СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ФГОС – определение и использование в практике школы.»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС-определение и использование в практике школы.

Просмотр содержимого документа
««ФГОС – определение и использование в практике школы.»»

МБОУ «Гимназия №11»

г.Махачкала









Реферат


«ФГОС – определение

и использование в практике школы.»











Учитель математики:

Гасанова Айшат Рабадановна

2018-19 учебный год




Понятия - это не только основные средства понимания того, что говорят и делают другие люди, не только способ договориться и делать общее дело, но и способ преобразования ситуации, возможность увидеть перспективу и реализовать ее в действии. Очевидно, что знакомство с текстами, в которых описывается содержание тех или иных понятий, не может и не должно приводить к немедленному усвоению этого содержания и изменению его сознания, видению ситуации и действию в ней. Главное не в том, чтобы что-то усвоить, а в том, чтобы возникли новые вопросы к себе и сомнения. 

Далее рассмотрим содержание следующих понятий: 

  1. Системно-деятельностный подход в образовании.

  2. Урочная и внеурочная деятельность.

  3. Компетенция.

  4. Универсальные учебные действия.

  5. Оценивание в образовании.

  6. Оценка качества образования.

  7. Самооценка учителем своей образовательной деятельности.


Основной смысл добавления к термину "деятельность" термина "система" означает, что в педагогической практике в соответствии с содержанием федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования метапредметные образовательные результаты - регулятивные, познавательные и коммуникативные - должны достигать¬ся в комплексе, в системе. 

Основные цели системно-деятельностного подхода: 

  • научить учащихся самостоятельно учиться, т. е. в будущем уметь определиться в ситуации необходимости или желания освоить новую специальность или профессию;

  • помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире. Например, умения, связанные с коммуникацией, исследованием, проектированием, работой в группе, организацией своей деятельности, грамотностью чтения (пониманием текстов), работой с числами, использованием компьютерных технологий и т. д.;

  • создавать ситуации возможного выбора учащимися направлений или областей их будущей деятельности во взрослой жизни в соответствии с их индивидуальными особенностями.

  • Системно-деятельностный подход в образовании как педагогическая практика означает: организацию, создание учителем всех необходимых условий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных интересах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях. Предполагает выбор учащимися темы, проблемы, материала, самостоятельный поиск недостающей информации и обращение к учителю за помощью по мере необходимости.


ДОКУМЕНТ 


Пункт 5 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: 
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 


Урочная деятельность - это в подавляющем большинстве образовательных учреждений (далее - ОУ) не деятельность , а “урочная работа”, ориентированная на усвоение учащимися предметной информации (знаний, умений и навыков). Однако во ФГОС задана ориентация на достижение учащимися, в первую очередь, метапредметных образовательных результатов. В ближайшей перспективе в ситуации существования единого государственного экзамена кажется маловероятным организация большинством учителей-предметников полноценной самостоятельной мотивированной деятельности учащихся на своих урочных занятиях. В такой ситуации единственным выходом становится внеурочная деятельность, где появляется реальная возможность организации исследовательской, проектной деятельности учащихся, в процессе которой они будут достигать требуемых метапредметных результатов. 

ДОКУМЕНТ 
Пункт 13 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 
13. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Таким образом, внеурочная деятельность, в отличие от дополнительного образования, должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций. 





Часто задается вопрос: "Есть ли разница между компетентностью и компетенцией?" Термин "competence" означает "способность, умение", а термин "competent", который переводится как "компетентность", имеет следующие значения: полноправный, правомочный, установленный, законный. Отсюда следует, что "компетентность" обозначает характеристику человека (полно-правный, правомочный и т. д.), а "компетенция" характеризует то, чем человек обладает (способности, умения). 

Компетенции формируются только в процессе самостоятельной реализации той или иной деятельности, в ситуациях неопределенности и попытках самостоятельно справиться с какими-то проблемами. Проявляются они также только в деятельностных ситуациях (коммуникативные - в ситуациях дискуссии, выступления и т. д., исследовательские - в процессе реализации учащимися исследовательских проектов), где сам учитель или внешний эксперт может определить тот или иной уровень их достижения при помощи известных критериев и показателей. 

На сегодняшний день не существует единой принятой всеми классификации компетенций. Наиболее общая классификация компетенций содержит в себе три больших класса: 

  1. Профессиональные, необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности.

  2. Надпрофессиональные, необходимые для эффективной работы в организации.

  3. Ключевые компетенции, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену общества.



Согласно ФГОС универсальные учебные действия делятся на: 


  1. Регулятивные - способы организации своей деятельности, в т. ч. и учебной.

  2. Познавательные - способы и методы научного познания в рамках естественнонаучного и гуманитарного исследования вместе с различного рода интеллектуальными операциями.

  3. Коммуникативные - разного рода умения (компетенции), связанные с различными формами общения людей друг с другом.






ДОКУМЕНТ 
Пункт 8 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 
8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, по-строение индивидуальной образовательной траектории;


В деятельностном или компетентностном подходе к обучению оценивание может быть использовано со следующими целями: 

  • стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты (например, использование накопительной системы баллов);

  • помогать учиться на ошибках; понять, что у них получается и в какой степени; что важно и необходимо освоить; обнаруживать, чего они не знают и что не умеют делать

  • констатировать наличие тех или иных умений, степень овладения данными умениями; позитивные достижения учащихся;

  • фиксировать неудачи, но не наказывать за них;

  • оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;

  • поддерживать высокую самооценку учащихся;

  • мотивировать учащихся на достижение успеха;

  • побуждать учащихся к приложению усилий;

  • приобщать учащихся к оцениванию своих результатов (самооценка) на основе известных им критериев.




ДОКУМЕНТ 
Пункт 12 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 
12. Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. 
При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

В первую очередь следует отметить, что оценка качества образования не сводится только к оценке конечного результата относительно заданной нормы требований. Оценивается не только вся система управления процессом достижения результата, но и способы определения требований к результату, и процесс проектирования путей их достижения. Назначение системы оценки качества образования состоит не во внешнем контроле, не в проверке достижения требуемых результатов или стандарта, а в создании условий для совершенствования образовательных систем. 

Существует четыре группы критериев, с помощью которых можно оценить качество образования: 

  1. Критерии, по которым оценивается деятельность управления.

  2. Наличие в ОУ педагогических условий (т. е. условий, создаваемых в учебном процессе учителями), необходимых для достижения намеченных образовательных результатов.

  3. Сами образовательные результаты.

  4. Уклад жизни в ОУ, обеспечивающий достижение миссии ОУ (характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, досуг, клубная жизнь и т. п.).


Самооценка учителем своей профессиональной деятельности осуществляется при помощи тех или иных критериев, по которым сам учитель может определить, действительно ли то, что он делает в классе, направлено на достижение учащимися требуемых образовательных результатов. Таким образом, сначала определяется, какие образовательные результаты являются приоритетными. Затем определяются те педагогические условия, создание которых является необходимым условием достижения требуемых результатов. Далее определяются те показатели, которые позволяют судить о том, что действия учителя действительно направлены на достижение учащимися требуемых результатов, т. е. на создание заранее определенных условий.


ДОКУМЕНТ 
Пункт 7 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 
7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности: сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!