СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"»

Ф.Искандер. "Тринадцатый подвиг Геракла"

Цели:

Образовательные:

  • раскрыть характер учителя;

  • природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя;

Развивающий:

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся;

  • продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;

Воспитательный:

  • воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)



Планируемые результаты обучения:

Предметные:

 познавательная сфера: выявлять в прозаическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

 ценностно-ориентационная сфера: владеть навыками анализа выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; формулировать собственное отношение к произведениям Ф. А. Искандера, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

 коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;

 эстетическая сфера: определять художественные функции изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

 коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуальной в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражениясвоих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: юмор, ирония, метафора, градация, юмористическая ситуация.

План

  1. Оргмомент

  2. Мотивация учебной деятельности

  3.  Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала.

  • Работа с эпиграфом.

  • Целеполагание.

  1. Обобщение и систематизация знаний

  • Работа с текстом.

  1. Физминутка

  2. Анализ текста

  • Работа со словарем

  • Работа с таблицей

  1. Итог урока

  2. Рефлексия.

  3. Выставление оценок.

  4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.

2. Мотивация учебной деятельности

В начале урока я предлагаю рассмотреть следующие картинки. Кто на них изображен? (Геракл, его12 подвигов)

- Откуда этот герой? (Из мифов Древней Греции)

- Каким был это персонаж? (Смелым, отважным, мужественным)

- Как вы думаете, с каким произведением связан этот герой? (с рассказом Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла")

- Кто в данном произведении может стать противоположность Геракла? (главный герой рассказа)

- Запишите число, классная работа в своих путевых листах.

3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала.

  • Работа с эпиграфом.

- А теперь посмотрите на слайд. Перед вами фраза из текста, но пропущено слово. Подумайте, какое слово нужно добавить.

__ __ __ __ он, разумеется, закалял наши детские лукавые души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.

- Ребята, как вы понимаете выражение "Лукавые души". Давайте определим значение слова "лукавый.

  • Работа со словарем.

Докладчик: В этом слове 3 лексических значения.

  1. лживый, обманный, подлый, хитрый ◆ 

  2. перен. добродушно-хитроватый ◆ 

  3. дьявол ◆

В данном предложении подходит 2 значение - добродушно-хитроватый.

- Какое языковой средство выразительности можно выделить в словосочетании "Лукавые души"? (эпитет)

- Вернемся к эпиграфу. Чем же закалял этот человек детские сердца? (смехом)

- Выпишите, пожалуйста, в свои путевые листы это слово. Данная фраза станет эпиграфом урока. Прочитайте получившееся предложение. (Смехом он, разумеется, закалял наши детские лукавые души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.)

Кто же закалял детские души смехом? (учитель математики Харлампий Диогенович)

  • Целеполагание.

- Как вы думаете, о ком пойдет сегодня речь на уроке? Кто из героев станет в центре внимания? (учитель математики и мальчик, от лица которого ведется повествование.)

- Ребята, если мы говорим , что человек способен отвечать за свои поступки, поведение, совершает правильные поступки, то он какой? (нравственный)

- А тогда какой урок усвоил главный герой рассказа из данной ситуации? (нравственный)

- Что станет целью нашего урока? (выявить, какой урок усвоил главный герой на всю жизнь; рассмотреть образ учителя; определить роль учителя в жизни главного героя )

4. Обобщение и систематизация знаний

  • Работа с текстом.

- Почему у этого учителя такое необычное имя? Почему автор наделил героя таким именем?

( Учитель был греком. Автор наделяет своего героя говорящим именем. Продолжает традиции Н.В.Гоголя. Диоген - это древнегреческий философ. А отчество "Диогенович" подчеркивает, что учитель, как и греческий философ, спокойный, рассудительный.)

- Чем запомнился учитель рассказчику? Чем отличался от других учителей? Зачитаем.

с. 140 "И все-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Его нельзя было назвать слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю, был ли он гениален, — сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего был.

Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нем не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть."


с. 141. Бывало, только входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного.

с. 143. Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Кроме журнала, у него был блокнотик, куда он что-то вписывал после опроса. Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни к чему.

Во время контрольных работ он и не думал бегать между рядами, заглядывать в парты или там бдительно вскидывать голову при всяком шорохе, как это делали другие. Нет, он спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза.

Списывать у него было почти бесполезно, потому что он сразу узнавал списанную работу и начинал высмеивать ее. Так что списывали мы только в самом крайнем случае, если уж никакого выхода не было.


- Очень хорошо. А теперь обратимся к таблице, которую вы должны были заполнить самостоятельно дома.

Образ Харлампия Диогеновича в произведении

Критерий

Характеристика

Внешность и одежда

Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый

Манера говорить

Тихо, спокойно, уверенно

Главное оружие

Делать человека смешным

Кто-то из других учителей мог бы иметь такие характеристики? (Нет, они значительно отличались)

6. Физминутка

7. Анализ текста

- Что же его отличало от других учителей? (Он был спокойный, уравновешенный, никогда не кричал, не наказывал учеников, но высмеивал проступки ребят .)

