Никколо Макиавелли как историк.
Подготовил
студент группы ИГ – 18
Колиш Дмитрий
План
Введение
- Годы жизни, род деятельности.
- Основные вехи жизни, связанные с историей и написанием книг по истории.
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность темы
Обращение к творчеству Макиавелли позволяет осмыслить одну из ключевых вех в становлении исторической науки.
Цель и задачи работы
- Рассмотреть деятельность Макиавелли как историка
- Рассмотреть личность Н.Макиавелли как историка
- Исследовать воззрение Макиавелли на исторический процесс и на методологию истории
- Рассмотреть исторические труды Макиавелли
- Оценить вклад Н.Макиавелли в развитие истории
1.Годы жизни, род деятельности
Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции. Он происходил из старинной дворянской семьи . В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале; вместе с тем высоко ценил Алигьери Данте , Франческо Петрарку и Джованни Боккаччо — ему был чужд педантизм гуманистов , их преклонение перед античностью.
Никколо Макиавелли — итальянский политический мыслитель, историк («История Флоренции», 1520-1525, издана 1532), писатель (комедия «Мандрагора», 1518, поставлена и издана 1524), поэт эпохи Возрождения .
2.Основные вехи жизни, связанные с историей и написанием книг по истории.
Макиавелли, по его собственным словам, политик по призванию. Вмешиваться в людские дела с целью действовать на них с помощью точного знания их вкусов, желаний и наклонностей, господствовать над людьми благодаря уменью отгадывать сокровенные движения человеческой души — вот страсть, всецело поглощавшая его. Она отразилась и в его произведениях. Даже там, где ему представляется полная возможность разрабатывать экономические вопросы, например в "Истории Флоренции", он по возможности обходит их молчанием, сосредоточивая все внимание на исследовании борьбы между партиями; но то немногое, что он говорит об экономических делах, носит на себе следы глубокой мысли.
В "Discorsi sopra la prima decade di Tito Livio" Макиавелли описывает строй старого римского государства с точки зрения строгого республиканца, искреннего приверженца демократии; он проводит мысль, что народ лучше, чем управляющий им князь, и что, избирая союзников, следует всегда больше доверять народу, чем князю. В "Arte delle guerra" он порицает обычай содержать наемников и советует иметь постоянные войска из милиции; при этом он указывает на преимущества, представляемые пехотой сравнительно с кавалерией, которая до XVI века решала судьбы сражений.
Самым выдающимся произведением историка и мыслителя, доставившим ему всемирную известность, является "Il Principe» «Государь». В этой книге он как бы переселяется в древний мир, порывая всякую связь с средними веками, с церковной политикой, с религией и нравственностью; он рассматривает государство только с точки зрения его процветания и благополучия, вовсе не задаваясь целью описать идеальную форму государственного строя. Он изображает государя, подобного Цезарю Борджиа, который, попирая на каждом шагу правила нравственности, утверждает в порабощенном государстве свою единоличную власть. Все, что служит целям политики, признается хорошим, все, что противодействует им, — дурным. Для достижения намеченных целей правительство может смело прибегать ко лжи, обману, вероломству, жестокостям, измене. Религия рассматривается только как орудие; церковь должна быть безусловно подчинена государству. Заботиться о том, чтобы обеспечить себе любовь [ en ] , преданность и верность подданных, совершенно излишне для правителя. Население обязано лишь бояться своего правителя, слепо повиноваться ему, вести себя смирно, доставлять нужные деньги и нужных солдат. Счастлив ли при этом народ или нет — безразлично. Государь должен обращать преимущественное внимание на развитие военной силы своего государства и на дипломатическое искусство как охрану против внешних и внутренних опасностей.
