Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Дальневосточный филиал РАНХиГС
ПРОЕКТ
Методическая разработка урока математики по финансовой грамотности для 5 класса на тему «Как заставить деньги слушаться?»
Разработчики проекта:
Гордиенко Степан Алексеевич
Сорокина Виола Алексеевна
Допустить к защите
руководитель РМЦ
А.Н. Попеуйко
«__»________2018 год
Хабаровск
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
ВВЕДЕНИЕ
Математике дόлжно учить в школе ещё с
той целью, чтобы познания здесь приобретённые,
были достаточными для обыкновенных
потребностей в жизни.
Н.И. Лобачевский.
Основной проблемой образовательных достижений по математике российских школьников является противоречие между предметными знаниями и умениями, с одной стороной, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.
Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные требования к учебному процессу. При проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности реализации межпредметных связей в соответствии с требованиями ФГОС.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
Учитель математики, начинающий реализовывать Стандарт на ступени основного образования, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.
Использование метапредметных технологий, в частности из области финансовой грамотности, в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи.
Предметными результатами «Финансовой грамотности» на уроках математики являются:
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчетов
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требование времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Общая характеристика занятия.
Предмет: Математика
Класс: 6 класс
Модуль: Десятичные дроби
Базовый учебник: Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: пособие для учащихся. 5-7 классы общеобразоват. орг. - М.:Вита-ПРЕСС, 2014. – 352 с.
Тема занятия: «Как заставить деньги слушаться?»
(в рамках изучения раздела «Десятичные дроби»)
Место занятия урока в модуле: Урок закрепление
Тип урока: Урок - практикум
Образовательные ресурсы:
Характеристика условий реализации проекта.
Объект: образовательная организация
Место: Хабаровск
Название образовательной организации: ФГБОУ ВО Дальневосточный институт управления РАНХиГС
Технология проведения урока: деловая игра
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Педагогическая характеристика занятия
Цель урока: закрепить вычислительные умения и навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями.
Задачи урока:
Личностные:
1. Развивать умение совершать рациональный выбор.
2. Формировать ответственное отношение к составлению семейного бюджета.
Предметные:
Структурировать знания о доходах и расходах семьи.
Актуализировать тему семейного бюджета.
Формировать умения рассчитывать дефицит и профицит бюджета с помощью владения алгоритмов действий с десятичными дробями.
Формировать умения определять приоритетные траты и строить бюджет семьи.
Метапредметные:
Развивать умение определять проблему, т.е. несоответствие между действительным и желаемым.
Формировать умение структурировать знания в виде таблицы.
Развивать умение формулировать, выделять главные критерии оценки.
Описание учебного процесса
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: | Математика |
Класс: | 6 |
Дата проведения: | |
Умк | УМК. 6 класс. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. 2018г. |
Тема урока: | Как заставить деньги слушаться |
Тип урока: | Урок-практикум |
Цель урока: | Закрепить вычислительные умения и навыки выполнения арифметических действий с дробями |
Планируемый результат | Предметные | Метапредметные | Личностные |
| формирование умения работать с новой информацией по теме (распределять, обобщать; классифицировать, анализировать); формирование умений по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (познавательные УУД); формирование умения выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД); формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД). | формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; формирование логическое мышление, наблюдательности, интуиции, упорства, воли для достижения цели, самостоятельности; формирование умения обобщать, конкретизировать, доказывать и опровергать утверждение общего характера с помощью «контрпримера», анализировать. |
Технологии: | ИКТ, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие , технологи самоконтроля, самооценки. |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
Формы работы | Фронтальная, в малых группах. |
