СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Зеленый мир Забайкалья. Растения нашего края."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс можно рассматривать как факультатив, элективный курс, комбинировать с уроками биологии в 5-6 классах

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Зеленый мир Забайкалья. Растения нашего края."»

Зеленый мир Забайкалья. Растения нашего края.


Пояснительная записка

  • НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Удивительные животные» разработана на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ.

  2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года за №1897.

  3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 .04. 2015г. №1/15).

  4. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год.

  5. Профессионального стандарта Педагог (Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.

  6. Учебного плана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Читы.

С учетом:

7. ООП МБОУ СОШ № 2


  • МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа предусматривает развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей, обеспечивает научное, методическое и информационное сопровождение работы учителя со способными и одарёнными детьми.

Занятия рассчитаны на 34 часа для учащихся 5 класса основной школы. Срок проведения занятий с сентября по май. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.

Программа факультатива «Зеленый мир Забайкалья. Растения нашего края.» разработан для учащихся 5 класса общей общеобразовательной школы.

Данный курс факультатива имеет прикладное значение и предполагает изучение полезных свойств растений на базе регионального материала.

На первом этапе обучения (1-2 классы) дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, в 3 -4 классах изучают природоведение. Далее, в курсе средних и старших классах изучается биология. Данный курс имеет прикладное значение и предполагает изучение полезных свойств растений на базе регионального материала.

Содержание программы нацелено на расширение кругозора, данная программа служит дополнением к учебному предмету - биологии в 6 классе (в 6 классе биология изучается 1 час в неделю), где даются знания о жизнедеятельности растений. В содержание курса входят углубленное изучение вопросов по ботанике, включаются разделы о физиологии растений, об условиях, влияющих на растения, факторах среды, вопросы о растительном сообществе.

Данный курс предполагает организацию исследований, связанных с охраной редких и исчезающих растений, с изучением интродукции растений местной флоры, приобретение простейших навыков экспериментальной и исследовательской работы с растительными объектами, их видовое определение, знакомство с видовым многообразием растений, природными сообществами, их использованием и охраной.

Лекарственные растения использовались человеком еще с древних времен. И с каждым днем интерес к ним не ослабевает. К сожалению, в обществе складывается впечатление о полной безопасности применения лекарственных средств растительного происхождения.

В настоящее время большее количество видов относится к категории редких и занесены в региональные Красные книги растений, подлежащих охране. Поэтому, необходимо знать особенности лекарственных растений, их биологию, возможности применения с учетом противопоказания к использованию и, что немаловажно, бережно относиться к природе, разумно использовать ее ресурсы.

Особое внимание уделено принципу регионализации. Объектом изучения и наблюдения являются растения Забайкальской флоры, отличающиеся видовым многообразием. Кроме того, выделяется группа редких и исчезающих видов растений, нуждающихся в охране. Их изучение на региональном уровне позволит сохранить растительное многообразие Забайкальской флоры.

Выполнение программы дает возможность направленно воздействовать на личность учащихся, развивать наблюдательность, мышление, любознательность, обучать приемам самостоятельной работы, воспитывать любовь к «малой Родине», бережному отношению к ней, формировать положительную мотивацию к предмету. Необходимо учить детей быть осторожными в природе, познакомить их с полезными и вредными свойствами растений, что, к сожалению, невозможно рассмотреть на уроках биологии в полном объеме.

      Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

      Применяются различные формы деятельности. В программу входят теоретические занятия, практические работы.


УМК. Зеленый мир Забайкальского края: учебное пособие по региональному компоненту образования / Гилева М. В., Попова О. А, Уманская Н. В., Филиппов В. Г., Якимова Е. П., Якушевская Е.Б. - 3-е изд., перераб. и доп. - Чита: Экспресс-издательство

Книга посвящена замечательному миру растений Забайкальского края. В ней дается характеристика основных типов растительных сообществ: лесных, степных, луговых; приводится описание самых типичных и наиболее интересных и полезных растений. Читатель познакомится с растениями индикаторами, синоптиками, первоцветами, узнает о приспособлениях растений к условиям Забайкалья.

