончаемый Танец. Соединение мужского и женского происходит в лодке, посреди потока, над тенью гигантской рыбы, в ячейках уходящей в глубины сети. Устойчивость взаимодействия двух мировых начал подчеркивается композицией рисунков. Динамичная орнаментальная многочастная полоса, обрамляющая все работы цикла, прорастает внутрь произведений, разделяя большинство изображений по горизонтали. Верхняя и нижняя половины при этом, как правило, отличны как по объему, так и по семантике. Дополняя традиционную космологию коми своим индивидуальным мировидением, художник чаще связывает мужчину с нижним темным хтоническим началом, а женщину – с верхним, гармонизированным образами светил и мирового древа.
Задачу преодоления границ у Юрия обычно решает мужчина, устремлённый не только к подруге и детям, но и к овладению пространством, со всеми его составляющими. Мужская активность в большинстве случаев направлена вверх. Герой тянется к небесам, стремясь взлететь или коснуться сердца звучащего света, но иногда им движет агональная страсть к победе, а временами его манят темные глубины нижнего мира. Неутомимые анонимные герои, сходящиеся на равных со стихиями, проникающие в мистическую суть вещей, напоминают самого художника: изобретателя и экспериментатора, не устающего удивляться природе бытия и находить истоки ее трансформаций. Технологическая изобретательность Юрия Лисовского связана, по-видимому, с потребностью не только изображать подвижность мироздания, но и самому участвовать в этом процессе. Одна из последних находок, сделанных художником, послужила основой для создания совместно с Павлом Микушевым проекта «Открытие света», частично осуществленного зимой 2006 года.

Основной изобразительный эффект достигается за счет цветовой метаморфозы выставочного пространства, происходящей при смене типа освещения: едва заметные при обычном свете белые изображения, становятся черными при флуоресцентном освещении, образуя единую композицию с изначально четкими рисунками. Организация выставочного пространства позволяет наглядно продемонстрировать несовершенство нашего восприятия мира, значительная часть которого остается сокрытой от взоров непосвященных. Изменяемое освещение символизирует стремление человека обрести утраченную целостность света (мира) во всех его вариантах, неутолимое желание проникнуть через границы, обозначенные возможностями наших органов чувств, синтезировать мифологическое, христианское, современное представления о космосе. Замкнутое пространство выставки задает круговую модель движения взгляда и смысла, развития творческого замысла, зрителя и образно-символического ряда. Смена типов освещения создает циклическую организацию времени внутри выставочного пространства, характерную для мифологической культуры. Динамизм при этом не противоречит целостности композиции и процесса ее восприятия, но становится необходимым элементом их конституирования. Переменное освещение выставочного пространства, появление и исчезновение его частей, раскрывают неполноту нашего видения окружающего мира и демонстрируют возможности особого типа зрения, который может быть назван глубинным или сакральным. Наличие этого зрения утверждается мифологическими и религиозными представлениями народов мира, уверенными в существовании иной реальности, увидеть которую может только посвященный человек. Необходимы особые способности и духовный опыт, чтобы попасть в иное измерение и затем рассказать о нем другим, непосвященным людям, стимулировав их внутреннее развитие. Образно-символический ряд, создающий выставочное пространство, является одновременно декоративным панно, игрой свето-цвето-тени, движением мифологических сюжетов и персонажей и текстом, образованным древними символами, требующими расшифровки и прочтения.

Графическая серия «Кад изки» («Жернова времени») представляет концентрические схемы мироздания, в основу которых легли изобразительные системы северных петроглифов и древнепермского бронзового литья. Основанием композиции послужило все то же архаичное представление Круга мира, земли, времени, философски воплощенное в идее Сферы, как наиболее совершенной формы, символа Единого. Каждый из сфероидов Юрия Лисовского воплощает все эти смыслы, представляя их то в сложной многочастной и многофигурной композиции, то в лаконичном символическом изображении. К последним относятся, прежде всего, очевидные солярные образы. Художнику удалось показать здесь общую основу языческих и христианских символов небесного начала, предстающего как Лик, Крест или Троица. Архетипичность этих образов делает их узнаваемыми для человека любой культуры, создавая почву для взаимного понимания.

