СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Этот разноцветный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

По развитию речи посредством экологического воспитания детей на тему «Этот разноцветный мир»

 

 

                                       

                        Выполнила:

                                                 Воспитатель МБДОУ №1 «Ласточка»

                                                 Высшей квалификационной категории                                                                     

                                                 Кузнецова Е. В.

 

 

 

Зеленодольск 2015

Цель:

 

Закреплять знания детей об осени

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

1. Развитие словаря:

- уточнять и расширять представления об осени, о её признаках, разнообразии природных явлений;

- пополнить знания о жизни диких животных осенью;

- обобщить и систематизировать знания детей об осени;

- обеспечить переход от пассивного речевого запаса к использованию речевых средств;

- расширять объём относительных, сложных прилагательных и глаголов по теме «Осень» вводить их в активный словарь;

- помогать усваивать выразительные средства языка: объяснять смысл пословиц и примет об осени.

 

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

- закреплять умение образовывать и использовать относительные прилагательные и согласовывать прилагательные с существительными;

- упражнять в подборе антонимов.

 

3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:

- развивать ритмичность речи и её интонационную выразительность

 

развитие связной речи и речевого общения:

 

Формировать активное произвольное внимание к речи

Совершенствовать умение отвечать на вопросы, вести диалог, умение составлять рассказы с опорой на схемы

Развивать коммуникативную функцию речи

 

Развивающие:

 

развивать:

- образность речи;

- слуховое внимание;

- быстроту мышления

- логическое мышление

- умение ориентироваться на плане

 

 

воспитательные:

 

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным

- содействовать воспитанию активности, инициативности, чувства собственной значимости

- формировать навык сотрудничества, коллективизм, взаимопомощь

художественное слово:

 

- Загадки, пословицы, приметы об осени

 

Методы и приема:

 

- наглядные (показ, демонстрация);

- словесные (беседы, диалоги);

- игровые (речь с движением, сюрпризный момент);

 

Педагогические технологии:

 

- личностно-ориентированная модель взаимодействия;

- игровая деятельность;

- ТРИЗ.

Персонажи:

 

- волшебная книга;

- волшебное дерево;

- волшебная кисточка.

Материалы и оборудование к занятию:

 

- музыкальный центр;

- компьютер;

- мультимедиа проектор.

 

Презентации:

 

- осень;

- опорные схемы.

 

Музыкальное сопровождение:

 

- П.И.Чайковский «Времена года»;

- татарская национальная музыка;

- песня «Куда ты тропинка меня привела» из мультфильма «Бременские музыканты» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Этнина).

 

Предварительная работа:

 

- рассматриваем фотографии с осенними пейзажами;

- наблюдения на прогулках;

- чтение стихов и рассказов об осени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети входят, встают произвольно, здороваются друг с другом:

Доброе утро мы скажем друг другу

С улыбкой посмотрим в глаза

От этих улыбок глаза засияют

И добрыми станут сердца.

 

Воспитатель:

Пожелаем доброго утра нашим гостям, улыбнёмся и подарим свои улыбки.

Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о волшебстве. Вы знаете, кто такие, волшебники? (предположения детей: маги, фокусники, феи, чародеи).

Скажите, а вам хотелось бы стать волшебниками, хоть ненадолго? (ответы детей).

Тогда я предлагаю вам надеть эти волшебные колпачки и отправиться со мной в увлекательное путешествие! В волшебную страну под названием Осень! В волшебной стране все предметы и вещи имеют свою собственную жизнь. Представьте себе, что звёзды умеют играть в прятки, ручейки в догонялки, а тучи на небе любят собираться вместе и немного пошалить. Они выдувают из волшебных трубочек струйки воды и на землю льёт дождь.

Ребёнок: Ой, что это?

 

Воспитатель: К нам прилетел листок от Осени и что- то нам хочет сказать!

 

Воспитатель зачитывает послание, написанное на кленовом листочке:

Дорогие дети! Помогите! Чёрная ночь похитила мою волшебное пёрышко и я      не могу передать её наступающей Зиме. Я очень беспокоюсь: вдруг мир станет бесцветным? Помогите вернуть Волшебное пёрышко. Идите по тропинке и она приведёт вас к Волшебному дереву, под которым я спрятала подсказку о том, как добраться до Волшебного пёрышка. Ваша Осень.

 

Воспитатель:

Поможем Осени? Отправимся на поиски  Волшебного пёрышка?

Дети: Да.

Звучит песня «Куда ты , тропинка, меня привела?» ( песня Трубодура из мультфильма «Бременские музыканты», музыка Г. Гладкова, слова Ю. Этнина)

 

Воспитатель :

Я вижу тропинку. Возьмёмся за руки и пойдём по ней.

