СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность на уроках математики как компонент функциональной грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность-это способность человека принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность на уроках математики как компонент функциональной грамотности»

«Главная причина того, что люди испытывают финансовые проблемы, заключается в том, что потратив годы в школе, они ничего не узнали о том, что такое деньги».  Роберт и Ким Кийосаки ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ  КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Учитель математики МБОУ Поваровской СОШ Казанкова Юлия Васильевна  Поварово 2022г

«Главная причина того, что люди испытывают финансовые проблемы, заключается в том, что потратив годы в школе, они ничего не узнали о том, что такое деньги».

Роберт и Ким Кийосаки

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Учитель математики

МБОУ Поваровской СОШ

Казанкова Юлия Васильевна

Поварово

2022г

Перед нами определения финансовой и функциональной грамотностей из Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 и международного исследования РISA, из которых и вытекает понятие финансово грамотного человека. Финансовая грамотность -это способность человека принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности. Функциональная грамотность- это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Перед нами определения финансовой и функциональной грамотностей из Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 и международного исследования РISA, из которых и вытекает понятие финансово грамотного человека.

  • Финансовая грамотность -это способность человека принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
  • Функциональная грамотность- это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Финансово грамотный человек В стратегии прописано, какие качества присущи финансово грамотному гражданину. Человек должен как минимум:  следить за состоянием личных финансов;  планировать свои доходы и расходы;  формировать долгосрочные сбережения и финансовую

Финансово грамотный человек

В стратегии прописано, какие качества присущи финансово грамотному гражданину. Человек должен как минимум:

 следить за состоянием личных финансов;

 планировать свои доходы и расходы;

 формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для

непредвиденных обстоятельств;

 иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую

информацию;

 рационально выбирать финансовые услуги;

 жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

 знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

 быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;

 знать о рисках на рынке финансовых услуг;

 знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;

 вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Логична следующая система введения финансовых задач в школьный курс математики: I (5 – 6 классы). Изучение темы «Понятие процента». На данном этапе в основном рассматриваются задачи по следующим темам: нахождение процента от числа; числа по данному проценту; процентного отношения чисел; увеличение (уменьшение) числа на заданный процент в рамках разбора задач на стоимость товара со скидкой. II (7 – 9 классы). Решение различной сложности практико-ориентированных финансовых задач. На данном этапе школьники решают задачи с финансовой составляющей, учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, затраты на страхование, сравнивать прибыль от различных видов вложения денег и т.д. Анализ целесообразности покупок на распродажах. III (10 – 11 классы). Тема «Простые и сложные проценты в финансовой сфере». Решение экономических задач ЕГЭ.

Логична следующая система введения финансовых задач в школьный курс математики:

  • I (5 – 6 классы). Изучение темы «Понятие процента». На данном этапе в основном рассматриваются задачи по следующим темам: нахождение процента от числа; числа по данному проценту; процентного отношения чисел; увеличение (уменьшение) числа на заданный процент в рамках разбора задач на стоимость товара со скидкой.
  • II (7 – 9 классы). Решение различной сложности практико-ориентированных финансовых задач. На данном этапе школьники решают задачи с финансовой составляющей, учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, затраты на страхование, сравнивать прибыль от различных видов вложения денег и т.д. Анализ целесообразности покупок на распродажах.
  • III (10 – 11 классы). Тема «Простые и сложные проценты в финансовой сфере». Решение экономических задач ЕГЭ.
 5 класс  Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 руб. Школьникам предоставляется скидка, равная половине цены проезда. Сколько стоит проезд группы из  4 взрослых и 12 школьников? 6 класс 6 класс При изучении пропорций решаются задачи: - на снижение и увеличение цены, зарплаты и налогов; - деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.

5 класс

Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 руб. Школьникам предоставляется скидка, равная половине цены проезда.

Сколько стоит проезд группы из

4 взрослых и 12 школьников?

6 класс

6 класс При изучении пропорций решаются задачи:

- на снижение и увеличение цены, зарплаты и налогов;

- деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.

Сбережения, инвестиции, страхование

«Виктор открыл вклад в банке на сумму 500 000 рублей под 10,5% годовых на один год. Выплата процентов по вкладу происходит ежеквартально, начисленные проценты могут быть присоединены к сумме вклада (капитализированы). После закрытия вклада Виктор узнал, что рост потребительских цен в стране за указанный год составил 10,8%. Получил ли Виктор доход по вкладу с учетом роста цен?»