В древности круг воспринимался как динамичная форма, главная модель движения. Юрий создал ряд очень энергичных концепторов, представляющих развитие мира то центробежно, то центростремительно, то, как результат столкновения разных частей. Важнейшим композиционным принципом здесь оказывается деление сфероида на центральную и периферийную части. В тех случаях, когда центр выражен четко и статично, изображение в целом символизирует сложившийся, гармоничный Космос, активность в котором сосредотачивается по краю, где происходит соприкосновение с хаосом, смешение упорядоченных и аморфных элементов. В некоторых работах центром становится мир человека, например, оленевода, изображенного в окружении стада, стойбища с любимым художником чумом. Нестабильность центра создает модель возникающего или гибнущего мироздания, лишенного четкой структуры. Клубок извивающейся нити в центре может обозначать непознаваемость высшего начала, сути сущего. Идея развития неотделима от восприятия времени, на что указывает и название серии. Конкретным артефактом, повлиявшим на этот цикл работ Лисовского, является древний коми промысловый календарь, отлитый в виде бронзового круга с изображением различных животных, символизирующих времена года и периоды охоты. В жерновах фигурки животных, людей, зверолюдей выстраиваются в хороводы, демонстрируя дискретность целого, многообразие его феноменов.

Для многих работ сферического цикла характерна символизация мироздания как взаимодействия двух начал. В отличие от серии «Переход», здесь очевидней выражена их несводимость к мужскому и женскому. Сфероиды менее личностны и чувственны, более концептуальны и универсальны. Даже редкая для творчества Юрия эротическая сцена не поддается однозначному прочтению: застывшие в круговой симметрии фигурки скорее воспринимаются как персонификации вечного, чем как люди, занимающиеся любовью. Противостоящие друг другу темные и светлые сегменты сфер (или черная и белая сферы вписанные в круг) неантагонистичны. Скорее они предстают как тени или отражения друг друга. Иногда между ними происходит видимое взаимодействие (например, нижний мир прорастает в верхний). Стероидный цикл работ в целом является едва ли не самой интересной космологической серией в современном этнофутуристическом искусстве. Художник использовал эти работы как заставки к текстам различных изданий. Четкость исполнения круговых композиций позволяет сжимать их при помощи компьютера до эблемотично кратких символов-микромиров.

Графические работы Юрия, не вошедшие в серии, выполнены в несколько иной стилистике. Картина «Священная роща» характерна для раннего этапа творчества художника. Тщательно выписанные антропофлороморфные столбы суровы и неприступны. Они существуют в ином измерении, ведут жизнь принципиально отличную от человеческой, но своими формами напрашиваются на сравнение со знакомыми вещами. Рисунки, сделанные для открыток, характеризуются точечной проработкой деталей и использованием нескольких цветов. Гигантская «Рыба» сама становится миром, разделенным на несколько частей между его обитателями, и только люди проникают повсюду. Праздничный «Рыбак», с тщательно оформленной прической, опускает свою сеть к самым корням Земли. В то же время, он представляется древним гусляром, играющим на своеобразном инструменте, составленным из лодки, рыбы и сети. «Охотник» имеет ассирийский профиль. Композиционную основу этой работы создает, довольно необычный для Юрия, яркий контраст черного и белого пятен, цветов одежды героя и солнечного лося.

