СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эҙләнеү эше. 1812 йылғы Ватан һуғышы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эҙләнеү эше. 1812 йылғы Ватан һуғышы.»


V научно-практическая конференция

«Халиковские чтения» среди обучающихся

общеобразовательных организаций Республики Башкортостан








Отечественная война 1812 года в творчестве

Башкирские народные песни

Отечественной войны 1812 года






Выполнила:

Шайдуллина Элина

обучающаяся 8-го класса

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная

школа села Москово

муниципального района

Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

Руководитель:

Гадиева Ильуся Асгатовна

Учитель башкирского языка и литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная

школа села Москово

муниципального района

Дюртюлинский район

Республики Башкортостан



Москово-2022



Оглавление

  1. Введение 3-7

  2. Башкирские народные песни Отечественной войны

1812 года 8-11

  1. Выводы 12-14

  2. Список литературы 15

  3. Приложение
























Введение

Посвящать свою жизнь собиранию народных песен - прекрасный подвиг.

Н.Г.Чернышевский


По мнению ученых-фольклористов, богатый фольклор башкир обусловлен, прежде всего, историческими и климатическими условиями возникновения этноса. В фольклоре отражена необычайно многообразная красота природы Башкортостана: Уральские горы, леса, лесостепи, множество быстрых рек и озёр. Природа Урала, река Агидель постоянно являлись источником восторга и художественного вдохновения народа. Существуют большие циклы песен и напевов о реках, ручьях, озёрах. Многие из них восходят ко времени, когда у башкир был культ природы и животных. Можно сослаться хотя бы на песни

« Заятуляк», «Агидель», «Ирандек». Обширен круг песен, посвященных горам, долинам, образам звучащей природы, птицам. Многие из них имеют лирический характер, и образы природы в них оттеняют психологические моменты, настроения человека (песни «Курташ» (гора), «Горная песня», «Кукушка», «Бурёнушка», «Звенящий журавль» и другие).

Актуальность нашей работы заключается в том, что мы живём в мире новых технологий. Но мы не должны забывать то, что музыка - одно из условий духовной жизни человека.

Объектом исследования является изучение литературы по данной теме, беседа с аксакалами села, реализация умений и навыков на уроках истории и культуре Башкортостана, на уроках башкирского языка и литературы.

Методами исследования являются наблюдение, рассмотрение народных песен об Отечественной войне 1812 года, иллюстраций, использование интернета, изучение литературы. Предметом исследования является возможность использования научной литературы на уроках башкирского языка и литературы в старших классах.

Гипотеза исследования: мы предположим, что изучение истории создания песен этого периода позволяет эффективнее усвоить программный материал по истории и культуре Башкортостана. Способствует изучению культурного наследия в старших классах, развивает наблюдательность и внимательность в работе.

Исходя из гипотезы целью нашей работы является :

- пропаганда изучения культурного наследия башкирского народа;

- стремление сверстников к углубленному изучению про северных амуров в Отечественной войне 1812 года;

- воспитание патриотических чувств.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. рассмотреть литературу по данной теме исследования;

  2. сформировать у учащихся элементарные представления о культурном наследии башкирского народа;

  3. раскрыть разнообразные связи человека с песней.

Практическое значение и применение. Материалы данной работы могут быть использованы учащимися на уроках истории культуры Башкортостана.

Собиратель и исследователь башкирского фольклора С.Г. Рыбаков так характеризует национальные качества башкир: « …по своей нравственной цельности, вере в людей, способности к бескорыстным побуждениям и поступкам, мягкости, доброте, естественной гуманности, и особенно поэтическим складом их натуры; по моим наблюдениям, этот народ далеко не чужд эстетики, если не сказать сильнее,- он способен чувствовать и бескорыстно наслаждаться красотой вообще и природы в частности».

Многие черты башкирского фольклора теснейшим образом связаны с образом жизни, бытом башкир, окружающей природой.

Один из исследователей башкирского фольклора М.Л. Михайлов, подчеркивая богатство музыкально- поэтического творчества народа, писал:

«нет такой реки, нет такой горы, про которой не существовало бы легенды или песни».

