СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативное занятие в 3 классе «В мире слов» Тема занятия « Все растет из корня. Однокоренные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Все растёт из корня. Однокоренные слова.

Цели: актуализировать знания о корне и однокоренных словах, создать условия для повышения уровня знаний детей по данной теме; углубить сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой части;

формировать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;  развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать; воспитывать умения общаться и работать в парах, интерес к русскому языку

 

Ход урока

1.Организационно-мотивационный этап

Я очень хочу, чтоб вы улыбались

Работаю нашей довольны остались.

Пусть это занятье порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех

2. Сообщение  темы занятия

-Сегодня у нас необычное занятие, занятие -исследование     - А  кто  такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». 

- Какие умения необходимы исследователям? (наблюдать, сравнивать, делать выводы) А еще исследователи должны быть внимательными.

 

- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений, т.е в  тетради.

- А  что  будем исследовать, вам необходимо выяснить самостоятельно.

 

1 группа (3 чел.) Распределите слова в столбики по общему признаку. (записывают в тетради)

Бежать, грибной, мчаться, далеко, гриб, близко.

Самопроверка по образцу и самооценка своей работы

 

2 группа. (3 чел.) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. (заполняют кроссворд)

 

Приятный внешним видом.

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Последний осенний месяц.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка по образцу

Проверка групповой работы

Вопросы для 1 группы. Как называются слова, которые выписывала 2 группа?(словарные слова)

Правильно ли определили орфограммы, которые необходимо запомнить?

Вопросы для 2 группы. По какому признаку выписывала слова 1 группа в 1, 2 и 3 столбик?(слова-синонимы, слова-антонимы, однокоренные слова)

Вопрос для всех: Что объединяет задания, выполненными 1 и 2 группами?

 (слово «корень» и «однокоренные слова» объединены общей темой)

 

 - Как вы думаете, что же  станет темой исследования на факультативе? …

(открывается запись темы на доске)

- Что вам известно по изучаемой теме? (корень –… однокоренные слова- …)

-А вот что растёт из корня наверное не совсем понятно.

-Давайте предположим,  что же растёт из корня? (растения, слова)

-У каких предметов есть корень? Для чего он нужен? (для роста)(показ картинки)

-Значит сколько значений имеет слово «корень»? (несколько). Это слово называется многозначным.

-Как вы думаете, какой корень станет объектом нашего исследования?

-Давайте попробуем сформулировать задачи исследования.

- выяснить, что растёт из …. (корня)

-что общего в …(в однокоренных словах)

-все ли слова с одинаковым корнем являются….(однокоренными)

К этим задачам мы вернемся в конце занятия.

 

- Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( на доску прикрепляется картинка)

- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

- Как по-другому называются эти слова? (однокоренные)

 

- А сейчас в тетради запишите 3 однокоренных слова, образованных от слова –лес-, выделите корень.

 

Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.

 

- В парах определите корень в однокоренных словах, запишите. Спрогнозируйте результат своей работы.  («+» - выполню правильно, « + «-  возможно справлюсь, «- « -не справлюсь, попрошу помощи)

 

1 пара:

Цвет,  цветной, цветник.

 

2 пара:

Ледяной, ледовый, лёд.

 

3 пара:

Сад, посадка, посадил.

 

Фронтальная проверка. Какой результат вашего прогноза?(+,+, -)

 

 

 Слова  синонимы; слова с омонимичными корнями

- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

-  Как вы думаете, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

-Давайте проверим

- Исследуйте пары слов.  ( слова на карточках)

1 пара:

рис – рисунок

2 пара:

гора – горе

3 пара:

соль- солист

 

- Можно ли предложенные пары назвать однокоренными?  Почему? (при объяснении  на доску вывешивается  картинка)

 

- Какой вывод можно сделать? (отвечают учащиеся)

- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим, и тогда такие слова не будут однокоренными.

Физкультминутка

- Так какое условие является основным при подборе однокоренных слов?

А сейчас я предлагаю  найти «лишнее» слово в каждой строке и пояснить (фронтальная работа)

-труд, работать, трудовой,  трудиться

-шаг, шагать, идущий, шагающий

-грусть, грустить, печальный, грустный

- Все ли слова в строке являются однокоренными?

- Какое слово будет «лишним»?

 -Что общего в этих словах?

-Как называются такие слова? ( синонимы)

- Почему лишние слова не будут однокоренными? (нет общей части)

-Что следует помнить при подборе однокоренных слов?

 

Слова с двумя корнями. Сложные слова.

-Как вы думаете, сколько может быть корней в слове? Давайте попробуем сконцентрировать слова, используя данные корни, Между корнями может быть гласная. (по 1 ученику выходят к доске и составляют слова)

-сам-, -ход-, -верх-, -дым-, -вод-, лёт-, -пар-, лаз-, -воз-, -скал-

(самоход, дымоход, самолёт, пароход, водолаз, скалолаз, паровоз, верхолаз)

 

- Какое открытие сделали? (слово может иметь 2 корня)

Закрепление изученного.

