СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие продолжает знакомство с модулем «Осторожно! Финансово опасно!» Основной задачей занятия является формирование представлений учащихся о настоящих и фальшивых денежных купюрах, о последствиях использования ненастоящих денег, а так же выработка первоначальных умений отличать настоящие деньги от ненастоящих.

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность 3 класс»

Класс 3 Марченко Виктория Анатолиевна ТМК ОУ «Дудинская гимназия»

Тема: «Что такое деньги? Деньги настоящие и ненастоящие».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: сформировать понятия деньги, рассмотреть правила определения оригинальных купюр, закрепить понимание, что деньги могут быть подлинными и фальшивыми.

Формы организации познавательной деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, решение проблемных ситуаций, творческие задания.

Место занятия в модуле: занятие продолжает знакомство с модулем «Осторожно! Финансово опасно!»

Основной задачей занятия является формирование представлений учащихся о настоящих и фальшивых денежных купюрах, о последствиях использования ненастоящих денег, а так же выработка первоначальных умений отличать настоящие деньги от ненастоящих.

Оборудование: раздаточный материал — образцы денег (старых и современных), предметы для игры, план работы. 

Методы обучения: рассказ, беседа, работа в паре, самостоятельная работа.

Виды деятельности и формы работы:

  • фронтальная работа:

  • индивидуальная работа на местах;

  • работа в парах;

  • самостоятельная работа;

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник «Финансовая грамотность» 3 класс, рабочие тетради, металлические монеты достоинством 1 рубль, 1 копейка – у каждого ученика; презентация на тему «Что такое деньги?»;

Планируемые учебные результаты:

Предметные: сформировать общее представление о денежных купюрах, признаки подлинной купюры и фальшивой.

Личностные: Развивать понимание того, что, знания, усвоенные на занятиях, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков, формирование умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение, развитие логического мышления, внимания. Памяти.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса, участие в коллективном обсуждении проблем

Место проведения урока: учебный кабинет.

Формирование УУД: познавательные

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • овладение алгоритмами и методами решения организаци­онных и технико-технологических задач.

Использование видео по ссылкам:

Уроки тётушки Совы: https://www.youtube.com/watch?v=vvkwYIDSuyc

Фиксики: https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ

Галилео. История изобретений. Деньги. https://www.youtube.com/watch?v=1coLB_H1Kgw

Окр.мир 3 класс «Что такое деньги?» https://www.youtube.com/watch?v=kFzTn1bjlXk

Инфоурок окр.мир 3 класс «Что такое деньги?» https://videouroki.net/video/31-chto-takoie-dien-ghi.html

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока.

Отгадайте загадки.

Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет. (Монета.)

Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)

Беседа о том, что такое деньги.

1) Что такое деньги? Деньги — это то, что люди используют для покупки разных вещей и предметов. Это то, что они получают за свой труд.

2) Что понимают под словом деньги? (Ответы детей)

В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова:

«Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

3) Что значит настоящие и ненастоящие деньги? (Ответы детей)

3. Объяснение нового материала.

Просмотр презентации и чтение материала в пособии.

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу.

Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.
Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.

Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы, но всегда очень важные для этих мест: их в любой момент можно было обменять на другие товары или использовать по назначению в домашнем хозяйстве. И поэтому они назывались товаро-деньгами. Например, в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах деньгами служили камни размером с мельничный жернов. Сдвинуть такую «деньгу» С места могли только несколько человек.

Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане. Маленькие, удобные, прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение.

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
Металлическими деньгами были серебряные слитки в Риме, серебряные кольца – в Египте, медные слитки в Италии, свинцовые шарики – в Северной Америке, серебряные лямы в Китае, бронзовые слитки в Микенах. В Греции за денежную единицу принимали шесть четырехгранных прутьев, сложенных вместе, которые можно было захватить в горсть (по-гречески «горсть» – драхма). Они так и назывались – драхмами. Деньги в Греции и сейчас называются так же.

