Зеленый мир Забайкалья. Растения нашего края.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Удивительные животные» разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ.
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года за №1897.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 .04. 2015г. №1/15).
Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год.
Профессионального стандарта Педагог (Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
Учебного плана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Читы.
С учетом:
7. ООП МБОУ СОШ № 2
Программа предусматривает развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей, обеспечивает научное, методическое и информационное сопровождение работы учителя со способными и одарёнными детьми.
Занятия рассчитаны на 34 часа для учащихся 5 класса основной школы. Срок проведения занятий с сентября по май. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.
Программа факультатива «Зеленый мир Забайкалья. Растения нашего края.» разработан для учащихся 5 класса общей общеобразовательной школы.
Данный курс факультатива имеет прикладное значение и предполагает изучение полезных свойств растений на базе регионального материала.
На первом этапе обучения (1-2 классы) дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, в 3 -4 классах изучают природоведение. Далее, в курсе средних и старших классах изучается биология. Данный курс имеет прикладное значение и предполагает изучение полезных свойств растений на базе регионального материала.
Содержание программы нацелено на расширение кругозора, данная программа служит дополнением к учебному предмету - биологии в 6 классе (в 6 классе биология изучается 1 час в неделю), где даются знания о жизнедеятельности растений. В содержание курса входят углубленное изучение вопросов по ботанике, включаются разделы о физиологии растений, об условиях, влияющих на растения, факторах среды, вопросы о растительном сообществе.
Данный курс предполагает организацию исследований, связанных с охраной редких и исчезающих растений, с изучением интродукции растений местной флоры, приобретение простейших навыков экспериментальной и исследовательской работы с растительными объектами, их видовое определение, знакомство с видовым многообразием растений, природными сообществами, их использованием и охраной.
Лекарственные растения использовались человеком еще с древних времен. И с каждым днем интерес к ним не ослабевает. К сожалению, в обществе складывается впечатление о полной безопасности применения лекарственных средств растительного происхождения.
В настоящее время большее количество видов относится к категории редких и занесены в региональные Красные книги растений, подлежащих охране. Поэтому, необходимо знать особенности лекарственных растений, их биологию, возможности применения с учетом противопоказания к использованию и, что немаловажно, бережно относиться к природе, разумно использовать ее ресурсы.
Особое внимание уделено принципу регионализации. Объектом изучения и наблюдения являются растения Забайкальской флоры, отличающиеся видовым многообразием. Кроме того, выделяется группа редких и исчезающих видов растений, нуждающихся в охране. Их изучение на региональном уровне позволит сохранить растительное многообразие Забайкальской флоры.
Выполнение программы дает возможность направленно воздействовать на личность учащихся, развивать наблюдательность, мышление, любознательность, обучать приемам самостоятельной работы, воспитывать любовь к «малой Родине», бережному отношению к ней, формировать положительную мотивацию к предмету. Необходимо учить детей быть осторожными в природе, познакомить их с полезными и вредными свойствами растений, что, к сожалению, невозможно рассмотреть на уроках биологии в полном объеме.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Применяются различные формы деятельности. В программу входят теоретические занятия, практические работы.
УМК. Зеленый мир Забайкальского края: учебное пособие по региональному компоненту образования / Гилева М. В., Попова О. А, Уманская Н. В., Филиппов В. Г., Якимова Е. П., Якушевская Е.Б. - 3-е изд., перераб. и доп. - Чита: Экспресс-издательство
Книга посвящена замечательному миру растений Забайкальского края. В ней дается характеристика основных типов растительных сообществ: лесных, степных, луговых; приводится описание самых типичных и наиболее интересных и полезных растений. Читатель познакомится с растениями индикаторами, синоптиками, первоцветами, узнает о приспособлениях растений к условиям Забайкалья.
Книга предназначена для учащихся общеобразовательных школ, учителей, студентов вузов, будет интересна читателям широкого круга и может служить путеводителем в школьных, семейных, индивидуальных познавательных экскурсиях в природу родного края.
Цель курса: Изучить видовое многообразие растений Забайкальского края (в окрестностях места проживания), их эколого-физиологические особенности .
Задачи:
1. Образовательные: сформировать знания о многообразии растений в окрестностях места проживания (лекарственных, ядовитых, пищевых, редких), их значении и месте в жизни человека.
2. Развивающие:
-развивать познавательный интерес к естественнонаучному циклу предметов, научить самостоятельно добывать знания из литературных источников,
- развивать умения определять вид растения по его морфологическим признакам.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к «малой Родине», рациональное и бережное отношение к ней, чувство ответственности за ее сохранение, необходимость соблюдения правил поведения в природе.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
своеобразие жизненных форм растений;
особенности влияния природных факторов (свет, температура, влажность) на развитие растений в условиях Забайкалья;
растительные сообщества Забайкальского края, их видовое многообразие, специфику фитоценозов;
основные виды лекарственных, ядовитых, пищевых, редких и охраняемых растений, мероприятия по их охране и рациональному использованию.
Учащиеся должны уметь:
по доминантным видам определить тип растительного сообщества;
определять способы адаптации растений к существованию в своеобразных природно–климатических условиях Забайкалья;
применять знания, полученные при изучении базовых дисциплин.
Литература
1 .Биологические экскурсии; Кн. Для учителя/ И.В.Измайлов. – М; Просвещение, 1983 -224 с.
