СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность. Как заставить деньги слушаться.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления. Урок расчитан на то, что ученики уже знакомы с основными понятиями финансовой грамотности. Например: бюджет семьи, баланс, дебет, кредит и др.

Класс нужно разделить на три группы. И каждой группе посчитать бюджет семьи описанный в задании. Ученики должны определить вид бюджета, сделать вывод. А также, возможно предложить варианты экономии. 

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность. Как заставить деньги слушаться.»


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Дальневосточный филиал РАНХиГС




ПРОЕКТ

Методическая разработка урока математики по финансовой грамотности для 5 класса на тему «Как заставить деньги слушаться?»








Разработчики проекта:

Гордиенко Степан Алексеевич

Сорокина Виола Алексеевна








Допустить к защите

руководитель РМЦ

А.Н. Попеуйко

«__»________2018 год







Хабаровск

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 14



ВВЕДЕНИЕ


Математике дόлжно учить в школе ещё с

той целью, чтобы познания здесь приобретённые,

были достаточными для обыкновенных

потребностей в жизни.



Н.И. Лобачевский.


Основной проблемой образовательных достижений по математике российских школьников является противоречие между предметными знаниями и умениями, с одной стороной, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные требования к учебному процессу. При проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности реализации межпредметных связей в соответствии с требованиями ФГОС.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Учитель математики, начинающий реализовывать Стандарт на ступени основного образования, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Использование метапредметных технологий, в частности из области финансовой грамотности, в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи.

Предметными результатами «Финансовой грамотности» на уроках математики являются:

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;

  • проведение простых финансовых расчетов

  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики;

  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требование времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов»






ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Общая характеристика занятия.


Предмет: Математика

Класс: 6 класс

Модуль: Десятичные дроби

Базовый учебник: Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: пособие для учащихся. 5-7 классы общеобразоват. орг. - М.:Вита-ПРЕСС, 2014. – 352 с.

Тема занятия: «Как заставить деньги слушаться?»

(в рамках изучения раздела «Десятичные дроби»)

Место занятия урока в модуле: Урок закрепление

Тип урока: Урок - практикум

Образовательные ресурсы:


Характеристика условий реализации проекта.

Объект: образовательная организация

Место: Хабаровск

Название образовательной организации: ФГБОУ ВО Дальневосточный институт управления РАНХиГС

Технология проведения урока: деловая игра

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).


Педагогическая характеристика занятия


Цель урока: закрепить вычислительные умения и навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями.

Задачи урока:

Личностные:

1. Развивать умение совершать рациональный выбор.

2. Формировать ответственное отношение к составлению семейного бюджета.

Предметные:

  1. Структурировать знания о доходах и расходах семьи.

  2. Актуализировать тему семейного бюджета.

  3. Формировать умения рассчитывать дефицит и профицит бюджета с помощью владения алгоритмов действий с десятичными дробями.

  4. Формировать умения определять приоритетные траты и строить бюджет семьи.

Метапредметные:

  1. Развивать умение определять проблему, т.е. несоответствие между действительным и желаемым.

  2. Формировать умение структурировать знания в виде таблицы.

  3. Развивать умение формулировать, выделять главные критерии оценки.

Описание учебного процесса

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:

Математика

Класс:

6

Дата проведения:


Умк

УМК. 6 класс. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. 2018г.

Тема урока:

Как заставить деньги слушаться

Тип урока:

Урок-практикум

Цель урока: 

Закрепить вычислительные умения и навыки выполнения арифметических действий с дробями

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • закрепить знания по теме: «Действия с десятичными дробями»

  • использовать алгоритмы вычисления десятичных дробей при решении задач ;




  • формирование умения работать с новой информацией по теме (распределять, обобщать; классифицировать, анализировать);

  • формирование умений по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (познавательные УУД);

  • формирование умения выстраивать речевые высказывания;

  • формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);

  • формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).


  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

  • формирование логическое мышление, наблюдательности, интуиции, упорства, воли для достижения цели, самостоятельности;

  • формирование умения обобщать, конкретизировать, доказывать и опровергать утверждение общего характера с помощью «контрпримера», анализировать.


Технологии:

ИКТ, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие , технологи самоконтроля, самооценки.



ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Формы работы

Фронтальная, в малых группах.

Ресурсы

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.

  2. Презентация по теме урока, выполненная учителем.

  3. Карточки для индивидуальной работы.

  4. Листы рефлексии

  5. Математика. 6 класс. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. 2018г.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Слайд презентации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап 1 Мотивационный.(5мин.)



Слайд 1

















Слайд 2


Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

















Предлагает просмотреть фрагмент мультфильма. Задает проблемный вопрос


  • Приветствуют учителя.

  • Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей



  • Просмотр мультфильма, обсуждают. Выдвигают версии решения проблемы. Возможные варианты.

Познавательные:

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные:

  • Прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные:

  • Умение слушать и вступать в диалог

Личностные :

  • Готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Этап 2 Проблемно-информационный.(5мин.)

Слайд 3


Демонстрирует слайд презентации и раздает карточки для индивидуальной работы. Организует обсуждение работы. (Приложение 1,2,3)

Организует повторение ранее изученного материала




  • Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

  • Выделение и осознание того, что уже пройдено.

  • Постановка цели учебной задачи.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Личностные :

  • Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

Этап 3 Применение(28мин.)


Слайд 3

















Слайд 3











Слайд 4

  • Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

«Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими семейными советниками. Вам необходимо составить семейный бюджет на основе данных карточек и информационных листов . Заполнить таблицу следую характеристикам запланированного семейного бюджета на месяц. Свести результаты статей доходов и расходов и определить вид бюджета.»








Учитель предлагает выступить самого инициативного учащегося представить решение команды о проделанной работе, вопросы, замечания.









Учитель выводит результаты в проверочной таблице на экран и предлагает внимательно изучить результаты и сравнить выводы групп об эффективности семейного бюджета. «Обратите внимание на слайд. Какой из трёх вариантов является более оптимальным для ведения семейного бюджета?»


«Как вы думаете, в какой семье требуется оптимизация расходов и какими действиями мы бы смогли это сделать? Воспользуемся информационными листами.»

Учитель корректирует ответы при помощи наводящих вопросов.

  • Определяют статьи доходов и расходов и структурируют в предложенную таблицу

  • Вычисляют доходы и расходы семейного бюджета

  • Определяют вид бюджета и делают вывод.

  • Представляет полученный результат.

  • Учащиеся обсуждают результат, в процессе делая замечания, задавая вопросы и выявляя ошибки.


  • Ответы учащихся


  • Делают вывод





Сравнивая слайд выведенный на экран и информационный лист учащиеся предлагают варианты ответов.

Учащиеся делают выводы о корректировки определённых статей расходов, приводя семью к сбалансированному бюджету

Познавательные:

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Структурирование знаний.

Регулятивные:

  • Целеполагание, выдвижение гипотез

  • Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные:

  • Умение слушать и вступать в диалог

  • Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

  • Проявление терпения и аккуратности .

  • Проявление инициативности и активности



Этап 4 Рефлексия. Подведение итогов урока(5мин.)

Слайд 5

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

  • Учитель предлагает выполнить провести рефлексивный ринг.(Слайд 5)

«Ребята, выскажите по кругу одним предложением о выполнении заданий каждого этапа, выбирая начало фразы на слайде.»

  • Учащиеся высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

  • Заполняют лист самооценки

(Приложение 3)

Познавательные:

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные:

  • Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Личностные :

  • Ориентация в межличностных отношениях

Этап 5 Домашнем задании(2мин.)


Составьте статью расхода и дохода вашего семейного бюджета.


  • Записывают домашнее задание.


Методическая характеристика занятия

Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке

  1. Групповая работа

  2. Решение практических задач

  3. Работа с таблицей



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики

В ходе урока математики обучающиеся получили знания, как определять приоритетные траты и строить бюджет семьи, используя различные виды деятельности.





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Сайт «Семья. 7я.ру» / Как вырастить «денежное дерево»? — http://www.7ya.ru/article/Kak-vyrastit-denezhnoe-derevo/

  2. Сайт «MoneyTracker — Домашняя бухгалтерия» / Семейные расходы и доходы: выбираем статьи бюджета — http://www.dominsoft.ru/ articles_temp.php?p=artdb1

  3. Сайт «Семейный бюджет»/ Family budget in schedules and tables / Семейный бюджет — http://www.family-budget.su/en/structura/familybudget-schedules-tables

  4. Сайт «Pillarmoney» /Составляем таблицу семейного бюджета — http://pillarmoney.narod.ru/art_plan/tabl_budz.html

  5. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/М34 ( Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. и др)- М.: Просвещение, 2012. – 256 с.