На уроках математики 5-6 для формирования финансовой грамотности органично выступают задачи на проценты. Из открытого банка можно рассмотреть задачи и при этом вести диалог на финансовые темы.

Прежде, чем приступить к решению задачи, используя знания по математике, нужно прокомментировать финансовые термины. Вклад, годовые проценты, схема начисления процентов 4 банком, ежемесячная капитализация процентов, потребительские цены, инфляция – это финансовые термины. Без четкого понятия данных терминов решить задачу будет затруднительно. А вот формула сложных процентов – это уже математика. И главный ответ этой задачи – «Виктор поборол инфляцию». Покупательская способность его денег сохранилась. Отправлять деньги на депозит – сохранить свои накопления, но не на много увеличить!

Личный и семейный бюджет «Мама дает Леше 1500 рублей в неделю на проезд и карманные расходы. На проезд Леша тратит 20% полученных от мамы денег. Со следующего месяца проезд в транспорте подорожает на 30%. Сколько денег мама должна добавить Леше, чтобы его карманные расходы остались такими же, как до повышения цен на транспорт?» Это классическая задача на проценты, но здесь можно поговорить о личном и семейном бюджете. Если стоимость проезда увеличилась, то увеличиться ли зарплата родителей? Может быть сыну стоит пересмотреть свои личные запросы?

Личный и семейный бюджет

«Мама дает Леше 1500 рублей в неделю на проезд и карманные расходы. На проезд Леша тратит 20% полученных от мамы денег. Со следующего месяца проезд в транспорте подорожает на 30%. Сколько денег мама должна добавить Леше, чтобы его карманные расходы остались такими же, как до повышения цен на транспорт?»

Это классическая задача на проценты, но здесь можно поговорить о личном и семейном бюджете. Если стоимость проезда увеличилась, то увеличиться ли зарплата родителей? Может быть сыну стоит пересмотреть свои личные запросы?

Доходы и налоги «Андрей Петрович владеет небольшой компанией по производству чехлов для смартфонов. В компании работают 10 сотрудников со среднемесячным окладом до вычета налогов 35 000 рублей. Сколько денег Андрей Петрович переводит ежемесячно на счета сотрудников, а сколько выплачивает государству (в виде налогов и страховых взносов) при условии, что ставка НДФЛ (подоходного налога) составляет 13%, а страховые взносы равны 30% фонда оплаты труда?» Ребята знакомятся с особенностями начисления зарплаты, особенности вычетов налогов с ИП. Вывод «Чтобы вести свое дело, нужно платить зарплату, отчислять налоги, а еще хотелось бы и прибыль получить и развиваться дальше».

Доходы и налоги

«Андрей Петрович владеет небольшой компанией по производству чехлов для смартфонов. В компании работают 10 сотрудников со среднемесячным окладом до вычета налогов 35 000 рублей. Сколько денег Андрей Петрович переводит ежемесячно на счета сотрудников, а сколько выплачивает государству (в виде налогов и страховых взносов) при условии, что ставка НДФЛ (подоходного налога) составляет 13%, а страховые взносы равны 30% фонда оплаты труда?»

Ребята знакомятся с особенностями начисления зарплаты, особенности вычетов налогов с ИП. Вывод «Чтобы вести свое дело, нужно платить зарплату, отчислять налоги, а еще хотелось бы и прибыль получить и развиваться дальше».

7класс Можно решать задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой.  Вводится функция стоимости проезда и товаров, функции спроса и предложения.  На уроках рассчитываются оптимальные затраты на покупки и услуги.

7класс

Можно решать задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой.

Вводится функция стоимости проезда и товаров, функции спроса и предложения.

На уроках рассчитываются оптимальные затраты на покупки и услуги.

8 класс 9 класс 8 класс В курсе алгебры предлагаются ситуации с изменением процента наценки, процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом приводят к квадратным уравнениям. 9 класс В курсе алгебры изучение степени с целым показателем и формулы суммы геометрической прогрессии позволяют вывести формулы депозита и кредита.

8 класс

9 класс

8 класс В курсе алгебры предлагаются ситуации с изменением процента наценки, процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом приводят к квадратным уравнениям.

