СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив по музыке для 6 класса "Мир музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой рабочей программы по внеурочной деятельности по вокалу для обучающихся 6 класса послужили детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» М. АСТ «Астрель. Люкс», 2005г. и пособие для родителей и педагогов М. А. Михайловой «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», Ярославль, «Академия развития», 2006

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по музыке для 6 класса "Мир музыки"»

«ХАТАНГСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА№1"







Рабочая программа

внеурочной деятельности

по музыке « Мир музыки»







для обучающихся 6 класса












Автор: СТУРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА













с. ХАТАНГА
2019год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МИР МУЗЫКИ»

Пояснительная записка


Основой рабочей программы по внеурочной деятельности по вокалу для обучающихся 6 класса послужили детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» М. АСТ «Астрель. Люкс», 2005г. и пособие для родителей и педагогов М. А. Михайловой «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», Ярославль, «Академия развития», 2006

Направленность программы музыкального кружка «Мир музыки» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год обучения.

В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.


Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.


Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.


Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС основного общего образования) учитывается основная цель:

формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры, расширение кругозора в музыкальной культуре.

Задачи кружковой деятельности:

  1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

  2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  3. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

  4. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, музыкальными инструментами, жизнью и творчеством знаменитых композиторов.

  5. Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.

  6. Развивать творческие способности школьников.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса


Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.

Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Возраст ребят, участвующих в реализации программы до12- 13 лет.

Формы и методы работы

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, концерты и праздники.

Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки музыкальных сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

Важной формой занятий данного кружка являются просмотры видеофильмов с выступлениями детей на конкурсах, концертах, Евровидении, различные манеры исполнения, сценические образы и другое. Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.


Режим занятий

Расписание занятий факультатива строится из расчета одно занятие в неделю, всего – 34 часа в год в соответствии с учебным планом БОУ «Хатангская средняя школа №1» на 2019-20учебный год. Каждое занятие длится 40 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.


Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:


Личностные универсальные учебные действия


«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»:

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии , как пониманию чувств других людей и сопереживание им.



Регулятивные универсальные учебные действия


«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»:

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

-адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.


Познавательные универсальные учебные действия


«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»:

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах



Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Учебно-тематический план


№ п/п


Тема


Количество часов


теория


практика


1

Введение.


1

1


2

В мире загадочных звуков


5

2

3

3

Творчество в музыке


5

2

3

4

Музыкальные инструменты


5

4

1

5

Музыкальные понятия


5

5


6

Зарубежные композиторы


5

5


7

Музыка России


5

5


8

Повторение и обобщение курса «Мир музыки».


3

2

1



Тематическое планирование занятий




  1. Введение. От природы музыкален каждый. Что такое музыкальность?

  2. В мире загадочных звуков. Свойства, сила, высота звука.

  3. В мире загадочных звуков. Динамика, ритм, тембр.

  4. Практическое занятие по теме: «Звук»

  5. Мы «рисуем» музыку.

  6. Игровые задания пластической и речевой выразительности

  7. Виды музыкальных инструментов

  8. Скрипки Страдивари

  9. Король всех инструментов - орган

  10. В стране музыкальных инструментов

  11. Инструменты народов Севера

  12. Игра «Музыкальное лото»

  13. Кто придумал ноты?

  14. Камерная музыка.

  15. Ансамбль. Мелодия. Унисон.

  16. Виды музыкального искусства. Опера. Оперные певцы.

  17. Балет. Балерины.

  18. А капелла и кантата.

  19. Симфония и соната.

  20. Певческие голоса

  21. Музыкальные жанры

  22. Музыкальные жанры долган

24. Оркестр. Виды оркестров. Дирижер.

25. Кто и как сочиняет музыку?

26. Музыка И. С. Баха. Полифония и гомофония

27. Виртуоз-импровизатор – В.А. Моцарт

28. Судьба и музыка Людвига ван Бетховена

29. Музыкальный романтик - Франц Шуберт

30. Штраусы – «короли вальса»

31. Музыка России: песни, инструменты, композиторы

32. «Могучая кучка» русских композиторов»

33. Современная музыка

34. Повторение и обобщение курса «Мир музыки»


Содержание знаний, умений, навыков детей:

К концу обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.

Учащиеся должны:

- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;

- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;

- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне от первой октавы – до второй октавы;

- различать звучание мажора и минора.

- узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;

- иметь любимые произведения;

- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);

- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;

- положительно относиться к музыке русского народа;

- узнавать на слух народные песни; знать и любить их;

- знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;

- знать состав оркестра русских народных инструментов;

- приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;

- иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;

Уметь:

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы – ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си) первой октавы;

- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта;

- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;

- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло.

Литература

1. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990

2. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990

3. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000

4. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010

5. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999

6. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005

7. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" – 1999

  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» М. АСТ «Астрель. Люкс», 2005

  2. М. А. Михайлова «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2006

  3. Н.Б. Улашенко «Нестандартные уроки музыки», Волгоград, изд. «Корифей», 2006

  4. О.Д. Ушакова «Великие композиторы», справочник школьника, С-Петербург. «Литера», 2005

  5. Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», сказки о музыкантах

Учебно-методическое обеспечение

    1. Ноутбук с колонками

    2. Музыкальный центр

    3. Музыкальные инструменты

    4. Микрофоны с микшером

    5. Проектор мультимедиа

    6. Аудио и видеотека

    7. Фонограммы (минус, плюс, караоке)

    8. Учебная, методическая, художественная литература


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!