Просмотр содержимого документа
«"Философская антропология"»
Философская антропология
Мустафинова Б.М.
Философская антропология — одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек .
Человек в ней — центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.
В узком смысле философская антропология — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины ХХ века, исходившее из идей философии жизни Дильтея , феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
Философская антропология изучает:
- Сущность и природу человека
- Антропогенез*
- Проблему существования человека
- Духовное развитие человека
- Перспективы эволюции человека
- Проблему свободы и ответственности человека
- Проблему антропологической биоэтики
*Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования .
Начало философской антропологии
Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера « Положение человека в космосе » ( 1928 )
А так же н ачало философской антропологии было положено благодаря Хельмуту Плеснеру и его известному произведению: «Ступени органического и человек» ( 1928 )
Макс Шелер
Макс Шелер ( 1874—1928 ) проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах, был неокантианцем*, феноменологом и в конце своей жизни он
все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека.
*Неокантианец - это человек, придерживающийся философского течения второй половины 19 — первой четверти 20 вв., видевшее свою задачу в дальнейшем развитии кантовской философии.
- Человек — единственное существо, которое попадает под все учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально.
- Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку.
- Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире.
- На эти взгляды Шелера повлияло его увлечение неокантианством
Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей:
- ценности удовольствия,
- ценности жизни,
- ценности духа и
- ценности религии.
Развитие философской антропологии
- Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное . Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.
Биологическое направление философской антропологии
- Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу).
- Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ, о котором уже было упомянуто, Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения.
Функциональное направление философской антропологии
- Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером ) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная , или функционалистская школа философской антропологии , одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер ( 1874—1945 ).
- Эрнст Кассирер утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд.