СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Финансовая грамотность залог успеха".

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка классного часа

Просмотр содержимого документа
«" Финансовая грамотность залог успеха".»













Классный час в 5 классе

" Финансовая грамотность залог успеха".































Цели:

- Знакомство и азами управления личными деньгами;

- Повышение финансовой грамотности учащихся;

- Знакомство учащихся с назначением денег;

- Знакомство и азами управления личными деньгами:

- Знакомство учащихся с понятием « семейный бюджет», «семейный доход», « обязательные, желательные и неразумные расходы»;

- Формирование разумного финансового поведения, способствующего появлению ответственного отношения к личным финансам и развитие умения грамотного распределения семейного бюджета;

- Повышение уровня вычислительной культуры учащихся.

Задачи урока:

- научиться осмысливать новую информацию, работать с ней, анализировать, систематизировать новые знания;

- научиться применять приобретенные знания при решении задач;

- научиться работать в группе.



Материалы и оборудование: Компьютер, презентация, памятки.

Ход классного часа.

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний классный час будет посвящён тому, чем мы пользуемся каждый день. Без этого у нас не будет еды, одежды и прочего. Сейчас Вы сами попробуете понять, о чём мы поговорим,  и сформулировать тему и цели нашего классного часа.  Закончите, пожалуйста, мои фразы:

  1. Гроша ломаного… (не стоит)

  2. Долг платежом… (красен)

  3. Уговор дороже … (денег)

  4. Копейка рубль (бережёт)

  5. Деньги любят (счёт)

  6. Денег куры… (не клюют)

  7. Не имей сто рублей… (а имей сто друзей).

Дети высказывают свои предположения («Мы поговорим о деньгах и научимся грамотно ими распоряжаться и т.д.).

Классный руководитель: Молодцы, ребята. Вы абсолютно правы. Сегодня мы будет вести разговор о деньгах и их назначении, а также познакомимся с рациональными способами вести семейный бюджет, что наверняка пригодится Вам в будущем.

 Как известно, деньги занимают в нашей жизни важное место. Мы пользуемся ими каждый день, оплачивая товары и услуги. А какие пословицы и высказывания про деньги Вы знаете?

(Учащиеся  предлагают ответы. Например: - Время – деньги. - Деньги не пахнут. - Не в деньгах счастье.)

Классный руководитель: Ребята, а можете ли Вы сказать, что такое деньги? (Предполагаемые ответы учащихся: Бумажные знаки, металлические знаки, капитал, средства, состояние и так далее).

Классный руководитель: Молодцы. Деньги – это металлические или бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.

Деньги с одной стороны это великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это-зло, которое может принести нам неприятности.

Деньги могут быть и добром и злом. Но чтобы они стали нашими друзьями мы должны помнить некоторые правила, о которых расскажет тетушка Сова.

Просмотр мультфильма «Осторожно, деньги» https://youtu.be/QOqIOyeOFCE

Классный руководитель: Ребята у вас на столе есть листочки №1 и я вам предлагаю продолжить фразу «Деньги приносят добро, потому что…»

( можно купить необходимые продукты и одежду, поехать отдохнуть, сходить в театр или на концерт, помочь другим, купить лекарства или продукты бедным).

А теперь продолжите фразу «Деньги приносят зло, потому что…» (покупают много ненужных вещей (шопомания), обжорством страдают, увлекаются азартными играми, становятся жадными и могут воровать).

- Какие правила мы должны помнить, чтобы деньги не стали нашими врагами? (Не играть на деньги, в азартные игры, не спорить на деньги, не играть в интернете в платные игры, класть деньги в надежное место)

Формирование семейного бюджета

Послушайте стихотворение «Разговор мамы с маленьким сыном»

- Отправляюсь в магазин.

Что купить тебе, сынок?

Отвечает маме сын:

- Ты купи мне самолёт,

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маску, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!


Классный руководитель: Ребята, как вы думаете, сможет ли мама купить столько игрушек? Почему?

Откуда в семье появляются деньги? Основной доход — суммарный доход всех родственников проживающих вместе. Из чего складываются доходы и расходы семьи?

Просмотр видео с сайта мои финансы https://youtu.be/R2DIG7RbPyY

У вас на столах есть листочки №2, распределите по группам статьи доходов и расходов.



Д олги

Ж илье

З арплата

Игрушки

К

Статья доходов



ниги

Медицина

Одежда

Пенсия

П

Статья расходов



итание

Подарки

Премия

Приз

Развлечения

Детское пособие

Стипендия

Транспорт

Классный руководитель:  Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке - они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть, родителям даже придётся занимать деньги. Это не означает, что Вам будет нужно полностью отказаться от покупок и развлечений для удовольствия. Вам будет нужно лишь понять, что действительно необходимо, а без чего могли бы обойтись. С учётом этого следует спланировать свои расходы, учитывая доступные средства. Такой план и называется бюджетом. И он должен помогать Вам. Просто составить его недостаточно, его следует реализовывать и применять.

