Ф.Искандер. "Тринадцатый подвиг Геракла"
Цели:
Образовательные:
-
раскрыть характер учителя;
-
природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя;
Развивающий:
-
совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся;
-
продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;
Воспитательный:
-
воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: выявлять в прозаическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера: владеть навыками анализа выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; формулировать собственное отношение к произведениям Ф. А. Искандера, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;
эстетическая сфера: определять художественные функции изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуальной в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражениясвоих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: юмор, ирония, метафора, градация, юмористическая ситуация.
План
-
Оргмомент
-
Мотивация учебной деятельности
-
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала.
-
Работа с эпиграфом.
-
Целеполагание.
-
Обобщение и систематизация знаний
-
Физминутка
-
Анализ текста
-
Работа со словарем
-
Работа с таблицей
-
Итог урока
-
Рефлексия.
-
Выставление оценок.
-
Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята.
2. Мотивация учебной деятельности
В начале урока я предлагаю рассмотреть следующие картинки. Кто на них изображен? (Геракл, его12 подвигов)
- Откуда этот герой? (Из мифов Древней Греции)
- Каким был это персонаж? (Смелым, отважным, мужественным)
- Как вы думаете, с каким произведением связан этот герой? (с рассказом Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла")
- Кто в данном произведении может стать противоположность Геракла? (главный герой рассказа)
- Запишите число, классная работа в своих путевых листах.
3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала.
- А теперь посмотрите на слайд. Перед вами фраза из текста, но пропущено слово. Подумайте, какое слово нужно добавить.
__ __ __ __ он, разумеется, закалял наши детские лукавые души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.
- Ребята, как вы понимаете выражение "Лукавые души". Давайте определим значение слова "лукавый.
Докладчик: В этом слове 3 лексических значения.
-
лживый, обманный, подлый, хитрый ◆
-
перен. добродушно-хитроватый ◆
-
дьявол ◆
В данном предложении подходит 2 значение - добродушно-хитроватый.
- Какое языковой средство выразительности можно выделить в словосочетании "Лукавые души"? (эпитет)
- Вернемся к эпиграфу. Чем же закалял этот человек детские сердца? (смехом)
- Выпишите, пожалуйста, в свои путевые листы это слово. Данная фраза станет эпиграфом урока. Прочитайте получившееся предложение. (Смехом он, разумеется, закалял наши детские лукавые души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.)
Кто же закалял детские души смехом? (учитель математики Харлампий Диогенович)
- Как вы думаете, о ком пойдет сегодня речь на уроке? Кто из героев станет в центре внимания? (учитель математики и мальчик, от лица которого ведется повествование.)
- Ребята, если мы говорим , что человек способен отвечать за свои поступки, поведение, совершает правильные поступки, то он какой? (нравственный)
- А тогда какой урок усвоил главный герой рассказа из данной ситуации? (нравственный)
- Что станет целью нашего урока? (выявить, какой урок усвоил главный герой на всю жизнь; рассмотреть образ учителя; определить роль учителя в жизни главного героя )
4. Обобщение и систематизация знаний
- Почему у этого учителя такое необычное имя? Почему автор наделил героя таким именем?
( Учитель был греком. Автор наделяет своего героя говорящим именем. Продолжает традиции Н.В.Гоголя. Диоген - это древнегреческий философ. А отчество "Диогенович" подчеркивает, что учитель, как и греческий философ, спокойный, рассудительный.)
- Чем запомнился учитель рассказчику? Чем отличался от других учителей? Зачитаем.
с. 140 "И все-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Его нельзя было назвать слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю, был ли он гениален, — сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего был.
Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нем не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть."
с. 141. Бывало, только входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного.
с. 143. Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Кроме журнала, у него был блокнотик, куда он что-то вписывал после опроса. Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни к чему.
Во время контрольных работ он и не думал бегать между рядами, заглядывать в парты или там бдительно вскидывать голову при всяком шорохе, как это делали другие. Нет, он спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза.
Списывать у него было почти бесполезно, потому что он сразу узнавал списанную работу и начинал высмеивать ее. Так что списывали мы только в самом крайнем случае, если уж никакого выхода не было.
- Очень хорошо. А теперь обратимся к таблице, которую вы должны были заполнить самостоятельно дома.
Образ Харлампия Диогеновича в произведении
Критерий | Характеристика |
Внешность и одежда | Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый |
Манера говорить | Тихо, спокойно, уверенно |
Главное оружие | Делать человека смешным |
Кто-то из других учителей мог бы иметь такие характеристики? (Нет, они значительно отличались)
6. Физминутка
7. Анализ текста
- Что же его отличало от других учителей? (Он был спокойный, уравновешенный, никогда не кричал, не наказывал учеников, но высмеивал проступки ребят .)
