ФГОС. Урок литературы в 5 классе по сказке «Паустовского «Тёплый хлеб».
Тема: «Тёплый хлеб» или Как спастись от стужи?»
Эпиграф.
Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание.
Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной.
К.Г. Паустовский.
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).
Предварительная работа: выразительное чтение сказки; миниатюра-предположение «Я думаю, что тёплым может быть…»; миниатюра-размышление «Холодное сердце – это…», «Горячее сердце – это…»; пословицы о добре, зле, хлебе; вопросы, составленные учащимися, – проблемные и рассчитанные на внимательного читателя.
Цели:
Метапредметные.
Регулятивные УУД: умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать.
Познавательные УУД: уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного.
Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем.
Личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.
Предметные цели:
создать условия для совершенствования навыков анализа художественного текста, с точки зрения проблематики, идейного замысла, использования средств речевой выразительности;
способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения;
создать условия для расширения знаний о реальном и фантастическом в тексте.
Виды деятельности учащихся на уроке:
Участие в постановке темы, целеполагание.
Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом.
Умение формулировать вопросы для внимательного читателя.
Размышления над проблемными вопросами и ситуациями.
Работа в парах.
Коллективная работа – составление кластера.
Деятельность учителя на уроке:
Направление в целеполагании.
Направление в овладении знаниями.
Контроль над выполнением заданий.
Стимулирование учебной деятельности.
Организационный момент.
Может быть тёплым день за окошком.
Тёплой – улыбка, тёплою кошка.
Тёплыми могут быть автора строки.
Тёплым – общенье на нашем уроке.
Почему я начинаю сегодня урок с этих слов?
Я просила и вас поразмышлять о том, что может быть тёплым, до того, как вы прочитали сказку. Давайте послушаем, что получилось. (Уч-ся читают миниатюры-предположения).
Имеют ли какое-либо отношение к сказке ваши предположения?
А как можно объяснить словосочетание «тёплый хлеб», ставшее названием сказки?
Целеполагание.
Какие задачи ставит перед нами вопрос темы? (Проанализировать поведение и поступки героев, поразмышлять о том, легко ли исправлять ошибки и как это делать; подумать о том, как должен жить человек, чтобы рядом с ним было хорошо.)
Об эпиграфе.
Сам автор, Константин Георгиевич, тоже много размышлял о человеке, его поступках, их последствиях. Как вы понимаете смысл этих размышлений? (Уч-ся комментируют высказывания писателя).
А мы наш урок начнём с проверки знания текста.
Задание «Лови ошибку!»
- Действие сказки разворачивается в деревне Башмачки.(Бережки)
- В деревне считали, что конь принадлежал Панкрату, и кормить его должен только он. ( Конь был общественным, и каждый считал своим долгом покормить его)
- Панкрат рассказал Фильке историю про злого мужика и солдата. (Бабка рассказала)
- В сенях у бабки жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте, подслушивала. (Сорока жила у Панкрата)
- Я, дедушка Панкрат, как высплюсь, завтра соберу ребят. (На рассвете)
- Филька разломил буханку, посолил хлеб и протянул коню. Конь сразу взял хлеб. (Но конь хлеба не взял)
- Сорока сидела на раките и сердито трещала. И все её слушали. (Но её никто не слушал)
А теперь вы можете проверить друг друга и задать вопросы, рассчитанные на внимательного читателя. (Уч-ся задают вопросы, подготовленные дома)
Как звали главного (непутёвого) героя сказки? (Филька)
Как звали мельника? (Панкрат)
А ведь эти имена совсем неслучайны. Панкрат – это значит «всевластный, всемогущий». Вспомните, кем считали его в деревне? (Колдуном)
Полное имя Фильки – Филипп. В переводе с греческого… «любящий коней». В чём парадоксальность, необычность этого, если вспомнить события сказки? (Филька очень обидел коня)
А как звали коня? (Мальчик) Почему?
Константин Георгиевич – это писатель, для которого очень важно показать единство мира людей, человека и природы, человека и животных.
А где мы это видим? (Примеры)
Кто в сказке нарушает эту гармонию? (Мужик и Филька)
Сколько лет (по легенде) между этими историями? (100)
Давайте прочитаем выразительно эти истории: «мужик и солдат», «Филька и конь».
Работа в парах: сравнительная характеристика героев.
Мужик | Филька |
С.75 – последний абзац | С.73 – 5-й абзац |
Что делает их похожими? (Злоба)
От чего упал, случился или «стрясся» (по словам Фильки) мороз? (От злобы людской)
Что случилось с мужиком? (Помер)
Почему это не случилось с Филькой, ведь он совершил почти то же самое? (Филька маленький, глупый, он ещё многого в жизни не понимает. Автор даёт ему шанс исправиться).
Очего помер мужик? (От охлаждения сердца)
Как это понять?
Физминутка: самое время и нам разогреть свою кровь и сделать небольшую разминку.