9 класс В курсе алгебры изучение степени с целым

показателем и формулы суммы геометрической прогрессии позволяют вывести формулы депозита и кредита.

В процессе формирования финансовой грамотности также используются задания из материалов ОГЭ и ЕГЭ по математике. Это повышает мотивационный аспект обучения.  Вместе с тем, обучение решению задач из ЕГЭ не является основной целью формирования финансовой грамотности. Для этого имеется множество специализированных интернет-источников и специальных сборников заданий ЕГЭ с решениями.

В процессе формирования финансовой грамотности также используются задания из материалов ОГЭ и ЕГЭ по математике. Это повышает мотивационный аспект обучения.

Вместе с тем, обучение решению задач из ЕГЭ не является основной целью формирования финансовой грамотности. Для этого имеется

множество специализированных интернет-источников и специальных сборников заданий ЕГЭ с решениями.

Выводы Очень важно учесть, что на протяжении обучения решению подобных задач через дискуссию ученик должен приходить к самостоятельным выводам о том, как правильно распоряжаться финансами. Только в этом случае будет происходить не только практическое применение знаний, но формировании финансовой грамотности. Бесспорно, что экономические знания и умение решать простейшие финансовые задачи необходимы не только будущему экономисту, так как современный человек практически постоянно участвует в различных финансовых операциях: от совершения покупок до получения кредита. Если знание как принимать экономические решения можно найти в специальной литературе, то умение мыслить экономически достигается только при решении практических задач благодаря математическому аппарату. В заключение мы приведем несколько ссылок:

Выводы

  • Очень важно учесть, что на протяжении обучения решению подобных задач через дискуссию ученик должен приходить к самостоятельным выводам о том, как правильно распоряжаться финансами. Только в этом случае будет происходить не только практическое применение знаний, но формировании финансовой грамотности.
  • Бесспорно, что экономические знания и умение решать простейшие финансовые задачи необходимы не только будущему экономисту, так как современный человек практически постоянно участвует в различных финансовых операциях: от совершения покупок до получения кредита. Если знание как принимать экономические решения можно найти в специальной литературе, то умение мыслить экономически достигается только при решении практических задач благодаря математическому аппарату.
  • В заключение мы приведем несколько ссылок:
ФИНАНСОВЫЕ ГРАБЛИ: ГЛАВНАЯ ( https://fingrabli.inp.ru/games) Финансовые грабли  – это интерактивный портал, позволяющий получить базовые знания в области управления деньгами. Разработано институтом национальных проектов по заказу Минфина РФ. Предназначена для: Обучение ведению бюджета: обязательные и необязательные траты, контроль спонтанных покупок, ведение отчетов о расходах и доходах. Изучения основных банковских продуктов для физических лиц: вклады, процентные ставки. Понимание различий между наличными деньгами, банковскими картами, чеками, купонами, прочими формами денег. Распознать мошенников и не допустить кражи денег со счета. Учит отстаивать свои права: куда и как обращаться при наличии ошибок в расчетах, квитанциях, чеках. Возраст: Предназначено для учеников средней и старшей школы, студентов средне-специальных и высших учебных заведений непрофильной направленности.

ФИНАНСОВЫЕ ГРАБЛИ: ГЛАВНАЯ ( https://fingrabli.inp.ru/games)

Финансовые грабли  – это интерактивный портал, позволяющий получить базовые знания в области управления деньгами. Разработано институтом национальных проектов по заказу Минфина РФ.

Предназначена для:

Обучение ведению бюджета: обязательные и необязательные траты, контроль спонтанных покупок, ведение отчетов о расходах и доходах.

Изучения основных банковских продуктов для физических лиц: вклады, процентные ставки.

Понимание различий между наличными деньгами, банковскими картами, чеками, купонами, прочими формами денег.

Распознать мошенников и не допустить кражи денег со счета.

Учит отстаивать свои права: куда и как обращаться при наличии ошибок в расчетах, квитанциях, чеках.

Возраст:

Предназначено для учеников средней и старшей школы, студентов средне-специальных и высших учебных заведений непрофильной направленности.

