СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив по психологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование может быть использовано психологами при работе в классах коррекции, как  в полном объеме, так и частично. 

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по психологии»

«Согласовано»: «Утверждено»

Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 73 ___________________ __ ________________________ Митюкова Ж.Г. Высоцкая Е.В. Протокол № 1

от_____________ 2015г. «____»________ 2015







Рабочая программа

по психологии

6 класс

Психологический практикум

ОВЗ








Составитель педагог-психолог: Горбунова Евгения Викторовна









Рабочая программа

составлена на основе программы Программа курса "Психологический практикум" для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.















2015/2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с:

–Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

–Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);

–Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов, обучающихся по ФК ГОС-2004);

– Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

– письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

– приказом министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (для VI-XI (XII) классов, продолжающих обучение по ФК ГОС-2004);

- Учебным планом МБОУ СОШ № 73 на 2015-2016 учебный год.

Цели: Создание условий для развития нравственной, творческой, социальноактивной личности, способной к самореализации.

Задачи:

Создать условия для укрепления ценностно-смысловой сферы личности, содействовать воспитанию нравственных чувств и этического сознания, развитию навыков самовоспитания и самосовершенствования, формированию способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу.

Методы работы: упражнения, рассказ, беседа, демонстрация, гимнастика и др.

Формы работы: групповые занятия.

Данный курс рассчитан на 34 часа.

По окончании курса проводится мониторинг достигнутых результатов. У ребят должны быть сформированы следующие результаты:

- устойчивая жизненная позиция;

- стремление к познанию и к истине;

- потребность в творческом саморазвитии;

-ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.


В результате обучения  формируются следующие знания:


- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- о пользе развития данных психологических процессов;
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей  на отношение человека к самому себе; 
- о самооценке и уровне  притязаний;
- о  сходствах  и различиях  между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях   и  ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.

В результате обучения  формируются следующие  умения:


- умение анализировать  особенности своего характера;
- умение характеризовать другого человека, его поступки;
- умение анализировать отношение других людей к самому себе;
- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- умение организовывать поведение  в социальных ситуациях разного типа;
- умение предупреждать и разрешать конфликты;
- умение  выявлять причины, управлять своим настроением;
- умение регулировать свое поведение и поступки;
- умение определять цель деятельности,  планировать действия для достижения цели;
- умение выбирать свою будущую профессию.



































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ









 

Предмет: Индивидуальные и групповые коррекционные занятия

Класс: 6

Учитель: Горбунова Евгения Викторовна

Количество часов:

всего-34 часа, в неделю-1 час










Рабочая программа

составлена на основе программы Программа курса "Психологический практикум" для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.







Учебный тематический план

( 1 час в неделю, всего 34 часа)


п.п.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.


2.

Из чего состоит психологическая жизнь человека.


Познай себя, и ты познаешь жизнь.

1


1

2.09.


9.09.



Раздел "Как мы познаём мир" (26 часов)



3.

4.

Ощущения.

Восприятия


"Ощущения и восприятия" (2 часа)
Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. 
Обсуждаемые проблемы: 
- Как ощутить радость жизни?

 - Ощущения и восприятия можно развивать с помощью специальных упражнений.
- Ощущение и восприятие регулируют поведение человека в различных ситуациях.
Понятия: ощущения,  восприятие, сила этих процессов.

1

1

16.09

23.09

5

6

7

8

9

Внимание и внимательность (5 часов)
Объем внимания

Избирательность внимания

Концентрация внимания. Скорость внимания.

Переключение внимания. Внимательность.


Практические занятия и упражнения на развитие внимания и внимательности, анализ ситуаций с проявлением внимательности как личностного качества, примеры проявления таких качеств внимания как объём, избирательность, скорость, переключаемость, концентрация. 
Выводы:
- Внимание - это порядок мысли (объём внимания).
- Умение видеть нужное среди прочего (избирательность внимания).
- Важно уметь переключать внимание.
- Научишься сосредотачиваться, научишься и вдумываться.
Понятия: внимание, объём внимания,  избирательность,  концентрация,  переключение, скорость,внимательность.

1

1

1

1

1

30.09.

7.10.

14.10 21.10.

28.10

10

11

12

13

Запоминай и помни
Виды памяти, особенности памяти учащиеся Упражнения на развитие памяти.

