СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эволюция лирического героя Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные этапы творчества А. С. Пушкина с точки зрения эволюции лирического героя

Просмотр содержимого документа
«Эволюция лирического героя Пушкина»

 ЭВОЛЮЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ А. С. ПУШКИНА

ЭВОЛЮЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ А. С. ПУШКИНА

Вакхическая песня  Что смолкнул веселия глас?  Раздайтесь, вакхальны припевы!  Да здравствуют нежные девы  И юные жены, любившие нас!  Полнее стакан наливайте!  На звонкое дно  В густое вино  Заветные кольца бросайте!  Подымем стаканы, содвинем их разом!  Да здравствуют музы, да здравствует разум!  Ты, солнце святое, гори!  Как эта лампада бледнеет  Пред ясным восходом зари,  Так ложная мудрость мерцает и тлеет  Пред солнцем бессмертным ума.  Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Вакхическая песня

Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы! Да здравствуют нежные девы И юные жены, любившие нас! Полнее стакан наливайте! На звонкое дно В густое вино Заветные кольца бросайте! Подымем стаканы, содвинем их разом! Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма!

«Вакхическая песня» 1825 г. тематически примыкает к лицейским стихам, воспевающим дружеский союз единомышленников, любовь, счастье познания и творчества. Образы пира и Вакха символизируют полноту бытия, «опьянение» самой жизнью, каждое мгновение которой бесценно. Стихотворение, написанное как застольный тост, звучит подлинным гимном разуму и дружбе. Лирический герой юного Пушкина- баловень судьбы, любимец друзей, гедонист, эпикуреец

«Вакхическая песня» 1825 г. тематически примыкает к лицейским стихам, воспевающим дружеский союз единомышленников, любовь, счастье познания и творчества. Образы пира и Вакха символизируют полноту бытия, «опьянение» самой жизнью, каждое мгновение которой бесценно.

Стихотворение, написанное как застольный тост, звучит подлинным гимном разуму и дружбе.

Лирический герой юного Пушкина- баловень судьбы, любимец друзей, гедонист, эпикуреец

«К ЧААДАЕВУ»  В стихах петербургского периода звучит призыв к действию, к самопожертвованию во имя свободы. Романтические образы «сон», «юные забавы», «утренний туман» символизируют утрату юношеских иллюзий и осознание необходимости общественного служения. Уникальность стихотворения – в соединении гражданского и личного начал. Лирический герой предстает романтическим персонажем, готовым отрешиться от прелестей частной жизни во имя высокого долга перед Отечеством. Стихотворение, посвященное другу-герою 1812 г. Чаадаеву, в финале звучит как пламенный призыв ко всем единомышленникам.

«К ЧААДАЕВУ»

В стихах петербургского периода звучит призыв к действию, к самопожертвованию во имя свободы. Романтические образы «сон», «юные забавы», «утренний туман» символизируют утрату юношеских иллюзий и осознание необходимости общественного служения. Уникальность стихотворения – в соединении гражданского и личного начал. Лирический герой предстает романтическим персонажем, готовым отрешиться от прелестей частной жизни во имя высокого долга перед Отечеством. Стихотворение, посвященное другу-герою 1812 г. Чаадаеву, в финале звучит как пламенный призыв ко всем единомышленникам.

переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы  В южной ссылке Пушкин-романтик находился под влиянием личности Байрона. Возвышенная цель, стремление действовать, героические мотивы определяют характер лирики тех лет. Погасло дневное светило;  На море синее вечерний пал туман.  Шуми, шуми, послушное ветрило,  Волнуйся подо мной, угрюмый океан  Пушкин-романтик – мечтатель, общественный деятель, непримиримый борец с несправедливостью

переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы

В южной ссылке Пушкин-романтик находился под влиянием личности Байрона. Возвышенная цель, стремление действовать, героические мотивы определяют характер лирики тех лет.

Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан

Пушкин-романтик – мечтатель, общественный деятель, непримиримый борец с несправедливостью

В элегии «К морю» появляются образы Байрона и Наполеона, кумиров прошлых лет. Прощаясь с морем, Пушкин прощается с юностью, с южными берегами, с несбыточными мечтами, с романтизмом. Наступает творческая зрелость, лирический герой переживает духовную эволюцию .

