СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив «Театр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультатив «Театр»

Просмотр содержимого документа
«Факультатив «Театр»»

Пояснительная записка

Факультатив «Театр» осуществляется на основе авторской образовательной программы «Театр».

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.

Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности младшего школьника, его нравственных представлений, чувств, эмоций.

Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, к окружающей действительности. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, сказываются на нашем здоровье.

Формированию культурных эмоций способствуют предметы художественно-эстетического цикла, и, в частности, театр.

Концептуальные основы программы


Курс «Театр» объединяет дисциплины эстетического цикла, т.е. данный курс является интегративным и преследует цель формирования представлений детей о той роли, которую играет искусство в жизни людей, а также специфике способа познания мира, характерного для искусства.

Осмысление значения искусства для жизни людей должно происходить в процессе активной деятельности учеников.

Отличие «учебного» театра состоит в том, что для привлечения большинства школьников к сценической деятельности преобладает принцип: максимальное количество действующих лиц при минимальном объёме каждой роли.


Цель программы – создание детского театрального коллектива, являющегося основой музыкально-эстетического воспитания его участников, инструментом развития их творческих задатков и личностных качеств.

Театральная деятельность является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческих сил, т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного учебного курса.


Задачи программы


Программой предусматривается решение следующих задач:


- выявление и развитие творческих способностей каждого ребёнка;

- воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам, воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;

- воспитание учащегося, как «гражданина мира», через знакомство с различными литературными произведениями, а через них с традициями разных стран и народов;

- развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;

- совершенствование репертуара, включающего в себя произведения народного творчества, русских и зарубежных авторов;

- обогащение словарного запаса детей, его активация;

- стимулирование желания детей искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация);

- проведение театральной деятельности, поддержание желания детей участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и расковано в любой обстановке.


Педагогические принципы


Образовательная программа «Театр» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;

- комплексность решения задач обучения и воспитания;

- гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;

- единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребёнка.


Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства, его значение в развитии каждого ребёнка.


Особенность программы


Особенностью данной программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования учащихся МОУ «Прогимназия № 13 г. Майского» и всецело посвящена предмету «Театр» в 1-4 классах (возраст учащихся 6-10 лет).

Данная образовательная программа, помимо предметного содержания, включает в себя комплекс методических рекомендаций, базирующихся на передовом опыте педагогов, работающих в сфере театральной деятельности (Тарасов Л.В., Щёголев А.Г., Ерхина Е.А., Журавлёва Е.И., Сорокина Н.Ф.. Миланович Л.Г. и др.)


Основные показатели эффективности реализации программы


Для определения эффективности реализации данной образовательной программы могут выступить следующие характеристики:

- высокий уровень мотивации учащихся к театрально-игровой деятельности;

- творческая самореализация учащихся, участие в смотрах-конкурсах, концертно-массовых мероприятиях.


Методы психолого-педагогической диагностики


Данная образовательная программа предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики творческих возможностей учащихся. Системность проведения диагностики музыкально-творческого развития учащихся позволяет педагогу использовать её на различных этапах обучения, создавать правильную мотивацию при постановке и решении образовательных задач.

Программа предусматривает некоторые традиционные методы диагностики (беседы, наблюдения, анкетирование, индивидуальные планы учащихся), которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого учащегося и создавать на уроках комфортный микроклимат.

Анкетирование, как один из самых популярных методов психолого-педагогической диагностики может быть, как открытым, так и закрытым. Но закрытый вид анкетирования предпочтительнее, поскольку обеспечивает большую степень искренности детей. Анкетирование рекомендуется в начале и в конце учебного года. Это поможет педагогу более определённо выстроить планы предстоящей работы, корректировать их в течение года и провести итоговый анализ достигнутого, в конце учебного года. Кроме того, даст необходимый аналитический материал для корректировки образовательных задач (в рамках программы), требующих решения в следующем учебном году.

Это обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении и позволяет оперативно вносить необходимые коррективы в индивидуальную работу с детьми.



Тема занятий

Количество часов – 34 ч.

теория

практика

всего


Вводное занятие

1


1

1

Дом для чудесных представлений

4

4

8

1.1.

Создатели спектакля: актёр и режиссёр

2


2

1.2.

Художники в театре

1

1

2

1.3.

Сценические этюды


2

2

1.4.

Муки творчества или Я - художник


1

1

1.5.

Импровизация


1

1

2

Моя вообразилия

2

3

5

2.1.

Чудесный мир фантазий

1

1

2

2.2.

Крякающий почтовый ящик

1


1

2.3.

Импровизация


2

2

3

Из истории театра

7

11

18

3.1.

Народные традиции

2


2

3.2.

Странствующий театр

1


1

3.3.

Кукольный театр

1

1

2

3.4.

Замки из картона


2

2

3.5.

Театр теней

1

1

2

3.6.

Инсценирование сказок, басен


3

3

3.7.

Устный журнал «Из истории театра»

1

2

3

3.8.

Что за прелесть эти сказки!

