СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.И. Тютчев: жизнь, творчество, судьба. Единство мира и философия природы в лирике поэта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по лирике Ф.И. Тютчева поможет в подготовке урока литературы в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Ф.И. Тютчев: жизнь, творчество, судьба. Единство мира и философия природы в лирике поэта»

Ф.И. Тютчев: жизнь, творчество, судьба. Единство мира и философия природы в лирике поэта Всё во мне, и я во всём!  Ф. И. Тютчев

Ф.И. Тютчев: жизнь, творчество, судьба. Единство мира и философия природы в лирике поэта

Всё во мне, и я во всём!

Ф. И. Тютчев

Фёдор Иванович Тютчев (1803 — 1873) — русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года. Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.      И. Тургенев

Фёдор Иванович Тютчев

(1803 — 1873) — русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года.

Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.

И. Тургенев

Вы помните его в кругу друзей? Как мысли сыпались нежданные, живые, Как забывали мы под звук его речей  И вечер длившийся, и годы прожитые!   А.Н. Апухтин «Памяти Тютчева» Его ум сверкал иронией, душа его ныла.   И.С. Аксаков Для Тютчева жить – значит мыслить.   И.С. Аксаков Ф.И. Тютчев. Портрет работы неизвестного художника

Вы помните его в кругу друзей?

Как мысли сыпались нежданные, живые, Как забывали мы под звук его речей И вечер длившийся, и годы прожитые!

А.Н. Апухтин «Памяти Тютчева»

Его ум сверкал иронией, душа его ныла. И.С. Аксаков

Для Тютчева жить – значит мыслить.

И.С. Аксаков

Ф.И. Тютчев. Портрет работы неизвестного художника

Впечатление неизмеримой духовной силы получали все, кто общался с ним близко. «Человек необыкновенно гениальный», - писал о нем Жуковский . «Самое воздушное воплощение поэта, каким его рисует себе романтизм», - отзывался о Тютчеве Фет. «Милый, умный, как день , умный», - восторгался Тургенев.

Впечатление неизмеримой духовной силы получали все, кто общался с ним близко. «Человек необыкновенно гениальный», - писал о нем Жуковский . «Самое воздушное воплощение поэта, каким его рисует себе романтизм», - отзывался о Тютчеве Фет. «Милый, умный, как день , умный», - восторгался Тургенев.

Овстуг - родовое имение Тютчевых. Герб рода

Овстуг - родовое имение Тютчевых. Герб рода

Е.Л. Тютчева, мать поэта. Неизв. художник. Конец XVIII в. И.Н. Тютчев, отец поэта. Художник Ф.Кюнель. 1801 г . Жили Тютчевы в Орловской губернии, но на зиму переселялись в Москву, где купили дом в Армянском переулке. Тютчевы были людьми радушными, гостеприимными, но совершенно не интересовались искусством, литературой, особенно русской.

Е.Л. Тютчева, мать поэта.

Неизв. художник. Конец XVIII в.

И.Н. Тютчев, отец поэта.

Художник Ф.Кюнель. 1801 г .

Жили Тютчевы в Орловской губернии, но на зиму переселялись в Москву, где купили дом в Армянском переулке. Тютчевы были людьми радушными, гостеприимными, но совершенно не интересовались искусством, литературой, особенно русской.

Ф.И. Тютчев в детстве.  Копия с портрета К. Барду. 1805–1806

Ф.И. Тютчев в детстве. Копия с портрета К. Барду. 1805–1806

1812 год – в семью Тютчевых для воспитания сыновей приглашен молодой поэт-переводчик С.Е. Раич. В течение семи лет Раич руководил домашним образованием Федора Тютчева и оказал большое влияние на формирование его характера. С.Е. Раич, домашний учитель Ф.И. Тютчева.  Художник Б. Бельтюков. 1985

1812 год – в семью Тютчевых для воспитания сыновей приглашен молодой поэт-переводчик

С.Е. Раич.

В течение семи лет Раич руководил домашним образованием Федора Тютчева и оказал большое влияние на формирование его характера.