Многие живописные работы Юрия Лисовского более статичны и лиричны, чем графические, представляя обобщенные и завершенные образы мира, вновь обретшего самодостаточность витального покоя. Эти художественные космосы безличностны и сверхчеловечны. Они существуют в плане цветомузыкального отстранения. Они не побуждают к сопереживанию и сотворчеству, предполагая спокойное созерцание, медленное вхождение в контекст медиативного настроения. Граница миров работы «В чуме тепло как в раю» прозрачна и условна как тающая туманная дымка. Верхняя и нижняя части картины в равной степени безмятежны. Край света представлен как царство покоя. Жесткость льдистой кристаллообразности чума смягчается полоской небесного света в его приоткрытой полости. Источником горнего сияния в холодном мире оказывается невидимый человек, несущий в себе отблеск иного. В еще более обобщенной и абстрагированной форме те же смыслы открывает картина «Дорожка в небо». Эротическое напряжение, порожденное сочетанием монументальных менгиров, покрытых вязью таинственного орнамента, и плавных ложбин податливой почвы, почти снимается невесомой нежностью колористического решения, приподнятым настроением открывающегося пути к иным вершинам. Еще более статичны в своей гармоничной симметричности композиции «Мировое дерево» и «Солнце-гриб». В первой из них Юрий следует архетипическому ряду символов: круг-солнце-яйцо-вершина-крона. Во второй картине автор воплощает свою индивидуальную ассоциацию, основанную на перевороте традиционного восприятия гриба как хтонического растения. Сакральность этого растения, некоторые разновидности которого использовались в ритуалах, обычно связывалась с нижним миром. У Лисовского же грибной космос исполнен радостного света, который приветствуют даже влаголюбивые улитки, чьи спиралеобразные домики тоже становятся солярными символами. Орнаментация фигур в этих полотнах напоминает узоры рукотворных тканей, создавая ощущение окультурености мироздания, даже при отсутствии в нем образа человека. Иной по тональности является композиция «Архептица», выполненная в технике коллажа, путем наложения на живописный фон керамических фигурок и деталей. Этот образ подчеркнуто архаизирован, напоминая своим рельефом то ли остов доисторического существа, то ли облик с птичьего полета развалин древнего поселения. Удачные эксперименты с керамикой давно привлекают Юрия, открывая дополнительные возможности. Овеществленная рельефность образов «Триединства» подчеркивает их сказочную реалистичность, а осязаемая твердь «Ночного неба» создает интересную игру бликов и рефлексов.

Человек в живописных произведениях Юрия Лисовского внешне нередко конкретизирован, но фактически полностью выведен за пределы индивидуального и повседневного. Персонажи работ художника причастны мифологической вневременности, вечности. Монументальная композиция «Танец солнца» не лишена комического оттенка, возникающего в результате несоответствия застывших куклообразных лиц большеголовых людей динамичной ритмике организации пространства. Большинство живописных полотен Юрия не связаны жестко ни с одной определенной культурной традицией. Собрание «Героев» может быть отнесено к любой европейской эпической мифологии (предполагающей, кстати, не только возвеличивание героя, но и его высмеивание). Картина «Девочка-Птица» напоминает об античной Леде, соблазненной Лебедем-Зевсом, хотя северная сдержанность женского образа препятствует развитию его эротического аспекта. Сияющее пространство вокруг замершей героини вызывает скорее ассоциацию с духовным началом, а перьеобразная фактура платья наводит на мысль об оборотничестве.

Некоторые из живописных образов выражают полноту северного мироощущения. Таков, например, «Лунный бубен» соединяющий холод оттенков сине-белого цвета с экстатичной ритмикой ритуального танца. В кругу ускоренных до неразличимости снежинок и всполошенных забавных зверушек нераздельно царит женщина, представленная в своей темной ипостаси хозяйки природных стихий. Впрочем, зловещим ее образ не назовешь, его действенность имманентна мирозданию и трактована вне нравственных оценок. Образ мужчины в парной работе «Солнечный бубен» столь же жизнеутверждающим не назовешь. Слабый испуганный человечек зажат между черной громадой горы и странным прялкообразным лесом, с притаившимися в нем хищниками, едва касаясь кончиками ног бледно освещенной земли, он зависает над ней, противопоставляя мрачноватой неустроенности окружающего свою единственную горячую опору. В этой паре работ Юрий нарушает традиционную дихотомию коми традиции, отводившей дом женщине, а лес мужчине. Здесь чувствуется непреодоленный до конца страх южанина перед загадочным содержанием северной лесной глуши, которая уподоблена слабой познаваемости женской натуры. В то же время, природное пространство изображено приуготовленным к приходу человека, несущим в себе узнаваемые культурные формы.

В полотне «Разрезающий небо» изображен демиург совсем не северного типа. Работа наводит на мысль о восточной традиции. Она выполнена в необычной для Юриной живописи манере, с четкой детализацией некоторых элементов, экзотической трактовкой центрального образа. По-видимому, это объясняется временем создания полотна, относящегося к раннему периоду творчества художника.

Животные вне очеловеченного космоса редко встречаются в произведениях Юрия. Картина «Гон» передает общие для всего живого – весенние ощущения бродящего воздуха, любовной игры, схватки. В отличие от задорных оленей, медведь в «Рыбной охоте» подчеркнуто тяжеловесен и сосредоточен. Осознавая важность своей миссии, он отягощает центр картины, соединяя разнородные половинки вселенной.