1

2

3


Подводим итоги

1

1

2


Урок-концерт

1

1

2


И того

10

24

33




Репертуар

(примерный, зависит от уровня подготовки детей)


«Гномик», муз. О. Юдахиной, сл. Г. Новицкой; «Ослик», муз. О. Юдахиной, сл. Н. Соловьёвой и др.

Инсценирование сказок


«Бременские музыканты» (театрализованное представление с элементами театра); «Белоснежка и семь гномов» или «Сказка о потерянном детстве» (театрализованное представление); «Гуси-лебеди» (музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки) и др.


Песенный материал к спектаклям

«Найди себе друга» муз. А.Зацепина, сл. Л. Дербенёва; «Где живут чудеса», О. Чеканова; «Настоящий друг» муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковкого; «Лесная песенка» муз. Ю. Чичикова, сл. К. Ибряева; «В сказках чудеса», муз. В. Чуриловой; «Весёлая песня», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой; «Край мой родной», муз. З. Жирикова, сл. И. Кашежевой; «С нами друг», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёва; «Из чего наш мир состоит», муз. Б. Савельева, сл. М. Танича; «Мир Вам, люди!», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского и др.

Знания и умения учащихся


К концу четвёртого класса обучающиеся должны:

- ознакомиться со средствами выразительности устной речи (темп, тон, громкость речи);

- усвоить понятия «жесты», «мимика», «пантомима», «артикуляция звуков», «импровизация», «темп», «опера», «ритм», «осанка», «драматург», «гримёр» и др.

- освоить выразительные возможности устной речи;

- иметь представления о деятельности драматурга, режиссёра, художника, актёра, композитора, музыканта и других работников театра;

- приобрести первичные навыки театральной деятельности;

- развить по возможности свои познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;

- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой театральной деятельности;

- овладеть опытом творческой деятельности, приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной театральной деятельности;

- приобрести навыки общения через выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой театральной деятельности и при восприятии произведений и творчества своих товарищей;

- приобрести знания о роли театра, театральной деятельности в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни;

- знать и соблюдать правила поведения на занятиях.


Методическое обеспечение образовательной программы


Принципом обучения является коллективное театрально-игровое творчество.

Форма занятия – групповая, оптимальное количество детей в группе – 7-10 человек.

Продолжительность занятия – 40 минут

Набор в объединение – свободный

Срок реализации – 4 года

Объём занятий:

- учебных (в неделю) 1 час (40 мин.)

- учебных (в год) 34 часа


Примерный план занятия:


1 вариант (подготовительный этап – 1 год обучения (2-3 месяца)

  1. Музыкально-ритмическая разминка (распевание).

  2. Дыхательная и речевая гимнастика.

  3. Литературно-художественная практика.

  4. Игры, этюды.

  5. Театральная деятельность.

2 вариант (основной – 2-4 год обучения)

  1. Музыкально-ритмическая разминка (распевание).

  2. Разучивание музыкальной части спектакля.

  3. Литературно-художественная практика.

  4. Театральная деятельность.



Работа над репертуаром


Новое произведение следует разучивать в четыре этапа:

- первое прочтение произведения;

- материал в работе;

- недоработанное «готовое» произведение;

- художественное совершенствование.


Материальное обеспечение программы


- просторное помещение для занятий;

- достаточное количество посадочных мест;

- музыкальный инструмент;

- костюмы;

- ширма кукольного театра;

- куклы бибабо;

- аптечка.



























Календарно-тематическое планирование

по курсу «Театр»


п/п

Тема урока

Дата

По плану

По факту

I полугодие (17 часов)

1

Вводное занятие



2,3

Создатели спектакля: актёр и режиссёр



4,5

Художники в театре



6,7

Сценические этюды



8

Муки творчества или Я - художник



9, 10

Импровизация



11, 12

Чудесный мир фантазии



13

Крякающий почтовый ящик



14, 15

Импровизация



16, 17

Народные традиции



II полугодие (17 часов)

18

Странствующий театр



19, 20

Кукольный театр



21, 22

Замки из картона



23, 24

Театр теней



25, 26, 27

Инсценировка сказок, басен



28, 29, 30

Устный журнал «Из истории театра»



31, 32, 33

Что за прелесть эти сказки



34

Урок-концерт

























Список литературы


  1. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей-М.: Айрис-пресс,2006.

  2. Генералов И.А. Театр (1-3 год обучения). – М.: «Авангард», 1999.

  3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники… Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ Под редакцией Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

  4. Интегративный предмет «Театр». Сборник методических материалов. /Под редакцией Л.В. Тарасова и А.Г. Щеголева. – М.: «Авангард», 1993.

  5. Крамаренко Т.Н., Крамаренко Ю.Г. Кукольный театр. – М.: «Просвещение», 1982.

  6. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество – дети. – М.: «Авангард», 2006.

  7. Царенко Л.И. От потешек к Пушкинскому балу… - М.: «Линка - пресс»,1999.

  8. Журналы «Музыкальная шкатулка.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!