Ресурсы | Компьютер, мультимедийный проектор. Презентация по теме урока, выполненная учителем. Карточки для индивидуальной работы. Листы рефлексии Математика. 6 класс. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. 2018г. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Слайд презентации | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап 1 Мотивационный.(5мин.) |
Слайд 1
Слайд 2 | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
Предлагает просмотреть фрагмент мультфильма. Задает проблемный вопрос |
| Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: Личностные : |
Этап 2 Проблемно-информационный.(5мин.) |
Слайд 3 | Демонстрирует слайд презентации и раздает карточки для индивидуальной работы. Организует обсуждение работы. (Приложение 1,2,3) Организует повторение ранее изученного материала
| | Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: Личностные : |
Этап 3 Применение(28мин.) |
Слайд 3 Слайд 3 Слайд 4 | «Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими семейными советниками. Вам необходимо составить семейный бюджет на основе данных карточек и информационных листов . Заполнить таблицу следую характеристикам запланированного семейного бюджета на месяц. Свести результаты статей доходов и расходов и определить вид бюджета.» Учитель предлагает выступить самого инициативного учащегося представить решение команды о проделанной работе, вопросы, замечания. Учитель выводит результаты в проверочной таблице на экран и предлагает внимательно изучить результаты и сравнить выводы групп об эффективности семейного бюджета. «Обратите внимание на слайд. Какой из трёх вариантов является более оптимальным для ведения семейного бюджета?» «Как вы думаете, в какой семье требуется оптимизация расходов и какими действиями мы бы смогли это сделать? Воспользуемся информационными листами.» Учитель корректирует ответы при помощи наводящих вопросов. | Определяют статьи доходов и расходов и структурируют в предложенную таблицу Вычисляют доходы и расходы семейного бюджета Определяют вид бюджета и делают вывод. Представляет полученный результат. Учащиеся обсуждают результат, в процессе делая замечания, задавая вопросы и выявляя ошибки. Сравнивая слайд выведенный на экран и информационный лист учащиеся предлагают варианты ответов. Учащиеся делают выводы о корректировки определённых статей расходов, приводя семью к сбалансированному бюджету | Познавательные: Регулятивные: Целеполагание, выдвижение гипотез Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: |
Этап 4 Рефлексия. Подведение итогов урока(5мин.) |
Слайд 5 | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников «Ребята, выскажите по кругу одним предложением о выполнении заданий каждого этапа, выбирая начало фразы на слайде.» | (Приложение 3) | Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: Личностные : |
Этап 5 Домашнем задании(2мин.) |
| Составьте статью расхода и дохода вашего семейного бюджета. | | |
Методическая характеристика занятия
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке
Групповая работа
Решение практических задач
Работа с таблицей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики
В ходе урока математики обучающиеся получили знания, как определять приоритетные траты и строить бюджет семьи, используя различные виды деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Сайт «Семья. 7я.ру» / Как вырастить «денежное дерево»? — http://www.7ya.ru/article/Kak-vyrastit-denezhnoe-derevo/
Сайт «MoneyTracker — Домашняя бухгалтерия» / Семейные расходы и доходы: выбираем статьи бюджета — http://www.dominsoft.ru/ articles_temp.php?p=artdb1
Сайт «Семейный бюджет»/ Family budget in schedules and tables / Семейный бюджет — http://www.family-budget.su/en/structura/familybudget-schedules-tables
Сайт «Pillarmoney» /Составляем таблицу семейного бюджета — http://pillarmoney.narod.ru/art_plan/tabl_budz.html
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/М34 ( Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. и др)- М.: Просвещение, 2012. – 256 с.
Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват.
орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведе нию»).
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.
5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.
— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия
«Учимся разумному финансовому поведению»).
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы обще
образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 112 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению»).