В элегии «К морю» появляются образы Байрона и Наполеона, кумиров прошлых лет. Прощаясь с морем, Пушкин прощается с юностью, с южными берегами, с несбыточными мечтами, с романтизмом. Наступает творческая зрелость, лирический герой переживает духовную эволюцию .

… Там угасал Наполеон.  Там он почил среди мучений.  И вслед за ним, как бури шум,  Другой от нас умчался гений,  Другой властитель наших дум.  Исчез, оплаканный свободой,  Оставя миру свой венец.  Шуми, взволнуйся непогодой:  Он был, о море, твой певец.  Твой образ был на нем означен,  Он духом создан был твоим:  Как ты, могущ, глубок и мрачен,  Как ты, ничем неукротим.

Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим.

 В середине 20-х годов Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Он связан с изменившимися жизненными обстоятельствами, разобщенностью с друзьями, утратой юношеских представлений о подвиге и желанной свободе. В лирике появляется мотив отчаяния, практически не звучавший до этого времени. Поэт сомневается в собственных силах преобразить мир, разочаровывается в людях, понимает, что подняться на новую духовную высоту большинство не способно…

В середине 20-х годов Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Он связан с изменившимися жизненными обстоятельствами, разобщенностью с друзьями, утратой юношеских представлений о подвиге и желанной свободе. В лирике появляется мотив отчаяния, практически не звучавший до этого времени. Поэт сомневается в собственных силах преобразить мир, разочаровывается в людях, понимает, что подняться на новую духовную высоту большинство не способно…

 Свободы сеятель пустынный,  Я вышел рано, до звезды;  Рукою чистой и безвинной  В порабощенные бразды  Бросал живительное семя —  Но потерял я только время,  Благие мысли и труды…  Паситесь, мирные народы!  Вас не разбудит чести клич.  К чему стадам дары свободы?  Их должно резать или стричь.  Наследство их из рода в роды  Ярмо с гремушками да бич. 1823

Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

1823

 В Михайловском Пушкин обращается к изучению Корана – священной книги мусульман. Он выбирает сюжетом вольное переложение нескольких строк второй суры Корана о заснувшем и пробудившемся путнике. Какое значение имеет этот цикл с точки зрения эволюции лирического героя?

В Михайловском Пушкин обращается к изучению Корана – священной книги мусульман. Он выбирает сюжетом вольное переложение нескольких строк второй суры Корана о заснувшем и пробудившемся путнике.

Какое значение имеет этот цикл с точки зрения эволюции лирического героя?

 Обращаясь к духовным книгам, Пушкин пытается найти ответы на вопросы о цели человеческого существования, о возможности счастья в мире, полном страданий. Коран, Библия, фольклор, песни западных славян, сюжеты восточных и европейских легенд, эпизоды из отечественной истории питают его воображение, дают плодотворную почву для дальнейшего творчества.  Зрелый Пушкин – философ, мыслитель, созерцатель

Обращаясь к духовным книгам, Пушкин пытается найти ответы на вопросы о цели человеческого существования, о возможности счастья в мире, полном страданий. Коран, Библия, фольклор, песни западных славян, сюжеты восточных и европейских легенд, эпизоды из отечественной истории питают его воображение, дают плодотворную почву для дальнейшего творчества.

Зрелый Пушкин – философ, мыслитель, созерцатель

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. (1828)

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум. (1828)

Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы Мне не спится, нет огня; Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Раздается близ меня, Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье, Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня? Что ты значишь, скучный шепот? Укоризна, или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу… (1830)

Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня,

Парки бабье лепетанье,

Спящей ночи трепетанье,

Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна, или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу… (1830)

 Поэт находится в состоянии глубокого духовного кризиса. Образ ночи связывается в его сознании с мраком пустоты и безысходности. Мотив повторяемости, однообразия уходящей бесцельно жизни поддерживается образами часов, шепота, мышиной беготни. Античный образ парки – богини судьбы – создает ощущение невозможности всякой борьбы человека с Роком, обреченности лирического героя на страдание. Заканчивается стихотворение строчками «смысла я в тебе ищу», настойчивым напоминанием о поиске высокой жизненной цели.

