СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ФГОС и роль предмета «Иностранный язык» в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет  по  теме  самообразования  «ФГОС и роль  предмета  «Иностранный  язык»   в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения»

Просмотр содержимого документа
««ФГОС и роль предмета «Иностранный язык» в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 сл. Б-Орловка




Отчет по теме самообразования


«ФГОС и роль предмета «Иностранный язык» в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения»















учитель английского языка

Абраменко Ирина Александровна















21.03.2016 г.

Специфика предмета Иностранный язык позволяет мне работать учителем английского языка на всех ступенях, в том числе и на начальной ступени. Главной целью образования сегодня становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета в начальной школе основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, следовательно, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

В учебном процессе школьники, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Работа в парах или в группах является одним из главных методов, который направлен на духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке иностранного языка. В ходе такой работы происходит обсуждение проблемы со всех сторон, взаимодействие с одноклассниками, складываются определенные точки зрения. Участники группы выбирают лучшее решение проблемы, обосновывают свой выбор, приводят аргументы.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Программа обучения иностранным языкам в начальной школе построена на основе следующих принципов:

- гуманизации,

- культуросообразности,

- целостности,

- вариативности,

- индивидуализации,

- дифференциации,

- преемственности,

- системности,

- открытости,

- творческой активности личности.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия, как основа умения учиться. В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.

Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.

Процесс овладения иностранным языком на ступени начального общего образования внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.

В начальной школе социокультурные знания и умения формируются несколькими способами. В них используются аутентичные тексты, демонстрирующие образцы современной иноязычной  речи, прежде всего устной, и некоторых разновидностей письменной речи в рамках бытовой сферы общения, отобранные и одобренные носителями иностранного языка. Дети также знакомятся с  рифмовками, считалками, детскими стихами.

Тексты сопровождаются большим количеством иллюстраций, в том числе и сюжетных, отражающих бытовые и культурные реалии стран изучаемого языка и России. В книгах для учителя есть комментарии к темам, помогающие ввести детей в ситуацию, с акцентом на значимой для данной ситуации культурологической информации. Таким образом, постепенно расширяется фоновая культурная информация о странах изучаемого языка.

Таким образом, содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей педагогов, то все отдают первостепенное значению духовности через культуру своего и чужого языка. «Язык – это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания» - выделила один из признаков языка Н. Б.Мечковская. Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я – человек». Так же и С. В. Гордеева считает одним из уникальных приемов, способствующих акцентированию внимания на духовно-нравственных ценностях человечества использование учебного предмета «иностранный язык».

     Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. Ведь одна из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова, автора программ и учебников по немецкому языку, не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.

Соизучение  языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей закладывает основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.  Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх способствуют становлению обучающихся как членов гражданского общества. Знакомство с детским пластом культуры страны изучаемого языка не только закладывает основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и способствует более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа.

Возраст от 7 до 11 лет чрезвычайно важен для социального развития ребенка. Изменяется социальный статус — ребенок становится школьником, что приводит к перестройке всей его системы жизненных отношений. У него появляются новые обязанности, которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками. . Реализация цели приобщения детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка осуществляется через знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским фольклором и доступными образцами художественной литературы стран изучаемого языка. Важной задачей в современных условиях многополярного и поликультурного мира является воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран. В соответствии с этими целями и задачами я применяю задания, реализующие принцип диалога культур. Например, переписка между персонажами (российскими, германскими сверстниками), которая позволяет наглядно сопоставлять типовые ситуации в каждой из культур. Дети учатся выделять культурные реалии, имеющие отношение к жизни российских школьников и их зарубежных сверстников, запоминать особенности речевого поведения в каждой языковой среде.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Иностранный язык» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность и толерантность, гражданственность, семья, уважение к труду, ценность знания, родная природа, планета Земля, экологическое сознание, эстетическое и этическое развитие, многообразие культур и международное сотрудничество

Эстетическое развитие школьников обеспечивается использованием детского фольклора, стихов и песенок, обсуждением тем, связанных с культурным наследием России, стран мира. Идеи многообразия культур и народов, международного сотрудничества, справедливости, чести, достоинства красной нитью проходят через обучение в начальной школе. Для разнообразия занятий, я предлагаю передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать мелом, фломастером. Рисование развивает творческое воображение, зрительную память.

На уроках в минуты отдыха мы часто поем. Песня является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни на уроках – это огромный стимул для детей. Они дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню мы учим лексику, практикуем грамматические структуры, отрабатываем произносительные навыки.   

