Практическая работа №11.
Философия об общественном прогрессе.
Цель: проанализировать понятие, типы и противоречивость прогресса общества
Краткая теория.
Под общественным прогрессом принято понимать тип развития общества, характеризующийся поступательным (восходящим), направленным и необратимым переходом его от низшего к высшему, становлением нового, более совершенного и жизнеспособного. Прогресс общества — это прежде всего становление цивилизованности во взаимоотношениях между людьми и социальными группами, между обществом и природой. Кратко говоря, прогресс есть создание культуры во всех ее проявлениях.
Под регрессом понимается попятное движение, застой, распад жизнеспособных форм общественной жизни. Прогресс и регресс являются двумя сторонами исторического процесса и друг без друга не существуют. Прогресс в одном отношении всегда есть и регресс в другом отношении. Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, ненаучно, теоретически совершенно неверно.
Философия полагает, что нет общественного прогресса вообще, поскольку он всегда носит конкретно-исторический характер. Сферы его проявления соответствуют важнейшим сферам жизни общества. В соответствии с этим, принято выделять экономический, социальный, политический и т.д. прогресс в обществе. В основе общественного прогресса лежит умственная и практическая деятельность человека, непрерывное совершенствование им орудий труда, развитие науки и техники, рост потребностей.
Характерными признаками прогресса общества являются усложнение деятельности человека, появление новых ее видов и сфер (например, освоение космического пространства). Он проявляет себя в процессе разделения общественного труда и появления новых социальных групп. В ходе прогресса общества становится все более разнообразной культура, созданная человеком. Общественный прогресс есть все большее количество изменений (новаций) в социальном организме. В ходе его увеличивается число альтернатив, т.е. возможностей выбора людьми вариантов своей деятельности и поведения. Общественный прогресс означает на практике ускорение темпов исторического развития.
Важнейшим признаком общественного прогресса являются позитивные изменения в самом человеке – строй и содержание его мыслей, характер установок, целей и идеалов, форм и способов практической деятельности. Лишь то общество может считаться более прогрессивным, в котором человек становится чище и благороднее, богаче и возвышеннее душой и прекраснее телом. Превращение человека в основное богатство общества, его высшую ценность — это и есть важнейший признак совершенства данного общества.
Исторически прогресс представляет собой процесс постоянного нарастания свободы человека. В ходе прогресса появляется все больше возможностей для преодоления зависимости от стихийных сил природы и общества, удовлетворения собственных потребностей, реализации собственных сил и творческой способности.
Однако следует иметь в виду, что общественный прогресс по природе своей противоречив, и эти противоречия очевидны. История гуманна и жестока одновременно. Богатство и бедность, образование и невежество, творчество и разрушение неразлучны как свет и тень. Очевидно, например, что в течение длительного времени основной целью общества и двигателем прогресса было обретение богатства для немногих. Интересы большинства приносились в жертву меньшинству, и прогресс тем самым приобретал весьма несправедливый, уродливый и антагонистический характер. Благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой страданий и подавления других.
Противоречивость общественного прогресса связана также и с активным применением машин и иных технических устройств. Их освоение стало, конечно же, революцией в истории человечества. Однако в итоге человек создал громадную техническую «империю человека», с которой он с трудом справляется. Машины невиданным образом облегчили человеческий труд и резко повысили его эффективность. Но они все больше и больше отнимают у человека естественную потребность в физической нагрузке, разрушают человека и превращают его в свою функцию. Наука произвела переворот в способ материального производства. Вместе с тем она стала широко использоваться и в антигуманных целях — для создания орудий убийства, средств манипуляции и контроля над ними. Используя все более широкий набор источников энергии, люди все больше и больше впадают в зависимость не только от создаваемой ими искусственной среды, но и от самой природы. Противоречивая природа общественного прогресса стала наиболее зримой в XX столетии.
Общественный прогресс в современном мире явился закономерным итогом и результатом всей его предшествующей истории. Одной из его существенных характеристик является резкое нарастание темпов, ускорение ритма истории. Все быстрее бег истории, и все труднее прогнозировать будущее человечества.
Некоторые противоречия современного общественного прогресса связаны с несоответствием между технологической и духовно-нравственной сторонами деятельности человека.
Другие противоречия прогресса в наше время обусловлены массированным и чрезмерным, недальновидным вторжением человека в природную среду. В XX в. природа стала как бы заложницей непомерного человеческого эгоизма, бесконечного стремления людей к комфорту и роскоши. Но ведь она рано или поздно все равно «отомстит» человеку за это. На наших глазах человек все больше лишается естественных источников своего существования. Превращая природную среду в пустыню, он неуклонно приближает и свою собственную смерть.
Недостаточно контролируемое развитие сложной системы производительных сил, техники и технологий также усложняют развитие современного общества. Искусственный мир, созданный человеком и символизирующий его могущество, все чаще вырывается из-под контроля Творца как джинн из бутылки. Символом этого противоречия является авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., самая крупная из всех имевших место до сих пор. Мы видим, что человек все больше впадает во власть предметного мира, созданного им же самим.
В нашем столетии человек сумел покорить природный мир, растительное и животное царства. Однако человек позволил одновременно и закабалить самого себя, создав чудовищные тоталитарные бесчеловечные режимы, которые отняли у него свободу и превратили его в средство, в орудие чужой воли (государства или же отдельных лиц).
К сожалению, в наше время проявилось и весьма опасное социальное экспериментаторство. Фашизм, сталинизм, маоизм и т.п. — все это не что иное, как попытка насилия над естественно-историческим процессом, стремление «пришпорить» историю, навязав ей идеологическую схему. Все это рано или поздно оборачивается огромными человеческими жертвами, разрушениями культурного потенциала общества и большими нравственными потерями.
Обозначенные выше некоторые противоречия общественного прогресса сделали современное общество предельно сложным и запутанным организмом, усложнили бытие человека в нем. Сложилась парадоксальная ситуация, о которой П.Кууси написал так: «Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада… Семена разрушения произрастают в нас самих».
Прогресс общества породил глобальные проблемы современного человечества как концентрированное выражение противоречивости и драматичности человеческой истории. Очевидно, что самое основное сейчас — это проблема духовного и физического выживания человеческого рода. Каким станет будущее человечества? И будет ли оно вообще? А если все же будет, то каков путь в него?
Противоречивый характер общественного прогресса неизбежно ставит вопрос о его критериях (показателях). Чем именно измерять его?
Частные критерии применяются для измерения прогресса в отдельных сферах общественной жизни, на пример, в политике, в экономике. Прогресс в политике можно измерять полнотой отражения всех социальных интересов и их представленностью в институтах власти и законах общества. В экономике показателем ее прогрессивности традиционно принято считать производительность труда, энерговооруженность работника и другие показатели. Прогресс в науке означает получение более точных и полных знаний.
Общие критерии должны свидетельствовать о степени жизнеспособности и совершенства всего общества как целостного организма и самого человека как субъекта исторического творчества. Таким критерием может быть степень разумности (человечности) общественных отношений, включая и отношение к природе как естественной основе существования человека и общества. Этот показатель как бы отвечает на вопрос о том, в какой степени мы не варвары, а люди. Этот критерий говорит о постепенном превращении человека в основное богатство (ценность) общества и его цель, для чего создаются необходимые предпосылки в виде демократии, системы образования и социальной защиты, эффективной экономики и т.д.
Современное российское общество не стоит в стороне от столбовой дороги развития человечества. Проводимые в стране реформы объективно способствуют включению России в единый поток мировой истории. Будущее нашей страны во многом будет зависеть от того, какой путь и способы развития мы избираем сейчас. Путь России, этого огромного «Востоко-Запада», это путь творческого синтеза лучших достижений общечеловеческой культуры с нашими национальными традициями, а не бездумное подражание всему иноземному или же доморощенное консервативное упрямство. Только на таком пути и станет реальным вполне возможное в XXI столетии «русское чудо».
Итак, общественный прогресс был, есть и будет. Так утверждает практически вся философская мысль. На это указывает и вся прошлая история общества. Следовательно, человечество сможет найти в себе энергию и возможности для выживания и дальнейшего существования.
Задание 1. Составить схему «Пути развития общества»
Задание 2. Перечислить основные признаки прогресса:
Задание 3. Перечислить противоречия прогресса:
Задание 4. Заполнить табл. «Критерии прогресса»
№ п/п | Частные критерии | Общие критерии |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 5. Каков, по-вашему, путь России в общечеловеческом пути развития?
Вывод:
3