Книга предназначена для учащихся общеобразовательных школ, учителей, студентов вузов, будет интересна читателям широкого круга и может служить путеводителем в школьных, семейных, индивидуальных познавательных экскурсиях в природу родного края.


Цель курса: Изучить видовое многообразие растений Забайкальского края (в окрестностях места проживания), их эколого-физиологические особенности .


Задачи:

1. Образовательные: сформировать знания о многообразии растений в окрестностях места проживания (лекарственных, ядовитых, пищевых, редких), их значении и месте в жизни человека.

2. Развивающие:

-развивать познавательный интерес к естественнонаучному циклу предметов, научить самостоятельно добывать знания из литературных источников,

- развивать умения определять вид растения по его морфологическим признакам.

3. Воспитательныевоспитывать любовь к «малой Родине», рациональное и бережное отношение к ней, чувство ответственности за ее сохранение, необходимость соблюдения правил поведения в природе.


Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • своеобразие жизненных форм растений;

  • особенности влияния природных факторов (свет, температура, влажность) на развитие растений в условиях Забайкалья;

  • растительные сообщества Забайкальского края, их видовое многообразие, специфику фитоценозов;

  • основные виды лекарственных, ядовитых, пищевых, редких и охраняемых растений, мероприятия по их охране и рациональному использованию.

Учащиеся должны уметь:

  • по доминантным видам определить тип растительного сообщества;

  • определять способы адаптации растений к существованию в своеобразных природно–климатических условиях Забайкалья;

  • применять знания, полученные при изучении базовых дисциплин.

























Литература

1 .Биологические экскурсии; Кн. Для учителя/ И.В.Измайлов. – М; Просвещение, 1983 -224 с.

2. Гаммерман Н.Ф., Гром Н.И. Дикорастущие лекарственные растения СССР. – М: Медицина, 1976- 183 с.

3. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Сохрани сейчас, чтобы не жалеть потом./ Сборник информационных материалов. – Чита, 2001 -50 с.

4. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Региональная ботаника. Чита -2005, 192 с.

5. Дулепова Б.И. Зеленая аптека Забайкалья. –Чита, 2000 – 99 с.

6. Дулепова Б.И,  Попова О.А., Уманская Н.В. и др. Полезные растения Читинской области, их использование и охрана. Чита , 2001 -174 с.

7. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике,  1998, 340 с.

8. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. 1986 -175 с.

9. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. –Чита; Стиль, 2002 – 280 с.

10. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М: Просвещение, 1978 -207 с.

11. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике для учащихся 5 -6 классов.-М.; Просвещение, 1985 -223 с.

12. Эколого –краеведческая работа с учащимися в природе.№31 -32 Экологический практикум для учащихся 5-7 классов.

13. Флора Центральной Сибири./ Под ред. Л.И. Малышева – Новосибирск; Наука, Сиб отд., 1979 –Т.1, 2.





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела, темы урока

Кол. часов


Основные понятия

Результат

обучения

Дата по плану

Дата по факту

Приспособления

Растений

  1. Жизненные формы растений.

  2. Экологические группы растений.

  3. Растения-индикаторы

  4. Зелёные синоптики

  5. Первоцветы Забайкалья.



Абиотические, биотические, антропогенные факторы, гелиофиты (светолюбивые), сциофиты (теневыносливые), ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидрофиты, суккуленты, фитоиндикация, индикаторы: галофиты, нитрофиллы, кальцефилы, кальцефобы, первоцветы.

