Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Конспект занятия
По развитию речи посредством экологического воспитания детей на тему «Этот разноцветный мир»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ №1 «Ласточка»
Высшей квалификационной категории
Кузнецова Е. В.
Зеленодольск 2015
Цель:
Закреплять знания детей об осени
Задачи:
Образовательные:
1. Развитие словаря:
- уточнять и расширять представления об осени, о её признаках, разнообразии природных явлений;
- пополнить знания о жизни диких животных осенью;
- обобщить и систематизировать знания детей об осени;
- обеспечить переход от пассивного речевого запаса к использованию речевых средств;
- расширять объём относительных, сложных прилагательных и глаголов по теме «Осень» вводить их в активный словарь;
- помогать усваивать выразительные средства языка: объяснять смысл пословиц и примет об осени.
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
- закреплять умение образовывать и использовать относительные прилагательные и согласовывать прилагательные с существительными;
- упражнять в подборе антонимов.
3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
- развивать ритмичность речи и её интонационную выразительность
развитие связной речи и речевого общения:
Формировать активное произвольное внимание к речи
Совершенствовать умение отвечать на вопросы, вести диалог, умение составлять рассказы с опорой на схемы
Развивать коммуникативную функцию речи
Развивающие:
развивать:
- образность речи;
- слуховое внимание;
- быстроту мышления
- логическое мышление
- умение ориентироваться на плане
воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным
- содействовать воспитанию активности, инициативности, чувства собственной значимости
- личностно-ориентированная модель взаимодействия;
- игровая деятельность;
- ТРИЗ.
Персонажи:
- волшебная книга;
- волшебное дерево;
- волшебная кисточка.
Материалы и оборудование к занятию:
- музыкальный центр;
- компьютер;
- мультимедиа проектор.
Презентации:
- осень;
- опорные схемы.
Музыкальное сопровождение:
- П.И.Чайковский «Времена года»;
- татарская национальная музыка;
- песня «Куда ты тропинка меня привела» из мультфильма «Бременские музыканты» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Этнина).
Предварительная работа:
- рассматриваем фотографии с осенними пейзажами;
- наблюдения на прогулках;
- чтение стихов и рассказов об осени.
Дети входят, встают произвольно, здороваются друг с другом:
Доброе утро мы скажем друг другу
С улыбкой посмотрим в глаза
От этих улыбок глаза засияют
И добрыми станут сердца.
Воспитатель:
Пожелаем доброго утра нашим гостям, улыбнёмся и подарим свои улыбки.
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о волшебстве. Вы знаете, кто такие, волшебники? (предположения детей: маги, фокусники, феи, чародеи).
Скажите, а вам хотелось бы стать волшебниками, хоть ненадолго? (ответы детей).
Тогда я предлагаю вам надеть эти волшебные колпачки и отправиться со мной в увлекательное путешествие! В волшебную страну под названием Осень! В волшебной стране все предметы и вещи имеют свою собственную жизнь. Представьте себе, что звёзды умеют играть в прятки, ручейки в догонялки, а тучи на небе любят собираться вместе и немного пошалить. Они выдувают из волшебных трубочек струйки воды и на землю льёт дождь.
Ребёнок: Ой, что это?
Воспитатель: К нам прилетел листок от Осени и что- то нам хочет сказать!
Воспитатель зачитывает послание, написанное на кленовом листочке:
Дорогие дети! Помогите! Чёрная ночь похитила мою волшебное пёрышко и я не могу передать её наступающей Зиме. Я очень беспокоюсь: вдруг мир станет бесцветным? Помогите вернуть Волшебное пёрышко. Идите по тропинке и она приведёт вас к Волшебному дереву, под которым я спрятала подсказку о том, как добраться до Волшебного пёрышка. Ваша Осень.
Воспитатель:
Поможем Осени? Отправимся на поиски Волшебного пёрышка?
Дети: Да.
Звучит песня «Куда ты , тропинка, меня привела?» ( песня Трубодура из мультфильма «Бременские музыканты», музыка Г. Гладкова, слова Ю. Этнина)
Воспитатель :
Я вижу тропинку. Возьмёмся за руки и пойдём по ней.
Дети: Тропинка привела нас к дереву.