С.Е. Раич, домашний учитель Ф.И. Тютчева. Художник Б. Бельтюков. 1985

Память Памятники Тютчеву в музее-заповеднике «Овстуг»

Память

Памятники Тютчеву в музее-заповеднике «Овстуг»

Дети Тютчева Анна, Дарья, Екатерина Тютчевы. Худ. Саломе, Мюнхен, 1843 год. Мария, дочь от 2-го брака

Дети Тютчева

Анна, Дарья, Екатерина Тютчевы.

Худ. Саломе, Мюнхен, 1843 год.

Мария, дочь от 2-го брака

Стиль лирики Тютчева  Поэзия «чистого искусства».  Предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность.  Яркость, точность, выразительность.  Философские размышления.  Трагическая раздвоенность, “двойное бытие“: страстная любовь к жизни, к “матери-земле“ и настроение “ущерба”, “изнеможения” .  Космические темы и образы порою прямо переплетаются с мотивами социальными.

Стиль лирики Тютчева

  • Поэзия «чистого искусства».
  • Предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность.
  • Яркость, точность, выразительность.
  • Философские размышления.
  • Трагическая раздвоенность, “двойное бытие“: страстная любовь к жизни, к “матери-земле“ и настроение “ущерба”, “изнеможения” .
  • Космические темы и образы порою прямо переплетаются с мотивами социальными.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА

  • ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА
  • ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА
  • ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА
«Не то, что мните вы, природа...» Вид лирики – философская. Тема – человек и природа. Жанр – философская зарисовка. Проблема – отношения человека и природы, влияние красоты природы на душу человека. Композиция – строфы с отточием. Идея – показать тесную связь человека и природы, её благотворное влияние на его жизнь.

«Не то, что мните вы, природа...»

Вид лирики – философская.

Тема – человек и природа.

Жанр – философская зарисовка.

Проблема – отношения человека и природы, влияние красоты природы на душу человека.

Композиция – строфы с отточием.

Идея – показать тесную связь человека и природы, её благотворное влияние на его жизнь.

«Природа — сфинкс…» Вид лирики – философская. Тема – загадка природы. Жанр – философская зарисовка. Проблемы – отношения человека и природы, смысла жизни и места человека в нём. Композиция – монострофа. Идея – показать тесную связь человека и природы; может быть, у природы нет загадки, как и нет вопросов к человеку; спокойная и мудрая, словно сфинкс, она живет своей жизнью и не нуждается в человеке, его поисках и метаниях.

«Природа сфинкс…»

Вид лирики – философская.

Тема – загадка природы.

Жанр – философская зарисовка.

Проблемы – отношения человека и природы, смысла жизни и места человека в нём.

Композиция – монострофа.

Идея – показать тесную связь человека и природы; может быть, у природы нет загадки, как и нет вопросов к человеку; спокойная и мудрая, словно сфинкс, она живет своей жизнью и не нуждается в человеке, его поисках и метаниях.

«Как хоро­шо ты, о море ночное...» История создания  – 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г. Тема стихотворения  – красота и звучание ночного моря. Композиция  – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Четыре катрена. Жанр  – элегия. Идея – через красоту и звучание моря показать переживания человека. Стихотворный размер  – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная.

«Как хоро­шо ты, о море ночное...»

История создания  – 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

Тема стихотворения  – красота и звучание ночного моря.

Композиция  – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Четыре катрена.

Жанр  – элегия.

Идея – через красоту и звучание моря показать переживания человека.

Стихотворный размер  – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная.

«Еще земли печален вид...» История создания  – не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году. Тема стихотворения  – параллелизм существования человека и природы. Композиция  – двухчастная, сам автор явно разделяет произведение на две равные части, каждая из которых состоит из двух строф. Он рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром. Идея – показать тесную связь человека и природы. Жанр  – пейзажно-философская лирика. Стихотворный размер  – ямб.

«Еще земли печален вид...»

История создания  – не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

Тема стихотворения  – параллелизм существования человека и природы.

Композиция  – двухчастная, сам автор явно разделяет произведение на две равные части, каждая из которых состоит из двух строф. Он рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром.

Идея – показать тесную связь человека и природы.

Жанр  – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер  – ямб.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!