  6. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват.

орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:

  1. ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся

разумному финансовому поведе нию»).

  1. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.

5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.

  1. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия

«Учимся разумному финансовому поведению»).

  1. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы обще

образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 112 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся

разумному финансовому поведению»).


Приложение 1

Слайд 1


Слайд 2






Слайд 3

Слайд 4


Слайд 5



Приложение 2

Карточка №1 Информационная карточка

5 человек: папа, мама, дочь 6 класс, сын учащийся техникума, бабушка

Приработок (таксист)

1,5 тыс. руб. в день

Оплата электроэнергии

2,3 тыс. руб. в мес.

Стипендия (обыкновенная\повышенная)

4,5 тыс. руб. в мес./7,7 тыс. руб. в мес.

Покупка продуктов

8,3 тыс. руб. на чел.

Оплата ЖКХ

12 тыс. руб. в мес.

Оплата телефона (стационарный\сотовый с тарифным планом)

250 руб. мес./320 руб. на чел.

Зарплата мама

35,5 тыс. руб. мес.

Покупка одежды (брендовые маг. одежды\ рынок, супермаркет)

10 тыс. руб. мес./5 тыс. руб. мес.

Выплата кредита

8,9 тыс. руб. мес.

Обслуживание автомобиля (бензин, мойка, расходные материалы)

10,7 тыс. руб. мес.

Пособие социальное (пособие на детей)

195 руб. на чел.

Пенсия бабушка

12,6 тыс. руб. мес.

Покупка хозтоваров

1,7 тыс. руб. мес.

Оплата интернета

1700 руб. в мес.

Пенсия дедушка

15,9 тыс. руб. мес.

Зарплата папа

37,8 тыс. руб.

Транспортные расходы

600 руб. на чел.






Карточка №2. Задание для I группы.
Наименование статьи расхода или дохода Доходы тыс. руб. Расходы тыс. руб.

Приработок (таксист)



Оплата электроэнергии



Стипендия (обыкновенная\повышенная)



Покупка продуктов



Оплата ЖКХ



Оплата телефона (стационарный\сотовый с тарифным планом)



Зарплата мама



Покупка одежды (брендовые маг. одежды\ рынок, супермаркет)



Выплата кредита



Обслуживание автомобиля (бензин, мойка, расходные материалы)



Пособие социальное (пособие на детей)



Пенсия бабушка



Покупка хозтоваров



Оплата интернета



Пенсия дедушка



Зарплата папа



Транспортные расходы



Итого



Вид бюджета

р

д




Характеристика запланированного семейного бюджета на текущий месяц I группы


Семья Ивановых (5 человек: папа, мама, дочь 6 класс, сын (учащийся техникума), бабушка)

Папа работает пятидневную рабочую неделю, получает заработную плату. Мама работает полный месяц, получает заработную плату. Бабушка проживает вместе со всей семьей и получает пенсию. Семья получает социальное пособие на детей. В семье есть постоянная статья расходов, куда включается оплата электроэнергии и услуги ЖКХ. Производят выплату кредита. Покупка продуктов и хоз. товаров. Сын, обучаясь в техникуме, получает простую стипендию. Вся семья имеет сотовые телефоны с оптимальным тарифным планом, поэтому не нуждаются в услугах проводного интернета и стационарного телефона. Автомобиля нет, ездят на общественном транспорте. В этом месяце было решено купить одежду бабушке в отделе трикотаж в магазине супермаркет.

Карточка №2. Задание для II группы.



Наименование статьи расхода или дохода Доходы тыс. руб. Расходы тыс. руб.