Давайте рассмотрим такую задачу:

  1. Отец Миши Прохоренкова всегда хотел, чтобы его сын стал миллионером. Важнейшее качество, которым обладают финансово успешные люди – это финансовая дисциплина.

Отец стал давать Михаилу на карманные расходы 200 рублей ежедневно с условием, что часть этой суммы он будет тратить на обязательные расходы (покупка еды, оплата проезда), а другую часть будет откладывать, чтобы научиться финансовой дисциплине.

Миша поставил перед собой финансовую цель – накопить 6 000 рублей на велосипед, и стал откладывать половину ежедневной суммы.

За какое время Миша сможет накопить на велосипед, если будет строго придерживаться финансовой дисциплины?

а)6 дней

б) 60 дней
в) 60 месяцев
г) Никогда не накопит, потому что откладывает слишком мало
д) Накопит, когда станет зарабатывать сам

Ответы учащихся.

Классный руководитель: Финансово грамотный человек должен все тщательно рассчитывать, ставить финансовые цели и последовательно идти к ним, как и поступил Михаил.

Но для этого придется произвести необходимые расчеты.

Откладывая по 100 рублей в день, Миша накопит на велосипед всего за 60 дней:

200 руб.: 2 = 100 руб. (столько будет оставаться у Миши каждый день)

6000 руб.:100 руб. в день = 60 дней.  

Он выбрал правильную финансовую стратегию и достигнет своей цели уже через 2 месяца.

Видите, как важна математика в деле освоения финансовой грамотности?!

Но помимо умения делать расчеты и планировать, очень важно умение выполнять свои решения, несмотря ни на что! Дисциплина здесь очень важна! Большинство людей имеет желания, но не может реализовать их из-за отсутствия дисциплины.

Миша мог бы тратить оставшиеся 100 рублей на прогулку с друзьями после школы и не копить на велосипед, но в таком случае он не сможет осуществить свою мечту.

Финансовая дисциплина – это настоящий секрет успеха и достатка. Это именно то, что отличает успешного человека от всех остальных. Чем раньше вы приучите себя к финансовой дисциплине, тем больше шансов у вас стать состоятельным и успешным человеком.

И так ставим перед собой цель и планомерно идём к ней, откладывая постоянно деньги на нее. Это очень хороший навык. Так вы можете быть уверены, что какую бы цель вы в дальнейшем не поставили – вы ее добьетесь! Даже если эта цель кажется недостижимой.

Двигательная игра
Хлопните в ладоши, если можно купить за деньги этот товар. Топните ножкой, если купить это нельзя.
Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.



Классный руководитель: молодцы, присаживайтесь.

Давайте рассмотрим следующую ситуацию

2. Даша захотела приобрести кроссовки известного бренда, но их цена оказалась очень высокой. Она наткнулась случайно на Интернет-магазин, в котором увидела такие же, но в 3 раза дешевле. Соблазн был велик, и оплатить покупку она решила банковской картой сразу на сайте, что показалось ей очень удобным. «Покупать что-то через Интернет – в порядке вещей» – подумала она.

Правильно ли поступает Даша, совершая покупку на непроверенном и сомнительном сайте?

A) Нет, ей следует внимательнее изучить сайт Интернет-магазина
B) Нет, покупать в Интернете всегда очень опасно

C) Да, любые покупки в Интернете защищены

D) Да, так как это очень большая экономия

Ответы учащихся.

Классный руководитель:

Необходимо внимательно изучить сайт Интернет-магазина перед покупкой товара на нем. Некоторые «умельцы» специально создают сайты, чтобы воровать чужие деньги, копируя известные интернет-магазины. Если цена на товар кажется подозрительно низкой или на сайте только хорошие отзывы – это должно настораживать. Лучше поискать информацию о магазине, почитать отзывы о нем в Сети. Звонка на сайт не достаточно для того, чтобы убедиться в его достоверности.

Следующая ситуация

3.Мама дала Яне 350 рублей и вручила список покупок.  Нужно было обязательно купить хлеб (29 руб.), гречневую крупу (62 руб.), молоко (87 руб.), творог (90 руб.) и бананы (49 руб.). На оставшиеся деньги мама разрешила купить что-нибудь из «вредного», того, что она обычно запрещает.

Что из «вредного» Яна сможет себе позволить на оставшиеся деньги? Почему эти продукты считаются «вредными» и родители не хотят покупать их своим детям?