- Почему ХД обращался к ученикам на вы? (хотел подчеркнуть, что относится к ученикам так же уважительно, как и ко взрослым).

- Можно ли назвать учителя жестоким, что он выставлял ученика на посмешище перед классом? (Нет, он высмеивал пороки человека, проступки, а не конкретную личность из-за личной неприязни)

- Были ли у этого учителя любимчики? с. 144( Нет, он "не давал никому привилегии. Смешным мог оказаться каждый")

- И какое качество можно выделить в нем? ( честный, справедливый)

- Напомните мне, какая беда приключилась с главным героем? Перескажите кратко. (пересказ отрывка)

- С кем сравнивает мальчик учителя, когда тот собирается кого-нибудь вызвать к доске? (с палачом, выбирающим жертву)

- На уроке Харлампий Диогенович вдруг начинает рассказывать о подвигах Геракла. А кто такой Геракл? ( Геракл - герой древнегреческих мифов, который совершил 12 великих подвигов.)

- Что такое подвиг? (смелый поступок)

- А поступок главного героя - это подвиг? (Нет, потому что он безнравственный)

- Ребята, если Геракл - это смелый и отважный герой, то мальчик каким оказался? (Он оказался трусом, потому что побоялся быть осмеянным перед всем классом, пытался обмануть учителя и медицинских работников)

- Верно. Учитель догадался о трусости мальчика и назвал его поступок иронично "тринадцатым подвигом". А что такое ирония?

Работа со словарем с. 275.

Ирония - выражение насмешки. Запишите определение.

- А теперь зачитаем отрывок, когда медработники ушли. Какая обстановка сложилась в классе? с. 152. "Наконец все кончилось..." до слов "Лучше бы упали две, как раньше, чем одна такая."до 153.с

- Скажите, какой звук присутствует в этом отрывке? (звук четок: "Щелк-щелк")

- Для чего автор использует такой прием? (чтобы подчеркнуть напряженность обстановки)

- Удалось ли главному герою избежать наказание? Прочтем по ролям диалог, где мальчика вызвали к доске. с. 154. (Прошу вас, — сказал он и жестом пригласил меня к доске....до 155с.

- Что вы заметили? Как меняется состояние героя?

- А теперь сравним состояние главного героя и класса. Обратимся к таблице

8. Работа с таблицей

Здесь вам необходимо расположить последовательность действий класса и главного героя во время его ответа у доски. (работа в парах)



Состояние главного героя

Реакция класса

  1. В воздухе запахло какой-то опасностью.

  2. Захлопнулся маленький капканчик.

  3. Сердце моё с размаху влепилось в спину.

  4. Голос мой подымается прямо из живота.

  5. Казнь

  6. От ужаса и отвращения.

  1. Смотрел на меня и ждал

  2. Ждал, что я буду проваливаться

  3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее

  4. Сдерживал хихиканья

  5. Смеялся

  6. Хохотал




- Обратите внимание на подчёркнутые слова. зачитайте их.

Что вы заметили.? (С каждым разом смех становится сильнее)

- Автор использует градацию. Запишем определение. Градация - стилистический прием, расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

- Действительно, смех в классе нарастает, а состояние героя ухудшается. Его мучает совесть.

- Зачитайте, какой урок извлек герой. (с. 156. "С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому свое.")

9. Итог урока.

-Какие чувство испытывал герой к учителю после случившегося? Попробуйте сформулировать ответ, опираясь на эпиграф к уроку. ( Герой благодарен, что смехом закалял детские лукавые души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора)

-Почему автор дает такое название произведения. (чтобы заинтересовать читателя)

- Какую главную мысль вложил в рассказ Ф.Искандер? ( Смех помогает бороться с ложью и фальшью, обманом.)

- Это и является нравственным уроком, который усвоил герой на всю жизнь.

10.Рефлексия. Ответьте письменно на вопрос: Какие нравственные уроки вы вынесли для себя, прочитав рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

11.Выставление оценок.

12.Домашнее задание: ответить на вопрос 1 или 2 на с. 157 на выбор.

Путевой лист (Ф.И. в р.п.)_________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

__ __ __ __ он, разумеется, закалял наши детские лукавые души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.

Образ Харлампия Диогеновича в произведении

Критерий

Характеристика

Внешность и одежда



Манера говорить



Главное оружие





Ирония - ____________________________________________________________________

Состояние главного героя

Реакция класса

Казнь

Захлопнулся маленький капканчик.

В воздухе запахло какой-то опасностью.

Голос мой подымается прямо из живота.

От ужаса и отвращения.

Сердце моё с размаху влепилось в спину.

Смеялся

Ждал, что я буду проваливаться

Смотрел на меня и ждал

Хохотал

Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее

Сдерживал хихиканья






Градация - ___________________________________________________________________

Ответьте письменно на вопрос: Какие нравственные уроки вы вынесли для себя, прочитав рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя