СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ФГОС: реализация компетентностного подхода на уроках биологии в основной школе»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается проблема компетентностного подхода в школьной биологии. Представлена программа по ведению портфолио учащихся как способа фиксирования и оценки индивидуальных достяжений, раскрывается технология ведения документации по созданию индивидуального образовательного рейтинга учащихся.

Просмотр содержимого документа
««ФГОС: реализация компетентностного подхода на уроках биологии в основной школе»»

«ФГОС: реализация компетентностного подхода на уроках биологии в основной школе»



В статье рассматривается проблема компетентностного подхода в школьной биологии. Представлена программа по ведению портфолио учащихся как способа фиксирования и оценки индивидуальных достяжений, раскрывается технология ведения документации по созданию индивидуального образовательного рейтинга учащихся.

Новые подходы к развитию образования обусловлены тем, что в современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам социальных сетей, возможность подбора необходимого материала в дополнение к тому, что есть в учебнике. Знаний, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда у них возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Однако, исходя из анализа результатов учебной деятельности учащихся, выявляется  проблема:  в процессе обучения формируется, прежде всего, эмпирическое мышление, понятия преподносятся в готовом для запоминания виде, процесс их формирования не является осознанным, учащиеся не овладевают способом действия, который позволил бы им самостоятельно применять знания на практике.

Современная школа должна создавать условия для формирования личности выпускника, имеющего опыт самостоятельного изготовления учебного продукта, на основе предъявленного УМи личной ответственности, а это задача компетентностного подхода в образовании. Выпускник школы должен уметь самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, быть коммуникабельным и контактным при работе в группах, уметь адаптироваться в меняющихся ситуациях.

Внедрение компетентностного подхода – важное условие повышения качества образования. Компетентностный подход – это направленность процесса обучения школьников на формирование и развитие ключевых компетентностей. Результатом данного процесса будет формирование общей компетентности человека. Таким образом, цель современного образования - формирование компетентной личности ученика через освоение им ключевых образовательных компетенций.

Что такое компетенции и компетентность в системе образования?

Компетенция – это отчужденное, заранее заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимое для его продуктивной деятельности. Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в различных сферах. Компетентность – это объективный результат освоения компетенций конкретной личностью. Формирование ключевых компетенций осуществляется в рамках каждого учебного предмета.

Для успешной самореализации выпускник школы должен обладать следующими ключевыми компетенциями (по А. В. Хуторскому):

  • ценностно-смысловой компетенцией

  • общекультурной компетенцией

  • учебно-познавательной компетенцией

  • информационной компетенцией,

  • коммуникативной компетенцией

  • социально-трудовой компетенцией

  • компетенцией личностного самосовершенствования.

Формированию ключевых компетенций на уроках, в частности, биологии и химии способствуют разные методы и приемы.

Например, ценностно-смысловую компетенцию можно формировать путем постоянного обращения к действительности. В рамках этой компетенции формируется способность человека видеть и понимать окружающий мир, осознавать роль биологических и химических явлений, прогнозировать направление научного использования знаний в практической деятельности человека. При проведении урока необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик четко для себя представлял, что и как он будет изучать, что ему пригодится из изученного в последующей жизни. Для этого можно использовать следующие приемы:

- Перед изучением темы дать её аннотацию, а учащиеся должны сформулировать по этой теме вопросы «почему?», «зачем?», «как?», «о чем?», «как это сделать?». Данный прием позволяет учащимся осмыслить, зачем он изучает этот материал, увидеть значение данной темы для повседневной жизни, для своей будущей профессии и т. п.

- Можно предложить учащимся самостоятельно изучить параграф учебника и составить развернутый план-конспект. В этом случае перед учениками ставиться задача – разбить параграф на части, в каждой части выделить главное, озаглавить каждую часть и выписать тезисами необходимый материал. В итоге у учащихся формируется умение выделять главное, конкретизировать материал, анализировать его, делать выводы.

- Можно использовать тестовые задания, содержащие упражнения с лишними или пропущенными данными или понятиями.

- Необходимо вовлекать учащихся в предметные школьные олимпиады, которые включают решение нестандартных задач, требующих применение учеником предметной логики, а не только знание материала предметного курса.