Русские деньги

Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги. На Руси они получили название куны (как и шкурки куницы) и стали ходить как русские деньги. Половину куны называли резаной – отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Считается, что, когда появились монеты, из них стали делать ожерелья, которые женщины носили на шее – на «гриве», отсюда название «гривна».
В XIII в. Русь, кроме Новгорода, оказалась под монгольским игом. Как ни тяжело было жить под властью захватчика, но жизнь продолжалась. Именно в это время в Новгороде появился рубль, который еще называли рублевой гривной. Такое название объясняется тем, что сначала отливали длинный слиток серебра, потом его рубили на части – гривны, массой примерно 200 г. Половина рубля называлась полтиной и весила около 100 г.
После изготовление рубля упростили. Из расплавленного серебра не делали один длинный слиток, а разливали его в формочки. это оказалось гораздо удобнее и точнее, чем рубить серебряный слиток. Название «рубль» осталось. И вскоре новгородский рубль распространился по всем русским княжествам. В 1380 г. монголов прогнали с Русской земли, но еще почти 100 лет избавлялась Русь от монгольского ига. Даже название русских денег было взято от названия монгольской монеты «денга» (в переводе «звенящий»). в нашем языке слово «денга» постепенно превратилось в слово «деньги».
С 1534 г. в Руси введены монеты одного типа с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами. Это и были наши первые копейки. Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Кроме копейки, были и другие разменные монеты: деньга, или денежка (1/2 копейки), и полушка (1/4 копейки). Все эти монеты имели хождение до ХVIII в.

У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Первые бумажные деньги

Как известно бумажные деньги сделали прогресс в нашем мире, облегчение торговли. Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году нашей эры. В то время в Китае, сильно не распространялось, как они делали деньги из бумаги, это искусство было под строжайшим секретом, за подделку бумажных денег отрубали голову, за разглашение о том, как изготавливаются деньги в другие страны, назначалась смертная казнь. Бумажные деньги Китая были народным достоянием для страны.
Китай также продавал свои ценные бумаги по всей средней Азии: Корея, Япония. Но, ни одна страна, не могла разгадать секрет по изготовлению денег. И вот спустя век Корея начала печатать свои бумажные деньги, затем Япония. Затем деньги разошлись по всему миру.

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.



Чтение текста с.4-7 в пособии «Финансовая грамотность».

В начале занятия необходимо актуализировать знания учащихся о понятии «деньги», «денежные купюры». Первый сюжет акцентирует внимание учеников на том, что денежные купюры могут бать ненастоящими. Так как ситуация, описанная в Пособии, может случиться с каждым ребёнком, важно обсудить с детьми риски и сделать вывод о том, что найденные на улице деньги могут быть фальшивыми, и не стоит сразу стараться ими расплачиваться. Второй сюжет является продолжением первого и призван мотивировать учащихся искать финансово грамотные модели поведения в заданной ситуации. Важно акцентировать внимание обучающихся на том, что героиня сюжета понимает, что деньги могут быть ненастоящими, она правильно ставит вопрос о том, можно ли определить подлинность купюры. После знакомства с текстом ситуаций рекомендуется перейти к информации о признаках подлинности банкнот и практикуму.

-Почему продавец не взяла у Пети деньги? Как вы думаете, что нужно было сделать Пете, когда он нашёл купюру на улице?

1. Рассказ купюры.

2. Что отличает настоящую купюру.

Что отличает настоящую купюру?

Настоящую купюру отличают несколько признаков:

– водяной знак – изображение, которое можно увидеть, посмотрев купюру на просвет;

– на ощупь надпись в верхнем углу банкноты «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» и номер купюры должны быть слегка рельефными;

– на купюрах (выпущенных после 2004 года) достоинством в 50, 100, 500 и 1000 рублей есть радужные полоски, которые меняют цвет, если посмотреть под углом;

– серия банкноты состоит из двух букв, номер – из семи цифр;

На бумажных знаках РФ изображены:

10 руб. – мост через Енисей в Красноярске;

на 50 руб.- скульптура Ростральной колонны в Петербурге;

на 100 руб. – Большой театр в Москве;

на 200 руб. - символы города Севастополя

на 500 руб. – памятник Петру 1 в Архангельске;

на 1000 руб. – памятник Ярославу Мудрому в Ярославле;

на 2000 руб. - можно чётко заметить главные символы модернизации Дальнего Востока – космодром Восточный и вантовый мост на остров Русский во Владивостоке через пролив Восточный Босфор.

на 5000 руб. – памятник Муравьеву-Амурскому в Хабаровске.

4. Физминутка.

5. Практическая часть (по учебнику и рабочей тетради, работа в паре).

Теперь приступаем к практической части нашего урока с.3-4 №1,2,3 в рабочей тетради.

1. Текст с пропусками вставьте пропущенные слова в текст, используя слова-подсказки.

2. Два столбика

6. Рефлексия. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного.

Учитель подводит итоги обсуждения правила определения оригинальных купюр, сформулировать алгоритм действий в ситуации, когда в руки попали фальшивые деньги. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Дерево желаний”. Учащимся предлагается представить на миг, что можно купить все. Напишите на листиках свои желания и прикрепите их к дереву.

