СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников»

региональная инновационная площадка «Педагогические условия самореализации личности школьника в условиях введения ФГОС ООО»

Выступление

на районном методическом семинаре

«Самоопределение выпускника школы. Профориентационная деятельность»


02.04.2017г.

Тема выступления: «Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников»

В подростковом возрасте формируется личность, развиваются качества самосознания и самоопределения, поэтому весьма актуальной является задача определения понятия профессионального самоопределения, а также его содержания. В педагогике самоопределение рассматривается в качестве центрального механизма становления личностной зрелости, которое заключается в осознанном выборе человеком своего места в социальных отношениях. Потребность в самоопределении представляет собой свидетельство достижения человеком высокого уровня зрелости, для которого является характерным стремление к тому, чтобы занять свою собственную независимую позицию в структуре связей (профессиональных, информационных, эмоциональных, идеологических и иных) с другими людьми. С психологической точки зрения самоопределение представляет собой процесс и результат сознательного выбора собственных целей, позиций, средств самосуществования личности в конкретных жизненных обстоятельствах. И.С. Кон придерживается мнения, что факторы самоопределения, выполненной работы (труда) и взаимоотношения с окружающими людьми (общение), связаны между собой.

Самоопределение представляет собой личностный процесс, зависящий от внешних и внутренних факторов в различные жизненные периоды. Можно выделить, помимо профессионального самоопределения, личностное, социальное, семейное и др. Жизненное самоопределение является процессом, свойственным человеку как самоорганизующейся системе. Профессиональное самоопределение – это часть жизненного и личностного самоопределения, так как мир профессий и труда является одной из значимых сфер человеческой и общественной жизни. Многие ученые выделяют в процессе самоопределения видовые особенности. И.С. Кон считает, что это процесс, с помощью которого происходит принятие решений, посредством которых человек будет формировать свои склонности и предпочтения с одной стороны, а с другой – потребности существующей системы разделения труда. Также он представляет самоопределение в виде процесса, который формирует индивидуальный жизненный стиль, частью которого является профессиональная деятельность. Т.В. Кудрявцев говорит о самоопределении как об этапе профессионального развития, в который входит профнаправленность, опыт профессиональной деятельности, а также соотнесение личности своих идеалов и целей . Еще одно определение дано И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцким. Самоопределение (как профессиональное, так и личностное) – центральное новообразование старшего подросткового возраста; внутренняя позиция, которая включает осознание себя как члена общества, а также принятие своего места в нем .

С.Л. Рубинштейн одним из первых заложил методологические основы психологического подхода к проблеме профессионального самоопределения. Исследователь считает, что самоопределение стоит рассматривать в контексте проблемы детерминации, а также в свете выдвинутого психологом принципа: внешние причины начинают действовать, преломляясь через внутренние условия (которые определяют сознательное отношение к окружающему миру)

М.И. Дьяченко подразумевает под профессиональным самоопределением процесс принятия личностью решения, которое касается выбора будущей профессиональной деятельности. Исследователь считает, что самоопределение принимает активное участие в формировании образа «Я». Таким образом, оно начинает определять и многие другие стороны жизни.

М.В. Ретивых и В.Д. Симоненко считают, что под профессиональным самоопределением необходимо подразумевать как процесс и результат самостоятельного и осознанного выбора профессии, который включает в себя моральную, психологическую, нравственную подготовку личности, завершающуюся реализацией профнамерения.

Е.А. Климов ввел специальный термин «стадия оптации», под которой подразумевал подготовку к трудовой деятельности, ответственности. Важным результатом на данной стадии исследователь считает выбор профессии. Без него не будет профессионального самоопределения. Исследователи Института профессионального самоопределения молодежи РАО считают , чтопрофессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной среде, как составная часть жизненного самоопределения и как способ самореализации в данной профессиональной среде. Это весьма длительный процесс согласования социально-профессиональных потребностей и внутриличностных потребностей личности, который не может быть завершен только при выборе профессии, а длится на протяжении всей жизни и осуществления трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы саморазвития и приложения своих личностных возможностей, формирования действенного и практического отношения человека к профессионально-производственным и социокультурным условием его саморазвития и общественно-полезного бытия.

