СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.»

Тема: Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.

Цельурока:выявить особенности промышленного переворота в России;сформироватьпредставлениео сущностикрестьянскойреформы 1861 г.; уяснитьосновныеположенияреформы и значениеотменыкрепостногоправа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно-целевойэтап

  • Когда и при каких обстоятельствах возможно появление фабрик?

  • Что такое промышленная революция? Была ли она в России?

  • Каков итог правления Николая 1? (Проигранная Крымская компания (военно-техническая отсталость); незавершенный промышленный переворот; наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.))

Николай I, умирая, сказалсвоему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде».

И действительно, АлександрII вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением.

Увеличивающийсягодотгодадефицитбюджета (к 1856 г. онсоставил 307 млнруб.) поставилстранунаграньфинансовогокризиса.

Намеждународной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовал и ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г.

В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуевзаписал в своем дневнике 17 ноября 1855 г. «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее».

М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику.

Об этом мы поговорим сегодня на нашем уроке. Запись темы и определение целей и задач урока.

  1. Изучение нового материала

Давайте сравним экономическое развитие России и передовых стран в 1 половине 19 в. Прочитайте самостоятельно § 15 с.112-114.

ОбщаяхарактеристикаРоссия в первойполовине XIX в.

Россия оставаласькрепостническойстраной, однакоэкономическаясистема, основаннаянакрепостномправе и принудительномтруде, вступила в стадиюкризиса.

К середине XIX в. в Англии и Франциибылисделаныважныеуспехи в процессестановленияэкономическихосновиндустриальногообщества.Промышленноемашинноепроизводствосталоосновойэкономики. Новыетехническиеизобретенияактивновнедрялись в производство. Этоположительносказалось и наэкономике, и навозросшемвоенномпотенциале, и наблагополучиинаселения.

  • Какиеновшестваактивновнедрялись в производство в Европе? (Стр. 112)

(просматриваем слайды и комментируем)

Подобныедостижения и новшестваменялинетолькопроизводство, но и повседневнуюжизньлюдей, открываядлянихновыевозможности. Оформиласьклассоваяструктураобщества. Появились классы: буржуазия и пролетариат.

Одним из основных направлений социально-экономического развития стала:

Урбанизация — эторостгородоввследствиеперемещениянаселенияизсельскихрайонов в поискахлучшейработы и лучшихусловийдляжизни.

(Если спросят: Психологияпрагматизма – это направлениетрадиционной психологии, котороеначалась в СоединенныхШтатахоколо 1870 года. ... Прагматическийподходсостоит в решениивопросов в своейжизнинаосновепрактическойпользыотихпоследствий, а неабстрактныхсоображений. Прагматик — эточеловек, которыйвыстраиваетсвоюсистемупоступков и взглядовнажизнь в аспектеполученияпрактическиполезныхрезультатов).

НаселениеРоссии впервойполовине XIX в. неуклонноросло. Соотношениечисленностисельского и городскогонаселениясущественнонеменялось (в городахжилонеболее 7—8% россиян).

В основесоциальнойструктурылежалсословныйпринцип. Господствующимсословиемоставалосьдворянство.

В Англииболееполовинынаселенияжило в городах.Сложилиськлассыбуржуазии и пролетариата.

Францияоставаласькрестьянскойстраной, хотяразвитиепромышленностивело к постепенномуформированиюновыхобщественныхклассов.

В обеихстранахсословныйстройбылразрушен.

СравнимразвитиесельскогохозяйстваРоссии и передовыхстран в первойполовине XIX века.

Россияоставаласьстранойаграрной.С конца XVIII в. сельскоехозяйствоРоссиивсепрочнеесвязывалось с рынком — внутренним и внешним.

В сельскомхозяйствеАнглиисложиласьтакназываемаясистемалендлордизма: собственникземлипередавалеебольшимиучасткамиарендатору, которыйпривлекалдляееобработкинаемныхработников.Крестьянствокакособыйсоциальныйслой в Англиифактическиисчезло.

Основнойфигуройфранцузскойдеревнибылсвободныйкрестьянин, ставшийсобственникомземли в результатеаграрныхпреобразованийвременФранцузскойреволюции и наполеоновскогоправления.

  • Каковы особенности промышленного переворота?

  • Началсяпозже–1830г.

  • Активнопроходил в некоторыхотрасляхпроизводства.

  • Сохранениекрепостногоправа и феодальныхпережитков.

  • Появлениерайоновспециализации.

  • Строительствожелезныхдорог(1837,1851)


Мы понимаем, что главным гнётом в России на тот момент было крепостное право. Об отмене которого задумывалась ещё Екатерина II. Каково же было мнение монархов о крепостном праве?

(слайды – зачитываю, обсуждаем)

  1. Итог урока. Рефлексия. Оценивание за урок

  2. Домашнеезадание

§ 15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!