Прикрепите к солнышку лучики:

  • Если у вас хорошее настроение осталось после урока , приклейте желтый лучик;

  • Если вам не очень понравился сегодняшний урок или у вас что-то не получилось, приклейте оранжевый лучик;

  • Если вам сегодня на уроке ничего не понравилось, приклейте красный лучик.


7. Подведение итогов урока

– Что такое деньги?
– Что нового вы узнали о деньгах?
– Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)

Вывод: деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

- Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.



Где-то дома у метро -

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.



Если деньги накопить,

Можно многое купить -

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.



Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

8. Домашнее задание: с.4-5 №4,5 в рабочей тетради

Технологическая карта урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимо-

действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

5-7 мин.

Организовать самоопределение деятельности детей на уроке;

Беседа,

игровой,

тестирование, формулирование вопросов

фронтальная

Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на работу, на изучение нового материала.

Проверяют рабочее место

Коммуникативные:

— уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следование им;

Эмоциональная и психологическая подготовка к уроку

парная

Проводит минутку хорошего настроения

Соприкасаются пальчиками

— проверить имеющие знания детей по предыдущей теме.

Индивид., фронтальная

Проверяет знания:

— задаёт вопросы

Отвечают на вопросы полным ответом

Познавательные:

— извлекать необходимую информацию из рассказа учителя.

Регулятивные: 

— учиться высказывать свое предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта.

Ориентировочный этап

3-5 мин.

Организовать формулирование темы урока и постановку цели, 

план работы

Рассматривание картины,

формулирование вопросов,

беседа

фронтальная

Показывает презентацию и задает вопросы.

Определяют тему урока

Регулятивные:

— определять и формулировать тему урока с помощью учителя;

фронтальная

Предлагает продолжить фразу: «Деньги – это…»

Высказывают предположения

фронтальная

Ставит цели.

слушают

Регулятивные:

— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

— уметь выполнять работу в соответствии с намеченным планом.

фронтальная

Предлагает прочитать  план работы

Читают план работы

Поисково-исследовательский этап

11-13 мин.

Организовать поиск необходимой информации для решения поставленных (задач)вопросов

Беседа, игровой, формулирование вопросов, сбор необходимой 

информации.

 

фронтальная

Сообщает о работе по первому пункту плана

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Познавательные:

— уметь структурировать знания, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

— учатся описывать свою деятельность.

Индивид.

Проводит работу в тетради

Следуя условиям учителя выполняет работу

Познавательные:

— осуществляют поиск необходимой информации;

— учатся перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Предметные:

— применять понятия «деньги» в своей речи

Коммуникативные:

— уметь слушать и понимать речь других.


Индивид.

Сообщает страницы в учебнике для самостоятельного поиска информации. Дописывает схему.

Читают текст, находят определение в учебнике.




Фронтальн.

Подводит к выводу.

Совместно с учителем делают вывод по 1 пункту.

фронтальная

Дает определение, что такое Деньги — ….

Слушают учителя

фронтальная

Задает вопрос «Всегда ли существовали деньги?»

Высказывают предположения

фронтальная

Знакомит с историей возникновения денег

внимательно слушают

фронтальная

Подводит к выводу

Совместно с учителем делают вывод.

фронтальная

Задает вопрос «Откуда берутся деньги?»

Высказывают предположения

Практический этап

13-15 мин.

Обеспечить обмен знаниями

Беседа, пояснительно-иллюстративный

фронтальная

Показывает и объясняет способы защиты денег.

Рассматривают деньги, слушают учителя

Коммуникативные:

— уметь слушать и понимать речь других.

парная

Предлагает учащимся рассмотреть монеты.  

Работают в парах рассматривают монеты

Коммуникативные:

— учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:

— учатся перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате 

совместной работы.

фронтальная

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы

фронтальная

Подводит к выводу.

Совместно с учителем делают вывод по 3 пункту.

Индивид.

Проводит работу в тетради.

Отвечают на вопросы, осуществляют взаимоконтроль

Познавательные:

— находить ответы на вопросы, используя полученные знания.

Личностные:

— уметь   организовать взаимоконтроль.

Рефлексивно-оценочный этап

3-5 мин.

Осмысление процесса и результата деятельности(анализ собственных действий, выявленных успехов и недочетов в работе)

Формулирование вопросов, создание собственного желания

фронтальная

Помогает детям сделать выводы о роли денег в экономике страны и в жизни каждого человека.

Формулируют выводы о роли денег в экономике страны и для каждого человека

Познавательные:

— учатся перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы;

— рефлексия своей деятельности на уроке.

Личностные:

— уметь выполнять самооценку.

Индивид.

Задаёт домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!