V научно-практическая конференция
«Халиковские чтения» среди обучающихся
общеобразовательных организаций Республики Башкортостан
Отечественная война 1812 года в творчестве
Башкирские народные песни
Отечественной войны 1812 года
Выполнила:
Шайдуллина Элина
обучающаяся 8-го класса
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная
школа села Москово
муниципального района
Дюртюлинский район
Республики Башкортостан
Руководитель:
Гадиева Ильуся Асгатовна
Учитель башкирского языка и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная
школа села Москово
муниципального района
Дюртюлинский район
Республики Башкортостан
Москово-2022
Оглавление
Введение 3-7
Башкирские народные песни Отечественной войны
1812 года 8-11
Выводы 12-14
Список литературы 15
Приложение
Введение
Посвящать свою жизнь собиранию народных песен - прекрасный подвиг.
Н.Г.Чернышевский
По мнению ученых-фольклористов, богатый фольклор башкир обусловлен, прежде всего, историческими и климатическими условиями возникновения этноса. В фольклоре отражена необычайно многообразная красота природы Башкортостана: Уральские горы, леса, лесостепи, множество быстрых рек и озёр. Природа Урала, река Агидель постоянно являлись источником восторга и художественного вдохновения народа. Существуют большие циклы песен и напевов о реках, ручьях, озёрах. Многие из них восходят ко времени, когда у башкир был культ природы и животных. Можно сослаться хотя бы на песни
« Заятуляк», «Агидель», «Ирандек». Обширен круг песен, посвященных горам, долинам, образам звучащей природы, птицам. Многие из них имеют лирический характер, и образы природы в них оттеняют психологические моменты, настроения человека (песни «Курташ» (гора), «Горная песня», «Кукушка», «Бурёнушка», «Звенящий журавль» и другие).
Актуальность нашей работы заключается в том, что мы живём в мире новых технологий. Но мы не должны забывать то, что музыка - одно из условий духовной жизни человека.
Объектом исследования является изучение литературы по данной теме, беседа с аксакалами села, реализация умений и навыков на уроках истории и культуре Башкортостана, на уроках башкирского языка и литературы.
Методами исследования являются наблюдение, рассмотрение народных песен об Отечественной войне 1812 года, иллюстраций, использование интернета, изучение литературы. Предметом исследования является возможность использования научной литературы на уроках башкирского языка и литературы в старших классах.
Гипотеза исследования: мы предположим, что изучение истории создания песен этого периода позволяет эффективнее усвоить программный материал по истории и культуре Башкортостана. Способствует изучению культурного наследия в старших классах, развивает наблюдательность и внимательность в работе.
Исходя из гипотезы целью нашей работы является :
- пропаганда изучения культурного наследия башкирского народа;
- стремление сверстников к углубленному изучению про северных амуров в Отечественной войне 1812 года;
- воспитание патриотических чувств.
Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
рассмотреть литературу по данной теме исследования;
сформировать у учащихся элементарные представления о культурном наследии башкирского народа;
раскрыть разнообразные связи человека с песней.
Практическое значение и применение. Материалы данной работы могут быть использованы учащимися на уроках истории культуры Башкортостана.
Собиратель и исследователь башкирского фольклора С.Г. Рыбаков так характеризует национальные качества башкир: « …по своей нравственной цельности, вере в людей, способности к бескорыстным побуждениям и поступкам, мягкости, доброте, естественной гуманности, и особенно поэтическим складом их натуры; по моим наблюдениям, этот народ далеко не чужд эстетики, если не сказать сильнее,- он способен чувствовать и бескорыстно наслаждаться красотой вообще и природы в частности».
Многие черты башкирского фольклора теснейшим образом связаны с образом жизни, бытом башкир, окружающей природой.
Один из исследователей башкирского фольклора М.Л. Михайлов, подчеркивая богатство музыкально- поэтического творчества народа, писал:
«нет такой реки, нет такой горы, про которой не существовало бы легенды или песни».
