2 класс Основы информационной культуры Дата:
Тема: Фактографический запрос, формальные атрибуты фактографического запроса (вопросительные слова, как, куда, откуда и т.д)
Образовательная цель урока: Овладение методикой выполнения фактографических запросов.
Развивающая цель урока: Совершенствование умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям, четко аргументировать свою позицию, делать выводы.
Воспитательная цель урока: Воспитание потребности в деловом общении.
Задачи урока:
Содействовать формированию представления о фактографическом запросе и его формальных атрибутах;
Разработать алгоритм выполнения фактографического запроса в процессе урока;
Формировать умения работы со справочной литературой как источником фактографического поиска;
Способствовать приобретению навыков решения поисковых задач фактографического типа.
Ход урока
Орг. момент
Актуализация опорных знаний
В повседневной жизни каждому человеку в процессе его деятельности помимо самих документов и библиографических сведений о них постоянно требуются те или иные конкретные справочные данные, зафиксированные в различных документах: даты событий, жизни и деятельности отдельных лиц, статистические данные, сведения о свойствах веществ и материалов, определение терминов, понятий, цитаты и т. д. Фактографические запросы обычно выполняются с помощью словарей, справочников, энциклопедий.
Самоопределение к деятельности
Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему (учитель обращается к слайду со словами) указывают на то, что при ответе на них получится определённый (конкретный) факт. Приведите, пожалуйста, примеры вопросов, начинающихся с вопросительных слов. Отлично! В каждом вашем вопросе необходимо в ответе получить определённый факт.
Поиск, при котором необходимо установить какой-либо факт, называется фактографическим. Определим тему и цель занятия
Работа по теме урока
Каким же способом можно установить тот или иной факт?
Начинается совместный поиск возможных вариантов. Дети предлагают варианты: спросить у учителя, библиотекаря; найти в Интернете; прочитать в справочной литературе. Каждый вариант записывается на доску. После обсуждения каждого варианта выбирается вариант поиска в справочной литературе, как самый надежный.
Трудно переоценить значение справочных изданий. Все они являются важным средством получения знаний. Справочные издания отличаются от других тем, что материал в них расположен в порядке, удобном для быстрого разыскания. Текст в справочной литературе состоит из словарных статей. Все словарные статьи расположены в алфавитном или систематическом порядке.
Существуют различные виды справочных изданий. К настоящему времени сложилась четкая система справочных изданий, которая делится на три крупных блока:
Энциклопедии;
Словари;
Справочники.
Физминутка
Продолжение работы по теме занятия
Мы узнаем, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и как, ими пользоваться.
Оглянитесь, вокруг! Вы растете, познаёте мир, обо всем хочется узнать. А возможно ли это? Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но они все к сожалению, в разных головах. Энциклопедии, словари и справочники — наши умные, мудрые друзья. Они наши помощники, которые подскажут, растолкуют, объяснят. Читая их, вы узнаете много интересного. Полученные знания помогут вам в учёбе.
Словарь русских пословиц и поговорок
Поможет вам правильно дать толкование пословицам и поговоркам.
Орфографический словарь
Подскажет правильное написание слов и верно ли поставлено ударение.
Словарь синонимов
Позволяет точно и ясно выразить свою мысль, сделать речь богаче и выразительнее.
Фразеологический словарь
Сделает нашу речь богатой, красочной и яркой. Фразеологический словарь дает толкование и происхождение устойчивых оборотов речи (фразеологизмов). Фразеологические обороты в словаре расположены строго по алфавиту.
Толковый словарь
Поможет дать толкование и разъяснение значения непонятных слов. В этом словаре не просто собраны слова, но и объяснены, в нем раскрыт смысл и значение каждого слова. В нем около двухсот тысяч слов, все слова которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек. Он был создан более 100 лет назад и неоднократно переиздавался.
Его автор – Владимир Иванович Даль. 53 года своей жизни он занимался составлением словаря русского языка. Родители Владимира Ивановича Даля были по происхождению иностранцами. Отец – датчанин по национальности, великолепно знал 7 иностранных языков. Мать – немка по отцу и француженка по матери, была образованной женщиной. Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. Они говорили своим детям: «Гордитесь, что вы русские!»
Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники: «Ботаника» и «Зоология». Мы с благодарностью вспоминаем его как автора замечательного словаря, как человека, который собирал слова.
Ребята, нужно уметь правильно пользоваться словарями. Если знаете секреты словаря, то можно уменьшить время поиска информации.
Предлагаем практическое задание «Твои помощники — справочные издания». Перед вами представлены иностранные слова, значение их найдено с помощью поисковой системы в сети интернет, вам необходимо подобрать правильную характеристику, соответствующую слову.
Итог урока
Ребята! Мы сегодня провели с вами большую работу по освоению новой темы. Давайте подведём итоги нашего занятия. Фактографический поиск
Фактографический поиск предполагает выявление самих фактов и данных, а не сведения о документах, в которых содержатся эти факты.
Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему (учитель обращается к плакату со словами) указывают на то, что при ответе на них получится определённый (конкретный) факт