СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.А.Абрамов. "О чем плачут лошади"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Об авторе. 2) Анализ рассказа: название, основные герои, образы лошадей, пейзаж, фантастика рассказа и т.д. 3) Осноаня тема и идея.

Просмотр содержимого документа
«Ф.А.Абрамов. "О чем плачут лошади"»

  Фёдор Александрович  Абрамов  1920-1983 г.г.

Фёдор Александрович Абрамов 1920-1983 г.г.

Федор Александрович считается одним из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы – одной из главнейших ветвей советской литературы 1960-1980х годов. Долго прожив в Верколе, и не понаслышке зная русский Север , он понимал, что старая деревня с ее многовековой историей и традициями уходит сегодня в небытие, исчезают вековые устои , рушится та почва, на которой выросла вся наша национальная культура. Именно поэтому он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека, с его противоречивой натурой, но с огромными нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь немногословной и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.
  • Федор Александрович считается одним из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы – одной из главнейших ветвей советской литературы 1960-1980х годов. Долго прожив в Верколе, и не понаслышке зная русский Север , он понимал, что старая деревня с ее многовековой историей и традициями уходит сегодня в небытие, исчезают вековые устои , рушится та почва, на которой выросла вся наша национальная культура. Именно поэтому он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека, с его противоречивой натурой, но с огромными нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь немногословной и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.
Рассказ  «О чем плачут лошади» Посмотрите на название: что это за формулировка названия? Это вопрос или констатация факта? Почему автор, по вашему мнению, избрал такую форму названия?

Рассказ «О чем плачут лошади»

  • Посмотрите на название: что это за формулировка названия?
  • Это вопрос или констатация факта?
  • Почему автор, по вашему мнению, избрал такую форму названия?
Герой рассказа Каким предстаёт перед нами герой рассказа?

Герой рассказа

  • Каким предстаёт перед нами герой рассказа?
Рыжуха Найдите описание лошади в тексте? Охарактеризуйте ее.

Рыжуха

  • Найдите описание лошади в тексте?
  • Охарактеризуйте ее.
 Какую роль в повествовании играет описание лошади?   Как оно характеризует главного героя ? Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости . Как автор описывает лошадь? Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо.

Какую роль в повествовании играет описание лошади?

  • Как оно характеризует главного героя ?

Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости .

  • Как автор описывает лошадь?

Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо.

Забава Найдите в тексте описание Забавы. С каким чувством автор описывает ее? Такая же интонация, как в описании Рыжухи?

Забава

  • Найдите в тексте описание Забавы.
  • С каким чувством автор описывает ее?
  • Такая же интонация, как в описании Рыжухи?
Другие лошади. Найдите описание других лошадей. Что подчеркивает особенно автор при описании? Какие слова являются ключевыми? На кого похожи лошади? С кем сравниваются?

Другие лошади.

  • Найдите описание других лошадей.
  • Что подчеркивает особенно автор при описании? Какие слова являются ключевыми?
  • На кого похожи лошади? С кем сравниваются?
В чём рассказчик обманул Рыжуху? Не  ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком , не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы . И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит . Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности. Почему же герой почувствовал себя нелепым, отжившим существом? Нарушена связь человека и природы .

В чём рассказчик обманул Рыжуху?

  • Не  ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком , не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы . И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит . Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности.
  • Почему же герой почувствовал себя нелепым, отжившим существом?

Нарушена связь человека и природы .

Фантастика  в рассказе. Что в тексте является фантастическим? Разговор с лошадью В чем смысл этого приема? «Очеловечивая» страдания лошади , герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку (отличаясь, например, от Миколки, который проявляет жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознаёт трагичность происходящих потерь).

Фантастика  в рассказе.

  • Что в тексте является фантастическим?
  • Разговор с лошадью
  • В чем смысл этого приема?
  • «Очеловечивая» страдания лошади , герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку (отличаясь, например, от Миколки, который проявляет жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознаёт трагичность происходящих потерь).
Луга  Найдите описание луга в начале рассказа. Какими мыслями и чувствами оно проникнуто? Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется  самым чудесным временем жизни человека – детством. Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей .

Луга

  • Найдите описание луга в начале рассказа. Какими мыслями и чувствами оно проникнуто?
  • Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется  самым чудесным временем жизни человека – детством.
  • Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей .
Для чего в рассказ вводится повествование  о коллективизации? Именно с этого момента меняется отношение к лошадям. Лошади коллективные, т.е., по сути, ничьи . Получается, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДАЛ СУЩЕСТВА , которые он сам же приручил.

Для чего в рассказ вводится повествование о коллективизации?

Именно с этого момента меняется отношение к лошадям.

  • Лошади коллективные, т.е., по сути, ничьи .
  • Получается, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДАЛ СУЩЕСТВА , которые он сам же приручил.
Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»? Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы , которая продолжает нести ему помощь и поддержку.

Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»?

  • Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы , которая продолжает нести ему помощь и поддержку.
Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»? Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам .

Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»?

Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам .

В чём смысл названия рассказа? Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий

В чём смысл названия рассказа?

  • Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий
Какова идея этого рассказа? Ответственность человека за жизнь на Земле. Неразрывная связь человека и природы.

Какова идея этого рассказа?

  • Ответственность человека за жизнь на Земле.
  • Неразрывная связь человека и природы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя