Фёдор Александрович Абрамов 1920-1983 г.г.
- Федор Александрович считается одним из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы – одной из главнейших ветвей советской литературы 1960-1980х годов. Долго прожив в Верколе, и не понаслышке зная русский Север , он понимал, что старая деревня с ее многовековой историей и традициями уходит сегодня в небытие, исчезают вековые устои , рушится та почва, на которой выросла вся наша национальная культура. Именно поэтому он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека, с его противоречивой натурой, но с огромными нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь немногословной и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.
Рассказ «О чем плачут лошади»
- Посмотрите на название: что это за формулировка названия?
- Это вопрос или констатация факта?
- Почему автор, по вашему мнению, избрал такую форму названия?
Герой рассказа
- Каким предстаёт перед нами герой рассказа?
Рыжуха
- Найдите описание лошади в тексте?
- Охарактеризуйте ее.
Какую роль в повествовании играет описание лошади?
- Как оно характеризует главного героя ?
Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости .
- Как автор описывает лошадь?
Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо.
Забава
- Найдите в тексте описание Забавы.
- С каким чувством автор описывает ее?
- Такая же интонация, как в описании Рыжухи?
Другие лошади.
- Найдите описание других лошадей.
- Что подчеркивает особенно автор при описании? Какие слова являются ключевыми?
- На кого похожи лошади? С кем сравниваются?
В чём рассказчик обманул Рыжуху?
- Не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком , не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы . И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит . Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности.
- Почему же герой почувствовал себя нелепым, отжившим существом?
Нарушена связь человека и природы .
Фантастика в рассказе.
- Что в тексте является фантастическим?
- В чем смысл этого приема?
- «Очеловечивая» страдания лошади , герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку (отличаясь, например, от Миколки, который проявляет жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознаёт трагичность происходящих потерь).
Луга
- Найдите описание луга в начале рассказа. Какими мыслями и чувствами оно проникнуто?
- Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется самым чудесным временем жизни человека – детством.
- Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей .
Для чего в рассказ вводится повествование о коллективизации?
Именно с этого момента меняется отношение к лошадям.
- Лошади коллективные, т.е., по сути, ничьи .
- Получается, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДАЛ СУЩЕСТВА , которые он сам же приручил.
Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»?
- Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы , которая продолжает нести ему помощь и поддержку.
Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»?
Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам .
В чём смысл названия рассказа?
- Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий
Какова идея этого рассказа?
- Ответственность человека за жизнь на Земле.
- Неразрывная связь человека и природы.