ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (СФГОС)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 года)
Статьи (42, 55, 59, 79) закрепляют право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категории детей с ОВЗ:
- дети с нарушениями зрения;
- дети с нарушениями слуха;
- дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
- дети с задержкой психического развития (ЗПР);
- дети с нарушением интеллекта (У/О);
- дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от :
- степени тяжести нарушения психического развития;
- способности к освоению цензового уровня образования;
- вида учебного заведения;
- региона проживания.
Вступили в силу с 01.09.2016 г.:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от «19» декабря 2014 г. № 1598.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014 г. № 1599.
Уровни конечного результата образования:
1 уровень (цензовый). Ребенок получает образование, находясь в их среде , и в те же календарные сроки.
2 уровень (цензовый). Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, в более пролонгированные , чем в норме, календарные сроки.
3 уровень (не цензовый). Ребенок не способен усвоить цензовый уровень даже при обучении в пролонгированные сроки. Обучение завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования. Главное для таких детей – социализация.
4 уровень (индивидуальный). Он предполагает дифференциацию специального стандарта образования детей с ОВЗ, приближение программы обучения к индивидуальным возможностям ребенка.
Варианты СФГОС предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ
Глухие дети – I, II, III, IV
Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии других нарушений)
Слепые дети – I, II, III, IV
Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений)
Дети с речевыми нарушениями – I, II, III
Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV
Дети с ЗПР - I, II, III
Умственно отсталые дети – III, IV ( цензовое образование исключается)
Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV
СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- В специализированной школе:
- в классе
- дистанционно
- на надомном обучении
- В общеобразовательной школе:
- в специализированном классе
- в общем классе с индивидуальным
планом или коррекционной программой
- дистанционно
- на надомном обучении
ФГОС ОВЗ включает требования к:
- структуре АООП НОО;
- условиям АООП НОО;
- результатам АООП НОО.
СФГОС
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
АООП –адаптированная основная общеобразовательная программа- (на класс, на школу).
АОП –адаптированная общеобразовательная программа (на ребенка).
СИПР –специальная индивидуальная программа развития (на ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью ,с тяжелыми и множественными нарушениями развития).
Варианты АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Категория обучающихся
Варианты АООП
Глухие дети
I, II, III, IV
Слабослышащие дети
I, II, III
Слепые дети
I, II, III, IV
Слабовидящие дети
I, II, III
Дети с речевыми нарушениями
I, II
Дети с двигательными нарушениями
I, II, III, IV
Дети с ЗПР
I, II
Дети с РАС
I, II, III, IV
Сроки освоения АООП НОО
Стандарт устанавливает сроки освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования от 4 до 6 лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей.
Требования к структуре АООП НОО
АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%.
АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Структура АООП
Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП ОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы
Система оценки достижения планируемых результатов
Содержательный раздел: определяет общее содержание образования обучающихся с ОВЗ и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
УУД
Учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности
Духовно-нравственного развития
Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программу коррекционной работы
Программу внеурочной деятельности
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.
Учебный план
- Предметная область Коррекционно-развивающая область Внеурочная деятельность
- Предметная область
- Коррекционно-развивающая область
- Внеурочная деятельность
Система специальных условий реализации
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
ФГОС с ОВЗ
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (в рамках АООП)
Часы на внеурочную деятельность
(10 часов в неделю)
на коррекционно-развивающую область
для реализации направлений внеурочной деятельности
(не менее 5 ч. в неделю)
(не более 5 ч. в неделю)
Направления:
- духовно-нравственное
- общеинтеллектуальное
- спортивно-оздоровительное
- социальное
- общекультурное
Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)
Ритмика - фронтальные и (или) индивидуальные занятия (на примере обучающихся с ЗПР)
Обучающийся с ОВЗ (характеристика из закона «Об образовании в РФ»)
Имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии
Имеющиеся недостатки подтверждены ПМПК
Эти недостатки препятствуют получению образования без создания специальных условий
Спасибо за
внимание!