СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Этнокультурное пространство как фактор социализации гимназиста в поликультурном обществе."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Этнокультурное пространство как фактор социализации гимназиста в поликультурном обществе."»

Доклад

« Этнокультурное пространство как фактор социализации гимназистов в поликультурном обществе»

Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей. Воплощенные в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившиеся в прошлом, развивающиеся в исторической социодинамике и постоянно обогащающие этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.

Этнокультура, включая в себя ряд структурных элементов (традиции, ценности, нормы, обычаи, ритуалы, нормы), образует систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую функцию, т.е. способствует социализации личности.

В настоящее время наблюдается радикальный пересмотр системы ценностей. В поликультурном обществе, вовлеченном в процесс глобализации, особую значимость приобретает проблема сохранения культурного наследия этноса, этнической идентичности народов. К началу XXI века идентичность изменяется, начинает отличаться от традиционной. Распространение общих моделей, цивилизационных установок, образцов поведения – это объективный процесс современности. Национальное самосознание, этнокультура в условиях глобализации испытывает на себе мощное воздействие сложного комплекса разнородных пластов – культурных, цивилизационных, идеологических, которые несут в себе заряд внутренней конфликтогенности.

В связи с вышесказанным хотелось бы отметить ,что особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющегося уклада общественной жизни она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости.

Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности. Важное место в этнокультуре занимает народная педагогика. Она, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные традиции. Отражая общечеловеческие идеи, народная педагогика отражает особенности каждого народа.

Динамическому развитию этнокультурного образования во многом способствуют позитивные изменения в национально-государственной политике. В последние два десятилетия вступил в силу такой важный государственный документ как «Национальная доктрина образования» утвержденная В. В. Путиным в 2000 г.

Наряду с этим этнокультура играет огромную роль в социализации подрастающего поколения. Этнокультурная социализация молодежи представляет собой важнейший элемент и условие социального воспроизводства общества. Этническая идентичность в условиях социальной трансформации может носить поливариативный характер. Этнокультурная социализация представляет собой многомерный социальный процесс в единстве коллективного и индивидуального измерений. Процесс коллективной этнокультурной социализации молодежи предстает как единство трех основных форм: этнической идентификации, этнической дифференциации, этнической интеграции. При всей многоплановости и многомерности этнокультурную социализацию следует рассматривать как непрерывный процесс. В условиях социокультурных изменений современного общества тенденции этнической социализации выражаются: в признании мультикультурализма в качестве ключевого принципа; во включении индивида, его "Я" в культуру и одновременно в социально-иерархическую структуру современного общества: я-этнос-человечество;

Так как в нашей Республике проживают люди разных национальностей , то и национальный состав учащихся нашей гимназии тоже разный, поэтому вопрос воспитания толерантности, понимания и принятия другой культуры всегда стоял в приоритете воспитательных задач и целей нашей школы.

Хотелось бы отметить, что за 27 лет существования нашей гимназии для одаренных детей не было зафиксировано ни одного случая возникновения конфликта на национальной почве, а это подтверждает высокий уровень социализации наших воспитанников.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что общее направление деятельности педколлектива и администрации выбрано верно, а методы и формы проводимой работы показали свою эффективность

Наша гимназия уже много лет в, рамках проекта: « Крым-наш общий дом», знакомит учащихся с культурой и обычаями народов Крыма. Каждый класс изучает культуру, обычаи, традиции, эпос, национальную кухню, а также национальный костюм одного определенного народа: русских, крымских татар, украинцев, армян, греков, евреев, болгар и немцев. Дети, совместно с классными руководителями , собирают необходимый материал, составляют сценарий и дают открытое мероприятие для всей гимназии. Эти мероприятия проводятся каждый год и дают возможность зрителям получить полное представление о культуре этих народов. Обучающиеся вместе с классным руководителем продумывают форму и структуру этих мероприятий, стараются, чтобы это стало ярким и запоминающимся событием. В красочной форме рассказывается об обычаях, блюдах, национальных костюмах народов Крыма, о местах их расселения. Очень часто приглашаются на эти мероприятия представители различных национальных обществ ( армянского, караимского и т.д.), сотрудники музеев и библиотек. Обучающиеся нашей гимназии знают также о трагических страницах из истории народов крыма: депортация крымских татар, греков, армян, немцев, болгар 1944 г., холокост еврейского народа.

Работа проекта направлена на то, чтобы дать более полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народов, их истории, духовных ценностях; что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к людям другой национальности.

Цель проекта: создание единого этнокультурного пространства, позволяющего обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, средствами этнокультурного образования.

Задачи проекта: развивать у учащихся представление о значении норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формировать духовно-нравственные качества личности, способность к духовному развитию; приобщать детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры; воспитывать в детях толерантность, понимание и принятие другой культуры. Воспитывать человека социальноадаптированого к условиям современного общества.

Любовь к своему народу должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в нашей гимназии состоит в том, чтобы дети не только испытывали законную гордость, называя себя «крымчанами.», но и ощущали бы себя и частью огромной страны и частью всего человечества. В России, с ее богатейшей историей и многонациональным составом, воспитание подрастающего поколения должно строиться на поликультурной основе. Именно это способствует развитию всесторонне и гармонически развитой личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!