Исследователи- фольклористы Л.Н. Лебединский, М.П. Фоменков, А.Н. Киреев и другие своеобразие башкирского фольклора связывают с характерными признаками кочевого, охотничьего и скотоводческого быта древних башкир.
Широкий и разнообразный пласт народных песен связан с жизнью и бытом, с трудовыми процессами. Существуют целые циклы песен о коне, об охоте, о пастушеской жизни.( «Песни и наигрыши к Кара- юрга»- «Вороной иноходец», «Саптар юрга» - « Игреневый иноходец», «Буртэ ат»-«Караковый конь»- «Охотник Юлготто», «Ирандык» (название горы), «Акъяурын сал боркот» - «Беркут с белыми плечами и седой головой»).
В башкирском фольклоре нашло отражение подневольное положение простого народа. Многочисленные сведения о тяжелой доле башкир, находившихся под двойным гнетом, широко представлены в устном народном творчестве («Песня рекрутов», «Служил двенадцать лет», «Гарипкул», «Шахибаряк», «Гумеров», «Берега реки Чижи», «Пугачев» и другие) .
Богаты по тематике и жанровым оттенкам лирические песни. Среди них есть своеобразные «молодецкие песни», раскрывающие мир мыслей и чувств
башкира-путника, конника, размышления бывалого, много видевшего в жизни человека. (песни «Пройденная жизнь», «Азамат», «Ильяс», «Путник».)
Идеальным героем в башкирском фольклоре считается национальный герой Салават Юлаев. Любовь народа к нему связана не только с его подвигами во время крестьянской освободительной войны в Башкирии, но и созданными им вдохновенными свободолюбивыми песнями и стихами. «Песни про Салавата ,- писал известный краевед Р.Игнатьев,- воспламеняли мужество воинов, которые радостно шли в бой и не чувствовали ран, а смерть встречали с восхищением».
В каждой глухой деревушке, в каждом районе Башкортостана, по утверждению исследователей, есть свой вариант песни, посвященный Салавату Юлаеву. Обычно они начинаются одним и тем же четверостишием:
«Салават, сколько лет тебе?
Шапка старшины на голове.
Бригадиром был ты ,Салават,
В двадцатидвухлетней поре».
Военные походы башкир вместе с русской армией сближали два народа, расширяли кругозор. Башкиры общались с русскими солдатами, военачальниками и населением, сталкивались с новой культурой, осваивали её. И в инструментальную и вокальную музыку башкир проник ритм марша, который стал неотьемлимой частью многих песен и маршей, созданных в те годы самими воинами. Во многих маршах и песнях воспевается подвиг солдат и полководцев: « Марш Салавата», «Песня о Пугачеве», «Песня о Кутузове» .
Все эти походы не могли не отразится в народном творчестве, в песнях. Но для нас дошла лишь небольшая их часть . Особенно примечательны песни о сторожевой службе башкир на Оренбургской пограничной линии : «Армия», «Уил» и другие, песни об Отечественной войне 1812 года: «Вторая армейская», «Французская песня», «Рыжий конь со звездочкой на лбу», «Кутузов», «Командир Кахым» и другие. В песнях освещены основные моменты военной службы: уход в армию, линейная служба, походная жизнь, война, смерть, победа, возвращение на Родину. Бодрые, жизнеутверждающие мотивы звучат в песнях о солдатской жизни, когда служба в армии, как бы нетяжела она ни была, преследует интересы родины, связана с её защитой от иноземных захватчиков. Это, главным образом, башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года, имеющие большое познавательное и музыкально- поэтическое значение.[3,11]
Героический пафос песен о событиях 1812 года связан со значительностью участия башкир в этой войне, росту национального самосознания. Было сформировано28 пятисотенных башкирских конно-казачьих полков, которые участвовали в сражениях под Данцигом, Лейпцигом, Веймаром, Ганау, Шатобрианом и Парижем. За меткость стрельбы из лука башкиры были прозваны французами «северными амурами». [1,82]
Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года
Бывают в истории события, которые оставляют в жизни народа неизгладимый след. Проходят годы, столетия, а память о них не забывается; больше того, в народе о них создаются все новые и новые песни и легенды.
