Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новолакская средняя общеобразовательная школа №1»
Доклад –выступление на МО естественнонаучного цикла
«ФГОС глазами учителя биологии:
проблемы и перспективы».
Автор: Музиева Зарема Абакаровна
учитель биологии МКОУ «Новолакская СОШ № 1»
с.Новолакское 2017
1.1. Учитель - центральная фигура в школе
Мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Что же еще принципиально нового провозглашает документ стандарта? В нем описываются требования к информационному пространству, к материально-техническому обеспечению, к учебному оборудованию, к финансовым условиям и.к кадрам.
При переходе на новый стандарт конечно же возникнут проблемы, это вызывает вполне определённое беспокойство. "К чему готовиться, чтобы в новом учебном году не попасть впросак?" Я думаю, что изменилось многое! Учитель - вот главная фигура. Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.
Стратегическая задача образования 21 века - осознание и раскрытие человеческой души - истинно, бессмертного человека, который создает по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. Значит и учитель должен быть - компетентным, думающим, инициативным, мобильным, ответственным, умеющим делать выбор, творческим, владеющим современными ИКТ-технологиями.
Быть гибким - вот задача школы и каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо прежде всего нам. Одна из проблем - многие педагоги не готовы к таким изменениям. В профессиональной деятельности учителя могут возникнуть проблемы как личного характера, так и социального. Учитель прежде всего сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Для этого педагогу придется полностью пересмотреть свою работу, психологически настроиться, так как образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Теперь в начальной школе мы должны сформировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельного подхода как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Педагог должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование: придётся достаточно много поработать над документами и не бояться использовать новые технологии. Чтобы не возникла проблема "Педагогической недееспособности" педагог должен быть готов к новым стандартам. Ведь они предъявляют высокие требования к профессиональной компетенции педагога. Востребованы свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск. Современному учителю в течение жизни приходится неоднократно повышать свою профессиональную деятельность и осваивать новое. Лозунгом для современного учителя должно стать "Образование на протяжении всей жизни". Я солидарна с Ш. Амонашвилли "Учитель - художник, а урок - свет, который он несет детям, чтобы судьба каждого состоялась".
1.2. Ученик - важная часть образовательного процесса
Однако, с новым компетентным подходом в системе образования могут возникнуть проблемы и у школьника. Во-первых, как отразится введение 30 часов пребывания в школе на здоровье нынешнего поколения? Многим из них нужен дневной отдых, тишина.
Во вторых, у ребенка возрастает ответственность, в связи с чем появляются трудности, так как ребенок становится важной частью образовательного процесса. Школьника нужно приобщить не только к репродукции, но и к созданию нового, к исследованию. А этот переход бывает очень проблематичен не столько для учеников, сколько для учителя, работающего по - старинке. Хотя мы понимаем, что результаты, которые должны демонстрировать выпускники, зависят в том числе от эффективности систематической внеклассной работы.
Проблема – различный уровень мотивации учащихся и способность к освоению знаниями. Решение – квалифицированное тестирование готовности ребёнка к школе и правильное формирование классов, однако образование превратилось в образовательную услугу и родитель определяет своего ребенка к тому учителю, к которому захочет. Тем самым у учителя нет возможности сформировать класс по уровню развития и мотивации, что лишает его возможности строить перспективное образование. А классы, сформированные по желанию родителей вновь ориентированы на "среднего" ученика.
1.3. Система оценки качества образования
ФГОС подразумевает, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом (за ресурсное обеспечение) и учителем, в это - хочется верить Но всё равно учитель - это центральная фигура. И учителя надо подготовить к этому. И самому учителю подготовиться. Где взять время на всю ту работу, которую должен выполнить учитель? Как же его семья? Он тоже человек: хочется почитать книгу, посмотреть фильм, заняться любимым делом. И конечно не нужно забывать и о здоровье учителей.
1.4. Материально-техническое оснащение школ: что изменилось ?
Следующей из проблем является материально-техническое оснащение наших школ - оставляет желать лучшего. Не все кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий. Но в то же время, оснащение кабинетов компьютерной техникой - это не показатель того, что новый стандарт будет внедрен. Необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, что будет зависеть только от учителя. В помощь педагогу здесь необходимы и новый проект базисного образовательного плана, и проекты примерных учебных программ по всем предметам, и конечно новые УМК, их адаптация к новым условия их реализации, курсы и консультации.
Переход на новые образовательные стандарты вызывает проблемы и в работе с родителями. Нам, учителям, здесь отведена серьезная миссия. Ведь придётся перестраивать понимание родителями учебного процесса, а это иногда очень трудно, поскольку в наше время человеческие ценности не совсем те, которые должны быть. Что определяется стандартом в структуре образовательной школы? Это программы духовно-нравственного воспитания и развития.
С введением новых стандартов принципиально должна меняться и система оценивания качества образования. Внутришкольная система оценивания должна соответствовать той системе, которая будет применяться на государственном уровне при переходе учащихся но новую ступень обучения.
Считаю, что возникающие проблемы как субъективного, так и объективного характера, решать надо и как можно быстрее. Чтобы исключить субъективные, нужно помнить древний афоризм: "Победить самого себя - это лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным". А как это сделать каждый учитель знает и у каждого свой путь.
Вывод: От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Творческий подход к своей работе, стремление к освоению нового, поможет каждому учителю дать качественное начальное образование всем своим ученикам! Что же, трудности встречаются в любой работе. И нужно их с достоинством преодолевать. Думаю, что все проблемы постепенно исчезнут, нужно время и терпение!