«Согласовано»: «Утверждено»
Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 73 ___________________ __ ________________________ Митюкова Ж.Г. Высоцкая Е.В. Протокол № 1
от_____________ 2015г. «____»________ 2015
Рабочая программа
по психологии
6 класс
Психологический практикум
ОВЗ
Составитель педагог-психолог: Горбунова Евгения Викторовна
Рабочая программа
составлена на основе программы Программа курса "Психологический практикум" для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с:
–Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
–Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
–Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов, обучающихся по ФК ГОС-2004);
– Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
– письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
– приказом министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (для VI-XI (XII) классов, продолжающих обучение по ФК ГОС-2004);
- Учебным планом МБОУ СОШ № 73 на 2015-2016 учебный год.
Цели: Создание условий для развития нравственной, творческой, социальноактивной личности, способной к самореализации.
Задачи:
Создать условия для укрепления ценностно-смысловой сферы личности, содействовать воспитанию нравственных чувств и этического сознания, развитию навыков самовоспитания и самосовершенствования, формированию способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу.
Методы работы: упражнения, рассказ, беседа, демонстрация, гимнастика и др.
Формы работы: групповые занятия.
Данный курс рассчитан на 34 часа.
По окончании курса проводится мониторинг достигнутых результатов. У ребят должны быть сформированы следующие результаты:
- устойчивая жизненная позиция;
- стремление к познанию и к истине;
- потребность в творческом саморазвитии;
-ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
В результате обучения формируются следующие знания:
- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- о пользе развития данных психологических процессов;
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе;
- о самооценке и уровне притязаний;
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях и ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.
В результате обучения формируются следующие умения:
- умение анализировать особенности своего характера;
- умение характеризовать другого человека, его поступки;
- умение анализировать отношение других людей к самому себе;
- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
- умение предупреждать и разрешать конфликты;
- умение выявлять причины, управлять своим настроением;
- умение регулировать свое поведение и поступки;
- умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;
- умение выбирать свою будущую профессию.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
Класс: 6
Учитель: Горбунова Евгения Викторовна
Количество часов:
всего-34 часа, в неделю-1 час
Рабочая программа
составлена на основе программы Программа курса "Психологический практикум" для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Учебный тематический план
( 1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п.п. | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. 2. | Из чего состоит психологическая жизнь человека. Познай себя, и ты познаешь жизнь. | 1 1 | 2.09. 9.09. |
| Раздел "Как мы познаём мир" (26 часов) | | |
3. 4. | Ощущения. Восприятия "Ощущения и восприятия" (2 часа) Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. Обсуждаемые проблемы: - Как ощутить радость жизни? - Ощущения и восприятия можно развивать с помощью специальных упражнений. - Ощущение и восприятие регулируют поведение человека в различных ситуациях. Понятия: ощущения, восприятие, сила этих процессов. | 1 1 | 16.09 23.09 |
5 6 7 8 9 | Внимание и внимательность (5 часов) Объем внимания Избирательность внимания Концентрация внимания. Скорость внимания. Переключение внимания. Внимательность. Практические занятия и упражнения на развитие внимания и внимательности, анализ ситуаций с проявлением внимательности как личностного качества, примеры проявления таких качеств внимания как объём, избирательность, скорость, переключаемость, концентрация. Выводы: - Внимание - это порядок мысли (объём внимания). - Умение видеть нужное среди прочего (избирательность внимания). - Важно уметь переключать внимание. - Научишься сосредотачиваться, научишься и вдумываться. Понятия: внимание, объём внимания, избирательность, концентрация, переключение, скорость,внимательность.
| 1 1 1 1 1 | 30.09. 7.10. 14.10 21.10. 28.10 |
10 11 12 13 | Запоминай и помни Виды памяти, особенности памяти учащиеся Упражнения на развитие памяти. Правила хорошего обращения с памятью Обсуждаемые проблемы: - Правила хорошего обращения с памятью. - Виды памяти, особенности памяти учащиеся. Выводы: - Чтобы запомнить надолго, необходимо понять, осознать запоминаемое. - Память сохраняет связи между отдельными фактами и объектами. - Память собирает информацию от разных органов чувств, связывает её и делает знание о предмете точнее. Понятия: память, слуховая, зрительная, комбинированная, произвольная, непроизвольная, запоминание, воспроизведение, узнавание.
| 1 1 1 1 | 11.11 18.11 25.11 2.12 |
14 15 16 17 18 19 | Качества ума Упражнения, игры на развитие мышления. Как умом победить силу. Красота разума. Как решать мыслительные задачи. Виды мышления.- Способы мышления.