- Почему ХД обращался к ученикам на вы? (хотел подчеркнуть, что относится к ученикам так же уважительно, как и ко взрослым).
- Можно ли назвать учителя жестоким, что он выставлял ученика на посмешище перед классом? (Нет, он высмеивал пороки человека, проступки, а не конкретную личность из-за личной неприязни)
- Были ли у этого учителя любимчики? с. 144( Нет, он "не давал никому привилегии. Смешным мог оказаться каждый")
- И какое качество можно выделить в нем? ( честный, справедливый)
- Напомните мне, какая беда приключилась с главным героем? Перескажите кратко. (пересказ отрывка)
- С кем сравнивает мальчик учителя, когда тот собирается кого-нибудь вызвать к доске? (с палачом, выбирающим жертву)
- На уроке Харлампий Диогенович вдруг начинает рассказывать о подвигах Геракла. А кто такой Геракл? ( Геракл - герой древнегреческих мифов, который совершил 12 великих подвигов.)
- Что такое подвиг? (смелый поступок)
- А поступок главного героя - это подвиг? (Нет, потому что он безнравственный)
- Ребята, если Геракл - это смелый и отважный герой, то мальчик каким оказался? (Он оказался трусом, потому что побоялся быть осмеянным перед всем классом, пытался обмануть учителя и медицинских работников)
- Верно. Учитель догадался о трусости мальчика и назвал его поступок иронично "тринадцатым подвигом". А что такое ирония?
Работа со словарем с. 275.
Ирония - выражение насмешки. Запишите определение.
- А теперь зачитаем отрывок, когда медработники ушли. Какая обстановка сложилась в классе? с. 152. "Наконец все кончилось..." до слов "Лучше бы упали две, как раньше, чем одна такая."до 153.с
- Скажите, какой звук присутствует в этом отрывке? (звук четок: "Щелк-щелк")
- Для чего автор использует такой прием? (чтобы подчеркнуть напряженность обстановки)
- Удалось ли главному герою избежать наказание? Прочтем по ролям диалог, где мальчика вызвали к доске. с. 154. (Прошу вас, — сказал он и жестом пригласил меня к доске....до 155с.
- Что вы заметили? Как меняется состояние героя?
- А теперь сравним состояние главного героя и класса. Обратимся к таблице
8. Работа с таблицей
Здесь вам необходимо расположить последовательность действий класса и главного героя во время его ответа у доски. (работа в парах)
Состояние главного героя | Реакция класса |
-
В воздухе запахло какой-то опасностью. -
Захлопнулся маленький капканчик. -
Сердце моё с размаху влепилось в спину. -
Голос мой подымается прямо из живота. -
Казнь -
От ужаса и отвращения. | -
Смотрел на меня и ждал -
Ждал, что я буду проваливаться -
Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее -
Сдерживал хихиканья -
Смеялся -
Хохотал |
- Обратите внимание на подчёркнутые слова. зачитайте их.
Что вы заметили.? (С каждым разом смех становится сильнее)
- Автор использует градацию. Запишем определение. Градация - стилистический прием, расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
- Действительно, смех в классе нарастает, а состояние героя ухудшается. Его мучает совесть.
- Зачитайте, какой урок извлек герой. (с. 156. "С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому свое.")
9. Итог урока.
-Какие чувство испытывал герой к учителю после случившегося? Попробуйте сформулировать ответ, опираясь на эпиграф к уроку. ( Герой благодарен, что смехом закалял детские лукавые души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора)
-Почему автор дает такое название произведения. (чтобы заинтересовать читателя)
- Какую главную мысль вложил в рассказ Ф.Искандер? ( Смех помогает бороться с ложью и фальшью, обманом.)
- Это и является нравственным уроком, который усвоил герой на всю жизнь.
10.Рефлексия. Ответьте письменно на вопрос: Какие нравственные уроки вы вынесли для себя, прочитав рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?
11.Выставление оценок.
12.Домашнее задание: ответить на вопрос 1 или 2 на с. 157 на выбор.
Путевой лист (Ф.И. в р.п.)_________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__ __ __ __ он, разумеется, закалял наши детские лукавые души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.
Образ Харлампия Диогеновича в произведении
Критерий | Характеристика |
Внешность и одежда | |
Манера говорить | |
Главное оружие | |
Ирония - ____________________________________________________________________
Состояние главного героя | Реакция класса |
Казнь Захлопнулся маленький капканчик. В воздухе запахло какой-то опасностью. Голос мой подымается прямо из живота. От ужаса и отвращения. Сердце моё с размаху влепилось в спину. | Смеялся Ждал, что я буду проваливаться Смотрел на меня и ждал Хохотал Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее Сдерживал хихиканья |
Градация - ___________________________________________________________________
Ответьте письменно на вопрос: Какие нравственные уроки вы вынесли для себя, прочитав рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________