Воспитатель: К Волшебному дереву. Посмотрите под ним что-то лежит!(дети находят под деревом Волшебную книгу).
Воспитатель :
Книга откроется только в том случае, если вы отгадаете загадку об осени:
Пусты поля
Мокнет земля
День убывает,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (осень)
Мы отгадали загадку, теперь открываем книгу
Воспитатель:
Что вы видите?
Дети:
Это карта нашего пути к Волшебному пёрышку. Картинки –это места, где мы с вами побываем! Как видите ,нам предстоит долгий путь, значит надо хорошо подготовиться.
Воспитатель: Скажите, а какое сейчас время года(осень)?
Игра «Погода осенью»
Воспитатель:
У меня разноцветный мяч
Мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать:
Дети, а какая погода бывает осенью?
Когда идёт дождь – дождливая
Когда дует ветер – ветреная
Когда холодно – холодная
Когда пасмурно – пасмурная
Когда сыро – сырая
Когда хмуро – хмурая
Когда ясно – ясная
Когда ненастье – ненастная
Когда светит солнце – солнечная
Когда идёт снег – снежная
Когда тепло – тёплая
Когда нет ветра – безветренная
Погоду мы назвали, а теперь скажите, какую одежду мы наденем?
Ответы детей.
А сейчас я попрошу посмотреть сюжеты об осени.
Просмотрев сюжеты, скажите, как вы, думаете ,осень бывает одинаковая?(нет)
На поезде пешком, на машине, на самолёте, на лодке и т. д .
Воспитатель:
А чтобы узнать на чём мы отправимся в путь ,нужно перевернуть листочек книги и для этого выполнить задание, назвать красивые слова про осень.
Игра «Красивые слова про осень»
Песня «Осенняя»
Молодцы! Мы страничку открываем
как поедем отгадаем!
Дети:
На воздушном шаре!
Воспитатель:
Ребята, не теряйтесь в путь на шаре отправляйтесь!
Давайте встанем в круг и надуем наш воздушный шар. Поднимайте язычки наверх, губы сделайте окошечком, глубоко вдохните носом и на выдохе произнесите звук (ш). Дети встают в круг и медленно двигаются от центра назад, выполняя дыхательные упражнения – имитируя надувание шара.
Наш воздушный шар набирает высоту, полетели?
Дети:
Полетели!
Воспитатель:
Наш воздушный шар набирает высоту. Давайте сядем и отдохнём. Дети кладут воздушный шар и садятся вокруг него.
Воспитатель: Мы пролетаем над городами, лесами, полями. Во что мы можем посмотреть на землю с высоты птичьего полёта?
Дети:
В бинокль, в подзорную трубу, сфотографировать на фотоаппарат, снять на видеокамеру.
Воспитатель:
А сейчас мы посмотрим, что у вас получилось.
Рассказы детей о поздней осени с опорой на схемы.
Наступила осень. Солнце светит, но не греет. В лесу белка лакомится орешками. Заяц сменил шубку на белую. Ёжик собирает листья и несёт их в норку. В лесу медведь ищет берлогу к зиме.
Наступила осень. Идут сильные дожди. Девочки и мальчики ходят по улице с зонтиком и в сапожках. Из-за туч показалось солнце. Птицы собираются в стаи. Становится очень холодно.
Наступила осень. Солнце светит, но не греет. Дует сильный ветер. На деревьях не осталось листьев. Стало очень холодно. Девочки и мальчики повесили кормушки для птиц.
Погода
Пришла осень. Дни становятся короче. Утром и вечером более прохладно.
Солнышко греет меньше. Желтеют, краснеют и опадают листья. Всё чаще налетают холодные, порывистые ветры. Небо серое. Идут холодные дожди с мокрым снегом.
Одежда
Люди стали одеваться тепло. Они надели т ёплые куртки, шапки, шарфики, сапожки, варежки.
Труд взрослых
Взрослые ремонтируют и утепляют осенью свои дома и квартиры. Они собирают и складывают на хранение овощи: картофель, капусту, свеклу, морковь, лук, а также фрукты: яблоки, груши. Также они готовят овощные салаты, соленья, компоты, варят варенье. В саду взрослые подбеливают и поливают деревья, заготавливают землю для рассады. С клумб пересаживают осенние цветы в помещение. Взрослые покупают одежду и обувь на осень для всей семьи.