- А сейчас мы с вами проверим наши знания. Выполним задания на компьютере (тест на компьютере)

Рефлексия

-Удалось ли нам в ходе исследования ответить на вопрос, что растёт из корня?

-Так что же растёт?

-Что общего в однокоренных словах?

-Что является важным для определения однокоренных слов?

-Сколько корней может быть в слове?

Подведем итог и составим синквейн

Корень

однокоренные, родственные

находим, выделяем, обозначаем

Общая часть родственных слов

Слова

Учитель дает оценку работы учащихся на факультативе

-Вспомните словесное деревце, которое росло, набиралось сил и выросло в могучее, раскидистое дерево. Представьте себя маленькими деревцами, к-ые на занятии питались новыми знаниями, грелись в лучах своих успехов, достижений. А теперь покажите, насколько ваше деревце выросло за занятие:

-присядьте, если вам было трудно;

-встаньте, хлопните в ладоши, если у вас хорошее настроение, вы старались, но не все получалось на занятии;

-поднимите руки вверх и потянитесь, если считаете, что у вас отличное настроение, вы многому научились, вам было интересно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие в 3 классе «В мире слов» Тема занятия « Все растет из корня. Однокоренные слова»»


Государственное учреждение образования

«Вселюбский учебно-педагогический комплекс

детский сад-средняя школа»





















Факультативное занятие

в 3 классе «В мире слов»

Тема занятия

« Все растет из корня. Однокоренные слова»











Из опыта работы Антонович Ж.И.



2014-2015 учебный год






Тема: Все растёт из корня. Однокоренные слова.

Цели: актуализировать знания о корне и однокоренных словах, создать условия для повышения уровня знаний детей по данной теме; углубить сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

формировать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами; развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать; воспитывать умения общаться и работать в парах, интерес к русскому языку



Ход урока

1.Организационно-мотивационный этап

Я очень хочу, чтоб вы улыбались

Работаю нашей довольны остались.

Пусть это занятье порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех

2. Сообщение темы занятия

-Сегодня у нас необычное занятие, занятие -исследование
- А кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- Какие умения необходимы исследователям? (наблюдать, сравнивать, делать выводы) А еще исследователи должны быть внимательными.


- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений, т.е в тетради.

- А что будем исследовать, вам необходимо выяснить самостоятельно.


1 группа (3 чел.) Распределите слова в столбики по общему признаку. (записывают в тетради)

Бежать, грибной, мчаться, далеко, гриб, близко.

Самопроверка по образцу и самооценка своей работы


2 группа. (3 чел.) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. (заполняют кроссворд)


Приятный внешним видом.

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Последний осенний месяц.

к

п

н

о

я

б

р

ь

к

а

р

а

н

д

а

ш

у

ч

и

т

е

л

ь

к

а

р

т

и

н

а

о

с

у

й

ы

в

а

и

д

р

а

с
















Самопроверка по образцу

Проверка групповой работы

Вопросы для 1 группы. Как называются слова, которые выписывала 2 группа?(словарные слова)

Правильно ли определили орфограммы, которые необходимо запомнить?

Вопросы для 2 группы. По какому признаку выписывала слова 1 группа в 1, 2 и 3 столбик?(слова-синонимы, слова-антонимы, однокоренные слова)

Вопрос для всех: Что объединяет задания, выполненными 1 и 2 группами?

(слово «корень» и «однокоренные слова» объединены общей темой)


- Как вы думаете, что же станет темой исследования на факультативе? …

(открывается запись темы на доске)

- Что вам известно по изучаемой теме? (корень –… однокоренные слова- …)

-А вот что растёт из корня наверное не совсем понятно.

-Давайте предположим, что же растёт из корня? (растения, слова)

-У каких предметов есть корень? Для чего он нужен? (для роста)(показ картинки)

-Значит сколько значений имеет слово «корень»? (несколько). Это слово называется многозначным.

-Как вы думаете, какой корень станет объектом нашего исследования?

-Давайте попробуем сформулировать задачи исследования.

- выяснить, что растёт из …. (корня)

-что общего в …(в однокоренных словах)

-все ли слова с одинаковым корнем являются….(однокоренными)

К этим задачам мы вернемся в конце занятия.


- Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( на доску прикрепляется картинка)

- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

- Как по-другому называются эти слова? (однокоренные)


- А сейчас в тетради запишите 3 однокоренных слова, образованных от слова –лес-, выделите корень.


Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.


- В парах определите корень в однокоренных словах, запишите. Спрогнозируйте результат своей работы. («+» - выполню правильно, « + «- возможно справлюсь, «- « -не справлюсь, попрошу помощи)


1 пара:

Цвет, цветной, цветник.


