Урок № 4
Тема урока:
«Общие требования при составлении кроссвордов»
Урок разработан учителями информатики:
Яковлевой А.А.
Осипенковой Е.Н.
источник шаблона: А.А.Сабатаева, учитель биологии и географии МОУ «Верх – Обская сош имени М.С.Евдокимова», сайт http://pedsovet.su/.
стр. 2
1
На этом уроке мы:
- рассмотрим общие требования при составлении кроссвордов,
- вспомним технику безопасности при работе за компьютером;
- составим кроссворд на выбранную тему.
стр. 3
2
Итак, вспомним – технику безопасности .
- бережно обращайся с техникой;
- запрещается трогать провода, разъемы и устройства заземления;
- запрещается прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора;
- запрещается подвергать части компьютера ударам или воздействию влаги;
- работать нужно только на исправном оборудовании;
- перед началом работы освободи рабочее пространство от лишних предметов;
- сидеть нужно прямо, спину держать ровно, голову не наклонять ( посмотреть рисунок ).
стр. 4
стр. 2
3
вернуться
Теперь мы рассмотрим требования по составлению кроссворда. И так начнем с общих требований.
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
стр. 5
стр. 3
4
5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
стр. 6
стр. 4
5
Требования к оформлению:
1.Рисунок кроссворда должен быть четким.
2.Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения
стр. 7
стр. 5
6
Оформление ответов на кроссворды:
- Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
- Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
- Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
стр. 8
стр. 6
7
Составление условий (толкований) кроссворда.
• Во-первых, они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
• Во-вторых, старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
• В - третьих, просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.
стр. 9
стр. 7
8
Мы хорошо поработали, а теперь немножко отдохнем. Сделаем гимнастику для глаз. Нажми на картинку.
стр. 10
стр. 8
9
А теперь мы начнем создавать кроссворд.
И первое что мы сделаем это выбираем тему для нашего кроссворда. Давай составим кроссворд про сказки.
стр. 11
стр. 9
10
И так мы выбрали тему нашего кроссворда. Теперь мы вспомним сказки и героев сказок. Подготовим слова для нашего кроссворда и посчитаем количество букв в слове.
- Теремок – 7 букв
- Морозко – 7 букв
- Топор – 5 букв
- Репка – 5 букв
- Мышка – 5 букв
- Водяной – 7 букв
- Яга – 3 буквы
- Одноглазка – 10 букв
- Колобок – 7 букв
- Лиса – 4 буквы
стр. 12
стр. 10
11
Теперь из полученных слов, мы составим кроссворд. Будим записывать слова так, чтобы они пересекались.
т
е
м
о
к
о
о
з
р
е
м
о
т
р
п
о
к
е
п
м
ы
к
я
в
ш
а
к
з
н
л
д
о
а
о
г
о
а
к
д
я
и
с
а
л
н
о
о
б
й
о
к
стр. 13
стр. 10
12
Пронумеруем слова по правилу чтения, сверху вниз, слева направо. У нас получился заполненный кроссворд.
1
т
е
о
з
о
о
м
к
р
2
е
м
4
о
р
п
о
т
3
е
5
к
6
п
м
7
8
ы
я
к
9
в
ш
к
з
а
л
г
о
н
о
а
д
д
а
о
к
10
а
с
и
л
я
о
н
б
о
о
й
к
стр. 12
стр. 14
13
Теперь мы уберем буквы, а клеточки оставим. У нас получилась пустая сетка нашего кроссворда.
1
2
4
3
5
7
6
9
8
10
стр. 15
стр. 13
14
Теперь для каждого слова придумаем вопрос.
- Он не низок, не высок.
- Он все заморозить может, а падчерицу отогрел.
- Из этого кашу солдат варил.
- Тянут-потянут, а вытянуть не могут…
- Маленькая, а всем помогает – и репку вытянуть, и Иванушку спасти.
- У него подружки – пиявки, да лягушки.
- Баба…
- Одна из сестер крошечки Хаврошечки.
- По сусекам поскребли, по амбару помели – да его испекли.
- Она съела отгадку вопроса №9.
стр. 16
стр. 14
15
Подведем итог урока:
Сегодня мы вспомнили технику безопасности при работе за компьютером; рассмотрели общие требования при составлении кроссвордов; составили кроссворд про сказки.
стр. 17
стр. 15
16
Домашние задание
На альбомном листе составь кроссворд на тему «Устройство компьютера».
Твой кроссворд должен состоять из 10 слов. У тебя должно получится 2 экземпляра кроссворда. Пустая сетка и заполненная. К каждому слову составь вопрос. Твой кроссворд пригодится тебе на последующих уроках.
стр. 18
17
Спасибо за урок!
выход
стр. 1 7
1 8