Тема: Основные закономерности и факторы психического развития.
Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Среди них наиболее важными являются наследственность (биологический фактор), среда, обучение, воспитание, деятельность и активность человека (социальные факторы)
Факторы психического развития — основные причины качественных изменений психических процессов и свойств личности.
Можно выделить две группы факторов психического развития: биологические и социальные.
Биологические (природные) факторы делятся на две группы: наследственные и врожденные Наследственные факторы включают те особенности, которые передаются по наследству: особенности строения нервной системы, органов чувств, физические признаки, характерные для всех людей. Носителями наследственной информации являются гены. Врожденные особенности могут формироваться в процессе внутриутробного развития и проявляются в первые месяцы и даже годы жизни ребенка под воздействием травм, болезней, экологической ситуации, других условий.
Под социальными факторами принято понимать влияние микро- и макросреды. Микросреду образует ближайшее окружение, или, другими словами, различные контактные группы (семья, друзья, родственники, учащиеся в классе и т. д.). Макросреда определяется теми политическими, экономическими, культурными, национальными и другими процессами, которые характерны для данного общества.
Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как будут к ней относится воспитывающие его взрослые и сам ребенок.
Задание 1: Заполните схему «Основные факторы психического развития»
Задание 2. Определите, о каких факторах идёт речь.
____________________________ программа обмена веществ между клеткой и окружающей средой; свойства анализаторных систем; особенности строения и функционирования нервной системы и т. д.
____________________________ условия, окружающие человека; друзья, родственники, педагоги; культурные традиции и т.д.
_____________________________ общение, игра, учение, труд и т.д.
Задание 3. Определите из предложенного списка свойства человека, которые обусловлены социальными и биологическими факторами. Занесите их в соответствующую группу в таблице.
Коммуникабельность, темперамент, мировоззрение, внимание, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности, чувства, характер, способности, механическая память, логическая память, эмоции, творческое мышление, музыкальный слух, тембр голоса, агрессивность, гуманность, стрессоустойчивость.
Социальные факторы | Биологические факторы |
| |
Л.С. Выготский выделил четыре основные закономерности психического развития:
1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Отставание в интеллектуальном развитии на 1 год – будет существенен если ребенку 2 года, и незначительным – если 15 лет.
2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала основные функции – например, восприятие, затем более сложные. При этом восприятие слито с эмоциями. Остальные функции – на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Память вплетена в процесс восприятие (3 года)- ребенок не пытается что-нибудь вспомнить само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.
3 «Метаморфозы» развития. Развитие – это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. Процессы обратного развития как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черт
Задание 4: Соотнесите характеристики с закономерностями психического развития.