«Главная причина того, что люди испытывают финансовые проблемы, заключается в том, что потратив годы в школе, они ничего не узнали о том, что такое деньги».
Роберт и Ким Кийосаки
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Учитель математики
МБОУ Поваровской СОШ
Казанкова Юлия Васильевна
Поварово
2022г
Перед нами определения финансовой и функциональной грамотностей из Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 и международного исследования РISA, из которых и вытекает понятие финансово грамотного человека.
- Финансовая грамотность -это способность человека принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
- Функциональная грамотность- это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Финансово грамотный человек
В стратегии прописано, какие качества присущи финансово грамотному гражданину. Человек должен как минимум:
следить за состоянием личных финансов;
планировать свои доходы и расходы;
формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для
непредвиденных обстоятельств;
иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую
информацию;
рационально выбирать финансовые услуги;
жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
знать о рисках на рынке финансовых услуг;
знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Логична следующая система введения финансовых задач в школьный курс математики:
- I (5 – 6 классы). Изучение темы «Понятие процента». На данном этапе в основном рассматриваются задачи по следующим темам: нахождение процента от числа; числа по данному проценту; процентного отношения чисел; увеличение (уменьшение) числа на заданный процент в рамках разбора задач на стоимость товара со скидкой.
- II (7 – 9 классы). Решение различной сложности практико-ориентированных финансовых задач. На данном этапе школьники решают задачи с финансовой составляющей, учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, затраты на страхование, сравнивать прибыль от различных видов вложения денег и т.д. Анализ целесообразности покупок на распродажах.
- III (10 – 11 классы). Тема «Простые и сложные проценты в финансовой сфере». Решение экономических задач ЕГЭ.
5 класс
Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 руб. Школьникам предоставляется скидка, равная половине цены проезда.
Сколько стоит проезд группы из
4 взрослых и 12 школьников?
6 класс
6 класс При изучении пропорций решаются задачи:
- на снижение и увеличение цены, зарплаты и налогов;
- деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.
Сбережения, инвестиции, страхование
«Виктор открыл вклад в банке на сумму 500 000 рублей под 10,5% годовых на один год. Выплата процентов по вкладу происходит ежеквартально, начисленные проценты могут быть присоединены к сумме вклада (капитализированы). После закрытия вклада Виктор узнал, что рост потребительских цен в стране за указанный год составил 10,8%. Получил ли Виктор доход по вкладу с учетом роста цен?»
На уроках математики 5-6 для формирования финансовой грамотности органично выступают задачи на проценты. Из открытого банка можно рассмотреть задачи и при этом вести диалог на финансовые темы.
Прежде, чем приступить к решению задачи, используя знания по математике, нужно прокомментировать финансовые термины. Вклад, годовые проценты, схема начисления процентов 4 банком, ежемесячная капитализация процентов, потребительские цены, инфляция – это финансовые термины. Без четкого понятия данных терминов решить задачу будет затруднительно. А вот формула сложных процентов – это уже математика. И главный ответ этой задачи – «Виктор поборол инфляцию». Покупательская способность его денег сохранилась. Отправлять деньги на депозит – сохранить свои накопления, но не на много увеличить!
Личный и семейный бюджет
«Мама дает Леше 1500 рублей в неделю на проезд и карманные расходы. На проезд Леша тратит 20% полученных от мамы денег. Со следующего месяца проезд в транспорте подорожает на 30%. Сколько денег мама должна добавить Леше, чтобы его карманные расходы остались такими же, как до повышения цен на транспорт?»
Это классическая задача на проценты, но здесь можно поговорить о личном и семейном бюджете. Если стоимость проезда увеличилась, то увеличиться ли зарплата родителей? Может быть сыну стоит пересмотреть свои личные запросы?
Доходы и налоги
«Андрей Петрович владеет небольшой компанией по производству чехлов для смартфонов. В компании работают 10 сотрудников со среднемесячным окладом до вычета налогов 35 000 рублей. Сколько денег Андрей Петрович переводит ежемесячно на счета сотрудников, а сколько выплачивает государству (в виде налогов и страховых взносов) при условии, что ставка НДФЛ (подоходного налога) составляет 13%, а страховые взносы равны 30% фонда оплаты труда?»
Ребята знакомятся с особенностями начисления зарплаты, особенности вычетов налогов с ИП. Вывод «Чтобы вести свое дело, нужно платить зарплату, отчислять налоги, а еще хотелось бы и прибыль получить и развиваться дальше».
7класс
Можно решать задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой.
Вводится функция стоимости проезда и товаров, функции спроса и предложения.
