СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этологические наблюдения за лисами, живущими в неволе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученика. В этой учебно-исследовательской работе ученик проводил наблюдения в зоопарке за лисами.

Просмотр содержимого документа
«Этологические наблюдения за лисами, живущими в неволе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Елизовская средняя школа №8»





Предмет: экология

Тема: «Этологические наблюдения за лисами, живущими в неволе»

Тип работы: исследовательская









Выполнила:

Кострыкина А.А.

Ученица 11 «А» класса

«ЕСШ №8»

Руководитель:

Гурьянова Марина Анатольевна,

Учитель экологии и биологии высшей категории «ЕСШ» № 8









Петропавловск-Камчатский, 2018

Содержание:

1.

Введение

Стр.3

2.

Методы и материалы

Стр.4

3.

Литературный обзор

Стр.6

4.

Результаты и обсуждение

Стр.8

5.

Заключение и выводы

Стр.13

6.

Литература

Стр.15

7.

Приложения

Стр.16





























  1. Введение



На протяжении многих веков люди часто наблюдали за тем, что происходило в окружающем их мире. Так и я ловлю себя на мысли, что мне нравится наблюдать за всем, что происходит вокруг меня: за падающими листьями, за своим котом, за своими одноклассниками. С помощью этого можно многое проанализировать и понять, сделать какие-либо выводы или даже целые открытия для себя.

Именно поэтому я сделала наблюдение основой своего проекта. Но, как и требовалось ожидать, дальше возникли вопросы: «А за кем же мне наблюдать? Что наблюдать?». В первую очередь я подумала о животных, а если быть точнее, то о тех, что живут у нас дома. Наблюдать можно за многим, так Павлов наблюдал за выделением слюны у собак[5], а Сара Фочун - за линькой у китов[6]. А для меня интереснее наблюдать за поведением. Но у домашних животных есть предрасположенность к тому, чтобы жить в неволе, выраженная в качестве «культурных традиций», передающихся по наследству [9]. И поэтому наблюдать за их поведением не так уж интересно, да и чего-то стоящего в результатах наблюдений тоже вряд ли бы получилось добиться. И тогда я подумала, что зоопарк мог бы стать неплохим местом для наблюдения за животными, у которых в крови текут дикие леса и тундры со степями. Наблюдения такого рода относятся к этологии - науке, изучающей поведение животных.[3]

Но и тут оказалось не всё так просто. Сходив в зоопарк и посмотрев, какие животные там обитают, я не смогла сразу определиться, за каким буду наблюдать. Именно поэтому я провела опрос среди 155 жителей своего города в возрасте от 6 до 64 лет, который показал, что многие люди знают о существовании зоопарка и о животных, которые там обитают. Также, согласно данному опросу, наиболее интересными животными для посетителей зоопарка оказались: рысь (Lynxlynx) [1], лиса обыкновенная (Vulpesvulpes) [2] и макак-резус (Macaca mulatta) [2].

Тогда я вновь посетила зоопарк, и моё внимание привлекли ловкие, красивые и милые зверьки – лисы. Именно поэтому объектом моего исследования стали 4 лисы обыкновенных(Vulpesvulpes) [2], а его предметом – поведение этого животного в Елизовском зоопарке.

Цель проекта: Изучить особенности поведения лис обыкновенных(Vulpesvulpes) [2], содержащихся в неволе; сравнить поведение лис разного окраса: рыжих и серебристо-чёрных.

Для достижения этих целей я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Провести опрос среди жителей г.Елизово;

  2. Выбрать методы и приёмы для наблюдений;

  3. Изучить поведение живущих в неволе животных посредством наблюдений;

  4. Проанализировать результаты наблюдений и сделать расчёты коэффициентов;

  5. Поговорить с работниками зоопарка о лисах.

Гипотеза: разный окрас лис одного вида, живущих некоторое время совместно в неволе, не влияет на их поведение и характер.



2. Методы и материалы



Перед тем как начать своё исследование, я провела опрос среди 155 человек, живущих в моём городе, который состоял из следующих 8 вопросов:

  1. Знали ли Вы, что у нас на Камчатке есть зоопарк?

  2. Знаете ли Вы, где он находится?(назовите город или место)

  3. Посещали ли Вы его когда-нибудь? 