Много было самых разнообразных суждений как об этой книге, так и вообще о всех произведениях и деятельности Н. Макиавелли. Одни изображали его творцом и типичным представителем возмутительной политической школы, основанной на убийстве, клятвопреступлении, измене, терроре и стремившейся лишь к порабощению народов и утверждению всемогущества государей. Эти писатели уверяли, что Никколо действительно верил в то, что говорил, и написал свою книгу "О Государе" с целью войти в милость к Медичи. Другие, напротив того, видели в нем скрытого приверженца свободы, который под видом советов деспотизму обнаруживает его беззакония, открывает его тайны, делает его ненавистным и бессильным.
Никколо Макиавелли, писал Дени Дидро [ en ] , "как будто говорит в своем произведении: читайте хорошенько мою книгу; если вы получите государя, то он будет именно таким, каким я его описываю: берегитесь". По словам Жана Жака Руссо , "делая вид, что он дает уроки государям, мыслитель на самом деле преподносит великие уроки народам".
Четвертые, например, Прудон, находят, что теории Макиавелли надо судить с точки зрения нравов и взглядов XVI в., когда право сильного царило безраздельно. Никколо излагает только господствующую политику, но вовсе не является ее изобретателем: он выражает в холодных и жестоких аксиомах государственную мудрость своего века, относясь с глубоким равнодушием к справедливости и несправедливости и заботясь лишь об одном — о достижении намеченной цели, об успехе. Разделяя по примеру Аристотеля все формы правления на три группы — монархию, аристократию и демократию — он одинаково индифферентно относится ко всем трем, потому что цель каждого правительства, по его мнению, заключается в поддержании беззаконий, связанных с сохранением существующего общественного строя.
Третьи, основывая свое мнение на отзыве современников, считавших историка безусловно честным человеком и страстным патриотом, думали, что Макиавелли желал прежде всего освободить свою родину от варваров и учил Медичи, как следует поступать, чтобы вернуть Италии прежнее величие и избавить ее от чужеземного ига ( Гердер , Ранке).
В историке соединялась замечательная проницательность с большим знанием людей и большой ученостью. Выразительность и красота его слога, образность и точность выражений доставили ему славу первого прозаика, Тацита новой Италии. Он первый положил начало науке о политике, которая является у него результатом богатого опыта и тщательного изучении классического мира.
Сикст V, Карл V, Екатерина Медичи и Генрих III не расставались с книгой Макиавелли, Мурад IV и Мустафа IV велели перевести ее на турецкий язык, а Фридрих Великий , который сам в своей политической деятельности проводил на практике теории мыслителя, написал против него опровержение под именем "Antimachiavel". Как бы то ни было, имя Никколо Макиавелли обратилось в нарицательное для указания беспринципного политика, деятельность которого характеризуется хитростью, лицемерием и недобросовестностью, а макиавеллизмом называют политику, отличающуюся полным отсутствием честности и справедливости и преследующую исключительно успех.
Сочинения Макиавелли в первый раз в полном виде изданы были в Женеве в 1550 году. Лучшим изданием считается издание 1813 г. (Флоренция, Piatti). Новейшие издания — 1857 и 1873 г.
Библиография
- Никколо pro et contra. Антология исследований о нём;
- Л. М. Баткин. Макьявелли; Е. П. Никитин. Загадка «Государя»;
- С. Н. Бледный. Истоки российского «макиавеллизма»;
- Макиавелли в России: Восприятие на рубеже веков /Составители: Э. Г. Азгальдов, И. А. Быстрова; Под редакцией В. Т. Данченко, В. А. Скороденко, Ю. Г. Фридштейна; Научный[en] консультант П. Д. Баренбойм. — М.: Рудомино, 1996. — 144 с;
- Каппони Н. Макиавелли / Перевод с английского. М.: Вече, 2012. — 352 с., ил. — Серия «Великие исторические персоны», 3 000 экз., ISBN 978-5-9533-5336-6;
- Тененбаум Б. Великий Макиавелли: Темный гений власти: «Цель оправдывает средства?». — М.: Яуза, Эксмо, 2012. — 480 с. — «Гении власти». — 3000 экз., ISBN 978-5-699-54146-1;
- Макиавелли, Никколо — Биография. Библиография. Высказывания.
Спасибо за внимание!