Правила хорошего обращения с памятью



Обсуждаемые проблемы:
- Правила хорошего обращения с памятью. 
- Виды памяти, особенности памяти учащиеся. 
Выводы:
- Чтобы запомнить надолго, необходимо понять, осознать запоминаемое.
- Память сохраняет связи между отдельными фактами и объектами.
- Память собирает информацию от разных органов чувств, связывает её и делает знание о предмете точнее.
Понятия: память, слуховая, зрительная,  комбинированная, произвольная,  непроизвольная, запоминание, воспроизведение, узнавание.

1

1

1

1

11.11

18.11

25.11

2.12


14

15

16

17

18

19

 Качества ума

Упражнения, игры на развитие мышления. 
Как умом победить силу. 
Красота разума.
Как решать мыслительные задачи.
Виды мышления.- Способы мышления.



Выводы:
- Узнавать неизвестное можно разными способами.
- Решение задачи - это понимание ее логики.
- Знание закономерностей экономии мысли.
- Знания хорошо закрепляются при самостоятельном применении.
Понятия: мышление, ум, разум, логика, анализ, синтез, закономерность, виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.


1

1

1

1

1

1


9.12

16.12

23.1213.01

20.0127.01

20

21

Воображение

Упражнения на развитие воображения. 



Обсуждаемые проблемы: 
- Правила развития воображения. 
Вывод:
- Воображение помогает лучше узнавать мир, развивать и открывать себя.
Понятия: воображение, творчество.


1

1

3.02

10.02

22

23


24

25

26

27

28

Речь и общение.
Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия.

Правила общения.

Речь.

Мимика. Жесты.

Контакт. Обмен информацией.

Красноречие. Вежливость.



("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»). 
Обсуждаемые проблемы:
- Чем отличается слово от воробья.
- Сможет ли Маугли заговорить.
- Язык мой - друг мой.
- Хорошие речи и слушать приятно.
- Как слово наше отзовётся.
- Правила общения.
Выводы:
- Общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми. 
- Общение необходимо, чтобы устанавливать и поддерживать контакт, отношения, обмениваться информацией, согласовывать деятельность, понимать окружающих. Для этого необходимо научиться продуктивно общаться.
Понятия: общение, речь, мимика, жесты,  звуки, слова,  предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.


1

1

1

1

1

1

1

1

17.02

24.02

2.03

9.03

16.03

23.03

6.04

13.04



Раздел "Познай себя " (6 часов)



29

30

31

32

33

34

Как и что мы чувствуем
Эмоции и чувства, радость, улыбка

Гнев, раздражение, печаль

Злость, агрессия

Стыд, страх и трусость

Бесстрашие, смелость.

Обсуждаемые проблемы:
- Почему в цирке работает клоун.
- Страсти на стадионе.
- Когда нам грустно
- Как возникает страх и трусость.
- Бесстрашный человек - это хорошо или плохо?
Занятия с использованием музыкальных, изобразительных (художественных), литературных материалов для выделения и анализа эмоциональных состояний и переживаний человека. Групповые диспуты (суждения) о правильности выводов. Анализ жизненных наблюдений с примерами ярких эмоциональных проявлений: гнева, страха, агрессии. Сравнение эмоциональных проявлений на примере известных героев из книг, фильмов. Практические приёмы деятельности человека по преодолению страха в экстремальных ситуациях, по умению сдерживать и контролировать свои переживания и эмоции.
Выводы:
- Смех без причины - признак глупости.
- Слезы не всегда беда.
- Приветливость помогает обрести друзей.
- Скучно тому, кто ничего не делает.
- Страх можно преодолеть с близкими и друзьями.
Понятия: эмоции и чувства, радость, улыбка, веселье, гнев, раздражение, печаль, грусть, тоска, злость, агрессия, стыд, страх и трусость, бесстрашие, смелость.


1

1

1

1

1

1

20.04

27.04

4.05

11.05

18.05

25.05




В результате обучения  формируются следующие знания:


- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- о пользе развития данных психологических процессов;
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей  на отношение человека к самому себе; 
- о самооценке и уровне  притязаний;
- о  сходствах  и различиях  между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях   и  ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.

В результате обучения  формируются следующие  умения:


- умение анализировать  особенности своего характера;
- умение характеризовать другого человека, его поступки;
- умение анализировать отношение других людей к самому себе;
- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- умение организовывать поведение  в социальных ситуациях разного типа;
- умение предупреждать и разрешать конфликты;
- умение  выявлять причины, управлять своим настроением;
- умение регулировать свое поведение и поступки;
- умение определять цель деятельности,  планировать действия для достижения цели;
- умение выбирать свою будущую профессию.











































Список литературы

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
5. Валкер Д.   Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как?  Москва, 1997.
7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000. 
10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции.  Ростов-на-Дону, 2000.
14. Пиз  А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.  
16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.              
18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.

