СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эволюция жанра детектив (на примере произведений Эдгара Алана По, Антона Иванова и Анны Устиновой)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из всего многообразия жанров литературы я  предпочитаю детектив, так как меня привлекает процесс расследования, но я не задумывалась об изменениях, которые претерпел в процессе эволюции жанр в целом. В данном исследовании мы попробуем установить изменения в трактовке данного жанра.

Цель данной работы: проследить эволюции жанра детектива с ХIX по XXI век на примере произведений Эдгара Алана По, Антона Иванова и Анны Устиновой.

Просмотр содержимого документа
«Эволюция жанра детектив (на примере произведений Эдгара Алана По, Антона Иванова и Анны Устиновой)»

Районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»





Направление литература, культурология


Эволюция жанра детектив

(на примере произведений Эдгара Алана По, Антона Иванова и Анны Устиновой)



Выполнил: Лыткина Кристина Денисовна

16.07.2003

МБОУ КСОШ №2

9 Б

+79029459214

[email protected]


Руководитель: Козырева Евгения Владимировна

МБОУ КСОШ №2

учитель

+79130575835

[email protected]











Кодинск, 2019

ВВЕДЕНИЕ

Из всего многообразия жанров литературы я предпочитаю детектив, так как меня привлекает процесс расследования, но я не задумывалась об изменениях, которые претерпел в процессе эволюции жанр в целом. В данном исследовании мы попробуем установить изменения в трактовке данного жанра.

Цель данной работы: проследить эволюции жанра детектива с ХIX по XXI век на примере произведений Эдгара Алана По, Антона Иванова и Анны Устиновой.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть трактовку жанра детектив в XIX-XXI веках.

  2. Сравнить произведения "Убийство на улице Морг" (1841) Эдгара Алана По и "Тайна пропавшего академика" (2002) Антона Иванова и Анны Устиновой.

  3. Проанализировать основные черты детектива в этих двух произведениях, а также проследить эволюцию данного литературного жанра.

  4. Провести опрос среди учащихся школы №2.

Объект исследования: произведения "Убийство на улице Морг" Эдгара Алана По и "Тайна пропавшего академика" Антона Иванова и Анны Устиновой.

Предмет исследования: эволюция жанра детектив.

Гипотеза: Если объем произведений увеличился, то и трактовка жанра тоже претерпела изменения (эволюционировала).

Актуальность нашей работы определена несколькими факторами: все возрастающим интересом к литературному детективному жанру на протяжении XX-XXI веков. При работе с данным исследованием мы не могли не заметить, что многие исследователи обратили внимание на жанр, не только как на выдающийся жанр «массовой литературы», но и на его основные черты, особенности эволюции.

Методы исследования: анализ; сравнение; поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет; опрос.












ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Детектив – жанр литературы, имеющий особенный тип сюжета, который связан с раскрытием таинственных преступлений, борьбой добра и зла. [1]

Детектив как жанр был выделен в XIX веке, в эпоху романтизма, и перенял основные черты литературных текстов сложившиеся в тот период.  Исток детективная литература берет в творчестве американского писателя Эдгара Алана По. Он создал образ детектива-любителя, у которого были невероятные способности к логическому анализу всего происходящего в новелле “Убийство на улице Морг” (1841г). К сожалению, тогда детективная литература не имела огромного успеха, и свою популярность приобрела лишь в ХХ-XXI веках. За столь короткий срок существования детектив видоизменился.

Эдгар По, работая над раскрытием литературного жанра классического детектива, предполагал, что убийство это часть искусства. Он ставил перед собой три вопроса: «Кто совершил преступление?», «Как?», «Какова причина?». Для сознания русских людей теория зарубежного автора была немыслима. Православная Россия в век реализма осознавала это как некий грех, из-за этого детектив на русской земле приобрел абсолютно другой вид - «судебный очерк».

Как и любой литературный жанр, детектив менялся с течением времени, так как на этом поприще появляются новые «таланты», и каждый привносит что-то свое - «особенное». Так, например в XX веке выбранный нами жанр эволюционирует, появляется классификация жанров детектива. Стали различать: «классический», «политический», «криминальный» («милицейский) детектив. В них содержание определяет название разновидности.

Все больше внимания уделяется личности главного героя. И чем динамичнее и запутаннее сюжет, тем более обаятельным представляется герой. Образ героя варьируется от сыщика, до журналиста или, что нередко обаятельной пожилой дамы.

Если для «классического» детектива характерно наделение главного героя аналитическими способностями и романтическими чертами, то для двух других важен определенный мотив и работа специально обученных отделов.

В жанре русского детектива мы также замечаем изменения в образе главного героя. Если у истоков развития предпочиталось схематичное изображение персонажей и главный герой обязательно с четкой, абсолютно положительной линией поступков, то в процессе развития жанра мы наблюдаем эволюцию образа главного героя: он физически силен, наделен необычайными навыками обращения с новейшей техникой. Динамичность действия и криминальный сюжет с политическим подтекстом наталкивает на мысль о боевике, как разновидности детектива.