  4. Сколько раз?

  5. А когда в последний раз? 

  6. Знаете ли Вы, какие животные там обитают?

  7. Какое животное по-вашему привлекает намного больше внимания?

  8. Появилось ли желание туда сходить?

Некоторые из результатов представлены в Приложениях: рис.1, рис.2, рис.3.

В своём исследовании я бы хотела изучить поведение лисиц и их взаимоотношения между собой. Для этого я наблюдала за ними, опираясь наследующие методы и приёмы:

  1. Метод «Временных срезов».

Метод рекомендован при необходимости регистрации всех или большинства форм поведения в условиях ограниченности времени наблюдения (погодные условия, утомляемость наблюдателя, стресс изучаемого животного). Сбор материала проводится в течение кратковременных периодов, через равные промежутки времени. Преимуществом метода является его математичность, строгость сбора данных по периодам, облегчающих обработку, интерпретацию результатов и служит хорошей базой для достоверного статистического анализа. Длительность промежутков между фиксациями выбирается в зависимости от объектов, обязательное требование – чтобы продолжительность периодов наблюдения и отдыха строго соблюдались.[4]

  1. Метод «Тотального наблюдения».

Если применяемая методика наблюдений, количество животных и их активность позволяют, то запись ведут за всеми животными сразу. При этом необходимо четко отмечать время исчезновения того или иного животного из поля зрения или появление в поле зрения нового объекта наблюдения. Тотальное наблюдение, как правило, применяют при методике «Регистрации отдельных поведенческих проявлений», реже наблюдая по методу «Временных срезов».[4]

  1. Приём «Изучение реакции на посетителей».

Изучение реакции на посетителей – это классическое направление этологических работ в зоопарках и питомниках, которое имеет длительную историю, но не утрачивает от этого свою актуальность. Большинство авторов относят фактор посетителей к числу наиболее значимых воздействий на психоэмоциональное состояние содержащихся в неволе животных. Изучение нормы реакции, разнообразия и специфичности поведенческих ответов на этот раздражитель и пути минимизации негативного эффекта до настоящего времени остаются в числе приоритетных направлений. [4]

Место наблюдения: зоопарк города Елизово. Находится в центре города на территории детского парка «Сказка» между ул.Рябикова и ул.Ленина.

Время наблюдения: наблюдение проводилось в январе 2018 года во второй половине дня.

В дальнейшем, проводя сравнительный анализ поведения животных разного окраса, я использовала коэффициент сходства Серенсена–Чекановского (оценка по качественным признакам) – для сравнения этограмм и коэффициент сходства Шорыгина – для сравнения бюджетов времени.

Оба этих коэффициента используются для оценки сходства двух или более различных совокупностей данных. Коэффициент Серенсена–Чекановского для качественных признаков рассчитывают по формуле:

Ks = 2A / (2A + 2B + 2C),

где A – число общих (т.е. имеющихся в обеих сравниваемых совокупностях) признаков; B – число признаков, представленных только в 1-й, а C – только во 2-й совокупности. Коэффициент Серенсена–Чекановского может принимать значения от 0 (отсутствие сходства) до 1 (полное сходство). Используется он для анализа этограмм - зафиксированных наблюдений за поведением животных, в коих учтены все возможные подробности[10].

Коэффициент Шорыгина используют для сравнения совокупностей данных, представленных не абсолютными, а относительными значениями, т.е. в виде процентов или долей единицы, сумма значений которых равна, соответственно, 100% или 1,0. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:

т.е. он представляет собой сумму минимальных значений в каждой паре признаков 1-й и 2-й совокупностей. Значения этого коэффициента также изменяются в пределах от 0 – при полном отсутствии сходства – до 100% (или 1) – при полном сходстве. [8]



3. Литературный обзор



Лиса (лисица обыкновенная) является хищным млекопитающим. Относится к семейству псовых. Является представителем самого крупного вида рода лисиц. В мире существует более 40 разновидностей лис. Лисица характеризуется стройным длинным телом с коротковатыми конечностями, пышным хвостом с белым кончиком, вытянутой мордой и темными острыми ушами.