Некоторые живописные работы отсылают к теме вечно рождающегося и меняющегося мира, никогда не обретающего одномерности и законченности, но константного в проявлении законов своего становления. Едва ли не крайне хаотическое состояние сущего изображено в картине «Прозрачный берег», которая могла бы послужить иллюстрацией популярной в биоэволюционизме теории «выхода жизни из воды на сушу». Преодоление несомненных различий животного и растительного, превращение всего во все в месте встречи двух стихий, организовано, однако в определенном ритме, наводящим на мысль о присутствии в этом беспорядке некоего замысла или сообщения. Работы «Матрица логичности и алогичности» и «Синхронизация» отсылают к еще более раннему этапу становления мироздания, или предлагают его формулу, заложенную в любом проявлении сущего. В этом отношении особенно показательна первая из этих картин, форма изображения которой может быть соотнесена и с морозным узором, и с фасоном снежинки, и со спилом древесного ствола, но, в то же время, порождает ощущение безмерности, завораживает впечатлением холодной необъятности космических высей и глубин. В сходной по концентрической композиции работы «Птица» этот процесс конкретизирован введением образов мифологических животных, главная роль среди которых отводится птицам-демиургам, встречающимся в космогонических мифах северных народов, в том числе и коми. Иной этап космотворчества изображен в картине «Волна света». Отделение неба от земли происходит здесь в результате встречи двух демиургов: человека и оленя. При этом вклад второго в миросозидание выглядит более весомым. В работе «Просветление», напротив, основная роль достается человеку, ищущему свой облик в сложных сплетениях созидающей энергии и смутном отражении своих подобий.

В отличие от многих отечественных художников, творчески застрявших в одном из культурных периодов или направлений прошлого века, Юрий Лисовский уверено перешагнул рубеж тысячелетий, обретя и свое художественное движение, и свой индивидуальный стиль. Этнофутуристическое видение современности позволило Юрию не только ощутить северную культуру своей, но и предложить ее носителям новый актуальный образ традиции, созвучный сегодняшним метаморфозам культуры



Выставочные проекты
1991-1993 - выставки объединения «Форма», дом творчества «Серпас», г. Сыктывкар
1993 - выставка в программе съезда МАФУН, г. Ижевск, Удмуртия
1994 - выставка в программе 1-го этно-футуристического фестиваля,  г. Тарту, Эстония
1994 - 1-я Международная выставка финно-угорских художников, Художественный музей, г. Сыктывкар
1997 - 1-я персональная выставка, Финно-угорский центр Республики Коми, г. Сыктывкар
1999 - выставка финно-угорских художников в программе этнофутуристического фестиваля, г. Козьмодемьяанск, Мари-Эл
2000 - международная финно-угорская выставка «UGRICULTURE 2000», г. Хельсинки, Финляндия
2000-2005 - выставки финно-угорских художников в программах этнофутуристических фестивалей, г. Ижевск, Удмуртия
2001 - выставка художников республик Коми и Удмуртия в программе международной театральной олимпиады, г. Москва
2002 - выставка «Этноспонтанность», выставочный зал Союза художников Республики Коми, г. Сыктывкар (совместно с П.Микушевым)
2003 - выставка «Грибное сияние», Национальная галерея Республики Коми, г. Сыктывкар
2003 - арт-проект «Передвижная этнофутуристическая выставка» по Республике Коми (совместно с П.Микушевым, В.Осташевой, И.Федосовой)
2006 - этнофутуристическая выставка «Верба цветет», г. Саранск, Мордовия
2007 - арт-проект «Открытие света», Национальная галерея Республики Коми, г. Сыктывкар (совместно с П.Микушевым)
2007 - персональная выставка, Национальный музей Республики Коми, г. Сыктывкар
2008- выставка в Российском культурном центре г.Будапешт(совместно с П.Микушевым)





ПАВЕЛ МИКУШЕВ

Родился в 1962 году в поселке Максаковка под г. Сыктывкаром. Окончил в 1990 году художественное отделение Сыктывкарского училища искусств.

Павел Микушев относится числу наиболее ярких и интересных художников-этнофутуристов.