Одним из таких событий для башкирского народа была Отечественная война 1812 года. Это было поистине героическое время. Участие в борьбе с французскими нашественниками, победа над врагом, взятие Парижа помогли народу осознать свою силу, вызывали небывалый подъем и как бы пробудили его ото сна.[2,148]
Чувство победы – великое чувство. Оно окрылило и обогатило душу народа сознанием национальной гордости, раззвенелось песнями, воплощалось в мелодиях курая. Песни эти, по словам Д. Юлтыя, «открыли новую, оригинальную страницу башкирской народной литературы».
Едва лишь лавина войны перекинулась в пределы России, все нарды её во главе со своим старшим братом – русским народом, охваченные единым порывом патриотического чувства, встали за защиту священной земли. В этом отношении особый интерес вызывают воспоминания очевидца этих событий поэта С. Глинки. Он писал: «Не только страдавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы, кочующие, и те наравне с природными россиянами готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу, башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали правительства: не нужны ли их полки».[4,11]
Среди песен ,посвященных событиям Отечественной войны 1812 года , наиболее значительны «Эскадрон» - песня воина, прощающегося с Родиной, отправляющегося на войну; «Ерян кашка»- посвящены боевому коню, неразлучному спутнику в боях и походах.[6,70]
То патриотический подъем, с каким башкирский народ готовился к походу ,очень хорошо виден в песне- легенде «Икенсе әрме» ( «Вторая армия»). В ней говорится : «Женщины и старухи, седобородые аксакалы, девушки и джигиты, и даже дети, ползавшие на четвереньках- все провожали на бой своих батыров».
Старые женщины пели так :
«Уходить вам в армию, родные,
До свиданья, дети дорогие.
Пусть быстрей проходит службы срок,
Возвращайтесь все домой живые».
В песне устами старого и мудрого воина патриота выражены напутствие и боевой наказ отцов своим сыновьям, отправляющимся на фронт, благословение их на победу над иноземными захватчиками:
Круглы да быстры у коней копыта,
Не угадать, не предсказать их путь.
И знай: на свете пули не отлито,
Чтобы пробить мужей бесстрашных грудь.
В народной песне « Эскадрон», шедевре башкирского песеннего творчества мы встречаемся с образом легендарного голубого уральского камня, о которой точил свой булатный меч башкирский конник, уходя на войну с наполеоновской армией. И конник, прощаясь со своей любимой девушкой, говорил:
… Я клянусь священной книгою,
И клянусь твоею любовью…»
И башкирский воин с честью выдержал клятвенное слово, данное родине и своей любимой.
Многие песни и легенды отражают проводы башкир на войну. Начало пути воинов лежит в башкирских яйлау. «Бросая яйлау и забрав оружие», уходят они на великое сражение. В это время среди провожающих сверкнет слеза. Но батыры не привыкли видеть слёзы в такие моменты:
Не плачьте тому, что мы уезжаем,
Ведь слёзы – признак моей неудачи.
Песен ,изображающих башкирских конников в боевых операциях немного. Но не вызывает сомнения, что в своё время таких песен было много, о чём говорят публикации П. Кудряшева. Образцом такой песни является песня
«Ахмет Баик».
Полков не мало у тебя, француз,
А ну, стреляй, ты думаешь, я боюсь?
А потому французы не стреляют:
Полковник их в плену- такой конфуз! [3,8]
Отечественная война 1812 года, явившаяся суровым испытанием для всей России, укрепила дружбу башкирского и русского народов. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем, и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией.
В песне « Кутузов « воспевается слава великому русскому полководцу, в составе армии которого сражались и башкирские воины.
Был Кутузов славный полководец,
Шёл без страха в воду и огонь.
Полководец, гей, Кутузов
Славный был батыр,
Храбрый бригадир.
Радость одержанной победы над врагом выражена в кавалерийской песне
« Любизар»:
Уходили на войну,
Покидали мать ,жену.