Ее окрас может быть от желтого до багрового. При этом чем южнее проживает лиса, тем более тусклый окрас ее шерсти и меньший размер. И наоборот, чем севернее живет лисица, тем светлее окрас ее шерсти и больший размер тела. В северных регионах можно встретить черно-бурую лисицу.

Мех лисицы меняется в зависимости от времени года. Летом он короткий и редкий, а вот осенью у лисы мех начинает отрастать и становиться более густым. Пушистый хвост помогает стабилизировать тело во время бега, а зимой согреваться в сильные морозы.

У лисы очень хорошо развит слух и обаяние, а вот зрение - не так сильно. Строение ее зрачков не позволяет лисице различать цвета. Зато лиса отлично видит ночью. Лисица прославилась своей хитростью и ловкостью. Она умеет хорошо заметать за собою следы во время охоты на нее.

Среда обитания лисы

У лисиц очень разнообразная и довольно обширная среда обитания. Их можно встретить на всей территории Европы, а также в большей части Азии, в Северной Америке, в Северной Африке, в Австралии.

Лисы живут в норах. Причем не обязательно нора должна быть вырыта самою лисой. Они с удовольствием используют норы, вырытые другими животными, также могут жить в больших дуплах деревьев, пещерах и прочих местах. Любят обитать в оврагах с растительностью и песчаным покрытием. Нора чаще всего имеет несколько выходов.

Нору как постоянное место жительства лисицы используют в момент воспитания своего потомства, а в другое время года могут ночевать на открытой местности.

Чем питается лиса

Лисица обыкновенная является хищным млекопитающим. В ее рацион входит более 400 видов животных и более 10 видов трав. Лиса животное неприхотливое в еде, и поэтому ее рацион так разнообразен, а среда обитания так обширна.

Основу ее питания составляют мелкие грызуны, и именно от их количества иногда и зависит количество популяции этого животного. Также лисицы охотятся на зайцев, детенышей косули, на разнообразных птиц, могут уничтожать яйца из разоренных гнезд. А в пустынях лисицы лакомятся даже пресмыкающимися. В отдельных регионах питаются рыбой, которая погибла во время нереста, поедают лисы и насекомых, личинок. А в трудный период могут питаться и падалью.

Размножение лисиц

Лисицы по своей природе являются моногамными. Потомство они дают один раз в год. При этом лисы очень тщательно подбирают себе место для своего будущего потомства. В выращивании потомства принимают участие оба родителя. Если отец лисят погибает, то его место занимает другой холостой самец. Порою за место стать отчимом лисы устраивают кровавые битвы.

Лисица ходит беременной от 40 до 60 дней. Способна за раз родить до 12 щенков. Лисята рождаются довольно маленькими (40-100 г), слепыми, лысыми и беззубыми.

Через две недели у щенков прорезаются первые зубы, открываются глаза и тело начинает покрываться мехом. Первые 1,5 месяца лисица кормит детенышей свои молоком, а также знакомит с другой пищей. Родители начинают обучать своих щенков добывать пищу самостоятельно. Уже в раннем возрасте лисята начинают покидать родительскую нору. В свои 6 месяцев детеныши лисиц становятся вполне самостоятельными и могут сами добывать пищу и охотиться. А в 2 года зрелая лисица готова стать уже и сама мамой.

Продолжительность жизни лисы обычно составляет до 10 лет. В неволе лисицы проживали до 25 лет.[7]



  1. Результаты и обсуждение



В ходе наблюдений у лис удалось выделить основные элементы поведения, представленные в Таблице 1.



Таблица 1. Основные элементы поведения

Элемент поведения

Описание

Передвижение по вольеру (проявление двигательной и социальной активностей)

Передвигаются во время игры скачками и с характерным рыком или визгом; передвигаются перебежками, обнюхивая всё, что попадается им на пути

Кормовая активность

Ложатся на землю и, придерживая пищу у земли лапами, отрывают от неё куски, тщательно пережёвывают, широко открывая пасть; подходят к миске и едят кашу стоя

Игра (наиболее яркое из наблюдавшихся проявление социальной активности)

Встают на задние лапы и, широко открыв пасть, издают пищащие звуки, покусывают друг друга за шкуру; забираются на возвышенности, выжидают подходящего момента и нападают, стараясь оказаться сверху и показывая своё превосходство

Сон (отдых)