Образно-сюжетный строй произведений Павла Микушева сформировался на основе нескольких составляющих, важнейшими из которых является финно-угорский миф и фольклор, ритуальные изображения пермского стиля, художественно-бытовое декоративное искусство коми. Так называемый «пермский стиль», представленный сегодня археологическими находками бронзовых изделий, привлекает художников богатой образностью, космологичностью и архетипичностью. Микушев предлагает свою интерпретацию древних образов, выступая практически на равных с учеными. Героями его произведений являются лосеголовые шаманы, приносящие жертву или путешествующие по иным мирам, а также экзотические жрицы, занимающиеся примерно тем же.

Сыктывкарский этнофутурист Павел Микушев проиллюстрировал "Биармию" Каллистрата Жакова.

16 сентября в Литературном музее им. Куратова (г. Сыктывкар)  открылась выставка работ художника Павла Микушева, посвященных поэме Каллистрата Жакова "Биармия". Мероприятие приурочено к юбилею Национального музея, которому в этом году исполняется 100 лет.

Всего представлено 15 работ, из которых 14 являются иллюстрациями к знаменитой "поэме Севера". Под каждой из расположенных в хронологическом порядке работ – кусочек текста "Биармии". Он одновременно является пояснением к иллюстрации и своеобразной наживкой для потенциального читателя, еще не знакомого с одной из главных работ Каллистрата Жакова. Кстати, выставка отмечена еще одной некруглой датой. 18 сентября общественность отметит 124-летие со дня рождения ученого-энциклопедиста, писателя и просветителя, которого поклонники его творческой и научной деятельности называли "зырянским Фаустом".

Мероприятие открыла директор Национального музея Ирина Котылева: "Сегодня здесь соединились легенда о Биармии, великолепный жаковский текст и картины Павла Микушева".
Ирина Котылева пояснила, что эта выставка предваряет "целую серию ключевых событий празднования 100-летия музея".

"Биармия" написана давно, но является современным произведением. Эта работа и по сей день интересна всем, в том числе и художникам.

Выставка посвящена поэту Каллистрату Жакову и основана на его поэме «Биармия». «Биармия» - это книга, вписывающаяся в контекст священных книг, основанных на сагах и преданиях. Мифическая Биармия - это идеально прекрасная страна, потомками жителей которой были коми. Поэма Жакова - это поэтическая мечта коми народа о справедливом государственном устройстве и о гармонии отношений человека и природы. Главной задачей Жакова было сохранить историю и культуру коми народа.

Павел окончил художественное отделение республиканского училища искусств (ныне – колледж). Как говорит сам, по зову души он не написал ни одной реалистической картины, ни одного пейзажа. Только – в процессе учебы. В поисках своей ниши опробовал и кубизм, и модерн, с большим интересом обращался к творчеству Василия Кандинского – апологета русского абстракционизма. Все это со временем найдет отражение и в работах Павла Микушева.

В пору творческого поиска Павел вернулся к тому, что зацепило во время подготовки диплома, тема которого была посвящена азбуке Стефана Пермского. В процессе работы над дипломом в каких-то старых изданиях (компьютерная эра еще не наступила) он ознакомился с материалами, связанными с мифологией. Особый интерес вызвал изданный еще в 1980-е годы шикарный альбом с иллюстрациями пермского звериного стиля коллекции Пермского музея. Художественное чутье подсказало: это и есть его тема. Именно тогда, кстати, постепенно вставало на ноги финно-угорское движение. Его и товарища по творчеству, также хорошо сегодня известного художника-этнофутуриста Юрия Лисовского, пригласили на одну из первых молодежных ассоциаций финно-угорских народов (МАФУН) в Эстонии, в рамках которой много говорили и об этнофутуризме: проникновению прошлого через современное видение. В этом же направлении активно работали художники из Удмуртии.

В течение нескольких лет Микушева и Лисовского приглашали на тамошние этнические фестивали, наподобие пермского «Камwа».

Cо временем в работах Павла Микушева наметился и свой художественный почерк, так называемая точечная графика. По его словам, идею он подхватил с бисерной вышивки, графически «перенеся» и вписав ее в фигурку животного. Дальше – больше, особый почерк начал плотно приживаться в работах, поначалу – фрагментами, затем появились целые полотна, написанные исключительно таким образом. Однажды художник с большим удивлением узнал, что именно таким «точечным» манером рисовали австралийские аборигены. Вообще декоративность работ художника – это стилизация народных орнаментов: узорного вязания, родовых пасов, наскальных петроглифов. Всем этим с особым изыском он и «начиняет» свои полотна.