А как с битвы возвратились-
Слава нам на всю страну.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис.[5,66]
Героем многих песен является легендарный батыр Отечественной войны 1812 года, предводитель башкирских войск Касим Мырдашев. Образ воина героя, наделённого национальными чертами, показан в песне «Командир Кахым». Он изображен энергичным, умным, волевым руководителем солдат.
Сюжет песни развивается в связи с его смертью во Владимирской губернии по пути домой. После его смерти «пятьсот человек стояли безмолвно, от скорби не в силах рыть могилу», а « русский майор руководил игрой». (т.е. оркестром).
В песне рассказ о подвигах Кахым –туря ведётся от имени народа. Кахым- туря смел и умён, прост в обращениях, его приказы всегда обоснованы и справедливы. Поэтому и его народ любит:
Услышав о смерти Кахым- туря,
Плачут, рыдая деревенские старики.[3,9]
О торжественной встрече башкирского народа своих воинов на родине после победы над французами воспел в песне бывший пугачевец, престарелый сэсэн Баик-Айдар. Позже эту песню в народе назвали «Баик» в честь его создателя.
В популярной песне рассказывается о последнем этапе Отечественной войны - о том, как башкирский народ с радостью и ликованием встречал возвратившихся домой воинов славной Кутузовской армии- победительницы:
Ох, французов- миллион ,
Царь у них- Наполеон ,
Подошел уже к столице,
На её пороге он.
Ой, ой, ой, ой,
Ой, какой француз герой. [3,22]
Выводы
Бывают в истории события, которые оставляют в жизни народа неизгладимый след. Проходят годы, столетия, а память о них не забывается; больше того, в народе о них создаются все новые и новые песни и легенды.
Имена многих батыров, отличившихся в Отечественной войне 1812 года, не известны даже истории. Но в башкирских исторических песнях создан их героический образ. Окрашенные мотивами патриотизма, бессмертия народа, вставшего за свою честь и свободу, эти песни, как память тех героических лет, и поныне живут в народе, глубоко его волнуют и воспитывают.
Отечественная война 1812 года, явившаяся суровым испытанием для всей России, укрепила дружбу башкирского и русского народов. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем, и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией.
Результатами наших исследований стали: народные песни всё чаще стали забываться, так как молодежь интересует совсем иной вид музыки, как рэп, рок, поп, тяжёлая музыка. С каждым днём покидают нас люди, которые знали историю и содержание народных песен Отечественной войны 1812 года. Мы провели анкету среди жителей старшего поколения, и среди сверстников о легендарных народных песнях башкирского народа и пришли к выводу ,что наша работа оказалась не зря.
В память о подвигах в Отечественной войне 1812 года установлены памятник М.И. Кутузову, монумент « Мёртвым великой армии», памятники конногвардейцам, казачьим и уланским полкам. Но, к сожалению, на поле брани не установлен памятник башкирским воинам. Но мы надеемся, что в скором будущем будет установлен памятник башкирским воинам, потому что память о героизме наших славных предков живёт в сердцах современной молодёжи.
В преддверии празднования 200-летия Победы Отечественной войне 1812 года мы должны знать, что башкирский народ гордился массовым участием на этой войне, где они «доказали преданность и усердие Отечеству».
Список литературы
1.Асфандияров А.З. Участие башкир в войнах и походах России в период кантонного правления(1798-1865)//Из истории феодализма и капитализма в Башкирии.-Уфа,1971-стр.82-86
2. Асфатуллин С.Г. Северные амуры в Отечественной войне 1812 года.- Уфа: полиграфкомбинат,2000-стр.148
3. Галин С.А. Башкирские народные песни и легенды об Отечественной войне 1812 года- Уфа :1991- стр.3-42
4.Мавлетов В.С. Культура Башкортостана:учебно-справочное пособие для учащихся 8-го класса.Уфа,ГУП «Уфимский полиграфкомбинат»,2002-стр.10-14
5. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир-Уфа,Китап,1997- стр.66
6.Журнал «Ватандаш» №8,2000 -стр.69-76
7. Сведения из интернета
17