Приработок (таксист)



Оплата электроэнергии



Стипендия (обыкновенная\повышенная)



Покупка продуктов



Оплата ЖКХ



Оплата телефона (стационарный\сотовый с тарифным планом)



Зарплата мама



Покупка одежды (брендовые маг. одежды\ рынок, супермаркет)



Выплата кредита



Обслуживание автомобиля (бензин, мойка, расходные материалы)



Пособие социальное (пособие на детей)



Пенсия бабушка



Покупка хозтоваров



Оплата интернета



Пенсия дедушка



Зарплата папа



Транспортные расходы



Итого



Вид бюджета

д

р














































Характеристика запланированного семейного бюджета на текущий месяц II группы


Семья Ивановых (5 человек: папа, мама, дочь 6 класс, сын (учащийся техникума), бабушка)

Папа работает пятидневную рабочую неделю, получает заработную плату. Мама работает полный месяц, получает заработную плату. Бабушка проживает вместе со всей семьей и получает пенсию. Сын, обучаясь в техникуме, получает простую стипендию. Семья получает социальное пособие на детей. Семья имеет автомобиль. В семье есть постоянные статьи расходов, куда включается оплата электроэнергии и услуги ЖКХ, производят выплату кредита, покупка продуктов и хоз. товаров. Не вся семья имеет сотовые телефоны, только мама и папа и с оптимальным тарифным планом. В квартире есть проводной интернет и стационарный телефон. В этом месяце необходимо было одеть сына и дочь в магазине брендовой одежды.


Наименование статьи расхода или дохода Доходы тыс. руб. Расходы тыс. руб.

Приработок (таксист)



Оплата электроэнергии



Стипендия (обыкновенная\повышенная)



Покупка продуктов



Оплата ЖКХ



Оплата телефона (стационарный\сотовый с тарифным планом)



Зарплата мама



Покупка одежды (брендовые маг. одежды\ рынок, супермаркет)



Выплата кредита



Обслуживание автомобиля (бензин, мойка, расходные материалы)



Пособие социальное (пособие на детей)



Пенсия бабушка



Покупка хозтоваров



Оплата интернета



Пенсия дедушка



Зарплата папа



Транспортные расходы



Итого



Вид бюджета

р

д


Карточка №2. Задание для III группы.
















Характеристика запланированного семейного бюджета на текущий месяц III группы


Семья Ивановых (5 человек: папа, мама, дочь 6 класс, сын (учащийся техникума), бабушка)

Папа работает пятидневную рабочую неделю, получает заработную плату. Мама работает полный месяц, получает заработную плату. Бабушка проживает вместе со всей семьей и получает пенсию. Сын, обучаясь в техникуме, получает простую стипендию. Семья получает социальное пособие на детей. Семья имеет автомобиль. В семье есть постоянные статьи расходов, куда включается оплата электроэнергии и услуги ЖКХ, покупка продуктов и хоз. товаров. Не вся семья имеет сотовые телефоны, только мама и папа и с оптимальным тарифным планом, в квартире есть проводной интернет и стационарный телефон. Принято решение о покупке вещей в семейном супермаркете для всей семьи, кроме бабушки.



Проверочная таблица
Наименование статьи расхода или дохода Доходы тыс. руб. Расходы тыс. руб. Расходы тыс. руб. Расходы тыс. руб.


I семья II семья III семья

Приработок (таксист)





Оплата электроэнергии


2,3

2,3

2,3

Стипендия (обыкновенная\повышенная)

4,5




Покупка продуктов


8,3*5=41,5

8,3*5=41,5

8,3*5=41,5

Оплата ЖКХ


12

12

12

Оплата телефона (стационарный\сотовый с тарифным планом)


0,32*5=1,6

0,32*2+0,25=0,89

0,32*2+0,25=0,89

Зарплата мама

35,5




Покупка одежды (брендовые маг. одежды\ рынок, супермаркет)


5

2*10=20

5*4=20

Выплата кредита


8,9

8,9


Обслуживание автомобиля (бензин, мойка, расходные материалы)



10,7

10,7

Пособие социальное (пособие на детей)

0,195*2=0,39




Пенсия бабушка

12,6




Покупка хозтоваров


1,7

1,7

1,7

Оплата интернета



1,7

1,7

Пенсия дедушка





Зарплата папа

37,8




Транспортные расходы


0,6*5=3



Итого

90,79

76

99,69

90,79

Вид бюджета

ДР


ДР


ДР


Д=Р




дефицитный

Д=Р

сбалансированный

избыточный


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!