Календарно-тематическое планирование

( 1 час в неделю, всего 34 часа)



п.п.


Тема урока

Кол-во часов


Тип занятия

Элементы содержания


Вид контроля


Домашнее задание

Дата

Корректировка







1.


Вводное занятие.

Здравствуйте!



1

Комбинированное

занятие

Теория: программа «Поверь в себя»; группа; принятие правил группы: искренность,

конфидециальность, открытость, правило «здесь и сейчас»

Практика: игры и упражнения на знакомство и сплочение группы: «Принятие правил», «Снежный ком», «Ураган», «Да - нет», «Подарок», вводное анкетирование.

Оборудование и оснащение: ручки, карандаши, анкеты.







5.09.


2-3


Это я.

2




Комбинированное

занятие

Теория: индивид, индивидуальность, личность.

Практика: игры и упражнения на стремление к самопознанию: « Я люблю, я не люблю...», «Ты похож на меня тем, что…»,

«Я отличаюсь от тебя тем, что…», «Мое физическое «Я» », «Ладошка», «Свет мой зеркальце скажи…», «Герб», «Моечная машина».

Оборудование и оснащение: ручки. Карандаши, краски, кисти, бумага. Фломастеры.

.


19.09

26.09.


4-5


Искусство общения.


2




Комбинированное

занятие

Теория: общение. Невербальное общение, вербальное общение, средства общения.

Практика: игры и упражнения на развитие навыков эффективного общения: « Странный город», «Построиться по росту», «Найди пару», «Разговор через стекло», «Встанем на газету», «дорисуй картинку», «передача предметов». «слепой и поводырь», « Я и мой мир вокруг меня», «Четыре позиции», «Испорченный телефон».

Оборудование и оснащение: ручки, карандаши, краски, кисти, бумага, фломастеры, платочки.



3.10. 10.10


6-7

Неуверенность и страхи.

2


Комбинированное

занятие

Теория: неуверенность, страхи.

Практика: игры и упражнения на преодоление неуверенности страхов: «Я так боюсь, а многие этого не бояться», «Я не боюсь, а многие бояться», «Как же ты научился этого не бояться».

Оборудование и оснащение: ручки карандаши, бумага. Фломастеры.



17.10

24.10.



8-11




Одиночество

4




Комбинированное

занятие

Теория: Межличностные отношения, одиночество.

Практика: игры и упражнения на создание моделей поведения в ситуации одиночества и их оценка: «Одиночество», «Пути из одиночества», «Инвентарь отношений». «Больше – меньше».

Оборудование и оснащение: карточки с заготовленными фразами.




31.10. 14.11.

21.11. 5.12.






12-13

Установление контактов.

2

Комбинированное

занятие

Теория: новые знакомства. Контакт, места для знакомства.

Практика: игры и упражнения на расширение круга друзей:

«Новые знакомства», «Места для знакомства», «Приветствие», «Приветствие без слов». «Сбор фраз для контакта», «Первое обращение», «Темы для беседы»».

Оборудование и оснащение: бланки формата А4 с заготовленными фразами, ручки, карандаши, бумага. Фломастеры.



12.12.

19.12.


14-17


Умение вызвать симпатию.

4

Комбинированное

занятие

Теория: симпатия, взаимная симпатия, комплимент.

Практика: игры и упражнения на развитие умения вызывать у собеседника симпатию: «Диалог в парах: все хорошее за 100 секунд», «Какая же у меня есть прелестная штучка!», «Какая же у тебя есть прелестная штучка!», «Как мне здорово это удается!», «Делаем конкретные комплименты», «Делаем общие комплименты», «Что приятно большинству людей». «Вызвать симпатию у группы», сбор ситуаций по теме «Симпатия», «Восстановление отношений», проверка использования навыка «Вызвать симпатию».

Оборудование и оснащение: стол, имитирующий рабочее место учителя, бланки с записями ситуаций.

.


26.12. 16.01. 23.01

30.01.


18-21

Открытость и откровенность

4

Комбинированное

занятие

Теория: барьерное взаимодействие. Чувства. Позитивные чувства, открытое выражение чувств. Неуверенность. Агрессивность. Аккомодация.

