СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты этнокультурного образования в образовательном пространстве Жиганского района, МБОУ «КМСОШ им Н.В.Шемякова». С учетом значимости данного направления образования были разработаны цели и задачи, ценностные ориентиры, принципы этнокультурного образования младших школьников. Данные теоретические положения легли в основу программы внеурочной деятельности по родному (эвенкийскому) языку.Аннотация: в статье рассматриваются аспекты этнокультурного образования в образовательном пространстве Жиганского района, МБОУ «КМСОШ им Н.В.Шемякова». С учетом значимости данного направления образования были разработаны цели и задачи, ценностные ориентиры, принципы этнокультурного образования младших школьников. Данные теоретические положения легли в основу программы внеурочной деятельности по родному (эвенкийскому) языку.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

«ФГАОУ ВПО СЕВЕРО – ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им М.К.Аммосова»


Институт языков и культуры народов Севера – Востока РФ

Институт языков и проблем малочисленных народов Севера Со РАН









ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ



Константинова О.Е, учитель эвенкийского языка


МБОУ «Кыстатыамская малокомплектная средняя общеобразовательная школа им Н.В.Шемякова»




kmsosh@mail.ru





Аннотация: в статье рассматриваются аспекты этнокультурного образования в образовательном пространстве Жиганского района, МБОУ «КМСОШ им Н.В.Шемякова». С учетом значимости данного направления образования были разработаны цели и задачи, ценностные ориентиры, принципы этнокультурного образования младших школьников. Данные теоретические положения легли в основу программы внеурочной деятельности по родному (эвенкийскому) языку.

Ключевые слова: этнопедагогика, поликультурное воспитание, поликультурное образование, этнокультурное образование, ханты язык, этнокультурная идентичность, духовно-нравственное развитие личности.








Концепции развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в образовательных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в младших классах его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Этнокультурное образование как составляющая общего начального образования обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников самосознания национальной идентичности, системы позитивных национальных ценностей, духовно-нравственного, социального, общекультурного и интеллектуального развития личности. [4]

Принятие идеи этнокультурного образования на уровне региона в нашем понимании означает создание на территории округа системы обучения и воспитания, базирующейся на основе культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей современный уровень технической, информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями. [5]

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразие традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

Задача учителя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ученика в доступной форме. Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологического и культурологического подходов должен быть конкретизирован в принципах родиноведческого подхода (С.Я. Ромашкина) с целью повышения воздействия воспитательного потенциала на школьников в общеобразовательном учреждении.

Этнокультурная идентичность достигается через созданную народом социокультурную сферу. К ней относятся семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, национальные центры, журналы, газеты, художественная и научная литература, административные учреждения, в том числе и наше образовательное учреждение.

Родной язык – важнейший инструмент социализации, основное средство развития образного мышления, главный канал трансляции национальной культуры и приобщения человека к мировым цивилизационным процессам. Использование родного языка в качестве языка обучения и изучения является фундаментальным принципом функционирования системы поликультурного образования.

Программа «Родной (эвенкийский) язык» для начальной школы обеспечивает внедрение основной образовательной программы начального общего образования с учетом регионального и этнокультурных особенностей и реализуется через внеурочную деятельность.

Курс способствует формированию основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Данный курс играет важную роль в сохранении хантыйского языка. Наряду с русским языком хантыйский язык формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию и расширению кругозора. Предмет «Родной (эвенкийский) язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя, как носителя культуры и духовных ценностей своего народа.

Цель программы – развитие языковой личности средствами предмета «Родной язык»; формирование умений общаться на эвенкийском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности; знакомство учащихся с материальным и духовным наследием эвенков народа.

В содержании отдельных разделов школьников образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. В педагогической науке и школьной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научится осознавать себя как носителя этой культуры.

Таким образом, этнокультурное образование нацелено на освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует, прежде всего, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов» [7].

















































Литература:



1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М.: 1999. – 168 с.

2. Мировозрение обских угров в контексте языка и культуры: Материалы Всероссийской научной конференции. – Ханты-Мансийск, 2010.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751.

4. Педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1981. – С. 58–92.

5. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2001. – 528 с.

6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании: Педагогические сочинения: В 2-х т. / К.Д. Ушинский. – М.: 1981. – Т. 1. – С. 58–92.

7. Шпикалова Т.Я. Концепция этнокультурного образования в РФ / Т.Я. Шпикалова, Т.Т. Бакланова, Л.В. Ершова // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.Ю. Добродеевой. – Шуя, 2005. – С. 6–9.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!