СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Этот день мы приближали, как могли" (Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству поэтов-фронтовиков)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения уроков литературы, а также внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы. Может быть использована для учащихся 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«"Этот день мы приближали, как могли" (Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству поэтов-фронтовиков)»

"Этот день мы приближали, как могли"

(Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству поэтов-фронтовиков)

Перед началом вечера звучат песни военных лет.

1-й ведущий: Все дальше от нас события Великой Отечественной войны.

Но в памяти народа сохранилась летопись трагических событий, нависших над Родиной 22 июня 1941 года.

Звучит мелодия песни «Священная война» А.Александров и В. Лебедева – Кумача.

На её фоне ученики читают стихотворение «Напоминание» М. Луконина.

1. Самый светлый, самый летний день в году,
Самый длинный день Земли – двадцать второго.
Спали дети, зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.

2. Вспоминаем эту ночь и этот час –
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.

3. Шаг за шагом вспоминаем, день за днём,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью,
Боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.


ведущий: В первые же дни войны многие поэты и писатели отправились на фронт. Одни сражались с оружием в руках, другие – пером, которое было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Когда обрушилась беда

На наше мирное содружество,

То у поэтов, как всегда,

Войска одалживали мужество.

2-й ведущий: В самом начале войны А. Сурков обратился к стране со стихотворением "Присягаем победой", а с 26 июня был уже на фронте.

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны.

1-й ведущий: Грозящая сила стихов поэтов звала к отмщению, пробуждала в сердцах ненависть к врагу, жажду подвига. Их передавали по радио, рядом со сводками Совинформбюро, печатали в центральных и фронтовых газетах.

В суровые для родины дни поэты стали ее чутким нервом, отражая ненависть к врагу, готовые умереть за Отчизну.

2-й ведущий: В годы военных испытаний 1215 писателей – почти половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашистского рабства.

1-й ведущий: Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед.

2 чтеца по очереди

Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала,

Родина!

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Пламя ударило в небо — ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» —

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого: я или

Родина.

Самое лучшее и дорогое —

Родина.

Горе твое — это наше горе,

Родина.

Правда твоя — это наша правда,

Родина.

Слава твоя — это наша слава,

Родина!

1-й ведущий: Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности. Прямо со школьной скамьи целыми классами уходили на фронт ребята. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью написал Булат Окуджава. Слайд 2

Чтецы (девушка и юноша) читают стихи «До свидания, мальчики»

2-й ведущий: В огне великого испытания рождались новые поэты: Семен Гудзенко, Давид Самойлов, Николай Майоров, Павел Коган, Евгений Винокуров…

1-й ведущий: Они не состояли в Союзе писателей, при жизни почти ничего не успели напечатать, у всех у них был единственный путь в поэзию: быть солдатом, чтобы в будущем стать поэтом. Война была для них одновременно испытанием и большой жизненной школой. На полях сражений, на фронтовых дорогах поэты взрослели, узнавали жизнь, мужали, ощущали внутреннюю потребность высказать свое отношение ко всему происходящему и высказывали его! В перерывах между боями. На ночных коротких привалах. В блокнотах и записных книжках. На страницах бригадных и армейских газет.

2-й ведущий: Война была тем миром, где нельзя было солгать, скрыть или лицемерить. Стихи, написанные поэтами на фронте, были честным, взволнованным откликом на события каждого дня войны.

Звучит стихотворение Давида Самойлова «Сороковые»

1-й ведущий: Стихи военных лет – это, прежде всего, человеческие документы, художественные свидетельства грозной эпохи. Это своеобразный поэтический дневник, лирическая исповедь поколения 40-х. Биография ровесника, биография воина переднего края – солдата и офицера – и была биографией поэтов.

Сергей Орлов писал: «Наши фронтовые стихи – это те же дорогие реликвии войны, что хранятся бережно в музеях. Их смело можно положить рядом с простреленным комсомольским билетом, окровавленной шинелью, ржавым помятым котелком – это святая память героической истории».

Сергей Орлов «Жизнь сама меня учила»

2-й ведущий: В годы Великой Отечественной войны стихи и песни были как глоток воды для бойца, как письмо из дома. Поэтому на привалах, в промежутках между боями присаживались бойцы у костра и запевали песню.

1-й ведущий: Советский поэт А. Сурков всю войну прошел корреспондентом военных газет. «Фронтовой бродяга – газетчик, он был в любом блиндаже родня». В дни горьких испытаний он мечтал, чтоб от песни слезы застывали каплями смертельного свинца. Находясь на западном фронте, он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие его переписывали, и солдатские жены получали это поэтическое послание. В начале 1942 г. композитор К. Листов написал мелодию к стихам поэта. Так была создана песня “Землянка”.

2-й ведущий: Песня «В землянке» была любимой на всех фронтах. Каждый слушал ее, вспоминал что-то свое – близкое и дорогое, и с еще большей яростью поднимался в новую атаку, чтобы защитить его.

Исполняется песня «Бьется в тесной печурке огонь…»

1-й ведущий: В 17 лет ушла на фронт и москвичка Ю. Друнина.

Юлия Друнина «В носилках, около сарая»

Юлия Друнина «Зинка»

1-й ведущий: Какое должно быть богатое сердце у человека, чтобы вернувшись с войны, от жестокостей, принести в нем стихи. Однажды в поездке по ФРГ Юлию Друнину спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом и был в защите этой женственности».

2-й ведущий: В феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета «Правда» опубликовала лирическое стихотворение, которое сразу завоевало сердца наших солдат – «Жди меня» К.Симонова.

1-й ведущий: Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам, его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов.

стихотворение «Жди меня».

Муса Джалиль «Волки».

2-й ведущий: Одной жизнью с народом, со страной жила и ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Она могла погибнуть каждую минуту на каждом шагу от голода или от обстрела, как погибали тысячи ее сограждан. Она потеряла в блокаду всех своих родных и близких, потеряла детей. Она сама не раз падала в снег от голодного обморока, но всегда находила в себе силы подняться, доползти до микрофона, чтобы через него говорить с Ленинградом, со всей страной.

1-й ведущий: Сама того не понимая, О.Берггольц стала живой легендой, символом стойкости, ее голос по радио был для ленинградцев символом мужества и уверенности.

Чтение стихотворений О.Берггольц

2-й ведущий: Поэт Евгений Винокуров был призван в армию после окончания 9-го класса. Окончил артиллерийское училище, а в неполных 18 лет уже стал командиром взвода. После войны он напишет стихотворение «Москвичи», ставшее поэтическим памятником всем его сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом.

ст-е Евгения Винокура «В полях за Вислой сонной…»

1-й ведущий: Поэзия Великой Отечественной войны это поэзия большого страстного сердца, высоких гражданских страстей, тяжких испытаний и духовного подвига.

2-й ведущий: Мы помним прошлое. Мы ставим памятники погибшим. И один из самых величественных – слово поэта.

1-й ведущий: Благодаря поэзии военных лет память снова и снова возвращает нас к дням войны. И сегодняшние поэты обращаются к этой особенной теме – теме войны, по-своему переосмысливая те трагические события.

Андрей Дементьев «Баллада о матери»

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она, как сила нам нужна…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!