Приложение 1
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Приложение 2
Карточка №1 Информационная карточка
5 человек: папа, мама, дочь 6 класс, сын учащийся техникума, бабушка |
Приработок (таксист) | 1,5 тыс. руб. в день |
Оплата электроэнергии | 2,3 тыс. руб. в мес. |
Стипендия (обыкновенная\повышенная) | 4,5 тыс. руб. в мес./7,7 тыс. руб. в мес. |
Покупка продуктов | 8,3 тыс. руб. на чел. |
Оплата ЖКХ | 12 тыс. руб. в мес. |
Оплата телефона (стационарный\сотовый с тарифным планом) | 250 руб. мес./320 руб. на чел. |
Зарплата мама | 35,5 тыс. руб. мес. |
Покупка одежды (брендовые маг. одежды\ рынок, супермаркет) | 10 тыс. руб. мес./5 тыс. руб. мес. |
Выплата кредита | 8,9 тыс. руб. мес. |
Обслуживание автомобиля (бензин, мойка, расходные материалы) | 10,7 тыс. руб. мес. |
Пособие социальное (пособие на детей) | 195 руб. на чел. |
Пенсия бабушка | 12,6 тыс. руб. мес. |
Покупка хозтоваров | 1,7 тыс. руб. мес. |
Оплата интернета | 1700 руб. в мес. |
Пенсия дедушка | 15,9 тыс. руб. мес. |
Зарплата папа | 37,8 тыс. руб. |
Транспортные расходы | 600 руб. на чел. |
Карточка №2. Задание для I группы.
Наименование статьи расхода или дохода | Доходы тыс. руб. | Расходы тыс. руб. |
Приработок (таксист) | | |
Оплата электроэнергии | | |
Стипендия (обыкновенная\повышенная) | | |
Покупка продуктов | | |
Оплата ЖКХ | | |
Оплата телефона (стационарный\сотовый с тарифным планом) | | |
Зарплата мама | | |
Покупка одежды (брендовые маг. одежды\ рынок, супермаркет) | | |
Выплата кредита | | |
Обслуживание автомобиля (бензин, мойка, расходные материалы) | | |
Пособие социальное (пособие на детей) | | |
Пенсия бабушка | | |
Покупка хозтоваров | | |
Оплата интернета | | |
Пенсия дедушка | | |
Зарплата папа | | |
Транспортные расходы | | |
Итого | | |
Вид бюджета | р д |
Характеристика запланированного семейного бюджета на текущий месяц I группы
Семья Ивановых (5 человек: папа, мама, дочь 6 класс, сын (учащийся техникума), бабушка)
Папа работает пятидневную рабочую неделю, получает заработную плату. Мама работает полный месяц, получает заработную плату. Бабушка проживает вместе со всей семьей и получает пенсию. Семья получает социальное пособие на детей. В семье есть постоянная статья расходов, куда включается оплата электроэнергии и услуги ЖКХ. Производят выплату кредита. Покупка продуктов и хоз. товаров. Сын, обучаясь в техникуме, получает простую стипендию. Вся семья имеет сотовые телефоны с оптимальным тарифным планом, поэтому не нуждаются в услугах проводного интернета и стационарного телефона. Автомобиля нет, ездят на общественном транспорте. В этом месяце было решено купить одежду бабушке в отделе трикотаж в магазине супермаркет.
Карточка №2. Задание для II группы.
Наименование статьи расхода или дохода | Доходы тыс. руб. | Расходы тыс. руб. |
Приработок (таксист) | | |
Оплата электроэнергии | | |
Стипендия (обыкновенная\повышенная) | | |
Покупка продуктов | | |
Оплата ЖКХ | | |
Оплата телефона (стационарный\сотовый с тарифным планом) | | |
Зарплата мама | | |
Покупка одежды (брендовые маг. одежды\ рынок, супермаркет) | | |
Выплата кредита | | |
Обслуживание автомобиля (бензин, мойка, расходные материалы) | | |
Пособие социальное (пособие на детей) | | |
Пенсия бабушка | | |
Покупка хозтоваров | | |
Оплата интернета | | |
Пенсия дедушка | | |
Зарплата папа | | |
Транспортные расходы | | |
Итого | | |
Вид бюджета | д р |
Характеристика запланированного семейного бюджета на текущий месяц II группы
Семья Ивановых (5 человек: папа, мама, дочь 6 класс, сын (учащийся техникума), бабушка)
Папа работает пятидневную рабочую неделю, получает заработную плату. Мама работает полный месяц, получает заработную плату. Бабушка проживает вместе со всей семьей и получает пенсию. Сын, обучаясь в техникуме, получает простую стипендию. Семья получает социальное пособие на детей. Семья имеет автомобиль. В семье есть постоянные статьи расходов, куда включается оплата электроэнергии и услуги ЖКХ, производят выплату кредита, покупка продуктов и хоз. товаров. Не вся семья имеет сотовые телефоны, только мама и папа и с оптимальным тарифным планом. В квартире есть проводной интернет и стационарный телефон. В этом месяце необходимо было одеть сына и дочь в магазине брендовой одежды.