На уроках рассчитываются оптимальные затраты на покупки и услуги.
8 класс
9 класс
8 класс В курсе алгебры предлагаются ситуации с изменением процента наценки, процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом приводят к квадратным уравнениям.
9 класс В курсе алгебры изучение степени с целым
показателем и формулы суммы геометрической прогрессии позволяют вывести формулы депозита и кредита.
В процессе формирования финансовой грамотности также используются задания из материалов ОГЭ и ЕГЭ по математике. Это повышает мотивационный аспект обучения.
Вместе с тем, обучение решению задач из ЕГЭ не является основной целью формирования финансовой грамотности. Для этого имеется
множество специализированных интернет-источников и специальных сборников заданий ЕГЭ с решениями.
Выводы
- Очень важно учесть, что на протяжении обучения решению подобных задач через дискуссию ученик должен приходить к самостоятельным выводам о том, как правильно распоряжаться финансами. Только в этом случае будет происходить не только практическое применение знаний, но формировании финансовой грамотности.
- Бесспорно, что экономические знания и умение решать простейшие финансовые задачи необходимы не только будущему экономисту, так как современный человек практически постоянно участвует в различных финансовых операциях: от совершения покупок до получения кредита. Если знание как принимать экономические решения можно найти в специальной литературе, то умение мыслить экономически достигается только при решении практических задач благодаря математическому аппарату.
- В заключение мы приведем несколько ссылок:
ФИНАНСОВЫЕ ГРАБЛИ: ГЛАВНАЯ ( https://fingrabli.inp.ru/games)
Финансовые грабли – это интерактивный портал, позволяющий получить базовые знания в области управления деньгами. Разработано институтом национальных проектов по заказу Минфина РФ.
Предназначена для:
Обучение ведению бюджета: обязательные и необязательные траты, контроль спонтанных покупок, ведение отчетов о расходах и доходах.
Изучения основных банковских продуктов для физических лиц: вклады, процентные ставки.
Понимание различий между наличными деньгами, банковскими картами, чеками, купонами, прочими формами денег.
Распознать мошенников и не допустить кражи денег со счета.
Учит отстаивать свои права: куда и как обращаться при наличии ошибок в расчетах, квитанциях, чеках.
Возраст:
Предназначено для учеников средней и старшей школы, студентов средне-специальных и высших учебных заведений непрофильной направленности.
Обучение финансовой грамотности: приложения, игры, тренажеры
Финансовые грабли: Главная ( https://fingrabli.inp.ru/games)
Портал предлагает пользователям обучение по 3 модулям:
Ежедневные траты и расчеты;
Сбережения и инвестиции;
Кредиты и заимствования.
К каждому модулю прилагается справочный материал, где рассказывается об основных понятиях для данного раздела. Например, по блоку «Ежедневные траты и расчеты»:
Обучение финансовой грамотности: приложения, игры, тренажеры
Финансовые грабли: Главная ( https://fingrabli.inp.ru/games)
К каждому модулю прилагается справочный материал, где рассказывается об основных понятиях для данного раздела. Например, по блоку «Ежедневные траты и расчеты»:
Обучение финансовой грамотности: приложения, игры, тренажеры
Финансовые грабли ( https://fingrabli.inp.ru/games)
После ознакомления приступаем к обучающим играм. В модуле всего 3 игры, после прохождения которых следует закрепить результат проверочным заданием.
Количество попыток в играх не ограничено в отличие от проверочной работы. Итоговые результаты проверочной работы формируют рейтинг участников проекта. Пользователям, набравшим больше всего баллов, выдается сертификат о прохождении практикума.
Тренажер для ведения бюджета может быть использован как для самостоятельного обучения, так и в образовательных учреждениях.
Для участия в играх не требуется регистрация на портале.
Несколько вариантов проведения практической работы: в формате обсуждения, соревнования или лабораторной работы.
Практикум доступен на стационарном компьютере, ноутбуке, смартфоне.
Порядок модулей можно менять местами.
Банки заданий
- Банк межпредметных заданий и задач по финансовой грамотности ( vbudushee.ru )
- Финансовая грамотность ( instrao.ru)
Ссылки на интернет-источники по финансовым задачам
- https://www.youtube.com/watch?v=05FrTcnp2ck&index=6&list=PLdORPVWHgHaFosda4SR-iiPam-Drt0rzi
- https://matica.org.ua/primery/primery/zadachi-s-resheniiami-po-finansovoi-matematike
- https://ctege.info/matematika-teoriya-ege/kak-reshat-bankovskie-zadachi-ege-po-matematike.html
- https://www.youtube.com/watch?v=kRjn97TjSn8
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!