СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФГОС НОО как основа изучения младшими школьниками курса «Шахматы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по учебному предмету "Шахматы для начинающих" по теме "Ладья"

Просмотр содержимого документа
«ФГОС НОО как основа изучения младшими школьниками курса «Шахматы»»

Уральский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки








Программа профессиональной переподготовки

Методика преподавания курса «Шахматы» в условиях реализации ФГОС НОО (144)





Дисциплина: Модуль 1. ФГОС НОО как основа изучения младшими школьниками курса «Шахматы»

Практическое задание 1, Модуль 1. ФГОС НОО как основа изучения младшими школьниками курса «Шахматы»














Жвакина Татьяна Геннадьевна




г. Пермь – 2017

Тема: Ладья

Тип урока: урок изучения нового материала.

УМК: Абрамов С. Б., Барский В. Л. «Шахматы. Первый год обучения».

Возраст учащихся: начальная школа.

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о новой шахматной фигуре (ладье), о правилах и особенностях её хода, о возможностях ладьи в игре;

  • Развить у учащихся умение использовать ладью в ходе шахматной партии;

  • Развивать у учащихся устойчивый интерес к шахматам, внимание, способность действовать в уме, усидчивость и самостоятельность, волю к победе.

  • Воспитывать у учащихся уважительное отношение к правилам игры и соперникам.

Оборудование:

  • Демонстрационная доска;

  • Комплекты шахматных досок с фигурами на каждую пару игроков;

  • Рабочие тетради учащихся.

К концу урока:

  • Учащиеся имеют представление о новой фигуре – ладье, о начальном расположении ладей на шахматной доске у белых и черных, о том, как ладья ходит и рубит;

  • Учащиеся правильно осуществляют ходы ладьей (передвигают ладью по шахматной доске);

  • Учащиеся проводят нападение ладьей на фигуры и короля («объявляют» шах) соперника;

  • Учащиеся осуществляют двойное нападение на фигуры и короля соперника.


Ход урока:

1). Организационный момент и психологический настрой на урок.

Учитель:

  • Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы путешествовать пойдём.

В страну шахмат попадём.

Будем шахматам учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать замечательно,

Внимательно, старательно!

  • Ребята, как вы думаете, для чего людям нужны шахматы?

(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ).

Учитель:

  • Маршал И.С. Конев сказал о шахматах: «Если шахматы считать игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера».

Они сильнее многих увлечений!

В них места нет ни скуке, ни тоске!

Ведь происходит столько приключений

За пять минут на шахматной доске!


2). Повторение изученного ранее материала.

Учитель:

  • Ребята, покажите на демонстрационной шахматной доске белые и черные поля.

  • Покажите горизонтали, вертикали, диагонали. Сколько их?

  • Покажите две белые и две черные диагонали, большую белую и большую черную диагонали.

3). Знакомство с новой шахматной фигурой.

Учитель:

  • Ребята, сегодня мы познакомимся с новой шахматной фигурой, с какой, вы узнаете, если правильно выполните графический диктант. Откройте тетради, начинаем рисовать:

В центре листочка поставить точку,

далее чертим из точки вверх-вправо-вниз-вправо-вверх-вправо-вниз-вправо-вверх-вправо-вниз-по диагонали влево вниз-3 вниз-по диагонали вправо вниз- вниз - 5 влево- по диагонали вправо вверх -3 вверх- по диагонали влево вверх.

Учитель:

  • Ребята, на рисунке получилась новая шахматная фигура. Кто знает, как она называется? (Ладья)

  • Она напоминает крепостную неприступную башню. Такую башню называют Турой. Кстати, раньше подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться. 

  • В Россию шахматы привезли из Индии на кораблях-лодках, которые в старину назывались ладьями, поэтому эта фигура в итоге стала называться ладьей. Её форма напоминала корабль.

  • Сейчас во всем мире шахматные фигуры должны быть одинаковыми. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним.

  • Ладей в каждом войске по две: 2 черных и 2 белых.

  • Ребята, найдите ладьи и поставьте их в центр шахматной доски – поля d4, d5, e4, e5.

(РАБОТА В ПАРАХ: один ребенок ставит белые ладьи, второй – черные).


4). Изучение нового материала:

Начальное положение ладьи.

Учитель:

  • Сейчас вы поставили фигуры в центр, но ладьи заняли не свое место. Посмотрите на демонстрационную доску, чтоб познакомиться с начальным положением ладей:


Ходы ладьей: 

Учитель:

  • Ход ладьи осуществляется по прямой.

  • Ни одна из ладей не может быть перемещена на поле, занятое фигурой своего же цвета. Если ладья переходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя считается взятой. Ладья её рубит, фигура убирается с шахматной доски как часть этого же хода.