Исследователи- фольклористы Л.Н. Лебединский, М.П. Фоменков, А.Н. Киреев и другие своеобразие башкирского фольклора связывают с характерными признаками кочевого, охотничьего и скотоводческого быта древних башкир.

Широкий и разнообразный пласт народных песен связан с жизнью и бытом, с трудовыми процессами. Существуют целые циклы песен о коне, об охоте, о пастушеской жизни.( «Песни и наигрыши к Кара- юрга»- «Вороной иноходец», «Саптар юрга» - « Игреневый иноходец», «Буртэ ат»-«Караковый конь»- «Охотник Юлготто», «Ирандык» (название горы), «Акъяурын сал боркот» - «Беркут с белыми плечами и седой головой»).

В башкирском фольклоре нашло отражение подневольное положение простого народа. Многочисленные сведения о тяжелой доле башкир, находившихся под двойным гнетом, широко представлены в устном народном творчестве («Песня рекрутов», «Служил двенадцать лет», «Гарипкул», «Шахибаряк», «Гумеров», «Берега реки Чижи», «Пугачев» и другие) .

Богаты по тематике и жанровым оттенкам лирические песни. Среди них есть своеобразные «молодецкие песни», раскрывающие мир мыслей и чувств

башкира-путника, конника, размышления бывалого, много видевшего в жизни человека. (песни «Пройденная жизнь», «Азамат», «Ильяс», «Путник».)

Идеальным героем в башкирском фольклоре считается национальный герой Салават Юлаев. Любовь народа к нему связана не только с его подвигами во время крестьянской освободительной войны в Башкирии, но и созданными им вдохновенными свободолюбивыми песнями и стихами. «Песни про Салавата ,- писал известный краевед Р.Игнатьев,- воспламеняли мужество воинов, которые радостно шли в бой и не чувствовали ран, а смерть встречали с восхищением».

В каждой глухой деревушке, в каждом районе Башкортостана, по утверждению исследователей, есть свой вариант песни, посвященный Салавату Юлаеву. Обычно они начинаются одним и тем же четверостишием:

«Салават, сколько лет тебе?

Шапка старшины на голове.

Бригадиром был ты ,Салават,

В двадцатидвухлетней поре».

Военные походы башкир вместе с русской армией сближали два народа, расширяли кругозор. Башкиры общались с русскими солдатами, военачальниками и населением, сталкивались с новой культурой, осваивали её. И в инструментальную и вокальную музыку башкир проник ритм марша, который стал неотьемлимой частью многих песен и маршей, созданных в те годы самими воинами. Во многих маршах и песнях воспевается подвиг солдат и полководцев: « Марш Салавата», «Песня о Пугачеве», «Песня о Кутузове» .

Все эти походы не могли не отразится в народном творчестве, в песнях. Но для нас дошла лишь небольшая их часть . Особенно примечательны песни о сторожевой службе башкир на Оренбургской пограничной линии : «Армия», «Уил» и другие, песни об Отечественной войне 1812 года: «Вторая армейская», «Французская песня», «Рыжий конь со звездочкой на лбу», «Кутузов», «Командир Кахым» и другие. В песнях освещены основные моменты военной службы: уход в армию, линейная служба, походная жизнь, война, смерть, победа, возвращение на Родину. Бодрые, жизнеутверждающие мотивы звучат в песнях о солдатской жизни, когда служба в армии, как бы нетяжела она ни была, преследует интересы родины, связана с её защитой от иноземных захватчиков. Это, главным образом, башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года, имеющие большое познавательное и музыкально- поэтическое значение.[3,11]

Героический пафос песен о событиях 1812 года связан со значительностью участия башкир в этой войне, росту национального самосознания. Было сформировано28 пятисотенных башкирских конно-казачьих полков, которые участвовали в сражениях под Данцигом, Лейпцигом, Веймаром, Ганау, Шатобрианом и Парижем. За меткость стрельбы из лука башкиры были прозваны французами «северными амурами». [1,82]



Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года

Бывают в истории события, которые оставляют в жизни народа неизгладимый след. Проходят годы, столетия, а память о них не забывается; больше того, в народе о них создаются все новые и новые песни и легенды.