Лежат, свернувшись клубочком в одном и том же месте

Замирание на месте (ориентировочная активность)

Сидят вблизи изгороди и щурят глаза, наблюдая за тем, что происходит снаружи клетки; стоят поодаль от изгороди и проницательно наблюдают за происходящим вокруг

Чистка и почёсывания (гигиеническая активность)

Чешут задней лапой за ухом (как собака) очень быстрыми движениями; выгрызают зубами что-то из шерсти



Многие активности у лис обоих окрасов совпадали, но их очерёдность и продолжительность были различны. Это отражено в Таблице 2, составленной на основе наблюдений, проведённых с помощью метода «Временных срезов». Ниже приведены расшифровки кратких обозначений, введённых мной для удобства регистрации и использованных для составления таблиц, а также Таблица 3, отражающая значения, полученные после обработки этих данных.



Таблица 2. Временной срез занятости лис

Время

Зверьки – объекты наблюдения

1-ый(ИЧ)

2-ой(СЧ)

3-ий(НР)

4-ый(ЗГР)

1-ые 10 мин

бг, ив

бг, ив

вн, ед

до, зг

2-ые 10мин

ив, ох

вн, ед

ед, вн

сп

3-и 10 мин

ед, вн, до

ох, вн,ив

сп

сп

И т.д.





Бг– перемещается по вольеру, сп - спит, ив- играет с другими особями, вн – высказывает недовольство, до – держится особняком, ед –ест, ох –охота на находящихся за изгородью голубей, зг – задирает голову. ПО10мин

ИЧ – игривая чёрная, СЧ – спокойная чёрная, НР – недовольная рыжая, ЗГР –рыжая,которая постоянно задирает голову.



Таблица3. Вычисление бюджета времени лис

Элемент поведения

Сколько раз зафиксирован данный элемент (по всем особям)

Доля от общего числа всех зафиксированных элементов, %

Рыжие

Серебристо-

-Чёрные

Рыжие

Серебристо-

-Чёрные

Перемещение по вольеру

11

96

22

66

Сон

8

0

16

0

Игра с другими особями

5

29

10

20

Высказывание недовольства

8

3

16

2

Держатся особняком

8

6

16

4

Еда

3

6

6

4

Охота на находящихся за изгородью голубей

0

5

0

4

Задирают голову

7

0

14

0

Всего:

50

145

100

100





Далее я сравнивала лисиц разных окрасов с помощью двух коэффициентов: Серенсена-Чекановского и Шорыгина. Ниже представлены сделанные мной расчёты и вычисления,а также таблицы, составленные для удобства расчёта коэффициентов.

Таблица 4. Вычисление коэффициента Шорыгина для лис разных окрасов

Элемент

поведения

Доля данного элемента в общем бюджете времени, %

Минимальное значение,%

Рыжие

Серебристо-

-Чёрные

Перемещение по вольеру

22

66

22

Сон

16

0

0

Игра с другими особями

10

20

10

Высказывание недовольства

16

2

2

Держатся особняком

16

4

4

Еда

6

4

4

Охота на находящихся за изгородью голубей

0

4

0

Задирают голову

14

0

0

Всего

100

100

42



Выходит, что лисицы одного вида расходуют своё время по-разному, ведь коэффициент сходства расходования бюджетов времени Шорыгина равен 42%.

Таблица 5. Вычисление сходства этограмм рыжих и серебристо-чёрных лис (коэффициент сходства Серенсена–Чекановского для качественных данных)

Элемент поведения

Рыжие

Серебристо-чёрные

Перемещение по вольеру

Есть

Есть

Сон

Есть

Нет

Игра с другими особями

Есть

Есть

Высказывание недовольства

Есть

Есть

Держатся особняком

Есть

Есть

Еда

Есть

Есть

Охота на находящихся за изгородью голубей

Нет

Есть

Задирают голову

Есть

Нет

Число общих элементов

5

5

Число уникальных элементов

2

1

Вычисляем коэффициент: =0,7



Также, я проанализировала реакцию лис на посетителей, результаты представлены в Таблице 7.