Видимо, ладья упряма,

если ходит только прямо,

не петляет — прыг да скок,

не шагнёт наискосок.

Так от края и до края может двигаться она.

Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди.


  • Если на пути ладьи нет никаких фигур, то она может передвинуться на любое количество полей по вертикали либо горизонтали. Посмотрите на демонстрационную доску, чтобы увидеть возможные ходы ладьи, которая находится на центральном поле е4:

  • А теперь узнаем, на сколько хуже ладья будет чувствовать себя в углу доски:

  • Посчитайте количество возможных ходов из центра и из угла доски, мы удивимся – в центре доски ладье доступно 14 полей, и в углу доски ладье так же доступно 14 полей.

  • Ребята, попробуйте сделать вывод о силе и значении положения ладьи на доске.

(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

  • Вывод таков: ладья в шахматах – единственная фигура, которая одинаково хорошо чувствует себя как в центре доски, так и на краю доски. Где бы не находилась ладья, ей будет доступно 14 полей.

  • А сейчас давайте отдохнем.


Физкультминутка:

Шахматам учусь я в школе,

Тренирую память, волю

В дождь, и в ветер, и в мороз

Выхожу я бегать кросс.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Бегать, прыгать, в шахматы играть –

Сильным чемпионом можно стать!


5). Закрепление нового материала.

Выполнение дидактических заданий на ходы ладьи.

Учитель:

  • Сейчас, ребята, сыграем в игру «Съешь клубничку». Игра проводится в парах. Напомню правила: 1 активная фигура, сейчас это ладья, осуществляет последовательные взятия фигур соперника, задача - взять все фигуры пассивной стороны, расположенные на доске

  • Каждый последующий ход ладьей выполняется разными игроками. Расставим фигурки: белая ладья - на поле h1. Чёрные фигуры: пешка h2, конь f2, слон f5, ладья c5, ферзь c3, слон a3, пешка а7, пешка g7, конь g4.

  • Повторим ещё раз: белая ладья – на поле а1. Чёрные фигуры: пешки а7 и h 7, ладья h2, слон b2, конь b8, слон g8, конь – g3, пешки – с3, с4, ферзь – с5.

  • Ребята, предлагаю вам после этой игры посмотреть и подумать, что и как, надо сделать чтобы напасть или атаковать фигуры партнёра?

(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

  • А ответ совсем несложный: надо поместить или переместить , т. е . сходить «своей» ладьёй на ту горизонталь, или вертикаль, где находятся фигуры партнёра.


  • А теперь изменим игру: необходимо одним ходом ладьи напасть сразу на 2 фигуры соперника, «Напади на двоих», в том числе на короля, например:

  • Белая ладья на поле е4. Чёрные: король – а5, слон – g5. 1. Ле5. Фигуры чёрных оказались на большом расстоянии друг от друга, причём на одной горизонтали. Белая ладья встаёт между ними, нападая на обе фигуры.

  • Белая ладья на поле е4. Чёрные: король – а7, конь – а2. 1. Ла4. Фигуры чёрных оказались на большом расстоянии друг от друга, причём на одной вертикали. Белая ладья встаёт между ними, нападая на обе

  • Белая ладья на поле е4. Чёрные: король – а7, ферзь – а2. 1. Ла4, а теперь посмотрите, сможет ли ферзь чёрных срубить белую ладью?

  • Белая ладья на поле е4. Чёрные: король – а5, ладья – g5. 1. Ле5, а теперь посмотрите, сможет ли ладья чёрных срубить белую ладью?

  • Какой из этого можно сделать вывод?

(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Вывод: одновременно нападать можно только на те фигуры, которые не угрожают самой атакующей фигуре, т.е. ладье.

  • Попробуйте в парах самостоятельно показать друг другу похожие нападения, а я подойду к каждой паре и посмотрю, как у вас получается.


6). Подведение итогов урока.

Игра «ДА – НЕТ».

Учитель:

  • Ходит ли ладья по белым и черным полям?

  • Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?

  • Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?

  • Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?

  • Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?

  • Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?

  • Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?

  • На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?

  • Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?


7). Домашнее задание:

  1. Повторите правила ходов ладьи, правила взятия ладьей фигур соперника, правила нападения ладьи на фигуры и короля соперника (объявление ладьей «шаха»).

  2. Повторить умения нападать на 2 фигуры соперника одновременно, в том числе на короля.

  3. Создайте собственные игровые позиции нападения на фигуры и короля соперника и запишите их в своих тетрадях.

Учитель:

  • На следующем уроке мы с вами продолжим разговор о ладье, и научимся играть ладьёй против проходных пешек противника, против такой же ладьи партнёра, и конечно же, сыграем в новые игры на шахматной доске.

  • А теперь, ребята, у кого есть вопросы по уроку? Если кто-то что-либо не понял, то я готов объяснить индивидуально.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!