СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философия об общественном прогрессе. Практическая работа по философии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по философии для СУЗов содержит краткую теорию о позиции философии на общественный прогресс, его противиоречия и критерии. Даны практические задания.

Просмотр содержимого документа
«Философия об общественном прогрессе. Практическая работа по философии»

Практическая работа №11.


Философия об общественном прогрессе.

 Цель: проанализировать понятие, типы и противоречивость прогресса общества


Краткая теория.

Под общественным прогрессом принято понимать тип развития общества, характеризующийся поступа­тельным (восходящим), направленным и необратимым переходом его от низшего к высшему, становлением но­вого, более совершенного и жизнеспособного. Прогресс общества — это прежде всего становление цивилизо­ванности во взаимоотношениях между людьми и соци­альными группами, между обществом и природой. Крат­ко говоря, прогресс есть создание культуры во всех ее проявлениях.

Под рег­рессом понимается попятное движение, застой, распад жизнеспособных форм общественной жизни. Прогресс и регресс являются двумя сторонами исторического процесса и друг без друга не существу­ют. Прогресс в одном отношении всегда есть и регресс в другом отношении. Представлять себе всемирную ис­торию идущей гладко и аккуратно вперед, без гигант­ских иногда скачков назад, ненаучно, теоретически совершенно неверно.

Философия полагает, что нет общественного про­гресса вообще, поскольку он всегда носит конкретно-исторический характер. Сферы его проявления соот­ветствуют важнейшим сферам жизни общества. В соот­ветствии с этим, принято выделять экономический, со­циальный, политический и т.д. прогресс в обществе. В основе общественного прогресса лежит умственная и практическая деятельность человека, непрерывное со­вершенствование им орудий труда, развитие науки и техники, рост потребностей.

Характерными признаками прогресса общества яв­ляются усложнение деятельности человека, появление новых ее видов и сфер (например, освоение космичес­кого пространства). Он проявляет себя в процессе раз­деления общественного труда и появления новых соци­альных групп. В ходе прогресса общества становится все более разнообразной культура, созданная челове­ком. Общественный прогресс есть все большее количе­ство изменений (новаций) в социальном организме. В ходе его увеличивается число альтернатив, т.е. возмож­ностей выбора людьми вариантов своей деятельности и поведения. Общественный прогресс означает на практике ускорение темпов исторического развития.

Важнейшим признаком общественного прогресса яв­ляются позитивные изменения в самом человеке – строй и содержание его мыслей, характер установок, целей и идеалов, форм и способов практической деятельности. Лишь то общество может считаться более прогрессив­ным, в котором человек становится чище и благород­нее, богаче и возвышеннее душой и прекраснее телом. Превращение человека в основное богатство общества, его высшую ценность — это и есть важнейший признак совершенства данного общества.

Исторически прогресс представляет собой процесс постоянного нарас­тания свободы человека. В ходе прогресса появляется все больше возможностей для преодоления зависимос­ти от стихийных сил природы и общества, удовлетво­рения собственных потребностей, реализации собствен­ных сил и творческой способности.

Однако следует иметь в виду, что общественный про­гресс по природе своей противоречив, и эти противо­речия очевидны. История гуманна и жестока одно­временно. Богатство и бедность, образование и неве­жество, творчество и разрушение неразлучны как свет и тень. Очевидно, например, что в течение длительно­го времени основ­ной целью общества и двигателем прогресса было об­ретение богатства для немногих. Интересы большин­ства приносились в жертву меньшинству, и прогресс тем самым приобретал весьма несправедливый, урод­ливый и антагонистический характер. Благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой страданий и подавления других.

Противоречивость общественного прогресса связана также и с активным применением машин и иных тех­нических устройств. Их освоение стало, конечно же, революцией в истории человечества. Однако в итоге человек создал громадную техническую «империю че­ловека», с которой он с трудом справляется. Машины невиданным образом облегчили человеческий труд и резко повысили его эффективность. Но они все боль­ше и больше отнимают у человека естественную потребность в физической нагрузке, разрушают человека и превращают его в свою функцию. Наука произвела переворот в способ материального производства. Вмес­те с тем она стала широко использоваться и в антигу­манных целях — для создания орудий убийства, средств манипуляции и контроля над ними. Используя все бо­лее широкий набор источников энергии, люди все боль­ше и больше впадают в зависимость не только от со­здаваемой ими искусственной среды, но и от самой природы. Противоречивая природа общественного про­гресса стала наиболее зримой в XX столетии.

Общественный прогресс в современном мире явил­ся закономерным итогом и результатом всей его пред­шествующей истории. Одной из его существенных ха­рактеристик является резкое нарастание темпов, уско­рение ритма истории. Все быстрее бег истории, и все труднее прогнозировать будущее че­ловечества.