А теперь настало время послушать ваши миниатюры-размышления о холодном сердце. (Уч-ся зачитывают свои работы).
Какой вопрос задаёт Филька в отчаянии бабке? (Что же теперь делать? Помирать?)
Почему он так спрашивает?
Настало время вернуться к вопросу темы «Как спастись от стужи?»
Значение слова «стужа» в словарях Даля и Ожегова.(Ребята ищут самостоятельно и зачитывают.
Мини-исследование «Жизнь одной фразы в тексте»
Какая фраза всё время произносится Филькой? (Да ну тебя!)
Автор использует эту реплику несколько раз, подсказывая нам интонацию.
Выразительное чтение этой реплики из разных эпизодов сказки уч-ся.
Меняется ли что-то в Фильке?
Когда он говорит «Да ну его, Панкрата», можно ли предположить, что он уде принимает другое решение? Как это подтверждается в тексте? (Он ночью побежал к Панкрату)
Удивился ли Панкрат ночному гостю?
Какой ответ получил Филька на свой вопрос « Что же мне теперь делать, дедушка?» (Зачитать) – изобрести спасение от стужи.
Какое слово в этом совете кажется странным? (Изобрести)
Составление ассоциативного ряда (уч-ся выходят к доске по одному и записывают): изобретение – учёный – исследователь – фантазия – творчество – выдумка и т. д.)
Информация к размышлению!!!
А вы знаете, что есть такой замечательный русский поэт Велимир Хлебников, который делил всех людей на изобретателей и приобретателей.
Изобретателей природа нацелила на выдумывание и воплощение чего-то необычного, важного, что может пригодиться всем. А наградой для них становится чувство радости от процесса созидания и его результата.
А приобретатели – это те, кто нацелен на приобретение и накопление всяких материальных благ для себя. И это единственное, от чего они получают радость.
Панкрат предлагает изобрести спасение от стужи, то есть…….? (уч-ся высказывают свои предположения, исходя из прослушанной информации)
Почему Панкрат даёт ему определённое время? Какое? (Час с четвертью)
Для чего именно здесь появляется образ сороки? (Может быть, автор хитрит с читателем: сказочная сорока принесла помощь или всё-таки Филька изобрёл спасение от стужи?)
А как вы думаете?
Составление кластера (слева- направо)
Костры будем жечь
Согласятся, наши ребята хорошие
Пробьём и такой лед
Изобретение Фильки
?отсроченный
Соберу со всей деревни
ребят
Будем лёд рубить
Покамест не
дорубимся до воды
Произошли ли какие-то изменения вследствие изобретения Фильки?
Вернулась ли гармония в отношения людей, человека и природы? ( И во всех дворах женщины месили тесто и пекли хлеб. А хлеб – это жизнь)
Приведите примеры случившихся перемен из текста.
Тёплый хлеб – это почти персонаж сказки. Русский народ всегда очень трепетно, уважительно относился к хлебу. Об этом говорят многочисленный пословицы. А какие пословицы о хлебе нашли вы? (Уч-ся зачитывают найденные дома пословицы).
Общая победа над стужей достигнута, но послушайте строки: «На следующее утро…и т. д.). Давайте вернёмся к вопросу кластера. Чего ещё не сделал Филька? (Не попросил прощения).
Почему этот элемент в изобретении очень важен? (Нужно уметь признавать свои ошибки, просить прощение).
А легко ли просить прощение? Всегда ли у вас получается признавать ошибки, исправлять их?
Сразу ли Филька взял хлеб?
Почему зарыдал Филька? (Слёзы – это тоже искупление вины эта соль, которой нужно было «посолить» хлеб).
Какие важные слова сказал Панкрат коню? (Филька не злой человек).
И русский народ тоже давал свою оценку добрым и злым поступкам. Давайте послушаем, как народ относился к понятиям «добро» и «зло».
(Уч-ся читают пословицы, подготовленные дома).
Спас ли себя Филька от охлаждения сердца? Потеплело ли его сердце? А какое оно, тёплое сердце? (Уч-ся читают миниатюры-размышления «Горячее сердце – это…»)
Рефлексия.
Сегодня мы проделали непростой путь в сказке с очень тёплым названием.
Какой вопрос помогал нам строить урок?
Что было непростым?
Филька извлёк урок из этой истории?
А вы?
Кем бы вам хотелось быть: изобретателями или приобретателями? Почему?
Самооценка.
Оцените свою изобретательность на этом уроке с помощью листа самооценки:
Лист самооценки (от 0до5 баллов по каждому критерию)
Фамилия, имя -
Знание текста -
Умение работать с текстом -
Выразительное чтение -
Изобретение вопросов -
Изобретение ответов -
Совместная работа друг с другом (умение слушать, дополнять, исправлять.)
Общая сумма баллов –
Оценка: 25-30 – «5»;
19-24- «4»;
13-18 – «3».
А возвращаясь к тому, с чего мы начали, хочется сказать, что тёплой может быть улыбка. Между прочим именно о такой памяти мечтал писатель: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».
««Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».
Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».