Одним из таких событий для башкирского народа была Отечественная война 1812 года. Это было поистине героическое время. Участие в борьбе с французскими нашественниками, победа над врагом, взятие Парижа помогли народу осознать свою силу, вызывали небывалый подъем и как бы пробудили его ото сна.[2,148]

Чувство победы – великое чувство. Оно окрылило и обогатило душу народа сознанием национальной гордости, раззвенелось песнями, воплощалось в мелодиях курая. Песни эти, по словам Д. Юлтыя, «открыли новую, оригинальную страницу башкирской народной литературы».

Едва лишь лавина войны перекинулась в пределы России, все нарды её во главе со своим старшим братом – русским народом, охваченные единым порывом патриотического чувства, встали за защиту священной земли. В этом отношении особый интерес вызывают воспоминания очевидца этих событий поэта С. Глинки. Он писал: «Не только страдавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы, кочующие, и те наравне с природными россиянами готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу, башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали правительства: не нужны ли их полки».[4,11]

Среди песен ,посвященных событиям Отечественной войны 1812 года , наиболее значительны «Эскадрон» - песня воина, прощающегося с Родиной, отправляющегося на войну; «Ерян кашка»- посвящены боевому коню, неразлучному спутнику в боях и походах.[6,70]

То патриотический подъем, с каким башкирский народ готовился к походу ,очень хорошо виден в песне- легенде «Икенсе әрме» ( «Вторая армия»). В ней говорится : «Женщины и старухи, седобородые аксакалы, девушки и джигиты, и даже дети, ползавшие на четвереньках- все провожали на бой своих батыров».

Старые женщины пели так :

«Уходить вам в армию, родные,

До свиданья, дети дорогие.

Пусть быстрей проходит службы срок,

Возвращайтесь все домой живые».

В песне устами старого и мудрого воина патриота выражены напутствие и боевой наказ отцов своим сыновьям, отправляющимся на фронт, благословение их на победу над иноземными захватчиками:

Круглы да быстры у коней копыта,

Не угадать, не предсказать их путь.

И знай: на свете пули не отлито,

Чтобы пробить мужей бесстрашных грудь.

В народной песне « Эскадрон», шедевре башкирского песеннего творчества мы встречаемся с образом легендарного голубого уральского камня, о которой точил свой булатный меч башкирский конник, уходя на войну с наполеоновской армией. И конник, прощаясь со своей любимой девушкой, говорил:

… Я клянусь священной книгою,

И клянусь твоею любовью…»

И башкирский воин с честью выдержал клятвенное слово, данное родине и своей любимой.

Многие песни и легенды отражают проводы башкир на войну. Начало пути воинов лежит в башкирских яйлау. «Бросая яйлау и забрав оружие», уходят они на великое сражение. В это время среди провожающих сверкнет слеза. Но батыры не привыкли видеть слёзы в такие моменты:

Не плачьте тому, что мы уезжаем,

Ведь слёзы – признак моей неудачи.

Песен ,изображающих башкирских конников в боевых операциях немного. Но не вызывает сомнения, что в своё время таких песен было много, о чём говорят публикации П. Кудряшева. Образцом такой песни является песня
«Ахмет Баик».

Полков не мало у тебя, француз,

А ну, стреляй, ты думаешь, я боюсь?

А потому французы не стреляют:

Полковник их в плену- такой конфуз! [3,8]

Отечественная война 1812 года, явившаяся суровым испытанием для всей России, укрепила дружбу башкирского и русского народов. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем, и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией.

В песне « Кутузов « воспевается слава великому русскому полководцу, в составе армии которого сражались и башкирские воины.

Был Кутузов славный полководец,

Шёл без страха в воду и огонь.

Полководец, гей, Кутузов

Славный был батыр,

Храбрый бригадир.

Радость одержанной победы над врагом выражена в кавалерийской песне

« Любизар»:

Уходили на войну,

Покидали мать ,жену.

А как с битвы возвратились-

Слава нам на всю страну.