Выводы: - Узнавать неизвестное можно разными способами. - Решение задачи - это понимание ее логики. - Знание закономерностей экономии мысли. - Знания хорошо закрепляются при самостоятельном применении. Понятия: мышление, ум, разум, логика, анализ, синтез, закономерность, виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
| 1 1 1 1 1 1 | 9.12 16.12 23.1213.01 20.0127.01 |
20 21 | Воображение Упражнения на развитие воображения. Обсуждаемые проблемы: - Правила развития воображения. Вывод: - Воображение помогает лучше узнавать мир, развивать и открывать себя. Понятия: воображение, творчество.
| 1 1 | 3.02 10.02 |
22 23 24 25 26 27 28 | Речь и общение. Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия. Правила общения. Речь. Мимика. Жесты. Контакт. Обмен информацией. Красноречие. Вежливость.
("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»). Обсуждаемые проблемы: - Чем отличается слово от воробья. - Сможет ли Маугли заговорить. - Язык мой - друг мой. - Хорошие речи и слушать приятно. - Как слово наше отзовётся. - Правила общения. Выводы: - Общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми. - Общение необходимо, чтобы устанавливать и поддерживать контакт, отношения, обмениваться информацией, согласовывать деятельность, понимать окружающих. Для этого необходимо научиться продуктивно общаться. Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 17.02 24.02 2.03 9.03 16.03 23.03 6.04 13.04 |
| Раздел "Познай себя " (6 часов) | | |
29 30 31 32 33 34 | Как и что мы чувствуем Эмоции и чувства, радость, улыбка Гнев, раздражение, печаль Злость, агрессия Стыд, страх и трусость Бесстрашие, смелость. Обсуждаемые проблемы: - Почему в цирке работает клоун. - Страсти на стадионе. - Когда нам грустно - Как возникает страх и трусость. - Бесстрашный человек - это хорошо или плохо? Занятия с использованием музыкальных, изобразительных (художественных), литературных материалов для выделения и анализа эмоциональных состояний и переживаний человека. Групповые диспуты (суждения) о правильности выводов. Анализ жизненных наблюдений с примерами ярких эмоциональных проявлений: гнева, страха, агрессии. Сравнение эмоциональных проявлений на примере известных героев из книг, фильмов. Практические приёмы деятельности человека по преодолению страха в экстремальных ситуациях, по умению сдерживать и контролировать свои переживания и эмоции. Выводы: - Смех без причины - признак глупости. - Слезы не всегда беда. - Приветливость помогает обрести друзей. - Скучно тому, кто ничего не делает. - Страх можно преодолеть с близкими и друзьями. Понятия: эмоции и чувства, радость, улыбка, веселье, гнев, раздражение, печаль, грусть, тоска, злость, агрессия, стыд, страх и трусость, бесстрашие, смелость. | 1 1 1 1 1 1 | 20.04 27.04 4.05 11.05 18.05 25.05 |
В результате обучения формируются следующие знания:
- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- о пользе развития данных психологических процессов;
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе;
- о самооценке и уровне притязаний;
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях и ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.
В результате обучения формируются следующие умения:
- умение анализировать особенности своего характера;
- умение характеризовать другого человека, его поступки;
- умение анализировать отношение других людей к самому себе;
- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
- умение предупреждать и разрешать конфликты;
- умение выявлять причины, управлять своим настроением;
- умение регулировать свое поведение и поступки;
- умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;
- умение выбирать свою будущую профессию.
Список литературы
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
5. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? Москва, 1997.
7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000.
10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону, 2000.
14. Пиз А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.
16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.
18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.
