СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факторы социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках природоведения и биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыты процессы социализации обучающихся в отдельной образовательной организации

Просмотр содержимого документа
«Факторы социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках природоведения и биологии»

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ И БИОЛОГИИ

FACTORS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN THE LESSONS OF NATURAL SCIENCE AND BIOLOGY

Локтионова Е. А, учитель Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Loktionova E. A., teacher of the Regional State General Educational Institution "Kursk School for Children with Disabilities"

Аннотация: В статье раскрыты процессы социализации обучающихся в отдельной образовательной организации, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью. На уроках биологии автором успешно используются ряд педагогических приемов для успешной социализации, для включения обучающихся в реалии социума, раскрывается роль педагога по приемам социализации на уроках биологии для детей с интеллектуальными нарушениями.

Abstract: The article reveals the processes of socialization of students in a separate educational organization that implements AOOP for students with mental retardation. In biology lessons, the author successfully uses a number of pedagogical techniques for successful socialization, for the inclusion of students in the realities of society, the role of the teacher in socialization techniques in biology lessons for children with intellectual disabilities is revealed.

Ключевые слова: социализация детей с интеллектуальными нарушениями, социально-бытовая адаптация детей с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии.

Keywords: socialization of children with intellectual disabilities, social adaptation of children with intellectual disabilities in biology lessons.

Социализация ребенка с интеллектуальными нарушениями – одна из приоритетных задач педагога (Л.С. Выготскоий, А.Р. Лурия и др.). Как справедливо отмечал Лев Семенович Выготский: «Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие – не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган» [3].

Развитие всех психических процессов у детей c нарушением интеллекта отличается и имеет несколько степеней по тяжести проявления заболевания. Интеллектуальная недостаточность, нарушение познавательной деятельности, возникает в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Это приводит к затруднениям по социальной адаптации и образованию. Отметим общие черты обучающихся с интеллектуальными нарушениями: замедление познавательной активности, разбалансированность психических процессов, затруднения в дифференциации ощущений и логических построениях, некритичность, недостатки памяти, трудности с усвоением и воспроизведением материалов урока. Нарушения в высшей нервной деятельности приводят к затруднениям и в формировании социально приемлемых и адекватных взаимоотношений со взрослыми, ровесниками и социумом в целом. При отсутствии педагогической помощи интеллектуальные нарушения сопровождаются социальной дезадаптацией. В статье будут раскрыты некоторые факторы для успешной социализации детей с нарушениями интеллекта.

Социальная среда – это все, что окружает человека в социальной жизни. Ребенок с интеллектуальными нарушениями чаще всего одинок, растет в обстановке эмоционального отторжения, часто стигматизирован и слабо включен в социальную среду и социальные отношения внутри социума. Но, попадая в специализированную школу с ровесниками, с особой образовательной средой, асоциальный обучающийся включается в культурную и образовательную систему, усваивает ее и воспроизводит общественный опыт. Происходит передача и усвоение культурных навыков социальной жизни школы. Нормы поведения, нормы морали определяются нормами школы, педагогов и сверстников. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирование социальных установок и убеждений, принятие норм поведения и общения выступают фактором условий социализации. Первая ступень социализации – адаптация, когда ребенок усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается. Этот период для умственно отсталых детей растянут во времени по сравнению с нормотипичными детьми.

Получение образования, развивающая среда становятся еще более важным фактором социализации и формирования личностных качеств. Отечественная педагогика исходит из признания того, что социальное развитие личности ребенка происходит в коллективной деятельности (учебно - познавательной, трудовой и др.). Микроклимат школы, класса определяет самочувствие и комфортность нахождения в образовательном учреждении. Ребенок идентифицирует себя со своими сверстниками, классом («мой класс»). Его нормативное поведение связано с принятым социальным контролем в школе и самоконтролем, он выполняет определенные правила поведения (сознательно или вынужденно). Общение – взаимодействие обучающихся друг с другом, с другими людьми, с педагогом способствуют приобретению элементарных навыков социальных контактов, обучения и трудовой деятельности, усвоение норм и ценностей школьного коллектива. Педагог – это лидер, он ведет за собой класс, и кроме передачи знаний, осуществляет коммуникативную, целостно-нормативную, организационно-функциональную и мотивационную функции.

Кроме формирования навыков межличностного общения, к факторам успешной социализации относится адаптированная для этой категории детей методика проведения урока. Образование направлено, прежде всего, на получение практических знаний: абилитировать (приспособить) обучающихся к удовлетворению социально приемлемых потребностей. Усваиваются социально-полезные навыки, компенсация дефекта проходит через способность к расширению социального опыта[5].

Большое значение в социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеют уроки биологии и природоведения. Биология, как учебный предмет, может способствовать более успешному развитию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Но для этого надо работать над развитием мотивов учения, положительного отношения к учебе. Среди основных задач урока – развитие познавательной активности, мышления и речи. Расширение круга знаний о «живой» природе и места в ней человека обогащает детей новыми знаниями по сохранению природы и здоровья человека, обогащает словарный запас.

Следует обратить внимание обучающихся на уроках природоведения в 6 классе, что надо соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. При изучении темы «Пищеварение» вновь вернуться к практическим вопросам гигиены (гигиенические процедуры, питание, здоровый образ жизни, пищевые продукты животного и растительного происхождения, витамины и др.).

