СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФГОС. Конспект урока по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб".Тема:

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС. К уроку прилагается презентация, которая отражает последовательность происходящего на уроке и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

Просмотр содержимого документа
«ФГОС. Конспект урока по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб".Тема:»

ФГОС. Урок литературы в 5 классе по сказке «Паустовского «Тёплый хлеб».

Тема: «Тёплый хлеб» или Как спастись от стужи?»

Эпиграф.

Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание.

Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной.

К.Г. Паустовский.

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).

Предварительная работа: выразительное чтение сказки; миниатюра-предположение «Я думаю, что тёплым может быть…»; миниатюра-размышление «Холодное сердце – это…», «Горячее сердце – это…»; пословицы о добре, зле, хлебе; вопросы, составленные учащимися, – проблемные и рассчитанные на внимательного читателя.

Цели:

Метапредметные.

Регулятивные УУД: умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать.

Познавательные УУД: уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем.

Личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Предметные цели:

создать условия для совершенствования навыков анализа художественного текста, с точки зрения проблематики, идейного замысла, использования средств речевой выразительности;

способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения;

создать условия для расширения знаний о реальном и фантастическом в тексте.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  1. Участие в постановке темы, целеполагание.

  2. Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом.

  3. Умение формулировать вопросы для внимательного читателя.

  4. Размышления над проблемными вопросами и ситуациями.

  5. Работа в парах.

  6. Коллективная работа – составление кластера.

Деятельность учителя на уроке:

  1. Направление в целеполагании.

  2. Направление в овладении знаниями.

  3. Контроль над выполнением заданий.

  4. Стимулирование учебной деятельности.

Организационный момент.

Может быть тёплым день за окошком.

Тёплой – улыбка, тёплою кошка.

Тёплыми могут быть автора строки.

Тёплым – общенье на нашем уроке.

Почему я начинаю сегодня урок с этих слов?

Я просила и вас поразмышлять о том, что может быть тёплым, до того, как вы прочитали сказку. Давайте послушаем, что получилось. (Уч-ся читают миниатюры-предположения).

Имеют ли какое-либо отношение к сказке ваши предположения?

А как можно объяснить словосочетание «тёплый хлеб», ставшее названием сказки?

Целеполагание.

Какие задачи ставит перед нами вопрос темы? (Проанализировать поведение и поступки героев, поразмышлять о том, легко ли исправлять ошибки и как это делать; подумать о том, как должен жить человек, чтобы рядом с ним было хорошо.)

Об эпиграфе.

Сам автор, Константин Георгиевич, тоже много размышлял о человеке, его поступках, их последствиях. Как вы понимаете смысл этих размышлений? (Уч-ся комментируют высказывания писателя).

А мы наш урок начнём с проверки знания текста.

Задание «Лови ошибку!»

- Действие сказки разворачивается в деревне Башмачки.(Бережки)

- В деревне считали, что конь принадлежал Панкрату, и кормить его должен только он. ( Конь был общественным, и каждый считал своим долгом покормить его)

- Панкрат рассказал Фильке историю про злого мужика и солдата. (Бабка рассказала)

- В сенях у бабки жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте, подслушивала. (Сорока жила у Панкрата)

- Я, дедушка Панкрат, как высплюсь, завтра соберу ребят. (На рассвете)

- Филька разломил буханку, посолил хлеб и протянул коню. Конь сразу взял хлеб. (Но конь хлеба не взял)

- Сорока сидела на раките и сердито трещала. И все её слушали. (Но её никто не слушал)

А теперь вы можете проверить друг друга и задать вопросы, рассчитанные на внимательного читателя. (Уч-ся задают вопросы, подготовленные дома)

Как звали главного (непутёвого) героя сказки? (Филька)

Как звали мельника? (Панкрат)

А ведь эти имена совсем неслучайны. Панкрат – это значит «всевластный, всемогущий». Вспомните, кем считали его в деревне? (Колдуном)

Полное имя Фильки – Филипп. В переводе с греческого… «любящий коней». В чём парадоксальность, необычность этого, если вспомнить события сказки? (Филька очень обидел коня)

А как звали коня? (Мальчик) Почему?

Константин Георгиевич – это писатель, для которого очень важно показать единство мира людей, человека и природы, человека и животных.

А где мы это видим? (Примеры)

Кто в сказке нарушает эту гармонию? (Мужик и Филька)

Сколько лет (по легенде) между этими историями? (100)

Давайте прочитаем выразительно эти истории: «мужик и солдат», «Филька и конь».

Работа в парах: сравнительная характеристика героев.

Мужик

Филька

С.75 – последний абзац

С.73 – 5-й абзац



Что делает их похожими? (Злоба)

От чего упал, случился или «стрясся» (по словам Фильки) мороз? (От злобы людской)

Что случилось с мужиком? (Помер)

Почему это не случилось с Филькой, ведь он совершил почти то же самое? (Филька маленький, глупый, он ещё многого в жизни не понимает. Автор даёт ему шанс исправиться).

Очего помер мужик? (От охлаждения сердца)

Как это понять?