A) Лимонад
B) Жевательная резинка
C) Шоколадный батончик

Ответы учащихся.

Классный руководитель:

Чтобы купить товары из списка мамы, Яне потребовалось 317 рублей (29+62+87+90+49). После покупки всего необходимого у Яны осталось 33 рубля. На эти деньги Яна сможет себе позволить только жевательную резинку за 24 руб., все остальное стоит дороже.

А вы не задумывался, почему родители не хотят покупать газировку, жевательные резинки, чипсы?

Ответы учащихся.



Потому что они рассуждают «по-взрослому», оценивая насколько разумна эта покупка, какую пользу или вред она принесет. В употреблении этих продуктов больше вреда, чем пользы.

Финансово грамотный человек не станет покупать эти продукты по целому ряду причин:

- они не относятся к полезным продуктам, при частом употреблении могут серьезно навредить здоровью, а это, к тому же, приведет к значительным расходам на лечение;

- они не смогут обеспечить сытость на продолжительный срок. Тебе захочется есть через несколько часов, и вновь придется идти в магазин, чтобы купить что-то более существенное, снова тратить деньги. Так ты никогда не сможешь накопить на самокат или новый смартфон.

Финансово грамотный человек старается выбирать продукты не только с пользой для здоровья, но и для кошелька.

Проблемы со здоровьем помешают вашим планам, вы не сможеше выбрать профессию, в которой хотели бы состояться (например, футболиста или пилота), не сможете зарабатывать хорошие деньги и жить в достатке, не сможите путешествовать и посмотреть мир. Думать о здоровье с самого раннего детства – одно из правил  финансово грамотного человека!

Маму Яны можно назвать финансово грамотным человеком, ведь сначала она выделила деньги на «правильные» продукты, те, которые не нанесут вреда здоровью, а, наоборот, обеспечат сытость, запас витаминов и других полезных веществ.

И только на оставшиеся деньги мама разрешила купить Яне что-то из менее полезных продуктов.

Мы рассмотрели несколько задач, но вы уже поняли, что деньгами нужно распоряжаться разумно, учитывая многие критерии.

Просмотр видео с сайта мои финансы https://youtu.be/P9eWtBpQ9UA

Листок №3. Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц.

Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему?

Какие товары можно покупать время от времени?

  1. хлеб 2) сахар 3) минеральная вода 4) масло сливочное 5) кукурузные хлопья 6) масло растительное 7) рыба 8) кальмар сушеный 9) газированные напитки 10) молоко 11) яйцо 12) майонез 13) картофель 14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.) 15) сухофрукты 16) соль 17) креветки 18) кондитерские изделия 19) сельдь 20) финики сушеные 21) маринады 22) сало копченое 23) орешки соленые 24) конфеты 25) чипсы 26) мясо

  2. Заполни таблицу Необходимо Время от времени Не нужны







Классный руководитель: подведение итогов. Ребята, чтобы деньги не ушли неизвестно куда, следует научиться грамотно ими распоряжаться. Вот несколько советов, которые помогут Вам в этом.

  1. Старайтесь планировать свой бюджет и следовать ему.

  2. Отдавайте себе отчёт, на что Вы тратите деньги.

  3. Старайтесь не растрачиваться.

  4. Помните, что умение грамотно распоряжаться деньгами закладывается ещё в детстве, а потом оно будет играть большую роль в Вашей взрослой жизни.

  5. Научись отличать свои потребности от своих желаний. Без первого мы не можем обойтись, без второго можем. На потребности, как правило, нужно меньше тратиться.

  6. Заведите копилку, попросите родителей завести Вам банковскую карту или открыть банковский счёт и регулярно кладите туда деньги. Пусть они будут для Вас неприкосновенны, как бы велик ни был соблазн.

  7. Если у Вас появилось желание купить очень дорогую вещь, попробуйте найти более дешёвую альтернативу или, если Вы не нашли таковую, начинайте потихоньку, без ущерба для себя, откладывать каждый месяц небольшую сумму для её покупки.

  8. В копилку можно откладывать и сдачу от своих покупок. Таким образом, незаметно для себя,  Вы накопите средства для своих покупок.

  9. Прежде чем идти в магазин, следует составить список покупок, чтобы не накупить лишнего, и чётко следовать ему.

  10.  Помните, что деньги тяжело достаются: нужно работать (как делают Ваши родители), и поэтому старайтесь бережно к ним относиться.

Ну, вот и всё, ребята. Подведем итоги нашего мероприятия: что Вы узнали сегодня? Что было для Вас полезным?  (Дети высказываются). Спасибо, ребята. Надеюсь, Вы будете использовать полученную информацию в своей дальнейшей жизни и научитесь грамотно распоряжаться деньгами, что поможет Вам в будущем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!