СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (СФГОС).

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете по теме: ФГОС ОВЗ. 

Просмотр содержимого документа
«ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (СФГОС).»

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ  и  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью    (СФГОС)

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (СФГОС)

   Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 года)  Статьи (42, 55, 59, 79) закрепляют право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.    Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья  - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 года)

Статьи (42, 55, 59, 79) закрепляют право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категории детей с ОВЗ:  дети с нарушениями зрения;  дети с нарушениями слуха;  дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);  дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);  дети с задержкой психического развития (ЗПР);  дети с нарушением интеллекта (У/О);  дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Категории детей с ОВЗ:

  • дети с нарушениями зрения;
  • дети с нарушениями слуха;
  • дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР);
  • дети с нарушением интеллекта (У/О);
  • дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от : степени тяжести нарушения психического развития; способности к освоению цензового уровня образования;  вида учебного заведения; региона проживания.

Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ

Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от :

  • степени тяжести нарушения психического развития;
  • способности к освоению цензового уровня образования;
  • вида учебного заведения;
  • региона проживания.

Вступили в силу с 01.09.2016 г.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от «19» декабря 2014 г. № 1598. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014 г. № 1599.

Вступили в силу с 01.09.2016 г.:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от «19» декабря 2014 г. № 1598.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014 г. № 1599.

Уровни конечного результата образования: 1 уровень (цензовый). Ребенок получает образование, находясь в их среде , и в те же календарные сроки. 2 уровень  (цензовый).  Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, в более пролонгированные , чем в норме, календарные сроки. 3 уровень (не цензовый). Ребенок не способен усвоить цензовый уровень даже при обучении в пролонгированные сроки. Обучение завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования. Главное для таких детей – социализация. 4 уровень (индивидуальный). Он предполагает дифференциацию специального стандарта образования детей с ОВЗ, приближение программы обучения к индивидуальным возможностям ребенка.

Уровни конечного результата образования:

1 уровень (цензовый). Ребенок получает образование, находясь в их среде , и в те же календарные сроки.

2 уровень (цензовый). Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, в более пролонгированные , чем в норме, календарные сроки.

3 уровень (не цензовый). Ребенок не способен усвоить цензовый уровень даже при обучении в пролонгированные сроки. Обучение завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования. Главное для таких детей – социализация.

4 уровень (индивидуальный). Он предполагает дифференциацию специального стандарта образования детей с ОВЗ, приближение программы обучения к индивидуальным возможностям ребенка.

Варианты СФГОС предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ Глухие дети – I, II, III, IV Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии других нарушений) Слепые дети – I, II, III, IV Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений) Дети с речевыми нарушениями – I, II, III Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV Дети с ЗПР - I, II, III Умственно отсталые дети – III, IV ( цензовое образование исключается) Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV

Варианты СФГОС предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ

Глухие дети – I, II, III, IV

Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии других нарушений)

Слепые дети – I, II, III, IV

Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений)

Дети с речевыми нарушениями – I, II, III

Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV

Дети с ЗПР - I, II, III

Умственно отсталые дети – III, IV ( цензовое образование исключается)

Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV

СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ  В специализированной школе: в классе дистанционно на надомном обучении В общеобразовательной школе:  в специализированном классе  в общем классе с индивидуальным  планом или коррекционной программой дистанционно на надомном обучении В семье

СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

  • В специализированной школе:
  • в классе
  • дистанционно
  • на надомном обучении
  • В общеобразовательной школе:
  • в специализированном классе
  • в общем классе с индивидуальным

планом или коррекционной программой

  • дистанционно
  • на надомном обучении
  • В семье
ФГОС ОВЗ включает требования к: структуре АООП НОО; условиям АООП НОО; результатам АООП НОО.

ФГОС ОВЗ включает требования к:

  • структуре АООП НОО;
  • условиям АООП НОО;
  • результатам АООП НОО.
СФГОС Стандарт  применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения. АООП  –адаптированная основная общеобразовательная программа- (на класс, на школу). АОП –адаптированная общеобразовательная программа (на ребенка). СИПР  –специальная индивидуальная программа развития (на ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью ,с тяжелыми и множественными нарушениями развития).