С течением времени и изменениями в общественной жизни страны жанр «боевика» эволюционирует в классический детектив с некоторыми изменениями: главный герой теряет сверхспособности и превращается в «своего парня».

В XXI веке жанр детектива еще больше расширяет свою классификацию. Добавляются еще пять разновидностей:

  1. «интеллектуальный», схож с классическим;

  2. детектив «закрытого типа», для которого характерно ограниченное количество подозреваемых и закрытое пространство;

  3. «психологический», на первое место ставится характер подозреваемого;

  4. «шпионский», все внимание уделено на спецслужбы (ФБР, ФСБ);

  5. «исторический», основа сюжета давно забытые загадочные преступления;

  6. «иронический», автор берет за основу юмор;

  7. в связи с реформами, «полицейский» (вместо «милицейского»). [2]

Рассказ Эдгарда Алана По «Убийство на улице Морг» имеет много отличий с детективами нашего времени: большое по объёму вступление, которое не имеет никакой связи с сюжетной линией произведения: «Так называемые аналитические способности нашего ума сами по себе малодоступны анализу… Шахматист рассчитывает, но не анализирует… Вист…- прекрасная школа для того, что именуется расчетом…»; углубление в описание необычайных способностей главного героя: «Дальнейший рассказ послужит для читателя своего рода иллюстрацией к приведенным соображениям». В детективах современных писателей очень редко можно увидеть такой подход, потому что размышления автора чаще всего сопутствуют криминальному сюжетному ходу произведения и подводят итог расследования.

Эдгар По начинает свою новеллу с описания главного героя – Огюста Дюпена, который по его словам обладает «аналитическим складом ума». Логические построения, которые применяет Дюпен для того чтобы выявить ходы мыслей своего собеседника, очень восхищает автора. Огюст обладает «блестящим» интеллектом и «ярким» воображением, и даже его друг не может понять странности в его поведении: «Наблюдая его в эти минуты, я часто вспоминал старинное ученье о двойственности души и забавлялся мыслью о двух Дюпенах: созидающем и расчленяющем». Также в рассказе главный герой раскрывается, как скрупулезный и придирчивый сыщик. Такая двойственность с самых первый строк вызывает интерес, рождает загадку и волнует читателей. Ужасное преступление, которое произошло на улице Морг, «захватывает» своей необычностью, незаурядностью и необъяснимыми вещами. Преступление очень странное, что даже полиция города «ломает» голову и пытается найти виновника.

Единственный, кто обратил внимание на то, что никто из опрашиваемых людей, (разной национальности) не знал, на каком языке говорил преступник, был Дюпен. Когда он сопоставил этот факт с полным отсутствием мотивов покушения, удивительной силой и ловкостью преступника, который проникнул в окно по громоотводу, а также с беспричинной свирепостью по отношению к жертвам, то выдал ключевую фразу, которую никто не ожидал услышать, ни его собеседник, ни тем более читатель: «В этом есть что-то несовместимое с нашими представлениями о человеческих поступках». Так значит, речь идёт не о человеке? Предположение Огюста подтвердилось: убийство было совершено орангутангом. Этот является своеобразной пред-кульминацией в развитии сюжета. А кульминационным моментом в произведении является признание матроса в том, что он причастен к убийству, потому что именно по его вине обезьяна, привезённая с острова Борнео, сломав клетку, сбежала из чулана. В конце произведения справедливость торжествует, невинный человек освобождён от ареста, так как логика оказалась сильнее полицейской ограниченности, автор формулирует это так: «Отрицать то, что есть, и распространяться о том, чего не существует». Для разгадки преступления автор создаёт идеальные условия для нашего главного героя: в полиции у него нашлись друзья, которые помогли попасть ему на место убийства; нет ограничения во времени; у Дюпена нет посторонних проблем, поэтому он имеет возможность сосредоточиться именно над этим происшествием, выстраивая логическую цепочку.

Так, внимание читателей акцентируется именно на раскрытии тайны, игнорируя мелочи. Таким образом, формируются главные слагаемые детектива: сыщик, окружённый самыми разнообразными загадками и тайнами; криминальное преступление и его расследование, сюжет с поставленной целью; интрига, которая на протяжении всего рассказа не отпускает читателей; успешность героя, внезапная разгадка. Всё остальное является второстепенным и отодвигается в сторону (за пределы рассказа): уверенность в действиях, реальность некоторых фактов, причины преступления и общественная критика. Поэтому детектив обладает некой примитивностью, которую читатель прощает, потому что очень увлечен запутанным и увлекательным сюжетом.

«Убийство на улице Морг» является первым произведением «интеллектуального» детективного жанра, которое положило начало развитию новому литературному направлению.

Несколько иную композицию открывают перед нами современные авторы, они предпочитают строить действие на диалогах, что свойственно динамично-развивающемуся сюжету.

Также как и у Э. А. По до последней страницы тайная причина похищения не раскрывается. Огромным отличием являются главные герои, так как у А. Иванова и А. Устиновой расследование ведут дети (сыщики - любители).

Рассказ «Тайна пропавшего академика» является одним из подвидов детективного жанра. Сыщиками в этом произведении являются дети, которые называют себя братством «кленового листа». Они оказались случайными свидетелями необычного происшествия: среди ночи двое неизвестных похищают знаменитого академика Положенцева в корыстных целях. Ребята решили самостоятельно разгадать эту тайну, и каждый был заинтересован в разгадке этого преступления. Расследуя это дело, у них появляется несколько версий подозреваемых. Дети предполагаю, что в происшествии могут быть замешаны, как племянник учёного, так и сосед Альберта Поликарповича - высокопоставленный бизнесмен.

Несмотря на то, что произведение пронизано эмоциями, «сыщики» наделены аналитическими способностями, что говорит нам о смешение двух разновидностей детектива: классического и психологического.

Как мы видим, с течением времени жанр детектива претерпел изменения. Как в языке повествования, так и в самом композиционном строе текста. На основе проанализированных нами произведений, мы с уверенностью можем утверждать, что образ главного героя эволюционировал. Вместо одного сыщика, мы наблюдаем за работой целой группы лиц.

Чтобы выявить массовость жанра и литературные предпочтения школьников, был проведен опрос среди пользователей социальной сети Вконтакте, в частности в группе школы №2. Мы создали два опроса.

Рис.1. Опрос №1 в группе КСОШ №2 (https://vk.com/club79980252 11.02.2019)

Исходя из результатов первого опроса, наиболее популярным жанром литературы является фантастика (57 голосов), детектив занимает второе место, набрав 22 голоса, художественная литература – 17, психологический роман – 13, а научно-образовательная литература – 2.

Детектив, как и фантастика явления в литературе массовые, что доказывает актуальность нашего исследования.

Рис.2. Опрос №2 в группе КСОШ №2 (https://vk.com/club79980252 11.02.2019).

Второй опрос показал, какого из двух выбранных нами авторов ребята предпочитают. Классические детективы Эдгара Алана По заняли лидерскую позицию, набрав 47 голосов, а более современные детективы Анны Устиновой не так популярны – 25 голосов.

Данные опросы помогли оценить популярность выбранного нами жанра, а также авторов, которых мы взяли для сравнительного анализа.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Мы рассмотрели трактовку жанра детектив в XIX-XXI веках, выявив их различия, а также обнаружив эволюцию классификации жанра.

  2. Сравнив произведения "Убийство на улице Морг" (1841) Эдгара Алана По и "Тайна пропавшего академика" (2002) Антона Иванова и Анны Устиновой, мы пришли к выводу, что с течением времени жанр детектива претерпел изменения. Как в языке повествования, так и в самом композиционном строе текста. На основе проанализированных нами произведений, мы с уверенностью можем утверждать, что образ главного героя эволюционировал. Вместо одного сыщика, мы наблюдаем за работой целой группы лиц. За счет этого изменился и объем текстов: из новелл в полноценные повести, а у некоторых авторов и в романы.

  3. Проанализировав основные черты детектива в этих двух произведениях, а также проследив эволюцию данного литературного жанра, мы заметили, что в наше время классификация жанра не такая строгая, а также изменилось построение сюжета: в современном произведении он построен на диалогах.

  4. Мы провели опрос среди пользователей социальной сети «Вконтакте» в группе нашей школы. На основе результатов, мы можем смело утверждать, что тема выбранная нами актуальна, а авторы читаемы.

Исходя из всего вышесказанного, мы подтвердили свою гипотезу. Так как объем произведений увеличился, трактовка жанра тоже претерпела изменения (эволюционировала). В XXI веке имеет место быть смешанный тип: в одном произведении спокойно уживаются классический и психологический детективы. Также эволюционировал и герой, претерпев ряд изменений: вместо одного мы видим группу, где каждый отдельный персонаж имеет свой характер. Несмотря на колоссальную разницу между двумя детективами, оба произведения не отходят от правил жанра, традиций, определяющих именно детектив.













Список использованной литературы:

  1. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов,А. Г. Бочаров и др.—М.: Сов. энциклопедия, 1987.—752 с.

  2. Пархоменко М.С. Эволюция детективного жанра // Старт в науке. – 2017. – № 1. – С. 96-97;

  3. По Э.А. Убийство на улице Морг: [сб.: пер. с англ.] / Эдгар Алан По. – М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012. – C. 5-46.

  4. Иванов А.Д. Тайна пропавшего академика: повесть / Антон Иванов, Анна Устинова. – Москва: Эксмо, 2015. – 192 с.

  5. Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 класс / В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова. — Дрофа Москва, 2006. — 444 с




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!