СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив по химии "Химия в задачах и упражнениях"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по химии "Химия в задачах и упражнениях"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 73»






Рассмотрено на заседании

МО__________________

__________________________



Принято на заседании

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 73

_______________________


методического совета

Н.Е.Ермолина

Протокол № ____ от ________

Протокол № _______от

«___»_____________20__г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ

«Химия в задачах и упражнениях»

для 10 А и 11А классов
















Учитель Гилязова Елена Николаевна

высшая квалификационная категория





Архангельск

2020-2021 учебный год


Рабочая программа факультативного курса „Химия в задачах и упражнениях“ для 10 А класса, предметная область «Естественно-научные предметы», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, образовательной программе МБОУ СШ №73. Программа разработана на основе авторской программы М.Н. Афанасьевой „Химия“, М.: Просвещение, 2017 и совместима с учебно-методическим комплектом Г.Е Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана.

Программа факультативного курса „Химия в задачах и упражнениях“ рассчитана на обучение в 10 и 11 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год, 68 часов за два года обучения.

В содержании курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение.

Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии в 10-ом классе, и с изучением курса общей химии в 11-ом классе. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической, общей и неорганической химии и для общего развития учеников.

Цель курса:

• расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Задачи курса:

• углубление и расширение знаний по химии

• закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;

• исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;

• формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;

• развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

• способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы;

• развить интересы учащихся, увлекающихся химией.

Курс базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ» В 10-11 КЛАССАХ

Личностные

- сформированность положительного отношения к химии, что обуславливает мотивацию к учебной деятельности в выбранной сфере;

- сформированность умения решать проблемы поискового и творческого характера;

- сформированность умения проводить самоанализ и осуществлять самоконтроль и самооценку на основе критериев успешности;

- сформированность готовности следовать нормам природо- и здоровьесберегающего поведения;

- сформированность прочных навыков, направленных на саморазвитие через самообразование;

- сформированность навыков проявления познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.


Метапредметные

- сформированность умения ставить цели и новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- овладение приёмами самостоятельного планирования путей достижения цели, умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- сформированность умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- сформированность умения осуществлять контроль в процессе достижения результата, корректировать свои действия;

- сформированность умения оценивать правильность выполнения учебных задач и собственные возможности их решения;

- сформированность умения анализировать, классифицировать, обобщать, выбирая основания и критерии для установления причинно-следственных связей;

- сформированность умения приобретать и применять новые знания;

- сформированность умения создавать простейшие модели, использовать, схемы, таблицы, символы для решения учебных и познавательных задач;

- овладение на высоком уровне смысловым чтением научных текстов;

- сформированность умения эффективноорганизовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально с учётом общих интересов;

- сформированность умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации;

- высокий уровень компетентности в области использования ИКТ;

- сформированность экологического мышления;

- сформированность умения применят в познавательной, коммуникативной и социальной практике знания, полученные при изучении предмета.


Предметные результаты (базовый уровень)

Ученик научится:

- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира в практической деятельности человека;

- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

- раскрывать на примерах положение теории химического строениния А.М. Бутлерова;

- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определённому классу соединений;

- характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

- прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химических связей в молекулах реагентов и их реакционной способности;

- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для их безопасного применения в практической деятельности;

- приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений;

- проводить опыты по распознаванию органических веществ в составе пищевых продуктов и косметических средств;

- владеть правилами и приёмами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием.

Ученик получит возможность научиться:

- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах её развития;

- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

- объяснять природу и способы образования химической связи с целью определения химической активности веществ;

- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.



Тематическое планирование


Номер урока

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

10 класс

1

Введение. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач.

1час

2

Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем.

1 час

3

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества.

1 час

4

Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания.

1 час

5

Изомерия и номенклатура органических соединений

1час

6

Урок-упражнение по отработке навыков составления изомеров и их названий

1 час

7

Расчет объемных отношений газов при химических реакциях

1 час

8

Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ.

1час

9

Вычисление массы, количества или объема продукта реакции по известной массе, количеству или объему исходного вещества, содержащего примеси.

1 час

10

Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1 час

11

Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей растворенного вещества

1час

12

Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

1час

13

Расчеты по термохимическим уравнениям

1час

14

Химические реакции в органической химии

1час

15

Понятие о циклоалканах

1час

16

Алкадиены

1час

17

Каучук

1час

18

Бензол и его гомологи

1час

19

Химические свойства углеводородов и способы их получения.

1час

20

Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные.

1час

21

Урок-практикум по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами

1час

22

Переработка углеводородного сырья

1час

23

Характерные химические свойства предельных одно­атомных и многоатомных спиртов; фенола и способы их получения

1час

24

Характерные химические свойства альдегидов, пре­дельных карбоновых кислот, сложных эфиров и способы их получения.

1час

25

Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями: открытые, закрытые, смешанные.

1час

26

Урок-практикум (Эксперимент)

1час

27

Сложные эфиры. Жиры. Углеводы.

1час

28

Химические свойства азотсодержащих соединения и способы их получения.


1час

29

Генетическая связь аминов и аминокислот с другими классами органических соединений

1час

30

Промежуточная аттестация в форме теста

1час

31

Азотсодержащие гетероциклические соединения

1час

32

Схемы превращений по теме « Азотсодержащие соединения»


33

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.

1час

34

Синтетические каучуки и синтетические волокна (решение задач и упражнений)

1час


11 класс


1

Строение атома. Изотопы.

1час

2

Основные понятия и законы химии

1час

3

Расчёты с применением уравнения Менделеева – Клайперона

1час

4

Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов

1час

5

Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

1час

6

Валентность и степень окисления

1час

7

Основные виды химической связи, меха­низмы их обра­зования

1час

8

Типы кристаллических решеток и свойства веществ


1час

9

Характеристи­ки химической связи.

1час

10

Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

1час

11

Дисперсные системы.


1час

12

Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов.

1час

13

Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»).

1час

14

Кристаллогидраты

1час

15

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

1час

16

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций.

1час

17

Химическое равновесие.

1час

18

Производство серной кислоты контактным способом.

1час

19

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

1час

20

Электролитическая диссоциация. (Э.Д.)

1час

21

Водородный показатель.

1час

22

Гидролиз.

1час

23

Металлы.

1час

24

Коррозия металлов

1час

25

Расчёты по теме «Электролиз»

1час

26

Неметаллы.

1час

27

Кислоты органические и неорганические.

1час

28

Амфотерные органические и неорганические соединения.

1час

29

Понятие о комплексных соединениях

1час

30

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.

1час

31

Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между классами неорганических и органических веществ.

1час

32

Промежуточная аттестация в форме теста.

1час

33

Химия и повседневная жизнь человека


1час

34

Химия и экология.

Подведение итогов

1час



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения факультативного курса ученик должен

Знать/понимать

Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;

Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;


Уметь

Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета)


Литература:

1. Химия: практикум по органической химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2016

2. Химия: практикум по общей химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2016

3. Задачник с «помощником». 10-11классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара, Н.И. Габрусева. –М. : Просвещение, 2009

4. Учимся решать задачи по химии. 8-11 классы/авт.-сост. Р.А. Бочарникова. –Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2016

5. Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. Для 10-11кл. общеобразоват.учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС

6. Курсы по выбору: выбор за вами / Ред.-сост. Л.Г.Пройчева.-М.: Центрхимпресс, 2018.

7. Н.И. Тулина. Углубленное изучение отдельных тем общей химии»; опубликована: Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.

8. Химия для гуманитариев. 10,11 классы: элективный курс / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2017





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!