Любезники, любизар,

Маладис, маладис.[5,66]

Героем многих песен является легендарный батыр Отечественной войны 1812 года, предводитель башкирских войск Касим Мырдашев. Образ воина героя, наделённого национальными чертами, показан в песне «Командир Кахым». Он изображен энергичным, умным, волевым руководителем солдат.

Сюжет песни развивается в связи с его смертью во Владимирской губернии по пути домой. После его смерти «пятьсот человек стояли безмолвно, от скорби не в силах рыть могилу», а « русский майор руководил игрой». (т.е. оркестром).

В песне рассказ о подвигах Кахым –туря ведётся от имени народа. Кахым- туря смел и умён, прост в обращениях, его приказы всегда обоснованы и справедливы. Поэтому и его народ любит:

Услышав о смерти Кахым- туря,

Плачут, рыдая деревенские старики.[3,9]

О торжественной встрече башкирского народа своих воинов на родине после победы над французами воспел в песне бывший пугачевец, престарелый сэсэн Баик-Айдар. Позже эту песню в народе назвали «Баик» в честь его создателя.

В популярной песне рассказывается о последнем этапе Отечественной войны - о том, как башкирский народ с радостью и ликованием встречал возвратившихся домой воинов славной Кутузовской армии- победительницы:

Ох, французов- миллион ,

Царь у них- Наполеон ,

Подошел уже к столице,

На её пороге он.

Ой, ой, ой, ой,

Ой, какой француз герой. [3,22]











Выводы

Бывают в истории события, которые оставляют в жизни народа неизгладимый след. Проходят годы, столетия, а память о них не забывается; больше того, в народе о них создаются все новые и новые песни и легенды.

Имена многих батыров, отличившихся в Отечественной войне 1812 года, не известны даже истории. Но в башкирских исторических песнях создан их героический образ. Окрашенные мотивами патриотизма, бессмертия народа, вставшего за свою честь и свободу, эти песни, как память тех героических лет, и поныне живут в народе, глубоко его волнуют и воспитывают.

Отечественная война 1812 года, явившаяся суровым испытанием для всей России, укрепила дружбу башкирского и русского народов. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем, и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией.

Результатами наших исследований стали: народные песни всё чаще стали забываться, так как молодежь интересует совсем иной вид музыки, как рэп, рок, поп, тяжёлая музыка. С каждым днём покидают нас люди, которые знали историю и содержание народных песен Отечественной войны 1812 года. Мы провели анкету среди жителей старшего поколения, и среди сверстников о легендарных народных песнях башкирского народа и пришли к выводу ,что наша работа оказалась не зря.

В память о подвигах в Отечественной войне 1812 года установлены памятник М.И. Кутузову, монумент « Мёртвым великой армии», памятники конногвардейцам, казачьим и уланским полкам. Но, к сожалению, на поле брани не установлен памятник башкирским воинам. Но мы надеемся, что в скором будущем будет установлен памятник башкирским воинам, потому что память о героизме наших славных предков живёт в сердцах современной молодёжи.

В преддверии празднования 200-летия Победы Отечественной войне 1812 года мы должны знать, что башкирский народ гордился массовым участием на этой войне, где они «доказали преданность и усердие Отечеству».



Список литературы

1.Асфандияров А.З. Участие башкир в войнах и походах России в период кантонного правления(1798-1865)//Из истории феодализма и капитализма в Башкирии.-Уфа,1971-стр.82-86

2. Асфатуллин С.Г. Северные амуры в Отечественной войне 1812 года.- Уфа: полиграфкомбинат,2000-стр.148

3. Галин С.А. Башкирские народные песни и легенды об Отечественной войне 1812 года- Уфа :1991- стр.3-42

4.Мавлетов В.С. Культура Башкортостана:учебно-справочное пособие для учащихся 8-го класса.Уфа,ГУП «Уфимский полиграфкомбинат»,2002-стр.10-14

5. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир-Уфа,Китап,1997- стр.66

6.Журнал «Ватандаш» №8,2000 -стр.69-76

7. Сведения из интернета
















































17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!