СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЖАНР, ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ. Знакомство с героем.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«: Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЖАНР, ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ. Знакомство с героем.»

Тема: Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЖАНР, ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ. Знакомство с героем.
Цель:
познакомить учащихся с историей создания романа «Преступление и наказание»; раскрыть творческую историю романа, характеристику эпохи, систему образов; воспитывать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Оборудование: учебник, текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об истории создания, жанре, композиции романа «Преступление и наказание»; составляют тезисы; участвуют в беседе, в дискуссии.

Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Ф.М.Достоевский

ХОД УРОКА


I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний

- В чем своеобразие творчества Ф.М.Достоевского?

- Почему Достоевского называют писателем-философом?

- В чем особенность мировоззрения Достоевского? Что нового вносит Федор Михайлович в представления о дальнейших исторических судьбах России?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
«У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительности»,— так определял свой творческий метод сам писатель.
IV. Работа над темой урока
Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. 8 июня 1865 года Достоевский предложил А.А. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег. 2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду Достоевский был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом "Преступление и наказание", которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.

Великий романист писал друзьям отчаянные письма: «Сижу в отеле, кругом, должен, денег ни гроша... Все сердце мое с кровью положится в этот роман». Идею романа Достоевский излагает в письме к издателю М.Н.Каткову: «Это - психологический отчет одного преступления».

В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда негодна», «для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, – докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» – чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы...».

Сюжет романа "Преступление и наказание" первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. 

Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее – на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге. В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман. Достоевский предпочел новую форму – рассказ от имени автора . и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения и решил начать заново. 

В Петербурге Достоевский продолжает усиленно работать, опираясь на свои наблюдения нравственных последствий повсеместного обнищания, роста преступности и народного пьянства, разгула капиталистического хищничества. «Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», - писал Достоевский.

В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть "Преступления и наказания" появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием.

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию "Преступления и наказания".

Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом.

Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы, когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания.

Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – "Преступление и наказание", и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.

В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно...» Черновые тетради "Преступления и наказания" позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора. В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю – деньги ли, могущество ль – не для худого. Я счастье несу». Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» – идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству...»

Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла "Преступления и наказания" столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются». Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он совершил убийство. Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя.

Материалы для истории, положенной в основу романа "Преступление и наказание", по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.

Сюжет, композиция, жанр романа “Преступление и наказание”» (с опорой на рассказ учителя и теоретический материал учебника)

Предполагаемая запись



Жанр романа
Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» заключается в том, что этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской литературе жанрам.
Роман: социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный.
«Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов.
В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всём его протяжении мы напряжённо следим за каждым движением воспалённой мысли Раскольникова, за блужданиями его одинокой души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.
По содержанию – социально-философский;

по структуре – полифонический;

по проникновению во внутренний мир героя – психологический,

по поднятым проблемам- роман-трагедия,

по характеру воплощения идей – идеологический,

по достоверности изображения жизни- реалистический,

по глубине раскрыитя идеи- интеллектуальны.

«Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса(работа в парах с раздаточным материалом)


Познакомьтесь с различными точками зрения на роман

. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

1. Перечитываешь “Преступление и наказание” - и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910)

2. Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911)

3. Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911)

4. Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)



• Прочитайте развёрнутую характеристику, которую Ф. М. Достоевский дал первоначальной идее романа «Преступление и наказание» в письме издателю журнала «Русский вестник» М. Каткову.
Достоевский писал ему, что идея произведения «не может ни в чём противоречить» направлению журнала, «даже наоборот»,— и дальше развёрнуто характеризовал саму идею.
Вы уже дочитали роман до конца, и сможете сказать, не изменилась ли эта идея в процессе создания романа, и если да, сформулируйте его идею в окончательном виде.
Карточка
«Это — психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты… «Она никуда не годна», «для чего она живёт?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д.— эти вопросы сбивают с толку молодого человека.
Он решает убить её, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью,— докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» — чем уже, конечно, «загладится преступление»… Ему — совершенно случайным образом — удаётся совершить своё преступление и скоро, и удачно…
Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести… Налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже на самых неразвитых людях… Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль.