На уроках биологии важно сформировать умение соблюдать правила поведения в окружающей среде, вести здоровый образ жизни, заниматься профилактикой заболеваний, травматизма и стрессов, бороться с вредными привычками, развивать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека. Важно научить обучающихся применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; проводить наблюдения за биологическими объектами и за состоянием собственного организма.

В процессе обучения происходит систематизация знаний об основных понятиях и действиях в области гигиены человека, социально-приемлемого поведения в доме, в школе, в парке, в лесу и т.п. Закрепляются элементарные ориентировки (умыться, одеться, почистить зубы, быть опрятным), действия подкрепляются набором знаний, простыми умениями в общении. В конце каждого урока знания закрепляются, и дети отвечают на поставленные учителем вопросы. На уроке происходит восстановление способностей к бытовой и трудовой деятельности.

Принцип наглядности часто становится основным в обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Таким детям сложно даются чтение и письмо. Дети многократно видят определенные предметы (растения, животных и др.), они учатся их различать по различным свойствам. Учитель привлекает максимальное количество средств для восприятия, дает более детальные упрощенные объяснения. Использование разных видов визуализации материалов урока в виде презентаций или видео (а также изобразительные, символические, натуральные) избирается в зависимости от содержания учебного материала. Переход от текста учебника к иллюстрации позволяет ребенку сконцентрироваться на основных, выбранных педагогом аспектах и особенностях материала. Короткие упрощенные выводы записываются в тетради и задаются в качестве домашнего задания (с дополнительным объяснением). В подаче материала обязательно присутствует логика, дидактический ритм, развиваются навыки письма, усвоение наглядной информации. Иногда, в работе с текстом или при визуализации, учитель может заведомо «грубо» совершать «ошибки» для того, чтобы развивать по мере возможности и критическое мышление обучающихся («Третий лишний» и др.). Практические работы и экскурсии, включенные в программу, так например, на уроке в 7 классе проводится весенняя экскурсия «Весенние работы в саду», объяснение, практические работы по рыхлению междурядий и др. позволяют формировать практические умения и навыки у детей с интеллектуальными нарушениями.

Коллективные игры-уроки также очень помогают социализации. Игра всегда интересна ребенку, она эмоционально окрашена. В методике урока игры мы основываемся на исследованиях Л.С. Выгодного [4], который считал критерием игры воспроизведение мнимой ситуации, в которой одновременно происходит и обучение, воспроизводство сложных форм поведения в разной мере возможных для разных детей. Безусловно, в уроке-игре мы учитывает возрастные особенности психики обучающихся, которые заметно отличаются от их сверстников нормальных школ. Урок-игра, урок- соревнование, дидактические игры способствуют усвоению и закреплению материала, позволяют детям учится работе в коллективе, со своей группой. Знания, полученные на уроках природоведения и биологии, помогают лучше воспринимать окружающий мир, понимать законы природы, различать растительный и животный мир («Мой гербарий», «Кто первый?, «Собираем кроссворд», «Что такое анаграмма? Играем в анаграммы» и др.). Урок-игра развивает речевое общение детей друг с другом, диалоговые взаимоотношения. Индивидуализация образования в классе желательна, каждый ребенок имеет свои личностные особенности, связанные с недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта.

В зависимости от избранной темы урока происходит воспитание волевой коммуникативности, направленной на способность противостоять трудностям, умению сказать «нет» (биология 9 класс: разделы о зрении, слухе, кровеносной системе и др., одновременно подчеркивается вред никотина и алкоголя на все системы и органы), отказать в вовлечении в противоправные действия или экстремальные ситуации.

Таким образом, поведенческие, социальные, эмоциональные нарушения при педагогической поддержке вполне корректируются возможностями педагогики школ для детей с интеллектуальными нарушениями, зависят от организации педагогического процесса. Обучающиеся приобретают навыки, необходимые в повседневной жизни, для выполнения трудовых и практических заданий, развиваются их способности к установлению контактов для участия в социальных проектах.

Список использованной литературы

1. Аленкина О.А. Черникова Т.В. Социализация умственно отсталых детей: научные основы работы специалистов в России и за рубежом. / Журнал Известия Волгоградского Государственного педагогического университета, № 4/ том 17/ 2006.

2.Божович Л.И, Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. Издательский дом «Питер». - 2018 – 284 с.

3. Выготский Л.С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей/Под ред. Л.С. Выготского. 1924. № 1. С. 112-120. https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-psychology-and-pedagogy-of-child-efektivnosti

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Стенограмма лекции. https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child

5. Валиуллина С.А. Междисциплинарное взаимодействие специалистов в реабилитации детей //Альманах института коррекционной педагогики. 2020. № 40. - https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40 interdisciplinary-cooperation-of- specialists-in-rehabilitation-of-children.

6. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. / В.И Курбатов – М.:

Дашков и К; Ростов –на-Дону: Наука--- Пресс, 2016-480 с

7. Лурия А.Р. Дефектология и психология / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. Этюды по истории поведения. М., 1993. С. 205-211.

8. Лапшина М.Ю. Адаптация детей с ограниченными возможностями как социокультурная проблема. / М.Ю. Лапшина // Мир современной науки. – 2012 - № 4









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!