СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эвристическая беседа по теме "Первообразная и интеграл"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Эвристическая беседа по теме "Первообразная и интеграл". Рассматривается эвристическая беседа как метод обучения математике на примере  введения  понятий "Первообразная и интеграл".

Просмотр содержимого документа
«Эвристическая беседа по теме "Первообразная и интеграл"»

Выполнила Голованова Е.П.

Выполнила Голованова Е.П.

(от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) — совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Эвристикой называют также специальную научную область, изучающую специфику творческой деятельности.  Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.  (от греч. —отыскиваю, открываю),          1) спец. методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели;
  • (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) — совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Эвристикой называют также специальную научную область, изучающую специфику творческой деятельности.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

  • (от греч. —отыскиваю, открываю),

         1) спец. методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели;

   2) организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). В этом смысле Э, понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач;   3) Спец. метод обучения (сократич. беседы) или коллективного решения проблем. Эвристич.обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных проблем (получивший назв. «мозговой штурм») основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения, наводящие вопросы, примеры, контрпримеры.  Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

  2) организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). В этом смысле Э, понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач;

3) Спец. метод обучения (сократич. беседы) или коллективного решения проблем. Эвристич.обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных проблем (получивший назв. «мозговой штурм») основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения, наводящие вопросы, примеры, контрпримеры.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Эвристическая беседа (от греч. heyrisko  – нахожу, открываю) – метод обучения, при котором педагог не сообщает обучаемым готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет их на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам. Основу эвристической беседы составляет эвристическая задача. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА УСЛОВИЕ ВОПРОС Содержит неполный объем информации. Конкретный вопрос «Что делать?», «Как быть?».

Эвристическая беседа (от греч. heyrisko нахожу, открываю) – метод обучения, при котором педагог не сообщает обучаемым готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет их на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам.

Основу эвристической беседы составляет эвристическая задача.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

УСЛОВИЕ

ВОПРОС

Содержит неполный объем информации.

Конкретный вопрос «Что делать?», «Как быть?».

 Выдвижение гипотезы;  Логическое обоснование гипотезы;  Правило предпочтений;  Составление плана решения эвристической задачи;  Логика решения эвристической задачи;  Выбор наиболее целесообразного способа решения. Эвристическая беседа может использоваться как отдельный метод обучения, не предполагающий подготовку учащихся, так и как разновидность обобщающего урока, и тогда предварительная подготовка обязательна.
  • Выдвижение гипотезы;
  • Логическое обоснование гипотезы;
  • Правило предпочтений;
  • Составление плана решения эвристической задачи;
  • Логика решения эвристической задачи;
  • Выбор наиболее целесообразного способа решения.

Эвристическая беседа может использоваться как отдельный метод обучения, не предполагающий подготовку учащихся, так и как разновидность обобщающего урока, и тогда предварительная подготовка обязательна.

       Эвристическая беседа предполагает работу в микрогруппах (не белее 10 человек), каждая из которых выдвигает и аргументирует свою идею (гипотезу).  Аналитическая работа участников эвристической беседы завершается принятием общего решения как ответа на вопрос эвристической задачи.

      Эвристическая беседа предполагает работу в микрогруппах (не белее 10 человек), каждая из которых выдвигает и аргументирует свою идею (гипотезу).

      Аналитическая работа участников эвристической беседы завершается принятием общего решения как ответа на вопрос эвристической задачи.

        В теме производная нами была решена задача об отыскании скорости по известному закону движения.  В качестве примера предлагаю решить следующую задачу. Задача: Решение: По заданной функции S ( t) вычислим её производную S’(t) . Таким образом v  =  S’(t) = 4 t + 1. Тогда v = S’(1) = 4·1 + 1 = 5 м/с Ответ: 5 м/с.

        В теме производная нами была решена задача об отыскании скорости по известному закону движения.

        В качестве примера предлагаю решить следующую задачу.

        Задача:

        Решение:

        По заданной функции S ( t) вычислим её производную S’(t) . Таким образом

        v = S’(t) = 4 t + 1. Тогда v = S’(1) = 4·1 + 1 = 5 м/с

        Ответ: 5 м/с.

        Но в жизни встречаются и обратные задачи. Ниже приведены несколько из них. Задача:  а ) По прямой движется материальная точка, скорость ее движения в момент времени t задается формулой v = gt . Необходимо найти закон движения. б ) Материальная точка движется по некоторой прямой, её скорость в момент движения t выражается формулой v = 1 + 2t . Найдите закон движения.  Вопрос: Что делать? Как быть? Возможно вы уже знакомы с этим законом? Давайте найдем логические связи между элементами задачи. Ответ: Да, это . Эта формулы была выведена Галилеем экспериментально. Вопрос: Какие данные присутствуют в задачи? Ответ: Скорость, время.

        Но в жизни встречаются и обратные задачи. Ниже приведены несколько из них.

        Задача:

        а ) По прямой движется материальная точка, скорость ее движения в момент времени t задается формулой v = gt . Необходимо найти закон движения.