Знакомство с героем.

Не случаен и выбор имени героя.

Чтение 1 и 2 абазаца романа.

В каком мир мы попадаем? Каким видим героя?

Имя героя - Родион Романович Раскольников: имя – Родина, Романович – связь с монархической династией, фамилия – раскол, неприятие, конфликт, бунт. Раскол Родины Романовых, тл есть протест против нравственной атмосферы порядков этого государства.


Работа с символикой цвета и чисел в романе (индивидуальные задания).

Карточка № 1



Жёлтый цвет
в романе «Преступление и наказание»

Раскольников

Жёлтая каморка с жёлтенькими обоями; «Тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам»

Соня

Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями»

Порфирий Петрович

Мебель из «жёлтого отполированного дерева»

Свидригайлов

Жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой

Старуха-процентщица

Одета в «истрёпанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из жёлтого дерева

Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности


Карточка № 2

Число «три»
в романе «Преступление и наказание»

Марфа Петровна

Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию. Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников. Три раза приходила к Свидригайлову

Соня

Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек. Катерине Ивановне выложила тридцать целковых. В её комнате три больших окна

Свидригайлов

Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч. Вручает Соне три билета

Раскольников

Трижды позвонил в колокольчик старухи. Трижды встречается с Порфирием Петровичем. Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трёх шагах от стола

Дуня

Стреляет в Свидригайлова в трёх шагах

Разумихин

Три часа дожидается, пока проснётся Раскольников


Карточка № 3
Число «семь» в романе


Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7 — это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, относящегося к числам мирового порядка.
Вывод: число 7 является символом союза Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.

Число «семь»
в романе «Преступление и наказание»

Роман

Состоит из 6 частей и эпилога

1-я и 2-я части романа

Состоят из 7 глав

7 часов вечера

Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы

7 лет каторги

Такой срок определён в качестве наказания герою романа

7 лет

Прожил Свидригайлов со своей женой Марфой Петровной

Раскольников в 7 лет

Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком

V. Рефлексия. Подведение итогов урока
«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия
У ч и т е л ь.
В своей статье о романе «Преступление и наказание» Д. Мережковский писал: «Самая разрушительная из всех страстей — это фанатизм. Ни один из пороков не заглушает в такой мере голоса совести… Есть что-то в самом деле ужасное и почти нечеловеческое в таких фанатиках идеи… Жизнь, страдание людей — для них ничто, теория, логическая формула — всё…»
• Согласны ли вы с мнением Д. Мережковского в определении того, какая из страстей самая разрушительная? Может ли с этой страсть соперничать в своей разрушительности какая-нибудь другая: любовная страсть или страсть к наживе? Своё согласие или несогласие с автором высказывания тщательно обоснуйте.
VI. Домашнее задание: подготовить рабочие материалы на тему «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского». работа по группам ( задание на карточках) – образ Петербурга на страницах романа.

Охарактеризуйте пейзажи в романе:

- часть 1, гл.1 («отвратительный и гнусный колорит» городского дня);

- часть 1, гл.1 (подчеркнутое повторение предыдущей картины);

- часть 2, гл. 2 («великолепная панорама» Петербурга);

- часть 2, гл.6 (вечерний Петербург);

- часть 5, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова);

- часть 6, гл. 6 (утро накануне самоубийства Свидригайлова)


Сопоставьте сцены уличной жизни:

- часть 1, гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадями);

- часть 2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние);

- часть 2, гл.6 (шарманщик и толпа женщину «распивочно-увеселительного» заведения);

- часть2, гл.6 (сцена на ….ском мосту)

- часть5, гл.5 (смерть Катерины Ивановны).


Сопоставьте описание интерьеров:

- часть1, гл.3 (каморка Раскольникова);

- часть1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова);

- часть1, гл.2 («проходной угол» Мармеладова);

- часть4, гл.4 (комната-«сарай» Сони);

-

часть6, гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов).

Используемая литература:

  1. Фефилова Г.Е. Литература . 10 класс: полугодие: планы-конспекты уроков/ Г.Е.Фефилова . – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 226с.

  2. Интернет-ресурсы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!