УДК 82.02
В.В. Шитова
Москва, Россия
ОБРАЗ «РУССКОГО ФАУСТА» В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Статья посвящена исследованию образа «русского Фауста» в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Образ доктора Фауста – героя средневековой немецкой легенды, заключившего сделку с дьяволом, привлекает многих авторов и исследователей мировой литературы. Русская литература не стала исключением. Главный герой романа М.Ю. Лермонтова, Печорин, явился воплощением типа «русского Фауста», воплотив в себе доминирующие черты поколения XIX века.
Ключевые слова: фаустианское; странный человек; роковая судьба; страдающие эгоисты; лишние люди; скука; буря.
Сведения об авторе: Шитова Вергиния Валентиновна, аспирантка кафедры русской и зарубежной литературы и методики.
Место учёбы: Московский Гуманитарный Педагогический Институт.
IMAGE OF THE «RUSSIAN FAUST» IN THE NOVEL «HERO OF OUR» TIME M.J. LERMONTOV
The paper refers to research of the image «Russian Faust» in the novel «Hero of Our time» by M.J. Lermontov. Image of Doctor Faust – hero of the medieval German legend, who has concluded a deal with the devil, attracts many writers and scholars of world literature. Russian literature is no exception. Protagonist of the novel by M.J. Lermontov, Pechorin, is the embodiment of the image «Russian Faust», embodied the dominant features of the generation of the 19-th century.
Key words: faustianskoe; strange people; fatal destiny; suffering egoists; extra people; boredom; storm.
Information about the author: Shitova Verginiya Valentinovna, Post-graduate Student, Department of Russian and foreign literature and methodology.
Place of study: Moscow Humanitarian Pedagogical Institute.
Контактная информация: 127486, улица Коровинское шоссе, д. 11, корп. 2, кв. 45, г. Москва.
Телефон: 8-964-570-84-26
Электронная почта: verginiyashitova@yandex.ru
Образ чернокнижника Фауста – героя известной трагедии И.В. Гёте, заключившего сделку с Мефистофелем ради знаний, привлекает многих писателей и литературоведов разных стран. В русской литературе произведение немецкого автора сразу нашло свой отклик, а образ Фауста стал рассматриваться под призмой национальных особенностей России и явился зеркальным отражением поколения XIX столетия.
«Незадолго до отъезда Лермонтова на Кавказ во вторую ссылку, в середине апреля 1840 года, в Петербурге вышло первое отдельное издание романа «Герой нашего времени». «Вышли повести Лермонтова, – писал в эти дни Белинский. – Дьявольский талант! Молодо-зелено, но художественный элемент так и пробивается сквозь пену молодой поэзии, сквозь ограниченность субъективно-салонного взгляда на жизнь»» [2. С. 5].
В весьма трансформированном варианте предстаёт образ русского Фауста в романе М.Ю. Лермонтова. В данном произведении нет явно выраженных отсылок к «Фаусту» Гёте, не фигурируют очевидные инфернальные образы, нет мотива сделки с потусторонними силами. Но в главном герое – Печорине можно отметить много «фаустианского».
«Белинский первым раскрыл типические черты Печорина – «человека с сильной волей, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги». Великий критик объяснил причины раздвоенности Печорина и убеждённо заявил, что в этом романе Лермонтов является «решителем важных современных вопросов» [2. С. 5].
Печорин относится к типу «странного человека», героя, имеющего «странную» трагическую и роковую судьбу. Читатель может отметить «странности» в описании портрета Печорина: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость; он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала… Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные, – признак породы в человеке, так, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади…» [1. С. 89-90].
Перед нами предстаёт довольно меланхольный, скучающий и ленивый человек. Все движения его говорят о хандре. Герой кажется бескостным, он бесформен. На аристократическое происхождение указывает несовпадение цвета волос с цветом усов и бровей.
Стоит обратить внимание на описание глаз Печорина: «Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! – Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться» [1. С. 90].
Глаза героя являются зеркальным отражением его душевного состояния. Фосфорический блеск указывает на нездоровый характер данного состояния, застой, омертвелость и замкнутность души. Несоответствие между проявлением внешних и внутренних эмоций героя свидетельствует также о чёрствости, холодности и неотзывчивости Печорина. В его натуре преобладает дьявольское начало, которое порабащает душу.
В «Княжне Мери» мы встречаемся с новым персонажем – Вернером, с которым Печорин чрезвычайно сближается: «Нынче поутру зашёл ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец» [1. С. 115].
Хоть автор и указывает на национальную принадлежность Вернера, но мы бы хотели обратить внимание на имя героя, которое имеет немецкие корни и скорее всего не случайно.
«Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все почти медики… Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом. Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу: он мне раз говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию противника. У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком» [1. С. 115].
Судя по данному описанию, Вернер предстаёт весьма противоречивым героем. Он может насмехаться над больными, но в тоже время способен на сострадание и жалость. Он мечтает о больших деньгах, но для этого не хочет ничего предпринимать. Профессия Вернера – врач, поэтому не странно, что для героя характерны рационализм, приземлённость, здравый рассудок и скепсис. Вернер эгоистичен, не дорожит друзьями, предпочитая врагов последним.
«Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнажённые таким образом поразили бы френолога странным сплетением противуположных наклонностей» [1. С. 116].
