Пояснительная записка
Факультатив «Театр» осуществляется на основе авторской образовательной программы «Театр».
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.
Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности младшего школьника, его нравственных представлений, чувств, эмоций.
Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, к окружающей действительности. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, сказываются на нашем здоровье.
Формированию культурных эмоций способствуют предметы художественно-эстетического цикла, и, в частности, театр.
Концептуальные основы программы
Курс «Театр» объединяет дисциплины эстетического цикла, т.е. данный курс является интегративным и преследует цель формирования представлений детей о той роли, которую играет искусство в жизни людей, а также специфике способа познания мира, характерного для искусства.
Осмысление значения искусства для жизни людей должно происходить в процессе активной деятельности учеников.
Отличие «учебного» театра состоит в том, что для привлечения большинства школьников к сценической деятельности преобладает принцип: максимальное количество действующих лиц при минимальном объёме каждой роли.
Цель программы – создание детского театрального коллектива, являющегося основой музыкально-эстетического воспитания его участников, инструментом развития их творческих задатков и личностных качеств.
Театральная деятельность является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческих сил, т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного учебного курса.
Задачи программы
Программой предусматривается решение следующих задач:
- выявление и развитие творческих способностей каждого ребёнка;
- воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам, воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
- воспитание учащегося, как «гражданина мира», через знакомство с различными литературными произведениями, а через них с традициями разных стран и народов;
- развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
- совершенствование репертуара, включающего в себя произведения народного творчества, русских и зарубежных авторов;
- обогащение словарного запаса детей, его активация;
- стимулирование желания детей искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация);
- проведение театральной деятельности, поддержание желания детей участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и расковано в любой обстановке.
Педагогические принципы
Образовательная программа «Театр» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:
- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;
- комплексность решения задач обучения и воспитания;
- гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
- единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребёнка.
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства, его значение в развитии каждого ребёнка.
Особенность программы
Особенностью данной программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования учащихся МОУ «Прогимназия № 13 г. Майского» и всецело посвящена предмету «Театр» в 1-4 классах (возраст учащихся 6-10 лет).
Данная образовательная программа, помимо предметного содержания, включает в себя комплекс методических рекомендаций, базирующихся на передовом опыте педагогов, работающих в сфере театральной деятельности (Тарасов Л.В., Щёголев А.Г., Ерхина Е.А., Журавлёва Е.И., Сорокина Н.Ф.. Миланович Л.Г. и др.)
Основные показатели эффективности реализации программы
Для определения эффективности реализации данной образовательной программы могут выступить следующие характеристики:
- высокий уровень мотивации учащихся к театрально-игровой деятельности;
- творческая самореализация учащихся, участие в смотрах-конкурсах, концертно-массовых мероприятиях.
Методы психолого-педагогической диагностики
Данная образовательная программа предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики творческих возможностей учащихся. Системность проведения диагностики музыкально-творческого развития учащихся позволяет педагогу использовать её на различных этапах обучения, создавать правильную мотивацию при постановке и решении образовательных задач.
Программа предусматривает некоторые традиционные методы диагностики (беседы, наблюдения, анкетирование, индивидуальные планы учащихся), которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого учащегося и создавать на уроках комфортный микроклимат.
Анкетирование, как один из самых популярных методов психолого-педагогической диагностики может быть, как открытым, так и закрытым. Но закрытый вид анкетирования предпочтительнее, поскольку обеспечивает большую степень искренности детей. Анкетирование рекомендуется в начале и в конце учебного года. Это поможет педагогу более определённо выстроить планы предстоящей работы, корректировать их в течение года и провести итоговый анализ достигнутого, в конце учебного года. Кроме того, даст необходимый аналитический материал для корректировки образовательных задач (в рамках программы), требующих решения в следующем учебном году.
Это обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении и позволяет оперативно вносить необходимые коррективы в индивидуальную работу с детьми.
№ | Тема занятий | Количество часов – 34 ч. |
теория | практика | всего |
| Вводное занятие | 1 | | 1 |
1 | Дом для чудесных представлений | 4 | 4 | 8 |
1.1. | Создатели спектакля: актёр и режиссёр | 2 | | 2 |
1.2. | Художники в театре | 1 | 1 | 2 |
1.3. | Сценические этюды | | 2 | 2 |
1.4. | Муки творчества или Я - художник | | 1 | 1 |
1.5. | Импровизация | | 1 | 1 |
2 | Моя вообразилия | 2 | 3 | 5 |
2.1. | Чудесный мир фантазий | 1 | 1 | 2 |
2.2. | Крякающий почтовый ящик | 1 | | 1 |
2.3. | Импровизация | | 2 | 2 |
3 | Из истории театра | 7 | 11 | 18 |
3.1. | Народные традиции | 2 | | 2 |
3.2. | Странствующий театр | 1 | | 1 |
3.3. | Кукольный театр | 1 | 1 | 2 |
3.4. | Замки из картона | | 2 | 2 |
3.5. | Театр теней | 1 | 1 | 2 |
3.6. | Инсценирование сказок, басен | | 3 | 3 |
3.7. | Устный журнал «Из истории театра» | 1 | 2 | 3 |
3.8. | Что за прелесть эти сказки! | 1 | 2 | 3 |
| Подводим итоги | 1 | 1 | 2 |
| Урок-концерт | 1 | 1 | 2 |
| И того | 10 | 24 | 33 |
Репертуар
(примерный, зависит от уровня подготовки детей)
«Гномик», муз. О. Юдахиной, сл. Г. Новицкой; «Ослик», муз. О. Юдахиной, сл. Н. Соловьёвой и др.
