Пояснительная записка
« Я люблю рисовать» является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Цель программы:
Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности детей;
- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства,
- научить приемам исполнительского мастерства;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор;
- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Планируемые результаты:
- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей;
- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;
- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
Формы деятельности :
занятия, выставки, , студии, беседы, ролевые игры, ярмарки.
Основными видами деятельности являются:
художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация, использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства, а так же языка декоративно - прикладного искусства.
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Программа поможет решить следующий ряд задач:
1.Учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
2. Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте.
Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.
Дата | № | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| 1. | «Знакомство с королевой Кисточкой».Условия безопасной работы. «Что могут краски». Основные цвета. Смешение красок. «Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования | Занятие-игра. | Введение в курс занятий, объяснение и проведение игры. Рассказ, сопровождаемый показом. | Беседа, практическая работа. |
| 2. | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. | Интегрированное занятие. | Рассказ, объяснение, показ. | Рисование орнамента в круге |
| 3. | «Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа. | Занятие – игра. | Беседа, показ. | Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала. |
| 4. | «Зимний лес». Характер деревьев. | Практическое занятие. | Беседа по иллюстрациям. | Работа с ограниченной палитрой. |
| 5. | «Снежная птица зимы». | Творческое занятие. | Развитие творческих способностей, фантазии. | Рисование, используя холодную гамму цветов. Творческая работа. |
| 6 | «Как рисовать портрет». Рисование лица человека. | Практическое занятие. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рисование лица человека. |
| 7 | «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства. | Занятие – игра. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рассматривание и обсуждение илл. материала |
| 8 | «Мамин портрет». | Практическое занятие. | Развитие творческих способностей, фантазии. | Рисование лица человека. Творческая работа. |
| 9 | «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. «Рисуем животных». Рисование домашних животных. | Занятие – игра. . | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рассматривание и обсуждение илл. материала Рисование домашних животных. |
| 10 | «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев. | Занятие – сказка. | Развитие творческих способностей, фантазии. | Рисование любимых сказок и сказочных героев. |
| 11 | «Весенний пейзаж». | Практическое занятие. | Рассказ, сопровождаемый показом | Рисование весеннего пейзажа |
| 12 | «Весенние цветы». Рисование весенних цветов. | Практическое занятие. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рисование весенних цветов. |
| 13 | «Пластилинография» «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта. | Занятие – игра. | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рассматривание и обсуждение илл. материала |
| 14 | «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе. | Практическое занятие. | Объяснение, рассказ, показ. | Творческая работа. |
| 15 | «Рисуем животных». Рисование животных. | Практическое занятие | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рассматривание и обсуждение илл. материала Рисование животных. |
| 16 | «Экзамен художника Тюбика». | Занятие – игра. | Развитие творческих способностей, фантазии. | Повторение изученного. |
| 17. | Выставка работ учащихся. | | | |
Тематическое планирование
1. | Живопись | 13 ч. |
2. | Пластилинография ( рисунки пластилином) | 3 ч. |
3. | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 ч. |
| Итого: | 17 ч. |
Используемая литература:
« Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.
Поурочные разработки по изобразительному искусству. Под ред. Л. Ю. Бушкова( по программе Б. М. Неменского)
« Пластилинография» Цветочные мотивы. Г. Н. Давыдова
« Пластилинография» Анималистическая живопись Г. Н. Давыдова.