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Ребенок в начальной школе переживает кризис - это утрата детской непосредственности, борьба мотивов (игрового и учебного). Важно использовать разнообразные формы проведения уроков, поддерживающие интерес к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся.: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-консультация, практическая работа, зачетные уроки, урок -игра и т.д.

Игровая деятельность для младшего школьника является главным источником его личностного развития: импульсов творчества, богатства отношений, активизации процесса познания мира. Игра обучает. Воспитывает, развивает, развлекает, дает отдых.

Игры — драматизации являются важным воспитательным и развивающим творческие способности средством для младших школьников. Когда дети смотрят на выступающих или сами работают на сцене, то чувства их пробуждаются и не только оставляют краткосрочное эстетическое впечатление, но и имеют значение для всей дальнейшей судьбы и жизни ребенка. Например, во втором и третьем классе мы даже маленькое стихотворение превращаем в спектакль, инсценируем диалоги. В проигрывании ролевых ситуаций дети могут «примерять на себя» различные роли, в том числе и роли взрослых. Особое внимание в работе с младшими школьниками следует уделять ознакомлению с существующими нормами вежливого поведения в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми. Дети постепенно должны научиться понимать возможные расхождения в ритуалах поведения в типичных ситуациях общения, в традициях проведения праздников, составляющие особенности нашей культуры и культуры иноязычных стран.

Психологами было доказано, что игра "оправдывает” переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. В настоящее время с введением ФГОС главной целью обучения иностранному языку стало развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает в себя речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную компетенции. Я думаю, что использование игровых технологий на уроках немецкого языка помогает ненавязчиво развивать данные компетенции.

Игра — небольшая ситуация, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Ситуации игры - это ситуации реальной жизни, а реализация ее определяется основным конфликтом. Основной конфликт - это соревнование, желание победить, мобилизовать мысль и энергию играющего, создает атмосферу напряженности. Такая форма проведения занятия, как театральная постановка, способствует формированию нравственных представлений детей о дружбе, что, в свою очередь, помогает регулировать взаимоотношения детей в детском коллективе. Приняв ту или иную роль, ребенок оказывается в ситуации необходимого выбора нравственного характера. Подобные постановки позволяют учащимся на эмоциональном уровне осваивать чувства другого. Материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся произведения (сказки, рассказы или их фрагменты). При распределении ролей нужно стремиться к тому, чтобы каждый раз школьник получил новую роль.


Игры воспитывают внимание, память, сообразительность, быстроту реакции, коллективизм и эстетические чувства, доставляя при этом ученикам большое удовольствие. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала в игре есть элемент неожиданности. Для игры характерно спонтанность речи. То есть игра — ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца.

Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося. В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав  их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

Для учащихся 2 класса самыми первыми инсценировками являются диалоги знакомства. Дети так же с удовольствием принимают роль того или иного персонажа и во время инсценировки используют лексику по данной теме, закрепляя знания и приобретая коммуникативный опыт. Обращаю внимание на приобретение опыта первоначального общения на иностранном языке, привлекаю внимание к миру профессий, к разнообразию человеческих интересов. Знакомлю с некоторыми социокультурными сведениями, а именно с этикетными нормами ведения разговора по телефону в России и в Великобритании. Обязательно инсценируем тему «Моя семья».

Я применяю так же игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость, удовольствие.

1. Игры –пантомимы (изобразить дейтвия, которые мы выполняем в течение дня, изобразить любимое животное мимикой, жестами, голосом и т.д.)

2. Ролевые игры (Прием у врача, Покупки и т.д.)

Я включаю в урок разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели , которые способствуют повышению процесса обучения на качественно новый уровень. Здесь срабатывает также и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи традиционных схем и таблиц.

Младшие школьники лучше воспринимают яркие окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который я рисую при них, чем тот же готовый.

Я бы хотела поделиться опытом и рассмотреть дидактическую игру «Что отсутствует?». Рассмотрим вариант игры в момент ввода новых слов по теме «Продукты». Я готовлю заранее предметы, имеющие отношения к данной теме.. Это выполненные из пластилина или муляжи фруктов и овощей, выполненные из пластмассы и т. д. Все предметы — в миниатюре. Детям демонстрирую все предметы, называю по-русски и по-английски. Название всех предметов записываю на доске с переводом. Учащиеся записывают в словарные тетради. После того как слова записаны, начинается собственно игра. Я собираю все предметы на столе. Прошу детей закрыть глаза, и в этот момент убираю один предмет. Дети открывают глаза, и именно в этот момент задаю основной вопрос игры: «Что отсутствует на столе?». Учащиеся должны назвать спрятанный предмет по-английски. Итогом подобной игры обычно является то, что за один урок учащиеся твердо запоминают не менее 8-10 слов.