Физминутка: самое время и нам разогреть свою кровь и сделать небольшую разминку.

А теперь настало время послушать ваши миниатюры-размышления о холодном сердце. (Уч-ся зачитывают свои работы).

Какой вопрос задаёт Филька в отчаянии бабке? (Что же теперь делать? Помирать?)

Почему он так спрашивает?

Настало время вернуться к вопросу темы «Как спастись от стужи?»

Значение слова «стужа» в словарях Даля и Ожегова.(Ребята ищут самостоятельно и зачитывают.

Мини-исследование «Жизнь одной фразы в тексте»

Какая фраза всё время произносится Филькой? (Да ну тебя!)

Автор использует эту реплику несколько раз, подсказывая нам интонацию.

Выразительное чтение этой реплики из разных эпизодов сказки уч-ся.

Меняется ли что-то в Фильке?

Когда он говорит «Да ну его, Панкрата», можно ли предположить, что он уде принимает другое решение? Как это подтверждается в тексте? (Он ночью побежал к Панкрату)

Удивился ли Панкрат ночному гостю?

Какой ответ получил Филька на свой вопрос « Что же мне теперь делать, дедушка?» (Зачитать) – изобрести спасение от стужи.

Какое слово в этом совете кажется странным? (Изобрести)

Составление ассоциативного ряда (уч-ся выходят к доске по одному и записывают): изобретение – учёный – исследователь – фантазия – творчество – выдумка и т. д.)

Информация к размышлению!!!

А вы знаете, что есть такой замечательный русский поэт Велимир Хлебников, который делил всех людей на изобретателей и приобретателей.

Изобретателей природа нацелила на выдумывание и воплощение чего-то необычного, важного, что может пригодиться всем. А наградой для них становится чувство радости от процесса созидания и его результата.

А приобретатели – это те, кто нацелен на приобретение и накопление всяких материальных благ для себя. И это единственное, от чего они получают радость.

Панкрат предлагает изобрести спасение от стужи, то есть…….? (уч-ся высказывают свои предположения, исходя из прослушанной информации)

Почему Панкрат даёт ему определённое время? Какое? (Час с четвертью)

Для чего именно здесь появляется образ сороки? (Может быть, автор хитрит с читателем: сказочная сорока принесла помощь или всё-таки Филька изобрёл спасение от стужи?)

А как вы думаете?

Составление кластера (слева- направо)

Костры будем жечь

Согласятся, наши ребята хорошие

Пробьём и такой лед



Изобретение Фильки



?отсроченный

Соберу со всей деревни

ребят

Будем лёд рубить

Покамест не

дорубимся до воды











Произошли ли какие-то изменения вследствие изобретения Фильки?

Вернулась ли гармония в отношения людей, человека и природы? ( И во всех дворах женщины месили тесто и пекли хлеб. А хлеб – это жизнь)

Приведите примеры случившихся перемен из текста.

Тёплый хлеб – это почти персонаж сказки. Русский народ всегда очень трепетно, уважительно относился к хлебу. Об этом говорят многочисленный пословицы. А какие пословицы о хлебе нашли вы? (Уч-ся зачитывают найденные дома пословицы).

Общая победа над стужей достигнута, но послушайте строки: «На следующее утро…и т. д.). Давайте вернёмся к вопросу кластера. Чего ещё не сделал Филька? (Не попросил прощения).

Почему этот элемент в изобретении очень важен? (Нужно уметь признавать свои ошибки, просить прощение).

А легко ли просить прощение? Всегда ли у вас получается признавать ошибки, исправлять их?

Сразу ли Филька взял хлеб?

Почему зарыдал Филька? (Слёзы – это тоже искупление вины эта соль, которой нужно было «посолить» хлеб).

Какие важные слова сказал Панкрат коню? (Филька не злой человек).

И русский народ тоже давал свою оценку добрым и злым поступкам. Давайте послушаем, как народ относился к понятиям «добро» и «зло».

(Уч-ся читают пословицы, подготовленные дома).



Спас ли себя Филька от охлаждения сердца? Потеплело ли его сердце? А какое оно, тёплое сердце? (Уч-ся читают миниатюры-размышления «Горячее сердце – это…»)

Рефлексия.

Сегодня мы проделали непростой путь в сказке с очень тёплым названием.

Какой вопрос помогал нам строить урок?

Что было непростым?

Филька извлёк урок из этой истории?

А вы?

Кем бы вам хотелось быть: изобретателями или приобретателями? Почему?

Самооценка.

Оцените свою изобретательность на этом уроке с помощью листа самооценки:

Лист самооценки (от 0до5 баллов по каждому критерию)

Фамилия, имя -

  • Знание текста -

  • Умение работать с текстом -

  • Выразительное чтение -

  • Изобретение вопросов -

  • Изобретение ответов -

  • Совместная работа друг с другом (умение слушать, дополнять, исправлять.)

Общая сумма баллов –

Оценка: 25-30 – «5»;

19-24- «4»;

13-18 – «3».

А возвращаясь к тому, с чего мы начали, хочется сказать, что тёплой может быть улыбка. Между прочим именно о такой памяти мечтал писатель: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».

««Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».

Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!