Что же касается тематики работ, то в этом Павел пока остается преданным выбранному однажды. Это финно-угорский миф и фольклор, пермский стиль, привлекающий его богатой образностью, космологичностью и архетипичностью. Герои его произведений – лосеголовые шаманы, персонажи дуалистического космогонического мифа о сотворении мира Ен и Ом?ль, водная птица, рассекающая звездное небо. Одна из работ, входящих в экспозицию выставки, так и называется – «Путь водной птицы».

На открытии выставки в минувшую пятницу художника поздравили первый вице-спикер Госсовета РК Валерий Марков, заместитель министра культуры РК Марина Андреева, художественный руководитель Национального музыкально-драматического театра Светлана Горчакова. Все отмечали талант и особое видение мира художника.

В Павле чувствуется свойственная коми генетическая связь с лесом и водой, проявляющаяся как в умении вести себя в природном окружении, так и в стремлении к особым местам, представляющим уже не саму природу в чистом виде, но варианты ее органического традиционного окультуривания. Так недалеко от дома Павла находится Черное озеро, место его детских игр, ставшее сегодня пространством осуществления этнофутуристических встреч и проектов. Эстетичность натуры, как бы она ни была хороша, никогда не может полностью удовлетворить человека, стремящегося к творческому преображению, к нахождению себя во всех составляющих окружающего мира. Примером того, как Павел чувствует природу, могут служить некоторые его графические работы, не представленные в этом издании. Во время поездки в «Железный лес», за Корткеросом, было сделано много фотографий и снят видеофильм, но только Павлу, на мой взгляд, удалось при помощи компьютерной графики передать ощущение места, ускользавшее от всех попыток натуроподобного запечатления.

Выставку «Моя Биармия» Павел Микушев посвятил К.Ф. Жакову. Каждая работа, представленная на выставке, создана художником на основе определенных строк из «Биармии» К.Ф.Жакова. Название работ – это определенные строки поэтического текста. Так, начало цикла открывается работой под называнием:
«…Богатырь наш Оксой-Яур
Собрался на Север темный,
Вниз по Вычегде широкой,
По Двине потом лазурной-
В Биармию за невестой…»
Ключевой работой на выставке является работа под названием:
«…Птица Каленик и Ягморт
Тут тихонько и поспешно
С осторожностью уносят
Югыдморта в дом обратно,
И приводят в Джеджим-парму,
Отдают малютку Югыд
Матери, счастливой Райде…»

Легендарная Биармия, волновавшая всех исследователей культуры региона на протяжении столетий, предстает перед зрителями на полотнах П. Микушева в новом современном осмыслении и прочувствовании.
Всего на выставке представлено 14 работ, созданных художником в 2010-2011гг. Неповторимая авторская манера письма П. Микушева в соединении с поэтическим текстом К.Ф. Жакова создала возможность проникновения современного читателя и зрителя в древнюю культуру, насыщенную мифопоэтической образностью.

В девяностом году я оканчивал сыктывкарское училище искусств, факультет дизайна. Дипломная работа была посвящена древней коми-азбуке. В архивах наткнулся на образцы коми-мифологии и заинтересовался. В тот же период мне попал в руки альбом "Пермский звериный стиль". Позднее пробовал разные техники, искал себя, и эта тема всплыла. В конце концов решил, что не нужно пытаться работать в реалистической манере живописи, т.к живописных традиций у моего народа - коми - не было. Были традиции росписи по дереву, бересте – прикладное искусство. Именно на основе традиций народного декоративного искусства стал строить собственный авторский стиль.

- Декоративное искусство – понятие широкое. Что именно из этого пласта вы переносите в живопись?

- Отталкиваюсь от народного декоративного искусства. Изучаю ткачество, вышивку. Беру целые орнаменты, или их фрагменты, и трансформирую в нечто свое. К примеру, пытаюсь в одной работе использовать элементы вышивок и приемы пермского звериного стиля. Пермский звериный стиль – это в основном изделия из бронзы. Большая часть предметов найдена в Пермском крае, отсюда и первая часть названия. Звериный – потому что в основном изображаются животные: птицы, медведи, лоси.