Самореализация представляет собой не только момент выбора профессии, но и в целом, является динамичным процессом, охватывающим все наиболее важные этапы жизни человека. Для того чтобы картина становления профессионального 20 самоопределения личности была более четкой, раскроем все этапы на конкретных жизненных этапах. В старшем дошкольном возрасте начинает намечаться положительное отношение к профессиональному миру труда. Вторым этапом является пропедевтический (длится с 1 по 4 классы), на котором происходит пробуждение любви и добросовестного отношения к труду, а также понимание роли человека и труда в его жизни, начинает формироваться нравственная установка на выбор профессии. На третьем поисковом этапе (5-7 класс) начинается процесс осознания своих личных интересов, ценностей и способностей, которые могут быть связаны с выбором будущей профессиональной деятельности. Для четвертого этапа (8-10 классы) характерно развитие профессионального самосознания, при котором появляется личностный смысл выбора профессиональной деятельности, а также приобретается опыт соотнесения опыт общественной сферы выбора профессии со своими идеалами и интересами. На пятом этапе (10-11 классы) уже происходит уточнение профессионального статуса. Начинает осуществляться профориентационная деятельность, которая связана с углубленным изучением учебных предметов, к которым есть способности и интерес. Большое внимание уделяется формированию профессионально важных качеств в избранной будущей профессии, коррекции и контролю профессиональных планов, достижений в избранном виде труда, а также самоподготовке к будущей профессии и саморазвитию. Это является самоопределением. На заключительном этапе (учащиеся СШУ, студенты, а также молодые специалисты) происходит изучение профессиональной деятельности, а также становление человека как профессионала, развитие профессиональной мобильности в процессе участия в трудовом процессе.

Самым важным возрастом для становления и развития профессиональной деятельности является именно старший школьный возраст (15-17 лет). В данный возрастной период перед молодыми людьми начинает вставать проблема самостоятельного независимого существования, для которой необходимы навыки, умения и организация своей социальной жизни. Г.Н. Сериков считает, что участие человека в образовании уже сопряжено с профессиональным самоопределением. Одной из важных функций профессионального самоопределения является помощь человеку в выборе будущей профессиональной деятельности, а также в поиске своего места в социуме. Общее образование, прежде всего, направлено именно на это, оно помогает определиться с выбором будущей специальности .

Из вышесказанного следует следующий вывод: от того, насколько грамотно школьники старшего возраста смогут наметить свои будущие профессиональные планы, от степени психической и эмоциональной зрелости, будет зависеть готовность к получению будущей профессиональной специальности. Теперь необходимо уточнить понятие «профессиональное самоопределение старших школьников». Под профессиональным самоопределением старших школьников в условиях общеобразовательной организации необходимо подразумевать сложный личностный процесс, в результате которого у ученика старших классов появляется возможность активного определения жизненной позиции с целью установления личностного смысла своей будущей профессии в едином образовательном и профессиональном пространстве. Данное определение дано И. А. Колесниковым. Содержание профессионального самоопределения характеризуется: социально-экономической компетентностью; осознанием необходимости профессиональной подготовки и ценностью общественно полезного труда; способностью исполнять компетенции, характерные для процесса профессионального самоопределения (корректировки профессиональных планов, формирование профессиональной самооценки, целеполагание, рефлексии).

Профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением и самореализацией личности в прочих сферах деятельности. Необходимо рассмотреть подробно факторы, которые влияют на процесс профессионального самоопределения учащихся старших классов. Е.А. Климовым было выделено восемь основных факторов, которые влияют на профессиональное самоопределение старшеклассников : 1. Позиция старших членов семьи или тех лиц, которые их заменяют. 2. Позиция сверстников, куда входят подруги, друзья, товарищи, прочие значимые для старшеклассника людей. 3. Позиция (по отношению к данному конкретному ученику) учителей, школьного психолога, классного руководителя. 4. Личные профессиональные планы старшеклассника, которые уже сложились к тому моменту (или их отсутствие). 5. Личные способности и умения. 6. Уровень притязаний на общественное мнение. Важными регуляторами являются заниженный или завышенный уровень притязаний, переоценка или недооценка своих собственных возможностей. 7. Общий уровень информированности. 8. Склонность самого старшеклассника к тому или иному виду профессиональной деятельности. Идеальный вариант развития событий – тот, при котором вышеуказанные факторы четко согласованы между собой или хотя бы, не противоречат друг другу. Результатом должен стать выбор будущей профессиональной деятельности и четкое осознание, что профессия выбрана самостоятельно. Без этого нет профессионального самоопределения. Разумеется, это далеко не полный перечень факторов, которые могут повлиять на принятие решения старшеклассником по поводу своей будущей профессии. Во-первых, на данный момент нельзя исключать влияние СМИ, в особенности, сети Интернет (поскольку современные старшеклассники предпочитают именно это СМИ). Проблема в том, что СМИ оказывают очень сильное влияние на общие ценностные ориентации, мировоззрение. В силу неустойчивости и незаконченной зрелости психики старшеклассников, на них данное влияние весьма заметно. Современные СМИ, как правило, пропагандируют культ денег и богатства, насилие и прочие негативные вещи. Под таким влиянием у молодежи формируются негативные жизненные ценности, в том числе касающиеся будущего выбора профессии.