Поэт находится в состоянии глубокого духовного кризиса. Образ ночи связывается в его сознании с мраком пустоты и безысходности. Мотив повторяемости, однообразия уходящей бесцельно жизни поддерживается образами часов, шепота, мышиной беготни. Античный образ парки – богини судьбы – создает ощущение невозможности всякой борьбы человека с Роком, обреченности лирического героя на страдание. Заканчивается стихотворение строчками «смысла я в тебе ищу», настойчивым напоминанием о поиске высокой жизненной цели.

Элегия (лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными жизненными проблемами ) Безумных лет угасшее веселье  Мне тяжело, как смутное похмелье.  Но, как вино — печаль минувших дней  В моей душе чем старе, тем сильней.  Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе  Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать;  Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;  И ведаю, мне будут наслажденья  Меж горестей, забот и треволненья:  Порой опять гармонией упьюсь,  Над вымыслом слезами обольюсь,  И может быть — на мой закат печальный  Блеснет любовь улыбкою прощальной. (1830)

Элегия (лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными жизненными проблемами )

Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. (1830)

Брожу ли я вдоль улиц шумных , Привык я думой провождать , Вхожу ль во многолюдный храм , Грядущей  смерти годовщину Сижу ль меж юношей  безумных , Меж их стараясь угадать . И где мне смерть пошлет  судьбина? Я предаюсь моим мечтам. Я говорю : промчатся  годы , В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина И сколько здесь ни видно нас, Мой примет  охладелый  прах ? Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час. И хоть бесчувственному телу Гляжу ль на дуб  уединенный , Равно повсюду истлевать , Я мыслю : патриарх лесов Но ближе к милому  пределу Переживет мой век забвенный, Мне все б хотелось почивать . И пусть у гробового входа Как пережил он век отцов. Младая  будет жизнь  играт ь, Младенца ль милого ласкаю , И равнодушная  природа Уже я думаю : прости! Тебе я место уступаю : Красою вечною  сиять . (1829) Мне время тлеть , тебе цвести . День каждый, каждую годину

Брожу ли я вдоль улиц шумных ,

Привык я думой провождать ,

Вхожу ль во многолюдный храм ,

Грядущей смерти годовщину

Сижу ль меж юношей безумных ,

Меж их стараясь угадать .

И где мне смерть пошлет судьбина?

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю : промчатся годы ,

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

И сколько здесь ни видно нас,

Мой примет охладелый прах ?

Мы все сойдем под вечны своды —

И чей-нибудь уж близок час.

И хоть бесчувственному телу

Гляжу ль на дуб уединенный ,

Равно повсюду истлевать ,

Я мыслю : патриарх лесов

Но ближе к милому пределу

Переживет мой век забвенный,

Мне все б хотелось почивать .

И пусть у гробового входа

Как пережил он век отцов.

Младая будет жизнь играт ь,

Младенца ль милого ласкаю ,

И равнодушная природа

Уже я думаю : прости!

Тебе я место уступаю :

Красою вечною сиять .

(1829)

Мне время тлеть , тебе цвести .

День каждый, каждую годину

Как и «Элегия» 1830 г., стихотворение строится как размышление-исповедь. Одинокий поэт в толпе прохожих размышляет о грядущей смерти, о бренности всего живого. Он благословляет будущее, раскрывает непреложный закон бытия – смену поколений в едином цикле природных изменений. Есть вечные ценности, которые придают жизни смысл: природа, отечество, красота и разумность всего живого. Природа вечна, а человек, приходя в этот мир, должен прожить свою жизнь достойно

Как и «Элегия» 1830 г., стихотворение строится как размышление-исповедь.

Одинокий поэт в толпе прохожих размышляет о грядущей смерти, о бренности всего живого. Он благословляет будущее, раскрывает непреложный закон бытия – смену поколений в едином цикле природных изменений. Есть вечные ценности, которые придают жизни смысл: природа, отечество, красота и разумность всего живого. Природа вечна, а человек, приходя в этот мир, должен прожить свою жизнь достойно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!