2. Гаммерман Н.Ф., Гром Н.И. Дикорастущие лекарственные растения СССР. – М: Медицина, 1976- 183 с.
3. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Сохрани сейчас, чтобы не жалеть потом./ Сборник информационных материалов. – Чита, 2001 -50 с.
4. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Региональная ботаника. Чита -2005, 192 с.
5. Дулепова Б.И. Зеленая аптека Забайкалья. –Чита, 2000 – 99 с.
6. Дулепова Б.И, Попова О.А., Уманская Н.В. и др. Полезные растения Читинской области, их использование и охрана. Чита , 2001 -174 с.
7. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике, 1998, 340 с.
8. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. 1986 -175 с.
9. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. –Чита; Стиль, 2002 – 280 с.
10. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М: Просвещение, 1978 -207 с.
11. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике для учащихся 5 -6 классов.-М.; Просвещение, 1985 -223 с.
12. Эколого –краеведческая работа с учащимися в природе.№31 -32 Экологический практикум для учащихся 5-7 классов.
13. Флора Центральной Сибири./ Под ред. Л.И. Малышева – Новосибирск; Наука, Сиб отд., 1979 –Т.1, 2.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела, темы урока | Кол. часов | Основные понятия | Результат обучения | Дата по плану | Дата по факту |
Приспособления Растений Жизненные формы растений. Экологические группы растений. Растения-индикаторы Зелёные синоптики Первоцветы Забайкалья. | 5ч | Абиотические, биотические, антропогенные факторы, гелиофиты (светолюбивые), сциофиты (теневыносливые), ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидрофиты, суккуленты, фитоиндикация, индикаторы: галофиты, нитрофиллы, кальцефилы, кальцефобы, первоцветы. | Назвать и/или показывать: Виды размножения растений: вегетативное, половое; Факторы среды; Экологические группы растений; Определять: Жизненные формы растений; Определять связь растений с химическим составом почв; Факторы среды: абиотические, биотические, экологические, антропогенные; Светолюбивые, теневыносливые, растения; Описывать: Жизненные формы: дерево, кустарник, кустарничек, трава; Ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидрофиты; Особые условия, характеризующие среду обитания; Объяснять: Взаимосвязь растений и компонентов среды; | | |
Растительные сообщества Сосновые леса Берёзовые леса Лиственничные леса Степи Луга Растения водоёма | 6ч | Горно-таёжная зона, лесостепная зона, степная зона, сосновые, берёзовые, лиственничные леса, степи, луга. | Назвать и/или показывать: Виды растительных сообществ. Причины смены биоценозов. Определять: Видовой состав растительного сообщества. Описывать: Берёзовые, сосновые, лиственные леса, степи, луга Объяснять: Приспособленность растений к совместной жизни. Смену сообществ. | | |
Покрытосеменные, или цветковые растения. Цветок Соцветия Опыление Плоды Семейство крестоцветные Семейство розоцветные Семейство паслёновые Семейство бобовые Семейство астровые Семейство лилейные Семейство злаковые | 11ч | Пигменты (антохлор, антоциан), двойной околоцветник, простой околоцветник, соцветия (зонтик, щиток, головка, простой колос, серёжка, корзинка, сложный щиток, сложный колос, метёлка, сложный зонтик), бокоцветные, верхоцветные, анемофилия, энтомофилия, опыление: перекрёстное и самоопыление (клейстогамные), оплодотворение, семязачаток, плод (настоящие, ложные, простые, сборные, соплодия, дробные) земляничины (гипантий), цинородий, околоплодник | Назвать и/или показывать: Части цветка; Типы соцветий Виды плодов Определять: Описывать: Объяснять: Приспособленность цветка к различным видам опыления. | | |
Удивительный мир растений Грибы Водоросли Будьте знакомы – лишайники Мхи Хвощи – ёлочки, пеструшки, свинячники Плауны, селагинеллы, полушники Папоротники Голосеменные | 8ч | Сморчки, рогатики, лопастники, звездовики, гнездовики, навозники, дождевики. гриб-чага,мухоморы, альгофлора, лишайники, мхи, хвощи (ёлочки, пеструшки, свинячники), плауны, селагинеллы, полушники, папоротники, голосеменные. | или показывать: Грибы, распространённые в Заб. крае; Представителей моховидных. Группы отдела папоротниковидные Голосеменных растений. Покрытосеменных. Определять: Виды водорослей Заб. края. Моховидные произрастающие в Заб. крае Отношение растений к группам папоротниковидных. Сходства и различия голосеменных и покрытосеменных растений. Описывать: Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Объяснять: Значение водорослей в природе и жизни человека. Значение моховидных. Значение папоротниковидных. Биологическое преимущество голосеменных. Значение покрытосеменных. | | |
Знай, используй, береги «SOS» Лекарственные растения Ядовитые растения Мой прекрасный сад | 4ч | Цветочно-декоративные, | Назвать и/или показывать: Распространённые лекарственные растения; Ядовитые растения; Правила первой мед. помощи при отравлении ядовитыми растениями; Определять: Растения, относящиеся к группам лекарственные и ядовитые растений; Описывать: Распространённые цветочно-декоративные растения Объяснять: Значение растений в природе и жизни человека; | | |