СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив по химии для 5г класса "Чудеса химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для самых любознательных почемучек!

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по химии для 5г класса "Чудеса химии"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «химия» для 5 «г» класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

  • Приказ Минобрнауки России от 5марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (с изменениями)»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 9марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»( с изменениями)

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  • Приказ Департамента образования и науки Брянской области «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2017 учебный год» от 12.04.2017г. №680;

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

(от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утверждёнными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014г.»1644, 0т 31 12.2015г. №1577;

  • Письмо Минобрнауки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.октября 2015г.№08-1786;

Программа составлена для обучающихся 5 «г» класса в соответствии с учебным планом и положением о рабочей программе МБОУ- СОШ №3 г. Клинцы Брянской области.

Федеральный базисный план отводит 35 часов для факультативного курса изучения химии (1 час в неделю).

Программа рассчитана на 35 часов и состоит из разделов:

Раздел 1. Тайны вещества. (15 ч)

Раздел 2. Тайны реакций. (9ч)

Раздел 3. Тайны воды. (9ч)

Раздел 4. Тайны воздуха (2ч)

Завершается курс итоговым занятием (1ч) в форме турнира знатоков.

В качестве основных форм организации занятий кружка предлагается занятие открытых мыслей, деловая игра «Компетентность», практикум деловая игра «Точка зрения», тренинг, соревнование, лекция, групповая и индивидуальная формы работы. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала и отработки навыков экспериментальной работы предусмотрен как лабораторный, так и демонстрационный эксперимент.


Цели и задачи курса

Программа имеет практическую направленность, в неё включено ряд практических занятий, задачей которых является не только отработка навыков работы с химическим оборудованием, реактивами, но и правильное обращение с веществами.

Программой предусмотрены занятия, в ходе которых отрабатываются навыки решения задач, что позволит учащимся наиболее продуктивно подготовиться к олимпиаде и сдаче государственной итоговой аттестации.

Цели данного факультатива:

  • Развитие познавательного интереса учащихся и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента и самостоятельного приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • подготовка учащихся к олимпиаде;

  • организация и проведение научно-исследовательской работы;

  • отработка навыков и умений учащихся анализировать, логически размышлять;

  • применять математические и физические понятия;

  • формирование ключевых компетенций;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира на основе знаний физических законов и владения математическим инструментарием.

Задачи факультатива:

        • Углубить знания учащихся о неорганических веществах, химических реакциях;

        • повторить и закрепить знания учащихся по теме: «массовая и объемная доли», «пропорция» и её свойства, «уравнения с одним неизвестным»;

        • показать применение данных понятий в решении задач химического содержания;

        • продолжить развитие умения сопоставлять, выполнять математические операции;

        • развивать практические умения и навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием.

        • формировать навыки исследования (постановка проблемы и намечать пути её решения, поиск информации, проведение эксперимента и обработка полученных результатов)

Методы и формы обучения: урок-лекция, консультация, самостоятельная работа с литературой, использование информационно-коммуникативных технологий.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: словесно - иллюстративный, методы дифференцированного обучения.

Формы обучения: урок лекция, урок - семинар.

Распределение времени на каждую тему следует считать условным. Учителю представляется право по своему усмотрению изменять количество часов, отводимое на изучение той или иной темы.



Содержание факультативного курса

(1 час/нед. всего 35 часов )


Раздел 1. Тайны вещества. (15 ч)

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Почему предметы плавают? (опыт: тонущее и плавающее куриное яйцо в водопроводной и соленой воде; движение риса в газированной воде)

Почему свеча качается? (Опыт горение свечи с двух сторон)

Почему вещества изменяются? (Опыты с крахмалом)

Почему не всегда вода вытекает из дырявой емкости? (опыт: прокалывание полиэтиленового пакета острым карандашом) Знакомство со свойствами полимеров.

Почему простых веществ больше, чем химических элементов? (Знакомство с явлением аллотропии. Опыт: получение пластической серы)

Почему вещества растворяются по-разному? Растворение, растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные растворы. Молярная концентрация. Растворимость твердых веществ при различных условиях. Исследование растворимости твердых веществ при изменении температуры, построение кривых растворимости. Изучение явлений, сопровождающих растворение веществ (Тепловые эффекты растворения). Образование гидратов. Кристаллогидраты, их свойства. Установление формулы.

Почему алмаз самый твердый? Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов. Некоторые сведения о внутренней структуре кристаллов. Физические свойства кристаллов различных типов. Практическая работа: Изучение характерных признаков минералов и горных пород в коллекциях.

Почему человек использует кристаллы? Кристаллы в технике. Расширение областей использования кристаллов (алмазы, рубины, кристаллы кремния германия). Жидкие кристаллы. Кристаллы и жизнь.

Удивительные соли. Почему крупные кристаллы сухой поваренной соли трещат на горячей сковороде? Может ли поваренная соль быть цветной? Какую поваренную соль лучше использовать для засолки? Как сохранить поваренную соль сыпучей и предотвратить ее слеживание? Какие неорганические соли имеют сладкий вкус? Какие соли обладают способностью светиться? Можно ли поваренную соль использовать в холодильном деле? Сколько человеку необходимо потреблять поваренной соли? Каким вкусом обладают соли различного состава? Какие соли используют в метеорологии для «управления» погодой? Как влияет мороз на состояние солей в растворах? Какие соли имеют «именные» названия? Какая соль по цвету напоминает золото? Какую форму кристаллов может иметь поваренная соль? Почему на пастбищах разбрасывают куски каменной соли? Почему употребление щавеля может привести к печальному исходу? Что такое «горькая соль»? Какая соль с древних времен использовалась в качестве косметического средства?

Почему он «самый-самый»? или вещества-чемпионы. Какой адсорбент самый сильный? Какое вещество самое сладкое? Какие соединения имеют самый неприятный запах? Какие вещества лучше всего проводят свет? Какая кислота самая сильная? Какай магнит самый сильный в мире? Какой клей самый прочный?

Раздел 2. Тайны реакций. (9ч)

Практическая работа: Изучение взаимодействия веществ. Химические реакции. Признаки химических реакций.

Почему вода исчезает? Невидимое послание.

Почему «вода» меняет цвет? Практическая работа: Изучение свойств индикаторов. Практическая работа: «Качественные реакции на ионы железа. (Раскрашивание рисунка «Химическими красками») Аналитические реакции.

Практическая работа: аналитические реакции (качественные реакции на ионы).

Почему не все реакции идут быстро? Понятие о средней и мгновенной скорости. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализ. Практическая работа: Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Раздел 3. Тайны воды. (9ч)

Агрегатное состояние воды. Состав и строение молекулы воды. Водородные связи. Оптические свойства воды. Жесткость воды и способы её устранения. Осмос. Решение задач по теме: «Массовая доля растворенного вещества»

Практическая работа: Различия между водопроводной и дистиллированной водой. Практическая работа: Определение жесткости воды.

Лабораторные опыты: движение перца по воде, поведение скрепки на воде, удерживание воды бумагой и тканью, отклонение струи воды, преломление карандаша в воде.

Раздел 4. Тайны воздуха (2ч)

Воздух, его состав и свойства. Лабораторные опыты: Почему ломается дощечка под газетой? Почему предметы прилипают друг к другу?

Почему воронка не пропускает воду в бутылку?

Итоговое занятие: турнир эрудитов















Тематическое планирование

для обучающихся 5 «г» класса. Факультативный курс.

1 час/нед. 35 недели. 35 часов


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

Раздел 1. Тайны вещества (15 часов)

1

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

1



2

Почему предметы плавают?

1



3

Почему свеча качается?

1



4

Почему вещества изменяются?

1



5

Почему не всегда вода вытекает из дырявой емкости?

1



6

Почему простых веществ больше, чем химических элементов?

1



7-10

Почему вещества растворяются по-разному?

4



11

Почему алмаз самый твердый?

1



12

Почему человек использует кристаллы?

1



13-14

Удивительные соли.

2



15

Почему он «самый-самый» или вещества-чемпионы

1



Раздел 2. Тайны реакций (9 часов)

16

Изучение взаимодействия веществ

1



17

Почему вода исчезает?

1



18

Невидимое послание.

1



19-20

Почему «вода» меняет цвет?

2



21-23

Аналитические реакции.

3



24

Почему не все реакции идут быстро?

1



Раздел 3. Тайны воды (9 часов)

25

Почему вода такая необычная?

Почему в микроволновой печи лед не растаял?

1



26-27

Почему она такая разная?

2



28

Почему вода не мылится?

1



29

Почему металлический предмет не тонет в воде?

Почему перец двигается в воде?

1



30

Почему ткань держит воду?

Почему бумага не промокает?

1



31

Почему вода ломает карандаш?

Почему струя воды отклоняется?

1



32

Почему вода становиться чистой?

1



33

Почему огурцы становятся солеными?

1



Раздел 4. Тайны воздуха (2 часа)

34

Воздух, его состав и свойства.

1



35

Почему ломается дощечка под газетой?

Почему предметы прилипают друг к другу?

Почему воронка не пропускает воду в бутылку?

1





Итоговое занятие «Турнир «Юный Эрудит»»


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!