Дети: Тропинка привела нас к дереву.

Воспитатель: К Волшебному дереву. Посмотрите под ним что-то лежит!(дети находят под деревом Волшебную книгу).

 

 

 

 

Воспитатель :

Книга откроется только в том случае, если вы отгадаете загадку об осени:

Пусты поля

Мокнет земля

День убывает,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (осень)

Мы отгадали загадку, теперь открываем книгу

 

Воспитатель:

Что вы видите?

 

Дети:

Это карта нашего пути к Волшебному пёрышку. Картинки –это места, где мы с вами побываем! Как видите ,нам предстоит долгий путь, значит надо хорошо подготовиться.

Воспитатель: Скажите, а какое сейчас время года(осень)?

Игра «Погода осенью»

 

Воспитатель:

У меня разноцветный мяч

Мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать:

Дети, а какая погода бывает осенью?

Когда идёт дождь – дождливая

Когда дует ветер – ветреная

Когда холодно – холодная

Когда пасмурно – пасмурная

Когда сыро – сырая

Когда хмуро – хмурая

Когда ясно – ясная

Когда ненастье – ненастная

Когда светит солнце – солнечная

Когда идёт снег – снежная

Когда тепло – тёплая

Когда нет ветра – безветренная

Погоду мы назвали, а теперь скажите, какую одежду мы наденем?

Ответы детей.

А сейчас я попрошу посмотреть сюжеты об осени.

Просмотрев сюжеты, скажите, как вы, думаете ,осень бывает одинаковая?(нет)

Тогда назовите периоды осени.

Осень бывает : ранняя, золотая, поздняя

Скажите: без чего не бывает осени?

Осени не бывает без листопада.

Танец с листочками

Назовите осенние месяца? (сентябрь ,октябрь, ноябрь)

А на чём же мы отправимся в путешествие?

На поезде пешком, на машине, на самолёте, на лодке и т. д .

 

Воспитатель:

А чтобы узнать  на чём мы отправимся в путь ,нужно перевернуть листочек книги и для этого выполнить задание, назвать красивые слова про осень.

Игра «Красивые слова про осень»

Песня «Осенняя»

Молодцы! Мы страничку открываем

как поедем отгадаем!

 

Дети:

На воздушном шаре!

 

Воспитатель:

Ребята, не теряйтесь в путь на шаре отправляйтесь!

Давайте встанем в круг и надуем наш воздушный шар. Поднимайте язычки наверх, губы сделайте окошечком, глубоко вдохните носом и на выдохе произнесите звук (ш). Дети встают в круг и медленно двигаются от центра назад, выполняя дыхательные упражнения – имитируя надувание шара.

Наш воздушный шар набирает высоту, полетели?

 

Дети:

Полетели!

 

Воспитатель:

Наш воздушный шар набирает высоту. Давайте сядем  и отдохнём. Дети кладут воздушный  шар и садятся вокруг него.

Воспитатель:       Мы пролетаем над городами, лесами, полями. Во что мы можем посмотреть на землю с высоты птичьего полёта?

 

Дети:

В бинокль, в подзорную трубу, сфотографировать на фотоаппарат, снять на видеокамеру.

 

Воспитатель:

А сейчас мы посмотрим, что у вас получилось.

Рассказы детей о поздней осени с опорой на схемы.

Наступила осень. Солнце светит, но не греет. В лесу белка лакомится орешками. Заяц сменил шубку на белую. Ёжик собирает листья и несёт их в норку. В лесу медведь ищет берлогу к зиме.

Наступила осень. Идут сильные дожди. Девочки и мальчики ходят по улице с зонтиком и в сапожках. Из-за туч показалось солнце. Птицы собираются в стаи. Становится очень холодно.

Наступила осень. Солнце светит, но не греет. Дует сильный ветер. На деревьях не осталось листьев. Стало очень холодно. Девочки и мальчики повесили кормушки для птиц.

Погода

Пришла осень. Дни становятся короче. Утром и вечером более прохладно.

Солнышко греет меньше. Желтеют, краснеют и опадают листья. Всё чаще налетают холодные, порывистые ветры. Небо серое. Идут холодные дожди с мокрым снегом.

Одежда

Люди стали одеваться тепло. Они надели т ёплые куртки,  шапки, шарфики, сапожки, варежки.