2 пара:

Ледяной, ледовый, лёд.


3 пара:

Сад, посадка, посадил.


Фронтальная проверка. Какой результат вашего прогноза?(+,+, -)



Слова синонимы; слова с омонимичными корнями

- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

- Как вы думаете, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

-Давайте проверим

- Исследуйте пары слов. ( слова на карточках)

1 пара:

рис – рисунок

2 пара:

гора – горе

3 пара:

соль- солист


- Можно ли предложенные пары назвать однокоренными? Почему? (при объяснении на доску вывешивается картинка)


- Какой вывод можно сделать? (отвечают учащиеся)

- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим, и тогда такие слова не будут однокоренными.

Физкультминутка

- Так какое условие является основным при подборе однокоренных слов?

А сейчас я предлагаю найти «лишнее» слово в каждой строке и пояснить (фронтальная работа)

-труд, работать, трудовой, трудиться

-шаг, шагать, идущий, шагающий

-грусть, грустить, печальный, грустный

- Все ли слова в строке являются однокоренными?

- Какое слово будет «лишним»?

-Что общего в этих словах?

-Как называются такие слова? ( синонимы)

- Почему лишние слова не будут однокоренными? (нет общей части)

-Что следует помнить при подборе однокоренных слов?


Слова с двумя корнями. Сложные слова.

-Как вы думаете, сколько может быть корней в слове? Давайте попробуем сконцентрировать слова, используя данные корни, Между корнями может быть гласная. (по 1 ученику выходят к доске и составляют слова)

-сам-, -ход-, -верх-, -дым-, -вод-, лёт-, -пар-, лаз-, -воз-, -скал-

(самоход, дымоход, самолёт, пароход, водолаз, скалолаз, паровоз, верхолаз)


- Какое открытие сделали? (слово может иметь 2 корня)

Закрепление изученного.

- А сейчас мы с вами проверим наши знания. Выполним задания на компьютере (тест на компьютере)

Рефлексия

-Удалось ли нам в ходе исследования ответить на вопрос, что растёт из корня?

-Так что же растёт?

-Что общего в однокоренных словах?

-Что является важным для определения однокоренных слов?

-Сколько корней может быть в слове?

Подведем итог и составим синквейн

Корень

однокоренные, родственные

находим, выделяем, обозначаем

Общая часть родственных слов

Слова

Учитель дает оценку работы учащихся на факультативе

-Вспомните словесное деревце, которое росло, набиралось сил и выросло в могучее, раскидистое дерево. Представьте себя маленькими деревцами, к-ые на занятии питались новыми знаниями, грелись в лучах своих успехов, достижений. А теперь покажите, насколько ваше деревце выросло за занятие:

-присядьте, если вам было трудно;

-встаньте, хлопните в ладоши, если у вас хорошее настроение, вы старались, но не все получалось на занятии;

-поднимите руки вверх и потянитесь, если считаете, что у вас отличное настроение, вы многому научились, вам было интересно




















































1 пара:

Цвет, цветной, цветник.




2 пара:

Ледяной, ледовый, лёд.




3 пара:

Сад, посадка, посадил.










Бежать, грибной, мчаться, далеко, гриб, близко.

























+ - выполню правильно


+ - возможно справлюсь


- - не справлюсь, попрошу помощь


1 пара: рис – рисунок


2 пара: гора - горе


3 пара: соль - солист











Нам пора передохнуть, Раз- вперед, а два – назад.

Потянуться и вздохнуть. Потянулись, растянулись,

Покрутили головой- Повторяем все подряд.

И усталость вся долой! А теперь мы приседаем-

Раз, два, три, четыре, пять, Это важно, сами знаем:

Шею надо разминать! Мы колени разминаем,

Стали ровно, наклонились, Наши ноги упражняем


Нам пора передохнуть, Раз- вперед, а два – назад.

Потянуться и вздохнуть. Потянулись, растянулись,

Покрутили головой- Повторяем все подряд.

И усталость вся долой! А теперь мы приседаем-

Раз, два, три, четыре, пять, Это важно, сами знаем:

Шею надо разминать! Мы колени разминаем,

Стали ровно, наклонились, Наши ноги упражняем


Нам пора передохнуть, Раз- вперед, а два – назад.

Потянуться и вздохнуть. Потянулись, растянулись,

Покрутили головой- Повторяем все подряд.

И усталость вся долой! А теперь мы приседаем-

Раз, два, три, четыре, пять, Это важно, сами знаем:

Шею надо разминать! Мы колени разминаем,

Стали ровно, наклонились, Наши ноги упражняем














Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на карточке.

Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)



Рефлексия

Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?

- Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.

О чём?

Что?

Какая?

Как?

Зачем?

Сколько?

Где?

- На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.

На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!


Домашнее задание: упражнение 150





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!