Перед педагогами стоит две задачи:

во-первых, минимизировать негативное влияние информации, во-вторых, задействовать информационные источники в решении педагогических задач в рамках школьного образования, связанных с обеспечением личностного роста, а также профессионального самоопределения. Глобальная информатизация оказывает, несомненно, сильное влияние. От правильного выбора и оценки получаемой информации будет зависеть профессиональное и личностное самоопределение, а также дальнейший стиль жизни старшеклассников. Поэтому необходимо прививать старшеклассникам способность правильно оценивать получаемую информацию, оценивать ее достоверность.

Во-вторых, важным фактором также являются ценностные ориентации и мотивы личности. Старшеклассники предпочитают выбирать те ценности, которые наиболее близки к их потребностям. Современные старшеклассники убеждены, что наиболее высокими ценностями являются материальная обеспеченность, интересная работа, активный образ жизни, наличие друзей и т.д. Такие ценности оказывают непосредственное влияние на выбор профессиональной деятельности. При этом старшеклассники уверены, что такие качества как исполнительность, жизнерадостность, честность, воспитанность, помогут добиться важной цели – поступить в высшее учебное заведение.

Нельзя не отметить еще один важный фактор профессионального самоопределения – гендерные различия. У девочек преобладают внутренние индивидуальные мотивы, а также внешние положительные. Они больше исходят из своих внутренних предпочтений, редко при этом интересуясь социальной стороной вопроса выбора. У мальчиков иной подход. Юноши больше руководствуются внешними положительными мотивами. Мальчики больше интересуются размером заработной платы на будущей работе, отдаленностью от дома, востребованностью будущей профессии.

Помимо вышеуказанных факторов, можно отметить влияние конъюнктуры моды на профессию, престижа профессии в обществе. Все факторы, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение можно разделить на объективные и субъективные. К объективным факторам можно отнести следующие: условия жизни, материальные условия, воспитание и т.д. К субъективным факторам относятся: мотивы, характер, намерения, способности, интересы, склонности, задатки, темперамент и прочие стороны личности. Для того, чтобы выбор профессии был наиболее эффективным, необходимо найти грамотное сочетание двух вышеуказанных слагаемых.

Также все факторы можно попробовать разложить на: доминантные (стабильное проявление интереса к профессии), ситуационные (жизненные обстоятельства), конформистские (факторы ближайшего окружения). Н.М. Лебедева, Э.Н. Раустова, И.И. Харченко считают, что успешное самоопределение зависит, в первую очередь, от личного успеха старшеклассников, наличия собственных целей, стремления к благосостоянию и независимости. Такие мотивы они считают одними из самых важных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение.

Условия, которые способствуют успешному профессиональному самоопределению. Сегодня глубокие перемены в социальной, экономической и политической жизни – это те условия, в которых осуществляется самоопределение современных подростков. Как следствие, в новой ситуации, происходят большие изменения в человеке, который живет в новой ситуации. Ритмы жизни воспринимаются быстрее, информация усваивается и приобретается с большой скоростью, иначе воспринимается структура отношений, пространство деятельности, рушатся многие принципы поведения и стереотипы. Таким образом, информатизация и быстрый темп жизни также представляют собой факторы личного и профессионального самоопределения. Необходимыми условиями, в которых старшеклассник может самоопределиться, являются следующие: способность и желание познавать себя, изменять себя, проявлять самостоятельность в работе, уметь определять возможности и удовлетворять свои потребности.

Условия успешного профессионального самоопределения можно также разделить на объективные и субъективные. К объективным условиям относятся: полноту предоставленной информации о мире профессиональной деятельности; специфику рынка труда в конкретном регионе. К субъективным относятся: мотивацию профессионального самоопределения; уровень активности в процессе профессионального самоопределения; внутриличностные качества и особенности.

При выборе специальности стоит собрать как можно более полную информацию о том, что она потребует, какие знания или навыки будут необходимы. Для того чтобы старший школьник смог наиболее грамотным образом решить столь трудный вопрос – кем быть, педагоги должны оказывать необходимую помощь и поддержку в рамках общеобразовательного учреждения. Такая помощь предполагает создание условий для эффективного профессионального самоопределения, так как именно в школе оказывается влияние на мировоззрение и дальнейшее становление личности старшеклассников, а также на то, какую он в дальнейшем пользу сможет принести своему государству.

Таким образом, профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной среде, как составная часть жизненного самоопределения и как способ самореализации в данной профессиональной среде. Это весьма длительный процесс согласования социально-профессиональных потребностей и внутриличностных потребностей личности. Под профессиональным самоопределением старших школьников в условиях общеобразовательной организации необходимо подразумевать сложный личностный процесс, в результате которого у ученика старших классов появляется возможность активного определения жизненной позиции с целью установления личностного смысла своей будущей профессии в едином образовательном и профессиональном пространстве.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!