Наименование статьи расхода или дохода | Доходы тыс. руб. | Расходы тыс. руб. |
Приработок (таксист) | | |
Оплата электроэнергии | | |
Стипендия (обыкновенная\повышенная) | | |
Покупка продуктов | | |
Оплата ЖКХ | | |
Оплата телефона (стационарный\сотовый с тарифным планом) | | |
Зарплата мама | | |
Покупка одежды (брендовые маг. одежды\ рынок, супермаркет) | | |
Выплата кредита | | |
Обслуживание автомобиля (бензин, мойка, расходные материалы) | | |
Пособие социальное (пособие на детей) | | |
Пенсия бабушка | | |
Покупка хозтоваров | | |
Оплата интернета | | |
Пенсия дедушка | | |
Зарплата папа | | |
Транспортные расходы | | |
Итого | | |
Вид бюджета | р д |
Карточка №2. Задание для III группы.
Характеристика запланированного семейного бюджета на текущий месяц III группы
Семья Ивановых (5 человек: папа, мама, дочь 6 класс, сын (учащийся техникума), бабушка)
Папа работает пятидневную рабочую неделю, получает заработную плату. Мама работает полный месяц, получает заработную плату. Бабушка проживает вместе со всей семьей и получает пенсию. Сын, обучаясь в техникуме, получает простую стипендию. Семья получает социальное пособие на детей. Семья имеет автомобиль. В семье есть постоянные статьи расходов, куда включается оплата электроэнергии и услуги ЖКХ, покупка продуктов и хоз. товаров. Не вся семья имеет сотовые телефоны, только мама и папа и с оптимальным тарифным планом, в квартире есть проводной интернет и стационарный телефон. Принято решение о покупке вещей в семейном супермаркете для всей семьи, кроме бабушки.
Проверочная таблица
Наименование статьи расхода или дохода | Доходы тыс. руб. | Расходы тыс. руб. | Расходы тыс. руб. | Расходы тыс. руб. |
| | I семья | II семья | III семья |
Приработок (таксист) | | | | |
Оплата электроэнергии | | 2,3 | 2,3 | 2,3 |
Стипендия (обыкновенная\повышенная) | 4,5 | | | |
Покупка продуктов | | 8,3*5=41,5 | 8,3*5=41,5 | 8,3*5=41,5 |
Оплата ЖКХ | | 12 | 12 | 12 |
Оплата телефона (стационарный\сотовый с тарифным планом) | | 0,32*5=1,6 | 0,32*2+0,25=0,89 | 0,32*2+0,25=0,89 |
Зарплата мама | 35,5 | | | |
Покупка одежды (брендовые маг. одежды\ рынок, супермаркет) | | 5 | 2*10=20 | 5*4=20 |
Выплата кредита | | 8,9 | 8,9 | |
Обслуживание автомобиля (бензин, мойка, расходные материалы) | | | 10,7 | 10,7 |
Пособие социальное (пособие на детей) | 0,195*2=0,39 | | | |
Пенсия бабушка | 12,6 | | | |
Покупка хозтоваров | | 1,7 | 1,7 | 1,7 |
Оплата интернета | | | 1,7 | 1,7 |
Пенсия дедушка | | | | |
Зарплата папа | 37,8 | | | |
Транспортные расходы | | 0,6*5=3 | | |
Итого | 90,79 | 76 | 99,69 | 90,79 |
Вид бюджета ДР | | ДР | ДР | Д=Р |
дефицитный
Д=Р
сбалансированный
избыточный
7