Календарно-тематическое планирование
( 1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п.п. | Тема урока | Кол-во часов | Тип занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | Корректировка |
1. | Вводное занятие. Здравствуйте! |
1 | Комбинированное занятие | Теория: программа «Поверь в себя»; группа; принятие правил группы: искренность, конфидециальность, открытость, правило «здесь и сейчас» Практика: игры и упражнения на знакомство и сплочение группы: «Принятие правил», «Снежный ком», «Ураган», «Да - нет», «Подарок», вводное анкетирование. Оборудование и оснащение: ручки, карандаши, анкеты. | | | 5.09. | |
2-3 | Это я. | 2
| Комбинированное занятие | Теория: индивид, индивидуальность, личность. Практика: игры и упражнения на стремление к самопознанию: « Я люблю, я не люблю...», «Ты похож на меня тем, что…», «Я отличаюсь от тебя тем, что…», «Мое физическое «Я» », «Ладошка», «Свет мой зеркальце скажи…», «Герб», «Моечная машина». Оборудование и оснащение: ручки. Карандаши, краски, кисти, бумага. Фломастеры. | . | | 19.09 26.09. | |
4-5 | Искусство общения. | 2
| Комбинированное занятие | Теория: общение. Невербальное общение, вербальное общение, средства общения. Практика: игры и упражнения на развитие навыков эффективного общения: « Странный город», «Построиться по росту», «Найди пару», «Разговор через стекло», «Встанем на газету», «дорисуй картинку», «передача предметов». «слепой и поводырь», « Я и мой мир вокруг меня», «Четыре позиции», «Испорченный телефон». Оборудование и оснащение: ручки, карандаши, краски, кисти, бумага, фломастеры, платочки. | | | 3.10. 10.10 | |
6-7 | Неуверенность и страхи. | 2 | Комбинированное занятие | Теория: неуверенность, страхи. Практика: игры и упражнения на преодоление неуверенности страхов: «Я так боюсь, а многие этого не бояться», «Я не боюсь, а многие бояться», «Как же ты научился этого не бояться». Оборудование и оснащение: ручки карандаши, бумага. Фломастеры. | | | 17.10 24.10. | |
8-11
| Одиночество | 4
| Комбинированное занятие | Теория: Межличностные отношения, одиночество. Практика: игры и упражнения на создание моделей поведения в ситуации одиночества и их оценка: «Одиночество», «Пути из одиночества», «Инвентарь отношений». «Больше – меньше». Оборудование и оснащение: карточки с заготовленными фразами. | | | 31.10. 14.11. 21.11. 5.12.
| |
12-13 | Установление контактов. | 2 | Комбинированное занятие | Теория: новые знакомства. Контакт, места для знакомства. Практика: игры и упражнения на расширение круга друзей: «Новые знакомства», «Места для знакомства», «Приветствие», «Приветствие без слов». «Сбор фраз для контакта», «Первое обращение», «Темы для беседы»». Оборудование и оснащение: бланки формата А4 с заготовленными фразами, ручки, карандаши, бумага. Фломастеры. | | | 12.12. 19.12. |
14-17 | Умение вызвать симпатию. | 4 | Комбинированное занятие | Теория: симпатия, взаимная симпатия, комплимент. Практика: игры и упражнения на развитие умения вызывать у собеседника симпатию: «Диалог в парах: все хорошее за 100 секунд», «Какая же у меня есть прелестная штучка!», «Какая же у тебя есть прелестная штучка!», «Как мне здорово это удается!», «Делаем конкретные комплименты», «Делаем общие комплименты», «Что приятно большинству людей». «Вызвать симпатию у группы», сбор ситуаций по теме «Симпатия», «Восстановление отношений», проверка использования навыка «Вызвать симпатию». Оборудование и оснащение: стол, имитирующий рабочее место учителя, бланки с записями ситуаций. | . | | 26.12. 16.01. 23.01 30.01. |
18-21 | Открытость и откровенность | 4 | Комбинированное занятие | Теория: барьерное взаимодействие. Чувства. Позитивные чувства, открытое выражение чувств. Неуверенность. Агрессивность. Аккомодация. Практика: игры и упражнения на открытое выражение чувств: «Что сложение?», «Чувства бывают разные». «Отгадай чувство», «Что я сейчас чувствую», «Как это сказать по-русски?», «Чувство и плюс поведение». Оборудование и оснащение: листы ватмана, ручки, карандаши. Бумага. Фломастеры. | | | 6.02. 13.02. 20.02. 27.02. |