Некоторые противоречия современного обществен­ного прогресса связаны с несоответствием между тех­нологической и духовно-нравственной сторонами дея­тельности человека.

Другие противоречия прогресса в наше время обу­словлены массированным и чрезмерным, недальновид­ным вторжением человека в природную среду. В XX в. природа стала как бы заложницей непомерного чело­веческого эгоизма, бесконечного стремления людей к комфорту и роскоши. Но ведь она рано или поздно все равно «отомстит» человеку за это. На наших глазах человек все больше лишается естест­венных источников своего существования. Превращая природную среду в пустыню, он неуклонно приближа­ет и свою собственную смерть.

Недостаточно контролируемое развитие сложной сис­темы производительных сил, техники и технологий так­же усложняют развитие современного общества. Ис­кусственный мир, созданный человеком и символизи­рующий его могущество, все чаще вырывается из-под контроля Творца как джинн из бутылки. Символом это­го противоречия является авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., самая крупная из всех имевших место до сих пор. Мы видим, что человек все больше впадает во власть предметного мира, созданного им же самим.

В нашем столетии человек сумел покорить природ­ный мир, растительное и животное царства. Однако человек позволил одновременно и закаба­лить самого себя, создав чудовищные тоталитарные бес­человечные режимы, которые отняли у него свободу и превратили его в средство, в орудие чужой воли (госу­дарства или же отдельных лиц).

К сожалению, в наше время проявилось и весьма опасное социальное экспериментаторство. Фашизм, сталинизм, маоизм и т.п. — все это не что иное, как по­пытка насилия над естественно-историческим процес­сом, стремление «пришпорить» историю, навязав ей идеологическую схему. Все это рано или поздно обора­чивается огромными человеческими жертвами, разру­шениями культурного потенциала общества и больши­ми нравственными потерями.

Обозначенные выше некоторые противоречия общественного прогресса сделали современное общест­во предельно сложным и запутанным организмом, ус­ложнили бытие человека в нем. Сложилась парадок­сальная ситуация, о которой П.Кууси написал так: «До­стигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада… Семена разрушения произрастают в нас самих».

Про­гресс общества породил глобальные проблемы совре­менного человечества как концентрированное выраже­ние противоречивости и драматичности человеческой истории. Очевидно, что самое основное сейчас — это проблема духовного и физического выживания челове­ческого рода. Каким станет будущее человечества? И будет ли оно вообще? А если все же будет, то каков путь в него?

Противоречивый характер общественного прогресса неизбежно ставит вопрос о его критериях (показате­лях). Чем именно измерять его?

Частные критерии применяются для измерения про­гресса в отдельных сферах общественной жизни, на пример, в политике, в экономике. Прогресс в политике можно измерять полнотой отражения всех социальных интересов и их представленностью в институтах власти и законах общества. В экономике показателем ее про­грессивности традиционно принято считать производительность труда, энерговооруженность работника и другие показатели. Прогресс в науке означает получе­ние более точных и полных знаний.

Общие критерии должны свидетельствовать о степе­ни жизнеспособности и совершенства всего общества как целостного организма и самого человека как субъекта ис­торического творчества. Таким крите­рием может быть степень разумности (человечности) об­щественных отношений, включая и отношение к природе как естественной основе существования человека и обще­ства. Этот показатель как бы отвечает на вопрос о том, в какой степени мы не варвары, а люди. Этот критерий говорит о постепенном превращении человека в основное богатство (ценность) общества и его цель, для чего создаются необходимые предпосылки в виде демократии, системы образования и социальной за­щиты, эффективной экономики и т.д.

Современное российское общество не стоит в сторо­не от столбовой дороги развития человечества. Прово­димые в стране реформы объективно способствуют включению России в единый поток мировой истории. Будущее нашей страны во многом будет зависеть от того, какой путь и способы развития мы избираем сей­час. Путь России, этого огромного «Востоко-Запада», это путь творческого синтеза лучших достижений об­щечеловеческой культуры с нашими национальными традициями, а не бездумное подражание всему инозем­ному или же доморощенное консервативное упрямст­во. Только на таком пути и станет реальным вполне возможное в XXI столетии «русское чудо».

Итак, общественный прогресс был, есть и будет. Так утверждает практически вся философская мысль. На это указывает и вся прошлая история общества. Следовательно, человечество сможет найти в себе энергию и возможности для выживания и дальнейшего существования.


Задание 1. Составить схему «Пути развития общества»


Задание 2. Перечислить основные признаки прогресса:


Задание 3. Перечислить противоречия прогресса:


Задание 4. Заполнить табл. «Критерии прогресса»


№ п/п

Частные критерии

Общие критерии














Задание 5. Каков, по-вашему, путь России в общечеловеческом пути развития?


Вывод:

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!