СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.М.Достоевский "Преступление Родиона Раскольникова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На предыдущем уроке  мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» - роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера 

Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?

-   Как родилось преступление? Что   заставило Раскольникова взять в руки топор?   На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.

Просмотр содержимого документа
«Ф.М.Достоевский "Преступление Родиона Раскольникова"»


Урок литературы в 10 классе

по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Тема урока «Мотивы  преступления Родиона Раскольникова»

  Цели урока:   

  • Обучающие –

  • познакомить учащихся  с  героем романа  Родионом Раскольниковым  Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

  • помочь им  понять состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления  Родиона Раскольникова;

  • подготовить учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.

  • Развивающие

  • формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;  

  • формировать умения в монологической форме выражать  свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;

  • развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.

  • Воспитательные 

  • воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II.  Объявление темы урока.  Целеполагание. (Слайд №1)

               На предыдущем уроке  мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» - роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера

 (Слайд №2):

Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?

-   Как родилось преступление? Что   заставило Раскольникова взять в руки топор?   На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.

III. Слово учителя. Работа по тексту. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-6).

       ( Слайд №3 )

 В черновиках к «Преступлению и наказанию»  Достоевский писал: «...уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это?

В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте.

Давайте назовем эти события.

       Учащиеся называют эпизоды романа, предшествующие  убийству.

Выстраивается схема: Слайд №4

Гл.6 Разговор студента и офицера

                                          Гл 5.Сон на Васильевском

                                                      Гл 4 Сцена на бульваре

                                         Гл 3 Письмо матери

                 Гл 2. Встреча с С.Мармеладовым

Гл 1. Петербург. Проба.

                    Главным из них является, безусловно, письмо матери, в котором она рассказывает о своем бедственном положении, об унижении Дуни в семье Свидригайловых, наконец,  о Лужине и Дуне.  (Вспомним слова Раскольникова: «Сонечка! Вечная Сонечка!...»)

Но на «пробу» Раскольников отправился до получения письма. И драму семьи он воспринимает не только как драму частную, только его касающуюся.

Значит, мотивы преступления надо искать уже в первой главе.

Вопросы, рассуждения:

  • Назовите ключевое слово первой главы, характеризующее мир, в котором живет герой, слово, объясняющее причину конфликта его с окружающим миром, слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту, которая зародилась в углу, в каморке, похожей на шкаф?

  • Таким словом будет слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ» (синонимы: отвратительный, уродливый, ужасный)

  • Как доказать это? Учащиеся работают с текстом 1, 2 главы, приводят цитатный материал, подтверждающий, что Петербург – ЗЛОЙ город.

  • Безобразен Петербург (уличные  сцены, пейзаж Петербурга, дома-колодцы, мертвый город, контраст «Город бедный, город пышный»,  интерьеры, лестницы,  цветовая гамма Петербурга  – желтый, желчный, злой)

  • Безобразны люди (уличные сцены, толпа, пьяные, «входящие и выходящие так и шмыгали…»)

  • Безобразна старуха – процентщица (портретная характеристика)

 Приходим к промежуточному выводу:

Все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого Раскольникова (портрет) и объясняет социальные мотивы преступления.

  • Обращает внимание на себя характеристика психологического состояния героя: «углубился в себя», «задавлен бедностью», «уединился в себя», «злая, желчная улыбка змеилась по его лицу» и др.

  • Все это вызывает в душе Раскольникова безобразные чувства («злобное презрение», «чувство глубочайшего омерзения») – психологические и нравственные мотивы преступления.

Просмотр фрагмента    кинофильма Л.Кулиджанова (начало фильма, 5 минут)

  • Какое слово постоянно повторяет герой?

  • Думаю…

  • Что рождается из этих чувств?

  • Рождаются мысли, думы, которые находят воплощение в «БЕЗОБРАЗНОЙ МЕЧТЕ» (философские мотивы).

  • Найдите в тексте потверждение. Где автор говорит о «безобразной  мечте»? (зачитать)

  • Два несовместимых слова ставит автор рядом (оксюморон). Два голоса звучат в словах. Рядом добро, красота и отвращение, зло. Это не случайно.

Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.

  • Докажите это. (Учащиеся приводят примеры из 1-6 глав, подтверждающие противоречивость натуры Раскольникова,  при этом  обращаются к фамилии   героя).

ВЫСТРАИВАЕТСЯ СХЕМА:

Отвращение   («Неужели я смогу…»)                        Зло (1   больше   100)                                        

БЕЗОБРАЗНАЯ МЕЧТА

Ум, создавший теорию                                               Добро (100 больше 1)

Вопросы к схеме:

  • О чем мечтает герой?

  • Какой смысл   вкладывает в слово «мечта»?

  • Что побеждает?

  • Принимает ли то, что делает? Решителен ли он?

Вслед за автором мы прошли путь Р. Раскольникова.

Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?

Выслушиваем мнения учеников, составляем таблицу, содержащую иллюстративный материал  (слайд № 5)

IV. Выводы (делаются   учащимися  совместно с учителем):

-   Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем в результатеборьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти.

V. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Радиона Раскольникова к преступлению.

Комментарий учителя «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

 (Слайд №6)

СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром)

РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта»)

ЭКСПЕРИМЕНТ (убийство)

СТРАДАНИЕ (наказание героя)

СО - СТРАДАНИЕ

VII.Домашнее задание: таблица «Мотивы преступления Р.Раскольникова», часть 1, глава 5 (Сон на Васильевском).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!