СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фасилитационная компетентность как фактор саморазвития и самоактуализации будущих педагогов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается теоретический аспект фасилитационной компетентности как фактор саморазвития и самоактуализации будущих педагогов. В работе обоснованы понятия «фасилитация», «педагогическая фасилитация», «фасилитационная компетентность», «саморазвитие», «самоактуализация». В эмпирическом исследовании выявлен актуальный уровень развития педагогической фасилитации и ее компонентов, что позволило обосновать необходимость в формировании фасилитационной компитентности в образовательном процессе у студентов.

Ключевые слова:  педагогическая фасилитация, компетентность, фасилитационная компетентность, саморазвитие, самоактуализация.

Просмотр содержимого документа
«Фасилитационная компетентность как фактор саморазвития и самоактуализации будущих педагогов»

МРНТИ 14.35.07


А.М. МҰҚАМЕДЖАН


ФАСИЛИТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ


Аннотация

В данной статье рассматривается теоретический аспект фасилитационной компетентности как фактор саморазвития и самоактуализации будущих педагогов. В работе обоснованы понятия «фасилитация», «педагогическая фасилитация», «фасилитационная компетентность», «саморазвитие», «самоактуализация». В эмпирическом исследовании выявлен актуальный уровень развития педагогической фасилитации и ее компонентов, что позволило обосновать необходимость в формировании фасилитационной компитентности в образовательном процессе у студентов.

Ключевые слова: педагогическая фасилитация, компетентность, фасилитационная компетентность, саморазвитие, самоактуализация.


Введение. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года еще раз подтверждает значимость повышения качества образования Республики Казахстан: «….задача профильного министерства – обеспечить повышение качества высшего образования. Вузы обязаны нести ответственность за должную подготовку кадров». В связи с этим, формирование и развитие ключевых и предметных компетенций у будущих специалистов осуществляется через инновационные аспекты образования. И, одним из инновационных аспектов образования является концепция педагогической фасилитации, а именно, формирование фасилитационной компетентности у будущих педагогов [1].

Казахстанское высшее образование на современном этапе обусловлена компетентностной моделью обучения где центральными фигурами являются обучающийся (студент) как субъект своей познавательной деятельности и фасилитатор (преподаватель), обеспечивающий саморазвитие и самоактуализацию обучающихся. Вследствие этого, преобразование предметных компетенций будущих педагогов осуществляется развитием фасилитационной компетентности, которая позволяет эффективно сформировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности у студентов.

Димухаметов Р.С. и Мунарбаева Б.Г. определяют фасилитационную компетентность как «интегративное личностное образование педагога, отражающего уровень его способности и готовности к стимулированию развития личностного потенциала обучающихся как субъектов когнитивной деятельности за счет их особого стиля взаимодействия» [2].

Многокомпонентный аспект высшего образования позволяет интегрировать фасилитационную компетентность, где личность будущего педагога рассматривается с различных сторон, определяя готовность к педагогической фасилитации. Основными психологическими характеристиками, составляющими готовность к педагогической фасилитации, являются рефлексия, эмпатия, сензитивность как чувствительность к эмоциональному настрою группы, аутентичность, стремление к развитию и самоактуализации, креативность, гибкость, активность, коммуникативные, лидерские качества.

Таким образом, целью нашего исследования является: обосновать взаимосвязь между фасилитационной компетентностью и саморазвитием, самоактуализацией будущих педагогов.

Основная часть. В соответствии с поставленной целью исследования нами проанализирована психолого-педагогическая литература, раскрывающая взаимосвязь фасилитационной компетентности с саморазвитием и самоактуализацией.

Представитель психологической науки Карл Роджерс рассматривает понятие «фасилитация» как «человекоцентрированный подход, выражающийся в глобальном доверии к человеку, постулирующий существующую в нем актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал» [3].

Фасилитационная компетентность выделена из дефиниции педагогическая фасилитация. Изучением данной дефиниции занимались такие исследователи как Р. С. Димухаметова [4], Е. Ю. Борисенко [5], Е. Г. Врублевской [6], Л. Н. Тимониной [7], Жижиной [8] и др. Исследователи подчеркивают взаимосвязь термина «фасилитация» с понятием «педагогическая поддержка», раскрывая ее следующим образом: «усиление продуктивности образовательного процесса, путем конструктивного взаимодействия субъектов обучения, где ключевыми компонентами процесса выступают коммуникация и личность педагога».

В статье О.Н. Шахматовой «Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития» педагогическая фасилитация характеризуется процессом поддержания и укрепления личности обучающегося, а также интенсивного взаимодействия субъектов педагогического процесса благодаря учету индивидуально-типологических особенностей каждого субъекта образования [9].

Фасилитационная компетентность является результатом процесса педагогической фасилитации. Г.С. Саволайнен трактует фасилитационную компетентность как способность и готовность использовать знания, методы, приемы, средства педагогической фасилитации [10].