        б ) Материальная точка движется по некоторой прямой, её скорость в момент движения t выражается формулой v = 1 + 2t . Найдите закон движения.

        Вопрос: Что делать? Как быть?

        Возможно вы уже знакомы с этим законом? Давайте найдем логические связи между элементами задачи.

        Ответ: Да, это . Эта формулы была выведена Галилеем экспериментально.

        Вопрос: Какие данные присутствуют в задачи?

        Ответ: Скорость, время.

        На самом деле задача имеет бесконечно много решений вида , где С – произвольная константа, может служить законом движения, поскольку Теперь перейдем к решению задачи б). Вопрос: Что делать? Как быть? Чем задача б похожа на задачу а и на первую задачу? Ответ: Задача б аналогична задаче а . Значит их решения тоже аналогичны. Решение: v = 1 + 2t , значит и S’(t) = 1 + 2 t . Найдем закон движения S(t) = t + t 2 + С.   Процесс отыскания производной по заданной функции называют дифференцированием , а обратную операцию, т.е. процесс отыскания функции по заданной производной, - интегрированием.

        На самом деле задача имеет бесконечно много решений вида , где С – произвольная константа, может служить законом движения, поскольку

        Теперь перейдем к решению задачи б).

        Вопрос: Что делать? Как быть? Чем задача б похожа на задачу а и на первую задачу?

        Ответ: Задача б аналогична задаче а . Значит их решения тоже аналогичны.

        Решение:

        v = 1 + 2t , значит и S’(t) = 1 + 2 t . Найдем закон движения S(t) = t + t 2 + С.

        Процесс отыскания производной по заданной функции называют дифференцированием , а обратную операцию, т.е. процесс отыскания функции по заданной производной, - интегрированием.

        Приложения определенного интеграла к физическим задачам

        Приложения определенного интеграла к физическим задачам

        ≈ 4472 (Н)

        ≈ 4472 (Н)

        Дифференциальные уравнения в химических задачах

        Дифференциальные уравнения в химических задачах

        Кипящий электрический самовар вынесли на воздух, и за 10 мин он остыл до 60 о . Температура воздуха 20 о . За сколько минут самовар остынет до 25 о . Применение определенных интегралов в геометрических задачах 1. Уравнение окружности радиуса R с центром вначале системы координат xOy имеет вид x 2 +y 2 =R 2 . Найдите площадь круга. 2. Пусть Г есть график непрерывной положительной функции y=f(x) ( a ≤x≤b) в прямоугольной системе координат xOy . Вычислите объем тела вращения.

        Кипящий электрический самовар вынесли на воздух, и за 10 мин он остыл до 60 о . Температура воздуха 20 о . За сколько минут самовар остынет до 25 о .

        Применение определенных интегралов в геометрических задачах

        1.

        Уравнение окружности радиуса R с центром вначале системы координат xOy имеет вид x 2 +y 2 =R 2 . Найдите площадь круга.

        2.

        Пусть Г есть график непрерывной положительной функции y=f(x) ( a ≤x≤b) в прямоугольной системе координат xOy . Вычислите объем тела вращения.

        Литература: 1). Алгебра и нат.ан. 11кл(проф. ур.) Колягин Ю.М. и др. 2010г. -264 с. 2). Алгебра и начала анализа. 11 кл. В 2ч. Ч1. (проф. уровень) Мордкович А.Г., Семёнов П.В. 2007г. – 287с. 3). Алгебра и начала анализа. 11 кл. В 2ч. Ч2. (проф. уровень) Мордкович А.Г. и др. 2009г. – 264с. 4). Алгебра и начала мат. анализа. 10 кл. В 2-х ч. Ч1. Учебник. (проф. уровень) Мордкович А.Г., Семенов П.В . 2009г. – 424с. 5). Алгебра и начала мат. анализа. 10 кл. В 2-х ч. Ч2. Задачник. (проф. уровень) Мордкович А.Г. и др. 2009г. – 343с. 6). Математика. Алгебра. Начало математического анализа. Задачник.10 – 11 класс. Шабунин М.И

        Литература:

        1). Алгебра и нат.ан. 11кл(проф. ур.) Колягин Ю.М. и др. 2010г. -264 с.

        2). Алгебра и начала анализа. 11 кл. В 2ч. Ч1. (проф. уровень) Мордкович А.Г., Семёнов П.В. 2007г. – 287с.

        3). Алгебра и начала анализа. 11 кл. В 2ч. Ч2. (проф. уровень) Мордкович А.Г. и др. 2009г. – 264с.

        4). Алгебра и начала мат. анализа. 10 кл. В 2-х ч. Ч1. Учебник. (проф. уровень) Мордкович А.Г., Семенов П.В . 2009г. – 424с.

        5). Алгебра и начала мат. анализа. 10 кл. В 2-х ч. Ч2. Задачник. (проф. уровень) Мордкович А.Г. и др. 2009г. – 343с.

        6). Математика. Алгебра. Начало математического анализа. Задачник.10 – 11 класс. Шабунин М.И


        Скачать

        © 2015 2126 23

        Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

        Вебинар для учителей

        Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!