Птицы
Первыми улетают на юг стрижи и ласточки, затем улетают журавли, грачи и кукушки, последними улетают гуси, утки и лебеди. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать. Они начинают линять: Старые перья выпадают, а новые окрашены более тускло. Это делает птиц незаметнее. А к нам прилетают с севера кочующие птицы.
Животные
Белки меняют шубки рыжие на серые. Они насушили грибов и орехов, а также запасли жёлудей. Осенью они лакомятся созревшими семенами-орешками еловых шишек. В ненастье они сидят в дупле два-три дня , заткнув его мхом. Лиса ловит мышей да зайцев. Зайцы меняют шубку серую на белую.
Детские забавы
Дети играют в подвижные игры, в мяч, с листочками и с зонтиками.
А что же дети увидели в бинокль и подзорную трубу:
Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зелёные, небо в свинцовых тучах. Идёт холодный дождь со снегом, на лужах лёд, земля промёрзла, ветки деревьев покрылись инеем.
А Даша расскажет как заяц готовится осенью к зиме.
Молодцы! Наш воздушный шар идёт на снижение. Скорее вставайте ,идём на снижение, будем приземляться.
Дети встают и снова берут воздушный шар.
Воспитатель:
Давайте сдувать наш воздушный шар. Язычки опустите вниз горочкой, губки улыбаются, подуйте холодным ветерком, произнесите звук(с). Дети идут к центру круга и выполняют дыхательное упражнение, имитируя как сдувается шар.
Воспитатель:
Наш воздушный шар приземлился на лесной полянке. Выпал первый снежок.
Игра «Угадай, чьи следы?»
Дети по следам угадывают животных.
Воспитатель: Что бы узнать на чём мы отправимся дальше, нужно перевернуть страницу Волшебной книги и выполнить следующее задание.
У каждой птицы есть отличительный признак, по которому её узнают – э то слово украшение: оно отвечает на вопрос: какой и какая? Попробуем составить такие слова.
У снегиря красная грудка – он красногрудый
У воробья короткие лапы – он коротколапый
У сороки белые бока – она белобокая
У вороны длинный клюв – она длинно клювая
У сороки длинный хвост – она длиннохвостая
Переворачиваем страницу книги- на ней изображён поезд.
Дети строятся в колонну и имитируют движение поезда.
Наш поезд прибыл на станцию «Волшебное озеро», но из вагонов мы выйти не можем, потому что на улице дождь.
А теперь подберите слова- действия к слову дождь. Они отвечают на вопрос: Что делает?
-Идёт, стучит, льёт, барабанит, моросит, капает.
Дождь закончился, мы вышли из вагонов, но перейти через озеро мы не можем, так как нет мостика. Что бы он появился нужно в копилку народных мудростей собрать пословицы и приметы об осени.
Воспитатель открывает шкатулку, а дети называют их.
Вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями и теперь вы можете перейти через озеро в царство Чёрной ночи.
До Волшебного дерева мы пройдём по камушкам. Останавливаемся у дерева, которое по крыто тёмной тканью, на ней ещё два задания.
1 задание:
Почему так говорят?
«Осень семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.
Сеет-мелкий дождь
Веет – дует ветер
Кружит – осенний листочек
Мутит – вода в водоёмах
Рвёт – сильный ветер
Сверху льёт – ливень
Снизу метёт- листья
И последнее задание:
Нужно найти слово с противоположным значением.
Белка пушистая – а ёжик………..колючий
У зайца хвост короткий, а у лисы……….длинный
Лось рогатый, акабан…………безрогий
У волка лапы длинные, а у ежа ………короткие
У барсука уши короткие, а у барсука….. длинные
Если медведь сильнее волка,то волк……….слабее медведя
После этого чёрная ткань падает и под ней Волшебное пёрышко.
Молодцы! Правильно выполнили все задания. Чёрная ночь испугалась и ушла. А вот и Волшебное пёрышко. Давайте положим его на Волшебную книгу, что бы Зима смогла раскрасить мир в свои цвета. Наше путешествие закончилось, а Осень приготовила для вас угощение. Попрощаемся с гостями и вернёмся в группу.