 Учебно-познавательной компетенции можно отвести главную роль, т. к. степень ее сформированности определяет качество результата обучения. У обучающихся должны сформироваться интеллектуальные умения – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, выдвижение гипотез, рефлексию и самооценку. Опыт учебно-познавательной деятельности формируется в условиях большой самостоятельности учащихся в процессе обучения. Значительно способствует формированию данной компетенции метод проектов. Подготовка проектов формирует умения самостоятельно ставить цель исследования, конкретизировать ее до задач, выбирать формы деятельности, прогнозировать результаты. Можно предлагать учащимся для решения нестандартные, занимательные, исторические задачи; проводить мини-исследования при проблемном способе изучения темы. Создание проблемных ситуаций, их решение приводит к развитию творческих способностей учащихся. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя определенный материал, сам получает из него новую информацию.

Информационная компетенция - это владение современными средствами информации,поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование. Для развития данного вида компетентности можно использовать приемы:

- использование словарей, справочников при изучении новых понятий, терминов;

- подготовка презентаций, дальнейшее применение их в учебной деятельности;

- работа на уроке сразными УМК, чтобы ученики находили необходимую для себя информацию, изучая разные источники;

- использование Интернет-ресурсов, телевизора, СМИ при подготовке докладов, презентаций, сообщений, рефератов;

- использование заданий прикладного характера;

Привлекать учащихся самих составлять всевозможные задачи на производственные, бытовые темы. При этом у них не только будет формироваться информационная компетенция, но и накапливаться определенный жизненный опыт.

Коммуникативная компетенция – это умение работать в группах, овладение различными социальными ролями в коллективе. Она формируется через разные виды деятельности: игровую, интеллектуальную, исследовательскую. Это развитие способности правильно задать вопрос, вести опрос или дискуссию, организовать работу группы, анализировать результаты деятельности. Ученик должен уметь представить себя, написать анкету, письмо, заявление.

Для формирования этой компетенции можно использовать следующие приемы:

- решение биологических задач, запись химических уравнений реакций с комментированием, с подробным объяснением всех происходящих процессов;

- устное рецензирование и обсуждение ответов других учащихся;

- сдача зачетов в устной форме;

- работа в группах, в парах подразумевает совместное изучение определенной темы или решение задач; возникшее обсуждение, спор приведёт к определенному мнению или результату, высказыванию своего суждения классу.

- использование тестовых заданий со свободным ответом и устное его обсуждение;

- различные ролевые игры;

- использование метода проектов, который подразумевает работу в группе, где у каждого ученика есть своя деятельность.

В старших классах школы формированию социально-трудовой компетенции необходимо уделять особое внимание, т. к. учащиеся 9-11 классов – это выпускники школы. Через определенное время им предстоит выполнять разные роли: гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, покупателя, клиента, семьянина. В данную компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, а также знания и опыт в области профессионального самоопределения.

Развитию данной компетентности могут способствовать следующие приемы:

- задания социально-трудового характера;

- исследовательская деятельность;

- при проектной деятельности проведение анализа достоинств и недостатков полученного продукта.

Для развития компетенции личностного самосовершенствования эффективны разные виды урочной и внеурочной деятельности. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств.

С целью формирования данной компетенции можно применять такие методы:

- самоконтроль и взаимоконтроль; (напримерработа по карточкам-заданиям, где даны «лишние данные»)

- решение биологических и химических задач разными способами и нахождение более рационального;

- самостоятельное составление тестовых заданий;

-отрабатывание приема самоконтроля;

- исследовательская деятельность.

Формирование ключевых компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. При любой учебной деятельности у обучающихся может формироваться сразу несколько компетенций. Грамотная организация учебной и внеурочной деятельности способствует всестороннему развитию компетентной личности учащегося, который сможет решить проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

- в познании и объяснении явлений действительности;

- при работе с современными техническими устройствами;

- во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков;

- в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, семьянина, покупателя, клиента, зрителя;

- при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

- при необходимости разрешения собственных проблем жизненного самоопределения, выбора образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Компетентностный подход является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания и умения.

Литература

1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. - № 2. – С. 58-64.

2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. - № 5. С. 55-61.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!