Зверьки – объекты наблюдения

1-ый(ИЧ)

2-ой(СЧ)

3-ий(НР)

4-ый(ЗГР)

Действия

пв, пп

пв, бр

пг, пч

пг, пч

Таблица 7. Реакция лис на посетителей









Пв – приветствуют, пг – пугаются, пп – попрошайничество, бр – держатся на расстоянии, пч–прячутся.



Исходя из всех этих таблиц и расчётов, можно выделить следующие важные результаты наблюдения:

  • Лисы разного окраса используют своё время по-разному;

  • Рыжие лисы чаще высказывают своё недовольство происходящим вокруг;

  • Серебристо-чёрные лисы более активны как физически, так и социально;

  • Поведение лис обоих окрасов схоже в общих чертах;

  • Более социально адаптированы к приходу посетителей серебристо-чёрные лисы.



  1. Заключение и выводы



В ходе моего исследования мне удалось:

  • Провести опрос среди жителей своего города и узнать об их осведомлённости касательно зоопарка, находящегося в нашем городе, и животных, живущих там;

  • Выбрать наиболее подходящие методы и приёмы для своих наблюдений;

  • Провести несколько часов рядом с лисами и узнала больше об их жизни в неволе и на воле;

  • Проанализировать полученные мной в ходе наблюдений данные и рассчитать коэффициенты сходства лис разного окраса. Серебристо-чёрные лисицы намного активнее из-за особенности их места обитания в дикой природе: они живут намного севернее распространения рыжих лисиц. Из-за климата Севера им приходится быть очень активными, чтобы не погибнуть. По этой же причине они крупнее своих рыжих сородичей;

  • Поговорить с заведующей секцией млекопитающих в Елизовском районном зоопарке - Князевой Яной Валентиновной, узнать о содержании лисиц в нашем зоопарке: об уходе за ними, о кормлении, о поле и возрасте каждого зверька. Кормят их один раз в день с утра, также посетителям разрешено кормить животных. Давать им солёные и копчёные мясо и рыбу – запрещено. Серебристо-чёрным лисам меньше года – они были завезены в наш зоопарк из Московского зоопарка в апреле 2017 года ещё совсем щенятами, рыжие – живут в зоопарке уже несколько лет (точной информации мне получить об этом не удалось).Из четырёх лис самец только один - это представитель серебристо-чёрных лисиц.

Получается, что моя гипотеза оказалось неверной. Ведь окрас лис зависит от района их проживания: чем ярче он или темнее, тем севернее живёт лиса, отчего и меняется её характер и поведение. Несмотря на то, что лисицы уже более полугода живут совместно, их поведение и характер отличаются, притом только у лисиц разного окраса (у серебристо-чёрных между собой поведение и характер не особо отличаются, как и у рыжих). Это можно подтвердить с помощью рассчитанных мной коэффициентов: по коэффициенту Шорыгина сходство в распределении бюджетов времени составляет всего лишь 42%, а сходство этограмм по коэффициенту Серенсена-Чекановского составляет 0,7 от 1, что означает отсутствие полного сходства.

Мне хотелось бы поблагодарить Елизовский районный зоопарк им.Шевлягина А.А., а именно заведующую секцией млекопитающих – Князеву Яну Валентиновну – за уделённое мне время и за любовь к своему делу. Благодаря таким заведениям и людям мы можем почерпнуть для себя очень много новых знаний, стать ближе к тому, что находится за чертами наших городов и всей этой цивилизации.

Когда-то давно мы и сами жили в дикой природе. Сейчас же мы, подобно всем животным, живущим в зоопарках, живём в неволе и совсем с этим не боремся. Я считаю, что мы всегда должны помнить о том, что нас объединяет с теми, кто живёт в дикой природе, и заботиться о них.



6. Литература



    1. Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Млекопитающие. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1984. — С. 108. — 10 000 экз.

    2. https://ru.wikipedia.org

    3. https://fb.ru

    4. Емельянов А.В., ГусевА.А. Практикум по изучению экологии и этологии животных в условиях неволи. – Т.: ТГУ, 2007. – 45с.

    5. http://russian7.ru

    6. http://disnew.ru

    7. http://mirplaneta.ru

    8. http://bio.1september.ru

    9. http://zoogardental.blogspot.ru

    10. https://slovar.wikireading.ru







7. Приложения



Рис.1

Рис.2

Рис.3



Рис.6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!