Тема урока: «Свойство углов треугольника» Класс: 5 Учитель:
Карпучева Ирина Владимировна Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Программа, учебник, особенности:
Математика. Рабочая программа. 5-6 классы. Предметная линия учебников И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича: пособие для учителей образоват. Организаций/ И.И. Зубарева, Л.К. Борткевич. – М.: Мнемозина, 2015.
Математика. 5-6 классы: Методическое пособие для учителя/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2014.
Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.- 6-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2015.- 270 с.: ил.
Программа рассчитана на 175 часов из расчета 5 ч в неделю. Глава 3. Геометрические фигуры, 10-й урок, по теме «Свойство углов треугольника» - 1-й урок.
Теоретический материал в учебнике изложен таким образом, чтобы преподаватель смог применять проблемный подход в обучении. В каждом параграфе сформулированы контрольные задания, исходя из того, что должны знать и уметь учащиеся для достижения ими уровня стандарта математического образования.
Характеристика класса:
В классе обучается 12 человек, из них 3 девочки и 9 мальчиков. Социальное положение семей нестабильное. Трое учащихся из многодетных малообеспеченных семей, трое – из неблагополучных малообеспеченных семей.
Из 12 человек только 3 человека учатся на 4 и 5, низкая успеваемость у 4 учащихся, остальные имеют средние способности. Один учащийся – второгодник, один обучается по адаптированной программе вариант 7.1.
У детей преобладает наглядно-образный тип мышления. На уроках очень активны, материал воспринимают на среднем уровне. У большинства завышенная самооценка. Учащиеся умеют оценивать как свою деятельность, так и деятельность своих товарищей. Сформированы навыки работы в паре и группе. Степень познавательного развития на среднем уровне.
Аннотация к уроку:
Представленный урок комплексного применения знаний, умений и навыков с применением ИКТ, созданный в компьютерной среде POWER POINT, состоит из технологической карты урока, которая содержит ход урока, описание работы учителя и учащихся, этапы урока.
На первом этапе происходит мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, наличие учебных принадлежностей, организация внимания учащихся. Задачей второго этапа является актуализация опорных знаний и способов действий с использованием материалы сайта https://uchi.ru/ (определение, виды треугольников).
На этапе построения проекта урока учащиеся самостоятельно формулируют познавательные цели, информации, необходимые для решения предметной задачи (по схеме: вспомнить-узнать-научиться). При выполнении задания № 579, на этапе реализации построенного проекта урока, учащиеся отвечают на вопросы, делают вывод о сумме острых углов прямоугольного треугольника и о сумме всех углов прямоугольного треугольника. Выполняя задание № 581 по вариантам: 1 вариант – для тупоугольного треугольника; 2 вариант – для остроугольного треугольника, формулируют свойство углов для любого треугольника. На этапе первичного закрепления организована работа в группах: выполнение задания № 582 (на заготовленных таблицах). При выполнении диктанта (2 варианта), с использованием материалов коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/ , учащиеся осуществляют контроль (применяется формы взаимоконтроля – работа в парах). Приняв информацию о домашнем задании, учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Итог урока (рефлексия) проходит по отработанной схеме: продолжи предложение. Каждый этап урока имеет свою результативную цель.
На уроке осуществляется системно-деятельностный подход с использованием следующих технологий:
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение);
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира); Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Проблемное обучение прослеживается в целеполагании, в анализировании изученного материала и поиске нового. используя метод самоконтроля и самооценки в работе позволяет каждому ученику увидеть свой результат и сделать вывод о том, что он уже имеет, чему научился и какую цель для себя поставит для достижения результатов.
Различные формы работы, используемые в течение урока, позволяют лучше усвоить учебный материал. Целесообразность использования ИКТ способствуют повышению интенсификации учебно-воспитательного процесса (увеличение скорости подачи и наглядности учебного материала, количества предлагаемой информации, частичная автоматизация системы контроля), эффективности обобщения и систематизации знаний, умений и навыков за счет групповой, фронтальной и индивидуальной работы с учащимися.
В итоге учащиеся усвоили материал на достаточном уровне, это пригодится им в 7 классе при более глубоком изучении курса геометрии.
После подведения итогов урока: рефлексии, самооценки и взаимооценки, были выставлены отметки, 80% которых совпали с оценкой учителя.