СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Филологическое путешествие в мир псевдотекста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с таким понятием, как псевдотест позволяет работать над стилем, языком писателя, создавать собственные тексты, адекватные речевой ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Филологическое путешествие в мир псевдотекста.»

Второй тип — аналитико-синтетические упражнения.

В данных упражнениях дается псевдотекст, составленный из различных печатных источников, — это отрывки как из известных, так и неизвестных школьнику художественных произведений. Части псевдотекста объединены чаще всего темой. Задача ученика — проанализировать его, выделить смысловые и стилистически единые части одного текста и в конце концов назвать текст-оригинал. Найти отрезки речи, относящиеся к разным стилям, — хорошая тренировка, позволяющая развивать языковое чутье.

Задача учителя при работе с псевдотекстом — организовать беседу, создать ситуацию поиска: найти средства связи в тексте, определить на практике типы и стили речи, особенности каждого предложения. Ученик действует в данном случае не только как «исследователь», которому надо «из собранных в экспедиции материалов» узнать и показать, по каким признакам узнал образец (первоисточник), но уже как «эксперт». В ходе обсуждения псевдотекста ученик пытается восстановить образ автора каждого отрывка, опираясь на особенности лексики, строя речи, стиля и жанра.

В этом случае коммуникация усложняется количеством текстов, и ученик вступает в беседу сразу с несколькими писателями (авторами), так как ему предстоит в едином псевдотексте выделить различные тексты. Такого рода упражнения помогают обрабатывать коммуникативные позиции слушателя, читателя, критика, организатора коммуникации. Создать образ автора каждой части псевдотекстов помогает определение «голоса», звучащего в тексте, его темы и лексико-грамматических особенностей, составляющих текст отрезков.

Получается весьма увлекательная игра, в которой школьник сначала разбирает текст, а затем собирает разрозненные предложения в несколько единых по содержанию и форме отрывков. Конечно, такая работа возможна лишь после выработки умений лингвостилистического и герменевтического анализа текста, чему способствуют упражнения первого типа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!