СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Философская антропология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Философская антропология"»

Философская антропология Мустафинова Б.М.

Философская антропология

Мустафинова Б.М.

 Философская антропология — одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек .   Человек в ней — центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.

Философская антропология — одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек .

Человек в ней — центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.

В узком смысле философская антропология  — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины ХХ века, исходившее из идей философии жизни Дильтея , феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

В узком смысле философская антропология  — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины ХХ века, исходившее из идей философии жизни Дильтея , феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Философская антропология изучает: Сущность и природу человека Антропогенез* Проблему существования человека Духовное развитие человека Перспективы эволюции человека Проблему свободы и ответственности человека Проблему антропологической биоэтики *Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования .

Философская антропология изучает:

  • Сущность и природу человека
  • Антропогенез*
  • Проблему существования человека
  • Духовное развитие человека
  • Перспективы эволюции человека
  • Проблему свободы и ответственности человека
  • Проблему антропологической биоэтики

*Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования .

Начало философской антропологии Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера « Положение человека в космосе » ( 1928 )

Начало философской антропологии

Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера « Положение человека в космосе » ( 1928 )

А так же н ачало философской антропологии было положено благодаря Хельмуту Плеснеру и его известному произведению: «Ступени органического и человек» ( 1928 )

А так же н ачало философской антропологии было положено благодаря Хельмуту Плеснеру и его известному произведению: «Ступени органического и человек» ( 1928 )

Макс Шелер Макс Шелер ( 1874—1928 ) проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах, был неокантианцем*, феноменологом и в конце своей жизни он  все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека. *Неокантианец - это человек, придерживающийся философского течения второй половины 19 — первой четверти 20 вв., видевшее свою задачу в дальнейшем развитии кантовской философии.

Макс Шелер

Макс Шелер ( 1874—1928 ) проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах, был неокантианцем*, феноменологом и в конце своей жизни он

все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека.

*Неокантианец - это человек, придерживающийся философского течения второй половины 19 — первой четверти 20 вв., видевшее свою задачу в дальнейшем развитии кантовской философии.

Человек — единственное существо, которое попадает под все учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально.   Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку.
  • Человек — единственное существо, которое попадает под все учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально.

  • Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку.
Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире.  На эти взгляды Шелера повлияло его увлечение неокантианством
  • Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире.

  • На эти взгляды Шелера повлияло его увлечение неокантианством
Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей:  ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии.

Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей:

  • ценности удовольствия,
  • ценности жизни,
  • ценности духа и
  • ценности религии.
Развитие философской антропологии Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное . Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Развитие философской антропологии

  • Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное . Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.
Биологическое направление философской антропологии Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек  — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу).

Биологическое направление философской антропологии

  • Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек  — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу).
Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ, о котором уже было упомянуто, Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения.
  • Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ, о котором уже было упомянуто, Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения.
Функциональное направление философской антропологии Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером ) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная , или функционалистская школа философской антропологии , одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер ( 1874—1945 ).

Функциональное направление философской антропологии

  • Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером ) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная , или функционалистская школа философской антропологии , одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер ( 1874—1945 ).
Эрнст Кассирер утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд.
  • Эрнст Кассирер утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!