«ХАТАНГСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА№1"
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по музыке « Мир музыки»
для обучающихся 6 класса
Автор: СТУРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
с. ХАТАНГА
2019год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИР МУЗЫКИ»
Пояснительная записка
Основой рабочей программы по внеурочной деятельности по вокалу для обучающихся 6 класса послужили детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» М. АСТ «Астрель. Люкс», 2005г. и пособие для родителей и педагогов М. А. Михайловой «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», Ярославль, «Академия развития», 2006
Направленность программы музыкального кружка «Мир музыки» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год обучения.
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС основного общего образования) учитывается основная цель:
формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры, расширение кругозора в музыкальной культуре.
Задачи кружковой деятельности:
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты, музыкальными инструментами, жизнью и творчеством знаменитых композиторов.
Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
Развивать творческие способности школьников.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы до12- 13 лет.
Формы и методы работы
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, концерты и праздники.
Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки музыкальных сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Важной формой занятий данного кружка являются просмотры видеофильмов с выступлениями детей на конкурсах, концертах, Евровидении, различные манеры исполнения, сценические образы и другое. Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Режим занятий
Расписание занятий факультатива строится из расчета одно занятие в неделю, всего – 34 часа в год в соответствии с учебным планом БОУ «Хатангская средняя школа №1» на 2019-20учебный год. Каждое занятие длится 40 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»:
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-эмпатии , как пониманию чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»:
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
-адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»:
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.
-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | теория | практика |
1 | Введение. | 1 | 1 | |
2 | В мире загадочных звуков | 5 | 2 | 3 |
3 | Творчество в музыке | 5 | 2 | 3 |
4 | Музыкальные инструменты | 5 | 4 | 1 |
5 | Музыкальные понятия | 5 | 5 | |
6 | Зарубежные композиторы | 5 | 5 | |
7 | Музыка России | 5 | 5 | |
8 | Повторение и обобщение курса «Мир музыки». | 3 | 2 | 1 |
Тематическое планирование занятий
Введение. От природы музыкален каждый. Что такое музыкальность?
В мире загадочных звуков. Свойства, сила, высота звука.
В мире загадочных звуков. Динамика, ритм, тембр.
Практическое занятие по теме: «Звук»
Мы «рисуем» музыку.
Игровые задания пластической и речевой выразительности
Виды музыкальных инструментов
Скрипки Страдивари
Король всех инструментов - орган
В стране музыкальных инструментов
Инструменты народов Севера
Игра «Музыкальное лото»
Кто придумал ноты?
Камерная музыка.
Ансамбль. Мелодия. Унисон.
Виды музыкального искусства. Опера. Оперные певцы.
Балет. Балерины.
А капелла и кантата.
Симфония и соната.
Певческие голоса
Музыкальные жанры
Музыкальные жанры долган
24. Оркестр. Виды оркестров. Дирижер.
25. Кто и как сочиняет музыку?
26. Музыка И. С. Баха. Полифония и гомофония
27. Виртуоз-импровизатор – В.А. Моцарт
28. Судьба и музыка Людвига ван Бетховена
29. Музыкальный романтик - Франц Шуберт
30. Штраусы – «короли вальса»
31. Музыка России: песни, инструменты, композиторы
32. «Могучая кучка» русских композиторов»
33. Современная музыка
34. Повторение и обобщение курса «Мир музыки»
Содержание знаний, умений, навыков детей:
К концу обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.
Учащиеся должны:
- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;
- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;
- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне от первой октавы – до второй октавы;
- различать звучание мажора и минора.
- узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;
- иметь любимые произведения;
- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);
- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;
- положительно относиться к музыке русского народа;
- узнавать на слух народные песни; знать и любить их;
- знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;
- знать состав оркестра русских народных инструментов;
- приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;
- иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;
Уметь:
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы – ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си) первой октавы;
- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта;
- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;
- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло.
Литература
1. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
2. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
3. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
4. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
5. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
6. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
7. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" – 1999
Детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» М. АСТ «Астрель. Люкс», 2005
М. А. Михайлова «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2006
Н.Б. Улашенко «Нестандартные уроки музыки», Волгоград, изд. «Корифей», 2006
О.Д. Ушакова «Великие композиторы», справочник школьника, С-Петербург. «Литера», 2005
Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», сказки о музыкантах
Учебно-методическое обеспечение
Ноутбук с колонками
Музыкальный центр
Музыкальные инструменты
Микрофоны с микшером
Проектор мультимедиа
Аудио и видеотека
Фонограммы (минус, плюс, караоке)
Учебная, методическая, художественная литература