В портрете Вернера много странного. Здесь мы встречаемся также с несовпадением внешнего и внутреннего состояния, как у Печорина. Снаружи Вернер хил, болезнен, в какой-то степени даже уродлив, что никоим образом не сочетается с его сильным характером. Интересным кажется описание черепа, имеющего своеобразную форму, неестественную и нечеловеческую.
«Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию» [1. С. 116].
Действительно, Вернер имеет сходство с персонажем Гёте. Можно предположить, что герой специально старался походить на Мефистофеля – явное доминирование чёрного цвета, неяркая наружность, худощавость, аккуратность, сила мысли и разума, высокий уровень интеллектуальных способностей. В Вернере есть что-то завораживающее, манящее, что привлекает к нему внимание даже вопреки отталкивающей внешности.
Мы полагаем, что в контексте романа и, разумеется, повести, уместно провести аналогию Печорина – с Фаустом, а Вернера – с Мефистофелем. Несмотря на трансформированный сюжет, черты данных архетипов можно отметить в обоих лермонтовских героях.
По поводу Вернера также стоит отметить, что он выступил секундантом Печорина в дуэли с Грушницким, всячески содействовал и помогал Печорину скрыть участие в поединке. Во время последней встречи с Вернером, главный герой остаётся невозмутим:
«Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку… и если б я показал ему малейшее на это желание, то он бросился бы мне на шею; но я остался холоден, как камень, – и он вышел» [1. С. 179].
Вернер не может больше поддерживать отношения с Печориным, так как постепенно становится ясно, кто лишил жизни Грушницкого. Печорин это осознаёт, но всё-таки осуждает Вернера, такова натура главного героя.
«Я, как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнёт ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус…» [1. С. 181].
В вышеизложенном отрывке вся суть главного героя романа. Подобно лирическому герою М.Ю. Лермонтова из стихотворения «Парус», Печорин ищет на своём жизненном пути бури, битвы, баталлии – новые ощущения, всё непознанное и неизведанное. Точно Фауст, стремящийся познать тайны бытия. Печорин вслед за героем А.С. Пушкина – Фаустом («Сцена из Фауста»), томится и скучает среди монотонности и спокойствия окружающей его действительности. Лермонтовский герой вдоволь пресытился всеми существующими соблазнами, всё это ему опостылело и надоело.
«Характер Фауста, по высказыванию Гёте, – это характер человека, который нетерпеливо бьётся в рамках земного бытия и считает высшие знания, земные блага и наслаждения недостаточными для удовлетворения своих стремлений, человека, который, метаясь из стороны в сторону, нигде не может найти желанного счастья…» [4].
Подобно Фаусту, герой Лермонтова ищет, жаждет и желает ту самую бурю, доселе неизведанную эмоцию, которую так и не суждено отыскать.
Исследователь Н.Д. Старосельская пишет в своей статье «Русский Фауст»: «Модное в начале XIX века «байроническое» начало трансформировалось в особую жизненную позицию, зайклемлённую названием «лишние люди» или «страдающие эгоисты». Именно здесь берёт начало тип русского Фауста, претерпевший к концу столетия существенные изменения» [3. С. 92].
Именно Печорин предстаёт в качестве так называемого «страдающего эгоиста», которому чужды переживания других людей, который легко калечит и ломает судьбы, не задумываясь о последствиях, а думая исключительно о выгоде и удовлетворении своих интересов, желаний, амбиций.
«Рассказывая о судьбе Печорина, Лермонтов вплотную подошёл к вопросу, вскоре поставленному Герценом: «кто виноват?». Кто виноват в том, что умные и жаждущие деятельности люди в условиях самодержавно-крепостнической России обречены на вынужденное бездействие, искалечены воспитанием, оторваны от народа? И читатель убеждается, что Печорин не только герой, но и жертва своего времени, хотя это не снимает с него его вины» [2. С. 25].
Печорин – типичный представитель своего поколения. Ему свойственны жажда познания, деятельности, участия, волевой характер и рефлексия. Он нуждается в заботе, любви, понимании, но из-за недоверия к людям, чурается и избегает этого. Таким героя Лермонтова сделала страна, в которой он родился, строй, существующий в России, при котором он вырос, в конце концов, общество, окружавшее Печорина.
«Мы понимаем, что Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин в своё время были «лишними людьми» для реакционной, николаевской России, для деятелей охранительного направления; в истории же развития русского самосознания передовой России Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин – необходимые звенья, без которых наша культура была бы гораздо беднее» [2. С. 31].
Таким образом, проанализировав образ Печорина, сопоставив его с образом гётевского Фауста, можно сделать следующие выводы. Во-первых, Печорин, как и Фауст, жаждет познания чего-то нового, доселе неизвестного. Во-вторых, герой Лермонтова, подобно Фаусту, является рефлексирующим, готовым бросить вызов обществу и окружающему миру. В-третьих, Печорин нигде не может найти желанного счастья, истинного знания, идеала, к которому всю свою жизнь стремится. Его душа мечется и бунтует в поисках свободы от каких-либо догм и социально-политической ситуации в стране. Возможно, после смерти, душа Печорина, подобно такой же бунтарской душе Фауста, обретёт долгожданный покой.
Литература
Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. СПб., 1996. С. 373.
Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». СПб., 1996. С. 5–47.
Старосельская Н.Д. Русский Фауст // Вопросы философии. М., 1983. № 9. С. 92–94.
Шор, Г.А. «Фауст» И.-В. Гёте и русская литература XX века : мотивы, образы, интерпретации : автореф. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. URL: http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/1894/1/urgu0682s.pdf (дата обращения: 20. 01. 2012).