Практика: игры и упражнения на открытое выражение чувств: «Что сложение?», «Чувства бывают разные». «Отгадай чувство», «Что я сейчас чувствую», «Как это сказать по-русски?», «Чувство и плюс поведение».

Оборудование и оснащение: листы ватмана, ручки, карандаши. Бумага. Фломастеры.




6.02. 13.02. 20.02. 27.02.



22-23

Выражение позитивных чувств.

2

Комбинированное

занятие

Теория: позитивные чувства, выражение позитивных чувств.

Практика: игры и упражнения на умение выражать позитивные чувства: «Как ты меня порадовал!», сбор ситуаций по теме « Выражение позитивных чувств партнера», «Проверка полученных навыков", сбор ситуаций по теме « Отражение позитивных чувств партнера», проверка навыков.

Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций( по 3 на каждого участника), ручки. Карандаши, бумага, фломастеры.



. 6.03. 13.03


24-25

Выражение негативных чувств

2

Комбинированное

занятие

Теория: негативные чувства, отражение негативных чувств.

Практика: игры и упражнения на умение выражать свои желания, на отражение негативных чувств: «Негативные чувства», сбор ситуаций по теме «Выражение негативных чувств», « Проверка полученных навыков», сбор ситуаций по теме «Отражение негативных чувств партнера», проверка полученных навыков.

Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций ( по 3 на каждого участника), ручки, карандаши, бумага, фломастеры.



20.03. 27.03.


26-29

Уверенность и уверенное поведение

4

Комбинированное

занятие

Теория: уверенность, уверенность в своих силах, уверенное поведение, неуверенное поведение, агрессивное поведение.

Практика: игры и упражнения на развитие навыков уверенного поведения: « Ах, какой ты молодец!..», « Я не уверен в себе, если…», «Я уверен в себе, если...», « Оцени себя», «Свеча», «Доверяющее падение»,

« Налет орды на отрешенных», « Сила слова», «10 заповедей неудачника», «Копилка хороших поступков»,

«Аплодисменты по кругу», «Черно-белый камень».

Оборудование и оснащение: ручки, карандаши, бумага. Фломастеры, камешки черного и белого цвета.



3.04. 10.04.

17.04

24.04




30-31

Уверенность в конфликтных ситуациях

2

Комбинированное

занятие

Теория: конфликт, правила ведения конфликтного разговора.

Практика: игры и упражнения на разрешение конфликта: сбор ситуаций по теме «Конфликтный разговор», ролевая игра, проверка полученных навыков.

Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций ( по 3 на каждого участника), ручки, карандаши, бумага, фломастеры.



8.05. 15.05.




32-34

Как сказать «Нет»

3


Комбинированное

занятие

Теория: уверенное поведение, давление.

Практика: игры и упражнения на развитие навыков уверенного и конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.

«Барабашки», «Отказ», «Просто скажи «Нет», сбор ситуаций по теме «Конфликтный разговор» , ролевая игра «Лицо группы», «интересное - полезное»; итоговое анкетирование по программе.

Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций ( по 3 на каждого участника); ручки, карандаши, анкеты.




15.05.

22.05.

29.05.



Итого:

34






Список литературы:

  1. Большой толковый психологический словарь /ребер Артур. Т.1-2; пер. с англ.- - М.:Вече: АСТ.2000.

  2. Боярринцева, Г.Н. Психологические игры и упражнения (для практических психологов) /Г.Н.Бояринцева. – Пермь, 2002.

  3. Грецов А.Г. Будь уверен в себе в себе. Практикум: информационно-методические материалы для подростков/ А.Г. Грецов, Е.Г.Попова; под общ.ред.проф. С.П.Евсеева.- СПб: СПбНИИ физической культуры, 2008.

  4. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе: научно-методическое пособие / Грецов.- СПб . СПбНИИ физической культуры, 2006.

  5. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков.- М.: Редакционный издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999.

  6. Кинчер, Дж Кинчер.- СПб. :Питер-Пресс, 1996.- (Серия «Азбука психологии»).8. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. Российский Благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании». - М.,1999.

  7. Тейлор, Роз. Уверенность в моих руках 6 7-дневная программа по привлечению друзей и обретению веры в себя/пер. с англ. И. Александрова.-М.: РИПОЛ классик , 2005.-(Серия «Психологический бестселлер»).

  8. Элкин, Аллен. Стресс для «чайников» ( пер. с англ. / Аллен Элкин.- М.: Изд. Дом «Вильямс», 2005




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!