Инсценирование сказок
«Бременские музыканты» (театрализованное представление с элементами театра); «Белоснежка и семь гномов» или «Сказка о потерянном детстве» (театрализованное представление); «Гуси-лебеди» (музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки) и др.
Песенный материал к спектаклям
«Найди себе друга» муз. А.Зацепина, сл. Л. Дербенёва; «Где живут чудеса», О. Чеканова; «Настоящий друг» муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковкого; «Лесная песенка» муз. Ю. Чичикова, сл. К. Ибряева; «В сказках чудеса», муз. В. Чуриловой; «Весёлая песня», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой; «Край мой родной», муз. З. Жирикова, сл. И. Кашежевой; «С нами друг», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёва; «Из чего наш мир состоит», муз. Б. Савельева, сл. М. Танича; «Мир Вам, люди!», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского и др.
Знания и умения учащихся
К концу четвёртого класса обучающиеся должны:
- ознакомиться со средствами выразительности устной речи (темп, тон, громкость речи);
- усвоить понятия «жесты», «мимика», «пантомима», «артикуляция звуков», «импровизация», «темп», «опера», «ритм», «осанка», «драматург», «гримёр» и др.
- освоить выразительные возможности устной речи;
- иметь представления о деятельности драматурга, режиссёра, художника, актёра, композитора, музыканта и других работников театра;
- приобрести первичные навыки театральной деятельности;
- развить по возможности свои познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой театральной деятельности;
- овладеть опытом творческой деятельности, приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной театральной деятельности;
- приобрести навыки общения через выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой театральной деятельности и при восприятии произведений и творчества своих товарищей;
- приобрести знания о роли театра, театральной деятельности в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни;
- знать и соблюдать правила поведения на занятиях.
Методическое обеспечение образовательной программы
Принципом обучения является коллективное театрально-игровое творчество.
Форма занятия – групповая, оптимальное количество детей в группе – 7-10 человек.
Продолжительность занятия – 40 минут
Набор в объединение – свободный
Срок реализации – 4 года
Объём занятий:
- учебных (в неделю) 1 час (40 мин.)
- учебных (в год) 34 часа
Примерный план занятия:
1 вариант (подготовительный этап – 1 год обучения (2-3 месяца)
Музыкально-ритмическая разминка (распевание).
Дыхательная и речевая гимнастика.
Литературно-художественная практика.
Игры, этюды.
Театральная деятельность.
2 вариант (основной – 2-4 год обучения)
Музыкально-ритмическая разминка (распевание).
Разучивание музыкальной части спектакля.
Литературно-художественная практика.
Театральная деятельность.
Работа над репертуаром
Новое произведение следует разучивать в четыре этапа:
- первое прочтение произведения;
- материал в работе;
- недоработанное «готовое» произведение;
- художественное совершенствование.
Материальное обеспечение программы
- просторное помещение для занятий;
- достаточное количество посадочных мест;
- музыкальный инструмент;
- костюмы;
- ширма кукольного театра;
- куклы бибабо;
- аптечка.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Театр»
№ п/п | Тема урока | Дата |
По плану | По факту |
I полугодие (17 часов) |
1 | Вводное занятие | | |
2,3 | Создатели спектакля: актёр и режиссёр | | |
4,5 | Художники в театре | | |
6,7 | Сценические этюды | | |
8 | Муки творчества или Я - художник | | |
9, 10 | Импровизация | | |
11, 12 | Чудесный мир фантазии | | |
13 | Крякающий почтовый ящик | | |
14, 15 | Импровизация | | |
16, 17 | Народные традиции | | |
II полугодие (17 часов) |
18 | Странствующий театр | | |
19, 20 | Кукольный театр | | |
21, 22 | Замки из картона | | |
23, 24 | Театр теней | | |
25, 26, 27 | Инсценировка сказок, басен | | |
28, 29, 30 | Устный журнал «Из истории театра» | | |
31, 32, 33 | Что за прелесть эти сказки | | |
34 | Урок-концерт | | |
Список литературы
Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей-М.: Айрис-пресс,2006.
Генералов И.А. Театр (1-3 год обучения). – М.: «Авангард», 1999.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники… Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ Под редакцией Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
Интегративный предмет «Театр». Сборник методических материалов. /Под редакцией Л.В. Тарасова и А.Г. Щеголева. – М.: «Авангард», 1993.
Крамаренко Т.Н., Крамаренко Ю.Г. Кукольный театр. – М.: «Просвещение», 1982.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество – дети. – М.: «Авангард», 2006.
Царенко Л.И. От потешек к Пушкинскому балу… - М.: «Линка - пресс»,1999.
Журналы «Музыкальная шкатулка.»