Обучение финансовой грамотности: приложения, игры, тренажеры   Финансовые грабли: Главная ( https://fingrabli.inp.ru/games) Портал предлагает пользователям обучение по 3 модулям: Ежедневные траты и расчеты; Сбережения и инвестиции; Кредиты и заимствования. К каждому модулю прилагается справочный материал, где рассказывается об основных понятиях для данного раздела. Например, по блоку «Ежедневные траты и расчеты»:

Обучение финансовой грамотности: приложения, игры, тренажеры

Финансовые грабли: Главная ( https://fingrabli.inp.ru/games)

Портал предлагает пользователям обучение по 3 модулям:

Ежедневные траты и расчеты;

Сбережения и инвестиции;

Кредиты и заимствования.

К каждому модулю прилагается справочный материал, где рассказывается об основных понятиях для данного раздела. Например, по блоку «Ежедневные траты и расчеты»:

Обучение финансовой грамотности: приложения, игры, тренажеры   Финансовые грабли: Главная ( https://fingrabli.inp.ru/games) К каждому модулю прилагается справочный материал, где рассказывается об основных понятиях для данного раздела. Например, по блоку «Ежедневные траты и расчеты»:

Обучение финансовой грамотности: приложения, игры, тренажеры

Финансовые грабли: Главная ( https://fingrabli.inp.ru/games)

К каждому модулю прилагается справочный материал, где рассказывается об основных понятиях для данного раздела. Например, по блоку «Ежедневные траты и расчеты»:

Обучение финансовой грамотности: приложения, игры, тренажеры   Финансовые грабли ( https://fingrabli.inp.ru/games) После ознакомления приступаем к обучающим играм. В модуле всего 3 игры, после прохождения которых следует закрепить результат проверочным заданием. Количество попыток в играх не ограничено в отличие от проверочной работы. Итоговые результаты проверочной работы формируют рейтинг участников проекта. Пользователям, набравшим больше всего баллов, выдается сертификат о прохождении практикума. Тренажер для ведения бюджета может быть использован как для самостоятельного обучения, так и в образовательных учреждениях. Для участия в играх не требуется регистрация на портале. Несколько вариантов проведения практической работы: в формате обсуждения, соревнования или лабораторной работы. Практикум доступен на стационарном компьютере, ноутбуке, смартфоне. Порядок модулей можно менять местами.

Обучение финансовой грамотности: приложения, игры, тренажеры

Финансовые грабли ( https://fingrabli.inp.ru/games)

После ознакомления приступаем к обучающим играм. В модуле всего 3 игры, после прохождения которых следует закрепить результат проверочным заданием.

Количество попыток в играх не ограничено в отличие от проверочной работы. Итоговые результаты проверочной работы формируют рейтинг участников проекта. Пользователям, набравшим больше всего баллов, выдается сертификат о прохождении практикума.

Тренажер для ведения бюджета может быть использован как для самостоятельного обучения, так и в образовательных учреждениях.

Для участия в играх не требуется регистрация на портале.

Несколько вариантов проведения практической работы: в формате обсуждения, соревнования или лабораторной работы.

Практикум доступен на стационарном компьютере, ноутбуке, смартфоне.

Порядок модулей можно менять местами.

Банки заданий Банк межпредметных заданий и задач по финансовой грамотности ( vbudushee.ru ) Финансовая грамотность ( instrao.ru)

Банки заданий

  • Банк межпредметных заданий и задач по финансовой грамотности ( vbudushee.ru )
  • Финансовая грамотность ( instrao.ru)
Ссылки на интернет-источники по финансовым задачам https://www.youtube.com/watch?v=05FrTcnp2ck&index=6&list=PLdORPVWHgHaFosda4SR-iiPam-Drt0rzi https://matica.org.ua/primery/primery/zadachi-s-resheniiami-po-finansovoi-matematike https://ctege.info/matematika-teoriya-ege/kak-reshat-bankovskie-zadachi-ege-po-matematike.html https://www.youtube.com/watch?v=kRjn97TjSn8

Ссылки на интернет-источники по финансовым задачам

  • https://www.youtube.com/watch?v=05FrTcnp2ck&index=6&list=PLdORPVWHgHaFosda4SR-iiPam-Drt0rzi
  • https://matica.org.ua/primery/primery/zadachi-s-resheniiami-po-finansovoi-matematike
  • https://ctege.info/matematika-teoriya-ege/kak-reshat-bankovskie-zadachi-ege-po-matematike.html
  • https://www.youtube.com/watch?v=kRjn97TjSn8
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!