- Вы себя считаете продолжателям коми-традиций?

- Да. Может это несколько амбициозно звучит, но я очень хотел бы создать некую национальную традицию в живописи, которая прямо выходит из народного искусства. Не новаторство, а, наоборот, естественное продолжение традиций прошлых поколений.

- У Вас есть последователи?

- Одно время преподавал в гимназии искусств, занимался с детьми, передавал свои знания ученикам. Будут ли они ориентироваться на мой стиль – покажет время.

- Многие Ваши работы – своего рода иллюстрации к мифам и легендам коми. Как начинается работа над картиной - с научного или культурологического исследования?

- Все работы появляются по-разному. Был период, когда очень много читал. Дружил с этнографами и фольклористами, которые познакомили меня с большим количеством материала. Иногда пишу картины отталкиваясь от конкретного текста, но такое бывает редко. В основном, первым рождается образ. Практически никогда не делаю эскизов, сразу работаю на чистовую. В моих картинах обычно 1-2 четких образа, все остальное, что вокруг, появляется само собой уже в процессе работы. И уже потом, когда картина написана, вспоминаю подходящий миф, который мог бы стать своеобразным пояснением к картине.
- Получается, что Ваши картины – для узкого круга лиц, знакомых с коми-мифологией?
стараюсь подтолкнуть зрителя к тайне картины. Названием или небольшим пояснением. Но естественно пропагандой мифологии, знакомством с народным искусством нужно с публикой заниматься особо. У нас был замечательный опыт с группой друзей-единомышленников. Мы совершили полуторамесячное турне по республике, посетили около 10 населенных пунктов с передвижной выставкой. Я работал на ней экскурсоводом. За день получалось около 10 групп!

Свои фантазии и впечатления художник передает в принципиально нереалистической, сходной со сном, а иногда близкой к абстракции манере. Зачатки подобного искусства, основанного на знаках и символах, рассеяны в глубине веков и выражают религиозные представления и переживания давно ушедших людей. Древние изображения можно считать одним из главных источников вдохновенья для современного мастера. Поэтому нет ничего удивительного в том, что этнофутуристов непреодолимо (на уровне подсознания) влечет к себе древность, полная тайн и волшебства.

      Какие же основные архетипы становятся главными объектами эмоционального переживания, изучения и отображения в творчестве художников, позиционирующих себя в русле этого нового течения?    

Звери и Птицы. Древние полагали, что у каждого человека помимо его человеческой души еще есть и так называемая «лесная душа», воплощенная в том звере или растении, с которым он имеет определенное психическое родство. Такой зверь или такое растение считалось человеку братом. Поэтому глубокий сакральный смысл имело  использование масок во время обрядов, когда человеческое и индивидуальное оказывалось тогда скрыто под личиной зверя, но взамен надевший маску обретал достоинство и красоту животного или божества и воплощал уже  архетипический образ.

      В творчестве современных финно-угорских художников-этнофутуристов образы животных и птиц встречаются повсеместно - в картинах, объектах, видеоарте, инсталляциях и перформансах. Анималистическая тема всерьез и разнопланово осмысляется в творчестве художников А. Алешкина и П. Микушева. Наиболее же яркую авторскую интерпретацию обрели образы птиц в деятельности музыкантов удмуртской фольк-группы «Тыло-Бурдо» и в творчестве художника С.Орлова.

Камень и Дерево. Испокон веков наши  предки считали камень и дерево местами обитания духов или богов, посредниками между Богом и человеком, воплощением верхнего и нижнего миров. Современных художников привлекают тайны старых мастеров, которые были знакомы с «духами» камня и дерева. Примером возвращения интереса к этническим материалам может служить деятельность резчиков по дереву из мордовского села Подлесная Тавла. А также ряд перформансов и хэппенингов, исполненных по инициативе удмуртского художника Ю.Кучыряна (Лобанова) на этих перформенсах воссоздаются языческие обряды поклонения священным деревьям и рощам  Удмуртии. Деревья и камни стали одними из главных персонажей в работах художника Ю.Дырина.

Круг. Круг - это символ цельности во всех ее проявлениях, включая взаимоотношения между человеком и природой,  едва ли не самый древний символ, который присутствует в древних солярных знаках и мандолах. Он также любим современными художниками и артистами и трактуется ими, согласно древним представлениям, как символ абсолютной завершенности, озарения и совершенства человека и всей земной материи.








