СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фактор феномена «постправды» как особенность современного образовательного процесса на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фактор феномена «постправды» как особенность современного образовательного процесса на уроках истории»

ФАКТОР ФЕНОМЕНА «ПОСТПРАВДЫ» КАК ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИСТОРИИ

THE FACTOR OF THE «POST-TRUTH» PHENOMENON AS A FEATURE OF THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS IN HISTORY LESSONS

И.А. Кузина, П.Е. Кузин

I.A. Kuzina, P.E. Kuzin

к.и.н., доцент А.В. Толмачева

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

A.V. Tolmacheva

Ключевые слова: пост-правда, образование, информация, историческое сознание, критическое мышление

Keywords: post-truth, education, information, historical consciousness, critical thinking

Аннотация: В статье рассматривается фактор влияния феномена «постправды» на современный образовательный процесс. Обосновывается необходимость учитывать особенности трансформации средств и способов распространения информации и их влияние на социализацию подростков в контексте формирования исторического сознания как наиболее существенной составляющей гражданской идентичности. Ставится перспективная проблема исследования зависимости применения эффективных образовательных практик в рамках изучения предмета «История» для формирования критического мышления у старших школьников. 


Abstract: The article takes into account the factorial study of the phenomenon of «post-truth» in the modern educational process. The attention to the features of the transformation and prevalence of detection and their influence on the socialization of adolescents in identifying universal manifestations is substantiated. A promising problem is posed of applying research depending on effective scientific practices within the framework of the subject of study "History" for the formation of critical thinking in older students.


Актуальной проблемой педагогической науки сегодня является совершенствование отечественной системы образования. Эксперты отмечают назревшую необходимость более глубокого взаимодействия «педагогической и психологической отраслей научного знания в едином образовательном пространстве»1, поскольку сегодня происходят тектонические изменения во многих процессах. Произошла существенная трансформация средств и способов распространения информации. Как следствие фиксируются, во-первых, изменения в ее восприятии, нарушение привычного ритма и скорости приобретения, анализа и усвоения информации; во-вторых, изменения в области потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер; в-третьих, в структуре отношений, в том числе, разрушении многих норм и принципов поведения. Принимая во внимание эти факторы, эксперты говорят о необходимости изменения «структуры педагогического взаимодействия, форм и содержания образования - обучения, воспитания, духовного развития»2. Становится важным, в том числе, учитывать интересы подростков и их мобильность в информационном пространстве.

Именно подростки являются наиболее подверженными влиянию сетевых средств коммуникации, таких как различные социальные сети, Telegram, Youtube и др., поскольку являются наиболее активными их пользователями. Старшеклассники, которые в силу своих психолого-возрастных особенностей проявляют интерес к информационной повестке, предпринимают самостоятельные, нередко спонтанные попытки разобраться в потоках информации, что не всегда приводит к положительному результату.

Так, например, в условиях тотального развития сетевых средств массовой информации и социальных сетей молодые люди старшего школьного возраста оказываются в хаосе гипертекстовой информации: наблюдается недоверие официальным источникам информации и бездумное тиражирование различных «экспертных интерпретаций», верификацию которых сложно проверить. Эти два признака являются характерными особенностями так называемого феномена «постправды», когда, как отмечает А.Ю. Гарбузняк, в медийном дискурсе происходит девальвация факта. Иными словами в коммуникативном процессе «постправда» порождает нарратив с определенными свойствами: отдельные факты и аналитические выводы обладают в нем меньшей убеждающей силой, чем готовые интерпретации3. Они нередко резонируют с личными убеждениями граждан и культивируются, в частности, в политизированных интернет-сообществах, что приводит к формированию ложного представления о происходящем.

В то же время феномен «постправды», ставший объектом множества исследований в области политологии и социологии, медиакоммуникаций и PR-технологий, философии и антропологии и даже психологии, совершенно не изучен в контексте образования и педагогики. Хотя, как утверждают О.А. Коряковцева, Т.В. Бугайчук, для современной молодёжи именно медиа-среда «оказывает большое влияние на социализацию личности»4, в то время как целенаправленная помощь «наставников» отсутствует, что создает определенные риски.

Способность воспринимать любую информацию критически, опираясь на исторические факты и документальные доказательства, анализируя предпосылки и причины возникновения той или иной ситуации, прогнозируя ее возможные исходы, появляется тогда, когда у подростка сформировано историческое сознание, на формирование которого как раз и направлен курс истории в школе. Именно историческое сознание является наиболее существенной составляющей гражданской идентичности населения, основой понимания сущности происходящих процессов и событий.

Нам видится перспективной проблема исследования зависимости применения эффективных образовательных практик в рамках изучения предмета «История» для формирования критического мышления у старших школьников, поскольку многие педагогические приемы использования технологии развития критического мышления оказались малоэффективными в современных условиях «постправды», когда масс-медиа и социальные сети оказывают большое влияние на социализацию личности.

Библиографический список

  1. Гарбузняк Алина Юрьевна Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе // Знание. Понимание. Умение. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-postpravdy-devalvatsiya-fakta-v-mediynom-diskurse (дата обращения: 27.03.2023);

  2. Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Историческая постправда и ее влияние на формирование гражданской идентичности российской молодежи //ПОЛИТИКА. – 2017. – С. 110;

  3. Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях улучшения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии* // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 4. С. 105–117.


1Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях улучшения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии* // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 4. С. 105–117.

2Там же.

3Гарбузняк Алина Юрьевна Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе // Знание. Понимание. Умение. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-postpravdy-devalvatsiya-fakta-v-mediynom-diskurse (дата обращения: 27.03.2023).

4Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Историческая постправда и ее влияние на формирование гражданской идентичности российской молодежи //ПОЛИТИКА. – 2017. – С. 110.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!