Труд взрослых

Взрослые ремонтируют и утепляют осенью свои дома и квартиры. Они собирают и складывают на хранение  овощи: картофель, капусту, свеклу, морковь, лук, а также фрукты: яблоки, груши. Также они готовят овощные салаты, соленья, компоты, варят варенье. В саду взрослые подбеливают и поливают деревья, заготавливают землю для рассады. С клумб пересаживают осенние цветы в помещение. Взрослые покупают одежду и обувь на осень для всей семьи.

Птицы

Первыми улетают на юг стрижи и ласточки, затем улетают журавли, грачи и кукушки, последними улетают гуси, утки и лебеди. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать. Они начинают линять: Старые перья выпадают, а новые окрашены более тускло. Это делает птиц незаметнее. А к нам прилетают с севера кочующие птицы.

Животные

Белки меняют шубки рыжие на серые. Они насушили грибов и орехов, а также запасли жёлудей. Осенью они лакомятся созревшими семенами-орешками еловых шишек. В ненастье они сидят в дупле  два-три дня , заткнув его мхом. Лиса ловит мышей да зайцев. Зайцы меняют шубку серую на белую.

Детские забавы

Дети играют в подвижные игры, в мяч, с листочками и с зонтиками.

А что же дети увидели в бинокль и подзорную трубу:

Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зелёные, небо в свинцовых тучах. Идёт холодный дождь со снегом, на лужах лёд, земля промёрзла, ветки деревьев покрылись инеем.

А Даша расскажет как заяц готовится осенью к зиме.

Молодцы! Наш воздушный шар идёт на снижение. Скорее вставайте ,идём на снижение, будем приземляться.

Дети встают и снова берут воздушный шар.

 

Воспитатель:

Давайте сдувать наш воздушный шар. Язычки опустите вниз горочкой, губки улыбаются, подуйте холодным ветерком, произнесите звук(с). Дети идут к центру круга и выполняют дыхательное упражнение, имитируя как сдувается шар.

 

Воспитатель:

Наш воздушный шар приземлился на лесной полянке. Выпал первый снежок.

Игра «Угадай,  чьи следы?»

Дети по следам угадывают животных.

Воспитатель: Что бы узнать на чём мы отправимся дальше,  нужно перевернуть страницу Волшебной книги и выполнить следующее задание.

У каждой птицы есть отличительный признак, по которому её узнают – э то слово украшение: оно отвечает на вопрос: какой и какая? Попробуем составить такие слова.

У снегиря красная грудка – он красногрудый

У воробья короткие лапы – он коротколапый

У сороки белые бока – она белобокая

У вороны длинный клюв – она длинно клювая

У сороки длинный хвост – она длиннохвостая

Переворачиваем страницу книги- на ней изображён поезд.

Дети строятся в колонну и имитируют движение поезда.

Наш поезд прибыл на станцию «Волшебное озеро», но из вагонов мы выйти не можем, потому что на улице дождь.

Скажите какой бывает дождь?

-Сильный, холодный, тёплый, осенний, проливной, моросящий, мелкий.

А теперь подберите слова- действия к слову дождь. Они отвечают на вопрос: Что делает?

-Идёт, стучит, льёт, барабанит, моросит, капает.

Дождь закончился, мы вышли из вагонов, но перейти через озеро мы не можем, так как нет мостика. Что бы он появился нужно в копилку народных мудростей собрать пословицы и приметы об осени.

Воспитатель открывает шкатулку, а дети называют их.

Вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями и теперь вы можете перейти через озеро в царство Чёрной ночи.

До Волшебного дерева мы пройдём по камушкам. Останавливаемся у дерева,  которое по крыто тёмной тканью, на ней ещё два задания.

 

1 задание:

Почему так говорят?

«Осень семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.

Сеет-мелкий дождь

Веет – дует ветер

Кружит – осенний листочек

Мутит – вода в водоёмах

Рвёт – сильный ветер

Сверху льёт – ливень

Снизу метёт- листья

И последнее задание:

Нужно найти слово с противоположным значением.

Белка пушистая – а ёжик………..колючий

У зайца хвост короткий, а у лисы……….длинный

Лось рогатый, акабан…………безрогий

У волка лапы длинные, а у ежа ………короткие

У барсука уши короткие, а у барсука….. длинные

Если медведь сильнее волка,то волк……….слабее медведя

После этого чёрная ткань падает и под ней Волшебное пёрышко.

Молодцы! Правильно выполнили все задания. Чёрная ночь испугалась и ушла. А вот и Волшебное пёрышко. Давайте положим его на Волшебную книгу, что бы Зима смогла раскрасить мир в свои цвета. Наше путешествие закончилось, а Осень приготовила для вас угощение. Попрощаемся с гостями и вернёмся в группу.

 

 

 

 

     

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=onheBD4g2qY

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!