Для людей, наблюдавших за творчеством Павла Микушева на протяжении ряда лет, несомненным фактом является органический рост художника, его постоянное развитие как мастера визуальной формы. Это движение касается как чисто технического искусства, так и образного мышления в целом. Для них произведения художника являются символом культуры коми земли, важной частью современного взаимодействия финно-угорских и северных этносов, самобытным представлением целого ряда общечеловеческих смыслов, направляющих нас по пути обретения духовного совершенства.

Выставочные проекты

1995 - 1-я персональная выставка, Финно-угорский центр Республики Коми, г. Сыктывкар

1998 - персональная выставка, Международный бизнес-центр, г. Таллинн, Эстония

1998 - персональная выставка, Театр драмы, г. Тарту, Эстония

2000 - международная финно-угорская выставка «UGRICULTURE 2000», г. Хельсинки, Финляндия

2000-2005 - выставки финно-угорских художников в программах этнофутуристических фестивалей, г. Ижевск, Удмуртия

2001 - персональная выставка, театр «Угала», г. Вильянди, Эстония

2001 - выставка художников республик Коми и Удмуртия в программе международной театральной олимпиады, г. Москва

2002 - выставка «Этноспонтанность», выставочный зал Союза художников Республики Коми, г. Сыктывкар (совместно с Ю. Лисовским)

2003 - выставка «Грибное сияние», Национальная галерея Республики Коми, г. Сыктывкар

2003 - персональная выставка, галерея «Haus», г. Таллинн, Эстония

2003 - арт-проект «Передвижная этнофутуристическая выставка», населенные пункты Республики Коми (совместно с Ю. Лисовским, В. Осташевой, И. Федосовой)

2006 - персональная выставка «Свадьба рыбы и медведя», Национальный музей Республики Коми, г. Сыктывкар

2006 - этнофутуристическая выставка «Верба цветет», г. Саранск, Мордовия

2007 - арт-проект «Открытие света», Национальная галерея Республики Коми, г. Сыктывкар (совместно с Ю. Лисовским)

2007 - выставка "Мифы", Российский культурный центр Венгрия

г. Будапешт ( совместно с Ю. Лисовским )



Заключение.

Результатом поиска информации в интернете, справочниках и пособиях

стал достаточно объемный теоретический материал, который был обработан в соответствии с поставленной задачей: выбор самого основного по теме, подбор самых ярких и значительных произведений. Следующим этапом работы была подготовка презентации: работа с репродукциями в программе Power Point, подбор и корректирование текста презентации. Трудность заключалась в необходимости большого сокращения текста, так как презентации «Наш современник. Искусство Республики Коми» носят ознакомительный характер, призванный стимулировать интерес к искусству республики, желание подробнее узнать, разобраться в творческих идеях современных художников. Я открыла для себя не только интересных художников - моих современников, но и увлекательный сайт, посвященный финно-угорскому миру: http://www.finnougoria.ru

Итак, подводя итоги проделанной работы, делаю вывод:

Проблема: отсутствие учебной наглядности по современному искусству Республики Коми.

Цель: продолжение начатой работы в долгосрочном проекте «Наш современник. Искусство Республики Коми» с целью обеспечения коми-регионального компонента образования наглядными пособиями.

Задачи: подбор материала по теме, создание запланированной презентации.

Методы и способы решения проблемы: поиск и отбор информации, консультации с учителем, работа с текстом и репродукциями.

Результат: презентация «Этнофутуристы. Современные художники Республики Коми»

Все этапы проектной работы успешно пройдены.









Литература.

1.www.kamwa.ru / Павел Микушев

2.www.kamwa.ru / Юрий Лисовский


3. Достучаться до небес/ Художник Юрий Лисовский и студенты факультета искусств СГУ предлагают по-новому взглянуть на историю и современность.//газета Республика №150-14 августа 2007- 4. Паша Микушев: "Чем больше лет, тем ближе к детству"/ "Классику коми этнофутуризма" скоро исполнится 50 //Республика№156-23 авг 2012

5. Павел Микушев создал «Мою Биармию»// Независимая газета Республики Коми , суббота, 22 февраля 2014г.

6. http://www.finnougoria.ru/ethnology/art/?PAGEN_1=3

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!