На уроках в начальной школе использую игрушки почти на каждом уроке. Это и мячик для повторения лексических и грамматических единиц, различные куклы, мягкие игрушки-зверюшки, которые приходят в гости, игрушечная мебель, домино, плоские фигурки животных, камушки, маски, волшебные шапки и шляпы. Дети с нетерпением ждут появления "гостей” и с радостью беседуют с ними, играют их роли.

С помощью кукол разыгрываем маленькие представления, инсценируем диалоги.

Роль игрушек могут выполнять даже обыкновенные предметы, например, школьные принадлежности. Они тоже могут "вести разговор” на английмком языке о "своей жизни”.

Дети могут фантазировать с помощью игрушек и других вещей о том, кому они могут принадлежать или кто их потерял, кто их хозяин, его "биография”, увлечения, место жительства и т.п.

- "Зверюшки”

рассказывают о своих хозяевах и своей жизни, отвечают на вопросы детей, иногда мы играем с ними в различные игры, например, "Знакомство”, "Школа” и другие в зависимости от темы урока.

- Новая квартира

Игрушечная мебель помогает нам лучше запомнить лексику по теме «Дома». Вместе с нашими героями мы переезжаем с одной квартиры на другую и грузим мебель на машину.

- Домино или Лото

Изготавливают сами ребята и даже на переменах играют в него, запоминая таким образом лексику

- «В магазине»

Коробочки из-под конфет, печенья, сока и других кондитерских изделий помогают играть в магазин, лучше запомнить слова и выражения при покупке товаров.

Вместе с тем игра с куклой как специфическая форма ролевой игры имеет некоторые особенности. Возможны следующие функции куклы на уроке

Кукла - модель ситуации:

Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу – расспросу: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу? Как ты учишься?» и т. д. За диалогом следует обобщение всего, что ученики узнали о кукле.

Кукла– собеседник, партнёр:

Вот примеры игровых заданий с куклой в этой функции: «Мы взрослые, а куклы наши дети. Объясните вашим детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы. Скажите им, чтобы они тепло оделись, потому что сегодня холодно и ветрено. «Если при обычной парной работе такого рода половине группы отводится роль слушающих (часто пассивная), то с помощью куклы – партнера увеличивается индивидуальное время говорения учащихся вдвое.

Кукла-третье лицо, предмет разговора:

«Ваша кукла уже большая. Она умеет бегать, прыгать, петь, танцевать и так далее. Расскажите соседу обо всем, что умеет ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его кукла. Чья кукла умеет делать больше?»

С куклой можно пойти в магазин, чтобы купить ей одежду, её можно повести к врачу и т.д.

Приемы драматизации я часто ввожу на уроках. Для этого достаточно 2-3 минутных разминочных диалогов в начале урока и закрепляющие диалоги, монологи в конце урока, если остается время. Играя в куклы на иностранном языке, учащиеся видят практический смысл заучивания лексических единиц и грамматических конструкций, правил. К концу изучаемой темы у ребят накапливается достаточный запас слов и отрепетированных действий.

Итак, ролевая игра с куклой является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Обучение с помощью элементов кукольного театра – это обучение в действии. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Кукольный театр способен создать такой мир на уроке!

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. В частности , метапредметные результаты включают следующие умения учащихся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

  • формулировать , аргументировать и отстаивать свое мнение

  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • учитывать позиции других участников деятельности

Эти и другие умения, включенные в ФГОС, невозможно сформировать, реализуя традиционную модель обучения когда речевую инициативу проявляет только учитель. Я считаю , что организация интерактивной коммуникативно — познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка является важнейшим условием реализации требований ФГОС.

Интерактивная модель обучения позволяет организовать взаимодействие всех учащихся. Каждый ученик оказывается вовлеченным в иноязычное общение. Я хочу поделится приемом, способствующим организовать интерактивную работу учащихся. - это «Банк информации». Суть заключается в том, что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний.

  • ПРИМЕР 1

Каждому участнику дается фрагмент текста, который он должен прочитать и пересказать другим с тем, чтобы восстановить логическую последовательность всего текста.

  • ПРИМЕР 2

Каждый ученик пары получает вариант одного и того же текста. В обоих вариантах текста отсутствует какая — либо информация. Задача каждого ученика - восполнить имеющиеся информационные пробелы путем постановки специальных вопросов

Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Системно-деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности.

Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать навыки и умения их применения – перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах . Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.

