СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели, задачи:Определять этапы этногенеза на территории Казахстана, выявляя преемственность этнических процессов.

Просмотр содержимого документа
«Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана»

КГКП «Костанайский педагогический колледж» Управления образования акимата Костанайской области


План учебного занятия

(теоретического обучения)


Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана.

(тема занятия)

Наименование модуля /дисциплины__ история Казахстана

Подготовил педагог __Рихтер Ольга Антоновна


«_ » 2021_ года

1. Общие сведения

Курс, группа _ 1 курс_________________

Тип за­нятия изучение нового

2. Цели, задачи: Определять этапы этногенеза на территории Казахстана, выявляя преемственность этнических процессов.

3. Перечень ожидаемых результатов, которыми овла­деют обучающиеся в процессе учебного занятия:

-использует понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана;

-анализирует этапы этногенеза на территории Казахстана, устанавливая связи между историческими событиями древности и средневековья;

-выявляет преемственность этнических процессов.

4. Необходимые ресурсы:

- техническое оснащение, презентационный материал,

учебник по Истории Казахстана 10 класс, §§17-23.

- УМО - раздаточный материал.

5. Привитие ценностей:

-Согласно идее «Мәңгілік ел», умение ценить независимость государства, уважение к истории Родины реализуется в анализе истории складывания казахского этноса и формирования культурно-генетического кода казахского народа.

-Воспитание чувства патриотизма и сопричастности с историей Отечества и базовыми ценностями казахской государственности,  осознание своих исторических корней.

6. Языковые цели: формирование и осмысление понятий: этнос, этногенез, этническое самосознание, ассимиляция, интеграция, дифференциация, культурно- генетический код.

7. Исторический концептпричина и следствие, изменение и преемственность, доказательство, сходство и различие, интерпретация.

8. Межпредметные связи- взаимосвязь с предметами: всемирная история, культурология, социология.

9. Предыдущие знания: содержание блока тем «Цивилизация Великой Степи эпохи ранних кочевников».

Ход занятия.

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Начало урока

(10 мин)

Организация атмосферы дружелюбия.

1.Приветствие, отметка присутствующих и отсутствующих.

2.Психологический настрой на изучение темы.

3. Приём «Ассоциации»- при показе слайдов. Знакомство с темой, её актуализация. Определение цели обучения и ожидаемых результатов.


- Приветствуют педагога и друг друга.

-Слушают педагога, отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока и записывают в тетрадь.

Середина урока

(40 мин)

Педагог знакомит обучающихся с заданием и дескрипторами.

Обучающимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника стр.69-72. (получают рабочие листы с заданиями).

1 задание. Прием «Пойми меня» (выполняется в паре)

Обучающимся предлагаются таблица с терминами, которым они должны дать пояснение:

Антропология


Антропогенез


Этнос


Этнология


Этногенез


Этническое самосознание


Интеграция


Дифференциация


Ассимиляция


Трансформация


Дескрипторы:

– формулируют определение предлагаемых понятий;

– кратко и последовательно излагают материал в таблице;

- поясняет значимость каждого понятия для хода этнических процессов (в паре, друг другу).

Обратная связь : взаимооценивание.

Критерии оценивания:

1.Умеет использовать терминологию и фактологию в ответе.

2.Умеет обосновывать собственную позицию.

3.Умеет формулировать мысль кратко и конкретно.


2 задание. Опираясь на текст учебника стр. 73-85, заполнить таблицу по вопросу «Характеристика основных этапов этногенеза казахского народа» (выполняется индивидуально).

Этапы этногенеза

Ключевые понятия и характеристики

Андроновский


Сакский


Ранний тюркский


Тюркский


Монгольский



Дескрипторы:

-систематизирует материал, распределяя его в соответствии с этапами этногенеза казахского этноса

-выделяет ключевые понятия и характеристики этапов этногенеза

-формулирует чётко и кратко ключевые понятия и характеристики этапов

-соотносит ключевые понятия и характеристики с каждым из этапов и поясняет свои действия.

Обратная связь : формативное оценивание.

Критерии оценивания:

1.Использует терминологию и знания фактологии по теме.

2. Обосновывает собственную позицию,

3.Обобщает и формулирует свои выводы в краткой форме.