Структура фасилитационной компетентности включает несколько компонентов [11]. Данные компоненты отражены в Рисунке 1.



Рисунок 1. Компоненты фасилитационной компетентности


Формирование и развитие компонентов фасилитационной компетентности достигается за счет диалогических лекций, диагностирующих практикумов и рефлексивных семинаров, тренингов личностного роста, а также, ролевых игр, дискуссий и эвристических вопросов [4]. Через компоненты фасилитационной компетентности активируются процессы самоактуализации и саморазвития.

Карл Роджерс, определяя сущность фасилитации, раскрывает понятие самоактуализация – «центральный источник развития личности, активизирующийся во взаимодействии с миром». Он выделил два направления самоактуализации: обеспечение развития организма в целом и актуализация психических процессов, относящихся к самости.

Процесс саморазвития в исследованиях Л. Н. Куликовой, определяется как «осознаваемое целенаправленное ее «самодостраивание» сообразно собственной «Я-концепции», включающее развитие своего интеллекта, чувств, способностей, потребностей, интересов, вкусов, опыта и продуктивности деятельности, компетентности в общении, укрепление и обогащение собственных социальных связей, совершенствование своего физического облика и здоровья» [12].

Сущность самоактуализации и саморазвития взаимообуславливает фасилитационную компетентность. Сформированная фасилитационная компетентность у будущих педагогов находит свое отражение в успешном взаимодействии педагога и обучающихся, где каждый субъект данного процесса стремится к раскрытию личностного потенциала.

Целью настоящего эмпирического исследования является изучение уровня сформированности педагогической фасилитации у будущих педагогов. Выборку составили студенты НАО «Северо-Казахстанский университет им.М,Козыбаева» в количестве 57 человек. С целью диагностики уровня педагогической фасилитаци у студентов нами применялась «Методика определения сформированности педагогической фасилитации» И.Жижиной [8]. Результаты обобщены и отражены в Рисунке 2.




Рисунок 2. Результаты диагностики уровня развития педагогической фасилитации у студентов по направлению «Педагогические науки» (n=57)


В ходе анализа Рисунка 2. было выявлено, что из всей выборки испытуемых (n=57) в большей степени выражен средний уровень педагогический фасилитации (58%, 33 испытуемых). Это свидетельствует о том, что респонденты спонтанны в процессе принятия решения, вспылчивы, контроль за собственным поведением и выполняемой деятельностью зависит от характера ситуации, находящейся обстановки или цели осуществления деятельности. Также, замкнутость, где личность не стремится изменить стиль общения или круг общения.

Уровень развития педагогической фасилитации «высокий» имеют 18 испытуемых, что составляет 31% от всей выборки. Данные студенты характеризуются самокритичностью, командообразованием, высокой коммуникативностью. Выраженные лидерские качества позволяют проектировать собственную деятельность, прогнозировать ее, находить проблемное поле, где последующем определяются эффективность используемых методов, приемов, форм и т.д.

Для 11% от всей выборки испытуемых (6 студентов) характерен «низкий» уровень развития педагогической фасилитации. Таким испытуемым свойственна комформность, замкнутость, эмоциональная депривация, отсутствии критичного оценивания собственного поведения или осуществляемой деятельности. Выраженная рефлексивно-пассивная позиция формирует необоснованное повышение уверенности в себе.

Достоинством данной методики является то, что она позволяет выявить не только актуальный уровень педагогической фасилитации, но также определить уровень критериев педагогической фасилитации у студентов. Результаты представлены и обобщены в таблице 1.


Таблица 1. – Уровень развития критериев педагогической фасилитации у студентов (n=57).


Название шкал

Количество человек в %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Рефлексия

10 (17%)

34(60%)

13 (23%)

2

Коммуникативность

4 (7%)

22 (39%)

31 (54%)

3

Лидерство

14 (24%)

22(39%)

21 (37%)

4

Интроверсия-экстраверсия

5 (9%)

29 (51%)

23 (40%)

5

Эмпатия

18 (31%)

33 (58%)

6 (11%)


Анализ таблицы 1 показывает, что для большинства испытуемых по шкале «рефлексия», «лидерство», «интроверсия-экстраверсия», «эмпатия» свойственен средний уровень развития.

Стоит отметить, что по шкале «коммуникативность», для 54% испытуемых характерен низкий уровень. Это свидетельствует о наличие у респондентов трудностей в установлении контакта и проявления интереса в общении. Студенты с низким уровнем коммуникации эмоционально закрыты и не проявляют интерес к собеседнику.

Таким образом, выявленный средний уровень компонентов педагогической фасилитации у студентов по направлению «Педагогические науки» обуславливает дальнейшее развитие фасилитационной компетентности как фактора саморазвития и самоактуализации будущих педагогов.


Заключение. Исходя из поставленной цели эмпирического исследования, по выявленным результатам нами были выделены следующие выводы:

1. Фасилитационная компетентность – это способность и готовность осуществлять фасилитационную деятельность.