В соответствии с такими целями я уделяю большое значение технологии критического мышления, проблемному обучению. А так же проектным формам работы, ориентированным на совместное планирование деятельности учителем и учащимися, совместное учение в процессе решения задач (проблем), которые имеют непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни, и, что особенно важно, задачами, решаемыми не в колее узкопредметности, а на стыке многих областей знания . Мои ученики работали над проектами «Семья», «Генеалогическое древо» , «Любимое время года», «Рождество», «Мамин день», « Мой портфель», «Письмо другу», «Семейное фото», «Праздники англо-говорящих стран» и др. Конечным продуктом которых становятся презентации, мини-сочинения, коллажи и др. Применение проектной методики на занятиях английского языка повышает мотивацию учащихся при изучении английского языка, даёт простор для творческой и созидательной деятельности, даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами.

 Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходит на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но из других источников;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие друг с другом и учителем, роль которого меняется;

- в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально, или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности это в свою очередь способствует воспитанию подростков нравственности;

- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно – написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио-видео запись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, шоу, концерт, дискуссия и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами;

- в рамках подготовки к проекту школьники полностью проникаются его идеей, и эта идея несет в себе большой воспитательный потенциал.

Важным условием успешного обучения иностранному языку, формированию современных ценностных ориентаций является создание благоприятного психологического климата на уроке. Чтобы преодолеть у ребенка внутренний страх перед ошибками, я не обращаюсь к нему с прямыми требованиями, а предлагаю наводящие вопросы или различные опоры (речевые образцы и схемы, ключевые слова) не выговариваю за неверный, хвалю за правильный ответ, оцениваю его, слабо успевающим ученикам даю больше времени на обдумывание ответа или составления высказывания.

Стараюсь включить каждого в активную мыслительную и речевую деятельность. Вместе с детьми я радуюсь и удивляюсь новому, наблюдаю, воспринимаю, осмысливаю, анализирую, оцениваю, делаю выводы, подвожу итоги. Для меня главное – создать на уроке ситуацию успеха.

Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы здоровьесберегающих технологий на своих уроках английского языка. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил в непринужденной обстановке. Как известно, эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов. Механическое выполнение плана без учета складывающейся в данный момент и постоянно меняющейся учебной ситуации не обеспечивает полноценного обучения иностранному языку. Каждый класс и каждый ученик привносит в урок что-то свое, что-то новое, неожиданное. Если учащиеся пришли на урок с желанием работать, я стараюсь максимально загрузить их, поддерживаю высокий ритм деятельности на протяжении всего урока. Дети не утомляются практически при любой языковой нагрузке, если уровень ее сложности соответствует их возрасту и при первых признаках усталости меняется форма работы. Одним из важных средств создания благоприятного климата является похвала ученика (good, fine, well, excellent). Великолепно снимает напряжение смех. Для этого я рассказываю что-нибудь забавное, остроумное из школьной жизни, часто провожу, так называемые «Merry minute». В урок часто включаю зарядки-релаксации. В начальных классах я провожу по 2 физкультминутке за урок, сопровождая их песнями, стихами , скороговорками на английском языке.

Одно из наиболее эффективных направлений в формировании современных ценностных ориентаций является использование информационно-коммуникативных технологий на уроке иностранного языка. Б.Ю.Щербаков рассматривают ИКТ как «наиболее перспективное направление, интегративным  составляющим обучения, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение». На сегодняшний день практически все учащиеся знакомы с информационными технологиями, активно пользуются компьютером как в школе, так и дома. Через интерес к ИКТ можно изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания учащихся, а также повысить мотивацию изучения иностранного языка. С помощью интернета с воспитанниками совершаем виртуальные экскурсии по знаменитым городам, музеям Англо-говорящих стран, просматриваем фильмы или мультфильмы на иностранном языке. В это время в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Учащиеся не только пассивно воспринимают представленную им информацию, но и с удовольствием включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала. Успешно выполняют проекты и создают презентации на различные такие темы, как «Школа моей мечты», «Рождество», «Пасха» и т.д. Такая работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как друг другу, так и к представителям других культур. Подобные уроки способствуют проявлению инициативы и творческого самовыражения учителя и учащихся, делает процесс обучения и воспитания одновременно увлекательным, интересным и эффективным.

Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная задача курса иностранного языка в школе. Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Научить людей общаться, научить создавать новые ценности, пользуясь иностранным языком как средством общения, а не просто понимать иностранную речь — это трудная задача. Ведь общение — это не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий и культуры общения, правил этикета, знания мимики и жестов, наличия глубоких фоновых знаний… А учителю необходимо  уметь гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересов, менять выбор методов с учетом конкретных условий. В работе использовать методы, побуждающие детей рассуждать.

Подводя итоги, можно сказать, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!