3 задание.

Приём «Мудрые совы» (выполняется в мини- группе) по

§ 23 по вопросу «Культурно-генетический код как основа нации».

Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы к тексту параграфа, определяя основные факторы, на которых базируется процесс этногенеза казахского народа.

1)Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные понятия и запишите их в алфавитном порядке.

2)Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее неизвестной.

3)Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде схемы- кластера.

4)Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Дескрипторы:

находят и выделяют основные (новые) понятия в тексте;

находят в тексте ту информацию, которая является для них известной и неизвестной;

иллюстрируют основную мысль текста в виде кластера- схемы.

делают выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни.

Обратная связь: взаимооценивание.

Критерии оценивания:

1.Умеет использовать терминологию и фактологию в ответе.

2.Умеет обосновывать собственную позицию.

3.Умеет формулировать мысль кратко и конкретно, проводя связь между прошлым и настоящим.

4.Обобщает и формулирует итоговый вывод в краткой и в схематичной форме.


Педагог заслушивает итоги работы, оценивает и подводит общий итог основного этапа.


Закрепление.

1. Приём «ПОПС- формула»: позиция, обоснование, подтверждение, следствие (выполняется индивидуально)

Вопрос: «Является ли культурно-генетический код основой нации»?(выполняется индивидуально обучающимися 1 ряда)

Позиция — Я считаю, что …

Обоснование — Потому что …

Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить …

Следствие — Сформулируем вывод о том, что... .

Дескрипторы:

1.Использует терминологию и по теме.

2. Обосновывает собственную позицию.

3.Обобщает и формулирует итоговый вывод в краткой форме.

Обратная связь : формативное оценивание.

Критерии оценивания:

1.Умеет использовать терминологию по теме.

2.Умеет обосновывать собственную позицию.

3.Умеет формулировать мысль кратко и конкретно.


2.Приём «Поясните цитату» (выполняется индивидуально обучающимися 2 ряда)

Президент Касым-Жомарт Токаев (статья «Независимость превыше всего» от 05.01.2021):

«Наша священная земля, унаследованная от наших предков, — это наше главное богатство. Никто извне не отдал казахам эту огромную территорию…Оставаясь частью мирового сообщества, мы должны трепетно относиться к своим корням. Нельзя отрываться от своей самобытной культуры и уникальных традиций, которые составляют нашу национальную идентичность. Только оберегая и укрепляя её, мы сможем сохранить себя в цивилизационном хаосе».

Дескрипторы:

1. Интерпретирует текст цитаты.

2.Обосновывает собственную позицию.

Обратная связь : взаимоценивание.

Критерии оценивания:

1.Умеет осмысливать текст цитаты, обосновывая собственную позицию.

2.Умеет формулировать мысль кратко и конкретно.

3. Рефлексия. Ответить на вопросы (выполняется индивидуально обучающимися 3 ряда)

Какие два момента в уроке прошли действительно хорошо?

1:

2:

Какие два момента могли бы улучшить урок?

1:

2:

Что нового я узнал из этого урока, что я мог бы использовать на следующих уроках?

Обратная связь : самоценивание.

Критерии оценивания:

1.Умение выделить плюсы и минусы в уроке.

2.Умение анализировать собственную работу и прогнозировать её перспективы.

3.Умеет обосновывать собственную позицию.

4.Умеет формулировать мысль кратко и конкретно.

2-ое обучающихся работают в паре.























-озвучивают результаты работы






Обучающиеся группы работают индивидуально.

























-озвучивают результаты работы






Четверо обучающихся работают в мини-группе.























-озвучивают результаты работы, презентуют схему- кластер.







- Обучающиеся выполняют задания (по рядам) в тетради, после чего озвучивают ответ.








Отвечают обучающиеся 1-го ряда




















Отвечают обучающиеся 2-го ряда













Отвечают обучающиеся 3-го ряда
















































































Конец урока

(20 мин)

Домашнее задание

1.Написать эссе «Значение языка для культурно-генетического кода».

2.Составить синквейны «Этногенез» и «Культурно-генетический код» (по алгоритму)

3.Задание по краеведению стр.91.

  • - Слушают инструкции и записывают задание.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя