Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 73»
Рассмотрено на заседании МО__________________ __________________________ | Принято на заседании | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 73 _______________________ |
| методического совета | Н.Е.Ермолина |
Протокол № ____ от ________ | Протокол № _______от | «___»_____________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ
«Химия в задачах и упражнениях»
для 10 А и 11А классов
Учитель Гилязова Елена Николаевна
высшая квалификационная категория
Архангельск
2020-2021 учебный год
Рабочая программа факультативного курса „Химия в задачах и упражнениях“ для 10 А класса, предметная область «Естественно-научные предметы», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, образовательной программе МБОУ СШ №73. Программа разработана на основе авторской программы М.Н. Афанасьевой „Химия“, М.: Просвещение, 2017 и совместима с учебно-методическим комплектом Г.Е Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана.
Программа факультативного курса „Химия в задачах и упражнениях“ рассчитана на обучение в 10 и 11 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год, 68 часов за два года обучения.
В содержании курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение.
Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии в 10-ом классе, и с изучением курса общей химии в 11-ом классе. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической, общей и неорганической химии и для общего развития учеников.
Цель курса:
• расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
• углубление и расширение знаний по химии
• закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;
• исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;
• формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;
• развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
• способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы;
• развить интересы учащихся, увлекающихся химией.
Курс базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ» В 10-11 КЛАССАХ
Личностные
- сформированность положительного отношения к химии, что обуславливает мотивацию к учебной деятельности в выбранной сфере;
- сформированность умения решать проблемы поискового и творческого характера;
- сформированность умения проводить самоанализ и осуществлять самоконтроль и самооценку на основе критериев успешности;
- сформированность готовности следовать нормам природо- и здоровьесберегающего поведения;
- сформированность прочных навыков, направленных на саморазвитие через самообразование;
- сформированность навыков проявления познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Метапредметные
- сформированность умения ставить цели и новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- овладение приёмами самостоятельного планирования путей достижения цели, умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- сформированность умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- сформированность умения осуществлять контроль в процессе достижения результата, корректировать свои действия;
- сформированность умения оценивать правильность выполнения учебных задач и собственные возможности их решения;
- сформированность умения анализировать, классифицировать, обобщать, выбирая основания и критерии для установления причинно-следственных связей;
- сформированность умения приобретать и применять новые знания;
- сформированность умения создавать простейшие модели, использовать, схемы, таблицы, символы для решения учебных и познавательных задач;
- овладение на высоком уровне смысловым чтением научных текстов;
- сформированность умения эффективноорганизовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально с учётом общих интересов;
- сформированность умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации;
- высокий уровень компетентности в области использования ИКТ;
- сформированность экологического мышления;
- сформированность умения применят в познавательной, коммуникативной и социальной практике знания, полученные при изучении предмета.
Предметные результаты (базовый уровень)
Ученик научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира в практической деятельности человека;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
- раскрывать на примерах положение теории химического строениния А.М. Бутлерова;
- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определённому классу соединений;
- характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
- прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химических связей в молекулах реагентов и их реакционной способности;
- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для их безопасного применения в практической деятельности;
- приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений;
- проводить опыты по распознаванию органических веществ в составе пищевых продуктов и косметических средств;
- владеть правилами и приёмами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах её развития;
- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
- объяснять природу и способы образования химической связи с целью определения химической активности веществ;
- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
Тематическое планирование
Номер урока | Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы |
10 класс |
1 | Введение. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач. | 1час |
2 | Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем. | 1 час |
3 | Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. | 1 час |
4 | Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания. | 1 час |
5 | Изомерия и номенклатура органических соединений | 1час |
6 | Урок-упражнение по отработке навыков составления изомеров и их названий | 1 час |
7 | Расчет объемных отношений газов при химических реакциях | 1 час |
8 | Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. | 1час |
9 | Вычисление массы, количества или объема продукта реакции по известной массе, количеству или объему исходного вещества, содержащего примеси. | 1 час |
10 | Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 час |
11 | Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей растворенного вещества | 1час |
12 | Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | 1час |
13 | Расчеты по термохимическим уравнениям | 1час |
14 | Химические реакции в органической химии | 1час |
15 | Понятие о циклоалканах | 1час |
16 | Алкадиены | 1час |
17 | Каучук | 1час |
18 | Бензол и его гомологи | 1час |
19 | Химические свойства углеводородов и способы их получения. | 1час |
20 | Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные. | 1час |
21 | Урок-практикум по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами | 1час |
22 | Переработка углеводородного сырья | 1час |
23 | Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола и способы их получения | 1час |
24 | Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров и способы их получения. | 1час |
25 | Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями: открытые, закрытые, смешанные. | 1час |
26 | Урок-практикум (Эксперимент) | 1час |
27 | Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. | 1час |
28 | Химические свойства азотсодержащих соединения и способы их получения. | 1час |
29 | Генетическая связь аминов и аминокислот с другими классами органических соединений | 1час |
30 | Промежуточная аттестация в форме теста | 1час |
31 | Азотсодержащие гетероциклические соединения | 1час |
32 | Схемы превращений по теме « Азотсодержащие соединения» | |
33 | Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы. | 1час |
34 | Синтетические каучуки и синтетические волокна (решение задач и упражнений) | 1час |
11 класс |
1 | Строение атома. Изотопы. | 1час |
2 | Основные понятия и законы химии | 1час |
3 | Расчёты с применением уравнения Менделеева – Клайперона | 1час |
4 | Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов | 1час |
5 | Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. | 1час |
6 | Валентность и степень окисления | 1час |
7 | Основные виды химической связи, механизмы их образования | 1час |
8 | Типы кристаллических решеток и свойства веществ | 1час |
9 | Характеристики химической связи. | 1час |
10 | Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. | 1час |
11 | Дисперсные системы. | 1час |
12 | Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов. | 1час |
13 | Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»). | 1час |
14 | Кристаллогидраты | 1час |
15 | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. | 1час |
16 | Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций. | 1час |
17 | Химическое равновесие. | 1час |
18 | Производство серной кислоты контактным способом. | 1час |
19 | Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). | 1час |
20 | Электролитическая диссоциация. (Э.Д.) | 1час |
21 | Водородный показатель. | 1час |
22 | Гидролиз. | 1час |
23 | Металлы. | 1час |
24 | Коррозия металлов | 1час |
25 | Расчёты по теме «Электролиз» | 1час |
26 | Неметаллы. | 1час |
27 | Кислоты органические и неорганические. | 1час |
28 | Амфотерные органические и неорганические соединения. | 1час |
29 | Понятие о комплексных соединениях | 1час |
30 | Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. | 1час |
31 | Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между классами неорганических и органических веществ. | 1час |
32 | Промежуточная аттестация в форме теста. | 1час |
33 | Химия и повседневная жизнь человека | 1час |
34 | Химия и экология. Подведение итогов | 1час |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения факультативного курса ученик должен
Знать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;
Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;
Уметь
Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета)
Литература:
1. Химия: практикум по органической химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2016
2. Химия: практикум по общей химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2016
3. Задачник с «помощником». 10-11классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара, Н.И. Габрусева. –М. : Просвещение, 2009
4. Учимся решать задачи по химии. 8-11 классы/авт.-сост. Р.А. Бочарникова. –Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2016
5. Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. Для 10-11кл. общеобразоват.учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС
6. Курсы по выбору: выбор за вами / Ред.-сост. Л.Г.Пройчева.-М.: Центрхимпресс, 2018.
7. Н.И. Тулина. Углубленное изучение отдельных тем общей химии»; опубликована: Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.
8. Химия для гуманитариев. 10,11 классы: элективный курс / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2017