СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факты, закономерности и механизмы психики человека

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факты, закономерности и механизмы психики человека»



Тема: Основные закономерности и факторы психического развития.

Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Среди них наиболее важными являются наследственность (биологический фактор), среда, обучение, воспитание, деятельность и активность человека (социальные факторы)

Факторы психического развития — основные причины каче­ственных изменений психических процессов и свойств личности.

Можно выделить две группы факторов психического разви­тия: биологические и социальные.

Биологические (природные) факторы делятся на две группы: наследственные и врож­денные Наследственные факторы включают те особенности, которые передают­ся по наследству: особенности строения нервной системы, органов чувств, фи­зические признаки, характерные для всех людей. Носителями наследственной информации являются гены. Врожденные особенности могут формироваться в процессе внутриутробного развития и проявляются в первые месяцы и даже годы жизни ребенка под воздействием травм, болезней, экологической ситуации, других условий.

Под социальными факторами принято понимать влияние микро- и макросре­ды. Микросреду образует ближайшее окружение, или, другими словами, различные контактные группы (семья, друзья, родственники, учащиеся в классе и т. д.). Макро­среда определяется теми политическими, экономическими, культурными, нацио­нальными и другими процессами, которые характерны для данного общества.

Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как будут к ней относится воспитывающие его взрослые и сам ребенок.



Задание 1: Заполните схему «Основные факторы психического развития»
















Задание 2. Определите, о каких факторах идёт речь.

____________________________ программа обмена веществ между клеткой и окружающей средой; свойства анализаторных систем; особенности строения и функционирования нервной системы и т. д.

____________________________ условия, окружающие человека; друзья, родственники, педагоги; культурные традиции и т.д.

_____________________________ общение, игра, учение, труд и т.д.



Задание 3. Определите из предложенного списка свойства человека, которые обусловлены социальными и биологическими факторами. Занесите их в соответствующую группу в таблице.

Коммуникабельность, темперамент, мировоззрение, внимание, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности, чувства, характер, способности, механическая память, логическая память, эмоции, творческое мышление, музыкальный слух, тембр голоса, агрессивность, гуманность, стрессоустойчивость.

Социальные факторы

Биологические факторы








Л.С. Выготский выделил четыре основные закономерности психического развития:

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Отставание в интеллектуальном развитии на 1 год – будет существенен если ребенку 2 года, и незначительным – если 15 лет.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала основные функции – например, восприятие, затем более сложные. При этом восприятие слито с эмоциями. Остальные функции – на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Память вплетена в процесс восприятие (3 года)- ребенок не пытается что-нибудь вспомнить само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.

3 «Метаморфозы» развития. Развитие – это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. Процессы обратного развития как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черт

Задание 4: Соотнесите характеристики с закономерностями психического развития.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!