Тема: Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.
Цельурока:выявить особенности промышленного переворота в России;сформироватьпредставлениео сущностикрестьянскойреформы 1861 г.; уяснитьосновныеположенияреформы и значениеотменыкрепостногоправа.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивационно-целевойэтап
Когда и при каких обстоятельствах возможно появление фабрик?
Что такое промышленная революция? Была ли она в России?
Каков итог правления Николая 1? (Проигранная Крымская компания (военно-техническая отсталость); незавершенный промышленный переворот; наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.))
Николай I, умирая, сказалсвоему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде».
И действительно, АлександрII вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением.
Увеличивающийсягодотгодадефицитбюджета (к 1856 г. онсоставил 307 млнруб.) поставилстранунаграньфинансовогокризиса.
Намеждународной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовал и ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г.
В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуевзаписал в своем дневнике 17 ноября 1855 г. «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее».
М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику.
Об этом мы поговорим сегодня на нашем уроке. Запись темы и определение целей и задач урока.
Изучение нового материала
Давайте сравним экономическое развитие России и передовых стран в 1 половине 19 в. Прочитайте самостоятельно § 15 с.112-114.
ОбщаяхарактеристикаРоссия в первойполовине XIX в.
Россия оставаласькрепостническойстраной, однакоэкономическаясистема, основаннаянакрепостномправе и принудительномтруде, вступила в стадиюкризиса.
К середине XIX в. в Англии и Франциибылисделаныважныеуспехи в процессестановленияэкономическихосновиндустриальногообщества.Промышленноемашинноепроизводствосталоосновойэкономики. Новыетехническиеизобретенияактивновнедрялись в производство. Этоположительносказалось и наэкономике, и навозросшемвоенномпотенциале, и наблагополучиинаселения.
(просматриваем слайды и комментируем)
Подобныедостижения и новшестваменялинетолькопроизводство, но и повседневнуюжизньлюдей, открываядлянихновыевозможности. Оформиласьклассоваяструктураобщества. Появились классы: буржуазия и пролетариат.
Одним из основных направлений социально-экономического развития стала:
Урбанизация — эторостгородоввследствиеперемещениянаселенияизсельскихрайонов в поискахлучшейработы и лучшихусловийдляжизни.
(Если спросят: Психологияпрагматизма – это направлениетрадиционной психологии, котороеначалась в СоединенныхШтатахоколо 1870 года. ... Прагматическийподходсостоит в решениивопросов в своейжизнинаосновепрактическойпользыотихпоследствий, а неабстрактныхсоображений. Прагматик — эточеловек, которыйвыстраиваетсвоюсистемупоступков и взглядовнажизнь в аспектеполученияпрактическиполезныхрезультатов).
НаселениеРоссии впервойполовине XIX в. неуклонноросло. Соотношениечисленностисельского и городскогонаселениясущественнонеменялось (в городахжилонеболее 7—8% россиян).
В основесоциальнойструктурылежалсословныйпринцип. Господствующимсословиемоставалосьдворянство.
В Англииболееполовинынаселенияжило в городах.Сложилиськлассыбуржуазии и пролетариата.
Францияоставаласькрестьянскойстраной, хотяразвитиепромышленностивело к постепенномуформированиюновыхобщественныхклассов.
В обеихстранахсословныйстройбылразрушен.
СравнимразвитиесельскогохозяйстваРоссии и передовыхстран в первойполовине XIX века.
Россияоставаласьстранойаграрной.С конца XVIII в. сельскоехозяйствоРоссиивсепрочнеесвязывалось с рынком — внутренним и внешним.
В сельскомхозяйствеАнглиисложиласьтакназываемаясистемалендлордизма: собственникземлипередавалеебольшимиучасткамиарендатору, которыйпривлекалдляееобработкинаемныхработников.Крестьянствокакособыйсоциальныйслой в Англиифактическиисчезло.
Основнойфигуройфранцузскойдеревнибылсвободныйкрестьянин, ставшийсобственникомземли в результатеаграрныхпреобразованийвременФранцузскойреволюции и наполеоновскогоправления.
Началсяпозже–1830г.
Активнопроходил в некоторыхотрасляхпроизводства.
Сохранениекрепостногоправа и феодальныхпережитков.
Появлениерайоновспециализации.
Строительствожелезныхдорог(1837,1851)
Мы понимаем, что главным гнётом в России на тот момент было крепостное право. Об отмене которого задумывалась ещё Екатерина II. Каково же было мнение монархов о крепостном праве?
(слайды – зачитываю, обсуждаем)
Итог урока. Рефлексия. Оценивание за урок
Домашнеезадание
§ 15