22-23 | Выражение позитивных чувств. | 2 | Комбинированное занятие | Теория: позитивные чувства, выражение позитивных чувств. Практика: игры и упражнения на умение выражать позитивные чувства: «Как ты меня порадовал!», сбор ситуаций по теме « Выражение позитивных чувств партнера», «Проверка полученных навыков", сбор ситуаций по теме « Отражение позитивных чувств партнера», проверка навыков. Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций( по 3 на каждого участника), ручки. Карандаши, бумага, фломастеры. | | | . 6.03. 13.03 |
24-25 | Выражение негативных чувств | 2 | Комбинированное занятие | Теория: негативные чувства, отражение негативных чувств. Практика: игры и упражнения на умение выражать свои желания, на отражение негативных чувств: «Негативные чувства», сбор ситуаций по теме «Выражение негативных чувств», « Проверка полученных навыков», сбор ситуаций по теме «Отражение негативных чувств партнера», проверка полученных навыков. Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций ( по 3 на каждого участника), ручки, карандаши, бумага, фломастеры. | | | 20.03. 27.03. |
26-29 | Уверенность и уверенное поведение | 4 | Комбинированное занятие | Теория: уверенность, уверенность в своих силах, уверенное поведение, неуверенное поведение, агрессивное поведение. Практика: игры и упражнения на развитие навыков уверенного поведения: « Ах, какой ты молодец!..», « Я не уверен в себе, если…», «Я уверен в себе, если...», « Оцени себя», «Свеча», «Доверяющее падение», « Налет орды на отрешенных», « Сила слова», «10 заповедей неудачника», «Копилка хороших поступков», «Аплодисменты по кругу», «Черно-белый камень». Оборудование и оснащение: ручки, карандаши, бумага. Фломастеры, камешки черного и белого цвета. | | | 3.04. 10.04. 17.04 24.04 |
30-31 | Уверенность в конфликтных ситуациях | 2 | Комбинированное занятие | Теория: конфликт, правила ведения конфликтного разговора. Практика: игры и упражнения на разрешение конфликта: сбор ситуаций по теме «Конфликтный разговор», ролевая игра, проверка полученных навыков. Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций ( по 3 на каждого участника), ручки, карандаши, бумага, фломастеры. | | | 8.05. 15.05. |
32-34 | Как сказать «Нет» | 3 | Комбинированное занятие | Теория: уверенное поведение, давление. Практика: игры и упражнения на развитие навыков уверенного и конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях. «Барабашки», «Отказ», «Просто скажи «Нет», сбор ситуаций по теме «Конфликтный разговор» , ролевая игра «Лицо группы», «интересное - полезное»; итоговое анкетирование по программе. Оборудование и оснащение: бланки для записи ситуаций ( по 3 на каждого участника); ручки, карандаши, анкеты. | | | 15.05. 22.05. 29.05. |
| Итого: | 34 | | | | | |
Список литературы:
Большой толковый психологический словарь /ребер Артур. Т.1-2; пер. с англ.- - М.:Вече: АСТ.2000.
Боярринцева, Г.Н. Психологические игры и упражнения (для практических психологов) /Г.Н.Бояринцева. – Пермь, 2002.
Грецов А.Г. Будь уверен в себе в себе. Практикум: информационно-методические материалы для подростков/ А.Г. Грецов, Е.Г.Попова; под общ.ред.проф. С.П.Евсеева.- СПб: СПбНИИ физической культуры, 2008.
Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе: научно-методическое пособие / Грецов.- СПб . СПбНИИ физической культуры, 2006.
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков.- М.: Редакционный издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999.
Кинчер, Дж Кинчер.- СПб. :Питер-Пресс, 1996.- (Серия «Азбука психологии»).8. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. Российский Благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании». - М.,1999.
Тейлор, Роз. Уверенность в моих руках 6 7-дневная программа по привлечению друзей и обретению веры в себя/пер. с англ. И. Александрова.-М.: РИПОЛ классик , 2005.-(Серия «Психологический бестселлер»).
Элкин, Аллен. Стресс для «чайников» ( пер. с англ. / Аллен Элкин.- М.: Изд. Дом «Вильямс», 2005