Назвать и/или показывать:

  • Виды размножения растений: вегетативное, половое;

  • Факторы среды;

  • Экологические группы растений;

Определять: Жизненные формы растений;

  • Определять связь растений с химическим составом почв;

  • Факторы среды: абиотические, биотические, экологические, антропогенные;

  • Светолюбивые, теневыносливые, растения;

Описывать: Жизненные формы: дерево, кустарник, кустарничек, трава;

  • Ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидрофиты;

  • Особые условия, характеризующие среду обитания;

Объяснять: Взаимосвязь растений и компонентов среды;



Растительные сообщества

  1. Сосновые леса

  2. Берёзовые леса

  3. Лиственничные леса

  4. Степи

  5. Луга

  6. Растения водоёма


Горно-таёжная зона, лесостепная зона, степная зона, сосновые, берёзовые, лиственничные леса, степи, луга.

Назвать и/или показывать:

  • Виды растительных сообществ.

  • Причины смены биоценозов.

Определять: Видовой состав растительного сообщества.

  • Виды растительных сообществ.

Описывать: Берёзовые, сосновые, лиственные леса, степи, луга

Объяснять: Приспособленность растений к совместной жизни.

Смену сообществ.





Покрытосеменные, или цветковые растения.

  1. Цветок

  2. Соцветия

  3. Опыление

  4. Плоды

  5. Семейство крестоцветные

  6. Семейство розоцветные

  7. Семейство паслёновые

  8. Семейство бобовые

  9. Семейство астровые

  10. Семейство лилейные

  11. Семейство злаковые

11ч

Пигменты (антохлор, антоциан), двойной околоцветник, простой околоцветник, соцветия (зонтик, щиток, головка, простой колос, серёжка, корзинка, сложный щиток, сложный колос, метёлка, сложный зонтик), бокоцветные, верхоцветные, анемофилия, энтомофилия, опыление: перекрёстное и самоопыление (клейстогамные), оплодотворение, семязачаток, плод (настоящие, ложные, простые, сборные, соплодия, дробные) земляничины (гипантий), цинородий, околоплодник



Назвать и/или показывать:

  • Части цветка;

  • Типы соцветий

Виды плодов

Определять:

  • Тип околоцветника

  • Типы соцветий

  • Отношение цветов к тому или иному семейству

Описывать:

  • Семейства классов двудольные и однодольные.

  • Строение цветка;

  • Процесс опыления.

Объяснять:

Приспособленность цветка к различным видам опыления.




Удивительный мир растений

  1. Грибы

  2. Водоросли

  3. Будьте знакомы – лишайники

  4. Мхи

  5. Хвощи – ёлочки, пеструшки, свинячники

  6. Плауны, селагинеллы, полушники

  7. Папоротники

  8. Голосеменные





Сморчки, рогатики, лопастники, звездовики, гнездовики, навозники, дождевики. гриб-чага,мухоморы, альгофлора, лишайники, мхи, хвощи (ёлочки, пеструшки, свинячники), плауны, селагинеллы, полушники, папоротники, голосеменные.

  • Назвать и/

или показывать: Грибы, распространённые в Заб. крае;

  • Представителей моховидных.

  • Группы отдела папоротниковидные

  • Голосеменных растений.

  • Покрытосеменных.

Определять: Виды водорослей Заб. края.

  • Моховидные произрастающие в Заб. крае

  • Отношение растений к группам папоротниковидных.

  • Сходства и различия голосеменных и покрытосеменных растений.

Описывать: Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

  • Виды моховидных.

  • Внешние признаки голосеменных.

Объяснять: Значение водорослей в природе и жизни человека.

  • Значение моховидных.

  • Значение папоротниковидных.

  • Биологическое преимущество голосеменных.

Значение покрытосеменных.




Знай, используй, береги

  1. «SOS»

  2. Лекарственные растения

  3. Ядовитые растения

  4. Мой прекрасный сад

Цветочно-декоративные,

Назвать и/или показывать:

  • Распространённые лекарственные растения;

  • Ядовитые растения;

  • Правила первой мед. помощи при отравлении ядовитыми растениями;

Определять: Растения, относящиеся к группам лекарственные и ядовитые растений;

Описывать: Распространённые цветочно-декоративные растения

Объяснять: Значение растений в природе и жизни человека;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!