СФГОС

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.

АООП –адаптированная основная общеобразовательная программа- (на класс, на школу).

АОП –адаптированная общеобразовательная программа (на ребенка).

СИПР –специальная индивидуальная программа развития (на ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью ,с тяжелыми и множественными нарушениями развития).

Варианты АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ Категория обучающихся Варианты АООП Глухие дети I, II, III, IV Слабослышащие дети I, II, III Слепые дети I, II, III, IV Слабовидящие дети I, II, III Дети с речевыми нарушениями I, II Дети с двигательными нарушениями I, II, III, IV Дети с ЗПР I, II Дети с РАС I, II, III, IV

Варианты АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Категория обучающихся

Варианты АООП

Глухие дети

I, II, III, IV

Слабослышащие дети

I, II, III

Слепые дети

I, II, III, IV

Слабовидящие дети

I, II, III

Дети с речевыми нарушениями

I, II

Дети с двигательными нарушениями

I, II, III, IV

Дети с ЗПР

I, II

Дети с РАС

I, II, III, IV

Сроки освоения АООП НОО Стандарт устанавливает сроки освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования от 4 до 6 лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей.

Сроки освоения АООП НОО

Стандарт устанавливает сроки освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования от 4 до 6 лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей.

Требования к структуре АООП НОО АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Требования к структуре АООП НОО

АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%.

АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Структура АООП Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел

Структура АООП

Целевой раздел

Содержательный раздел

Организационный раздел

Целевой раздел  определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП ОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Пояснительная записка Планируемые результаты освоения программы Система оценки достижения планируемых результатов

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП ОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения программы

Система оценки достижения планируемых результатов

Содержательный раздел:  определяет общее содержание образования обучающихся с ОВЗ и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. УУД Учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности Духовно-нравственного развития Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программу коррекционной работы Программу внеурочной деятельности

Содержательный раздел: определяет общее содержание образования обучающихся с ОВЗ и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

УУД

Учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности

Духовно-нравственного развития

Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программу коррекционной работы

Программу внеурочной деятельности

Организационный раздел  определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО. Учебный план Предметная область Коррекционно-развивающая область Внеурочная деятельность Предметная область Коррекционно-развивающая область Внеурочная деятельность Система специальных условий реализации

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.

Учебный план

  • Предметная область Коррекционно-развивающая область Внеурочная деятельность
  • Предметная область
  • Коррекционно-развивающая область
  • Внеурочная деятельность

Система специальных условий реализации

      ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ  ФГОС с ОВЗ                         Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (в рамках АООП)  Часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю) на коррекционно-развивающую область  для реализации направлений внеурочной деятельности (не менее 5 ч. в неделю) (не более 5 ч. в неделю)  Направления: духовно-нравственное общеинтеллектуальное спортивно-оздоровительное социальное общекультурное  Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные) Ритмика  - фронтальные и (или) индивидуальные занятия (на примере обучающихся с ЗПР)

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

ФГОС с ОВЗ

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (в рамках АООП)

Часы на внеурочную деятельность

(10 часов в неделю)

на коррекционно-развивающую область

для реализации направлений внеурочной деятельности

(не менее 5 ч. в неделю)

(не более 5 ч. в неделю)

Направления:

  • духовно-нравственное
  • общеинтеллектуальное
  • спортивно-оздоровительное
  • социальное
  • общекультурное

Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)

Ритмика - фронтальные и (или) индивидуальные занятия (на примере обучающихся с ЗПР)

Обучающийся с ОВЗ (характеристика из закона «Об образовании в РФ») Имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии Имеющиеся недостатки подтверждены ПМПК Эти недостатки препятствуют получению образования без создания специальных условий

Обучающийся с ОВЗ (характеристика из закона «Об образовании в РФ»)

Имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии

Имеющиеся недостатки подтверждены ПМПК

Эти недостатки препятствуют получению образования без создания специальных условий

Спасибо за  внимание!

Спасибо за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!