2. Для большинства студентов, участвовавших в эмпирическом исследовании характерен средний уровень педагогической фасилитации. Это свидетельствует о наличие потребности в «поддержке» процесса обучения.

3. Развитие компонентов педагогической фасилитации дает возможность формированию фасилитационной компетентности как фактора саморазвития и самоактуализации будущих педагогов.

Выводы являются основанием проведения программы по формированию и развитию педагогической фасилитации у студентов по направлению «Педагогические науки».


Список использованных источников


1. Послание Главы государства Касым-Жомарт Токаева народу Казахстана: «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны». Нур – Султан, 1 сентября, 2021 г. 2. Димухаметов Р.С., Мунарбаева Б.Г. Социально-педагогическая фасилитация как инновационная технология в образовании: разработка научно-практического курса подготовки бакалавра педагогики, педагога-фасилитатора: учебно-методическое пособие. – КостанайЧелябинск, 2014. – 128 с. 3. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс; пер. М. М. Исениной; под ред. Е. И. Исениной. - М., 1994. 4. Димухаметов, Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. ... д-ра пед. наук / Р. С. Димухаметов. - Магнитогорск, 2006. 5. Борисенко Е. Ю. Педагогические условия становления экзистенциальной направленности учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Ю. Борисенко; Иркут. гос. пед. ун-т .Иркутск, 2006. 22 с. 6. Врублевская Е. Г. Развитие способности педагогов к фасилитирующему общению: Учебное пособие / Е. Г. Врублевская. - Хабаровск, Изд-во «Колорит», 2001. - 182 с. 7. Тимонина Л. И. Социально-педагогическая фасилитация учебной деятельности неуспевающих школьников-подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 02. / Л.И. Тимонина; Костром, гос. ун-т им. Н. А. Некрасова.- Кострома, 2002. 19 с. 8. Жижина И. В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Инна Владимировна Жижина; Уральский гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 2000. - 153 с. 9. Шахматова О. Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития / О. Н. Шахматова // Научные исследования в образовании. - 2006. - № З. - С. 118-125.

10. Саволайнен, Г. С. Социокультурное взаимодействие в педагогическом процессе: сущность, основные подходы, технологии подготовки и мониторинга / Г. С. Саволайнен. - Красноярск: Изд-во КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. - 152 с.

11. Везетну Е.В. Формирование фасилитативной компетентности будущих педагогов как условие гуманистической парадигмы образования // Проблемы современного педагогического образования 2019. 12. Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя – основа гуманистической педагогики // Педагогика развития. – 2001. – 229с.

Фасилитациялық құзыреттілік болашақ педагогтардың өзін-өзі даму және тұлғаның қабілеттілігін ашу факторы ретінде



А.М. Мұқамеджан



Аңдатпа

Бұл мақалада болашақ мұғалімдердің өзін-өзі дамыту және өзін-өзі таныту факторы ретінде фасилитативтік құзыреттілік теориялық аспектісі қарастырылады. Жұмыста «фасилитация», «педагогикалық фасилитация», «фасилитативтік құзыреттілік», «өзін-өзі дамыту», «өзін-өзі маңыздану» ұғымдары негізделеді. Эмпирикалық зерттеу педагогикалық фасилитацияның және оның құрамдас бөліктерінің қазіргі даму деңгейін ашып береді, бұл студенттер арасында оқу-тәрбие процесінде фасилитативтік құзыреттілікті қалыптастыру қажеттілігін негіздеуге мүмкіндік берді.

Түйін сөздер: педагогикалық жеңілдету, құзыреттілік, фасилитациялық құзыреттілік, өзін-өзі дамыту, өзін-өзі таныту.


FACILITATION COMPETENCE AS A FACTOR OF SELF-DEVELOPMENT AND SELF-ACTUALIZATION OF FUTURE TEACHERS



A.M. Mukamejan

Abstract

This article considers the theoretical aspect of facilitative competence as a factor in the self-development and self-actualization of future teachers. The concepts of "facilitation," "pedagogical facilitation," "facilitation competence," "self-development," "self-actualization" are substantiated in the work. An empirical study revealed the current level of development of pedagogical facilitation and its components, which made it possible to substantiate the need for the formation of developmental competence in the educational process in students.

Keywords: pedagogical facilitation, competence, facilitation competence, self-development, self-actualization.


Сведения об авторе:

На каз:

Мұқамеджан А.М. – психолог ГККП я/с «Батыр», Петропавл қаласы, РК.

Тел: + 7 (705) 401 69 32. Е-mail alisher.mukamedzhan@mail.ru


На русс:


Мұқамеджан А.М. – психолог ГККП я/с «Батыр», г. Петропавловск, Республика Казахстан.

Тел: + 7 (705) 401 69 32. Е-mail alisher.mukamedzhan@mail.ru


На англ:

Mukamejan A.M. – psychologist GKKP nursery-garden «Batyr» Petropavlovsk, Republic of Kazakhstan

Теl: + 7 (705) 401 69 32. Е-mail [email protected]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!